Конспект НОД " Кто в теремочке живёт?"
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Развитие математических способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_v_teremochke_zhivyot.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие математических способностей детей  и закрепление  представлений  о форме, количестве, величине, цвете.

 Задачи:

  1. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и понятиях «один - много- ни одного», «большой- средний-        маленький», «узкий- широкий».  
  2. Формировать умение составлять цепочку из геометрических фигур по заданному образцу.
  3. Совершенствовать умение выделять свойства фигур (цвет, форма, величина).
  4. Развивать логическое мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
  5. Повышать речевую активность детей, развивать умение отвечать на вопросы.
  6. Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с героями сказки.
  7. Воспитывать отзывчивость, желание и привычку думать, трудиться.

Организация детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, конструирование.

Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей: игровая (игры с персонажами, сюрпризный момент, дидактические игры  «Посади овощи на грядку», «Развесим белье», «Помоги сравнить компот», развивающие игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», квадрат Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера), коммуникативная (беседа, загадка, вопросы),  познавательно – исследовательская (рассуждения,  сравнения, пояснения).

 Пособия и материалы:

                       Демонстрационные:

  • настольный театр «Теремок»;
  • панно «Теремок» с изображениями зверей в окошках;
  • изображения трёх разных по размеру кастрюль;
  • карточки с изображением узкой и широкой полос – «грядок»;
  • схемы построек к развивающим играм;

Раздаточные:

  • карточки с изображением фруктов разного размера;
  • карточки с изображением маек, на майках нарисованы предметы геометрической формы;
  • муляжи морковок и капусты;
  • наборы развивающих игр «Блоки Дьенеша», «Сложи узор», «Двухцветный квадрат Воскобовича, «Собери квадрат», «Палочки Кюизенера»;
  • карточки (3шт.) на каждого ребёнка с изображением одной точки, много точек и пустой.

Количество детей: 15 чел.

Приёмы: занимательный сюжет, загадка, вопросы,  игры с персонажами, действия с предметами, сюрпризный момент.

Активизация словаря: узкий - широкий, длинный - короткий, большой – средний – маленький, круг, квадрат, треугольник.

Место нахождения детей и расположение пособий: стоя полукругом,  сидя за столами, врассыпную по группе,  сидя полукругом.

Ход занятия:

Этап

Организация рабочего пространства

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Вводная часть

(организацион  ный момент)

Дети стоят полукругом.

Воспитатель:

-Ребята, мы любим, когда к нам приходят гости. Сегодня мы принимаем гостей. Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро!», чтобы весь день у нас был добрым и настроение было хорошее. Давайте скажем эти волшебные слова нашим гостям.

Дети здороваются с гостями.

Вводная часть

(сюрпризный момент)

Показ персонажей зверей из сказки «Теремок» (фигурки настольного театра).

Показ панно «Теремок» с закрытыми окошками.

Воспитатель задает вопросы:

-Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Сегодня мы с вами отправимся в гости в сказку. А в какую сказку мы попадём, вы догадайтесь сами:

«В чистом поле вырос дом,

Всех зверушек спрятал он.

Дом не низок, не высок.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом.

Он залезть в него не смог.

Это сказка…(Теремок)»

Дети отвечают на вопросы.

Дети отгадывают загадку.

  Воспитатель:

-Кто в теремочке живёт?

-Кто самый маленький?

-А самый большой?

-У кого длинные уши?

-А у кого короткие хвостики?

-У кого уши круглой формы?

-Какой формы уши у лисы и волка?

-Хотите знать, чем занимаются звери в теремке?

Тогда смотрите и слушайте внимательно.

Дети перечисляют героев, отвечают на вопросы.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Основная часть

Панно «Теремок»

Дидактическая игра «Мышка варит фруктовый компот» .

Материал: изображения  3 кастрюль на мольбертах, у детей карточки с фруктами.

Воспитатель (открывая окошко на панно «Теремок»):

-Из окошка выглядывает Мышка-норушка. Она варит фруктовый компот. И яблоки есть, и груши, и персики. Сколько фруктов? А какого они размера? Чтобы удобнее было варить компот, Мышка раскладывает фрукты по своим кастрюлям.

-Поможем Мышке разложить фрукты в кастрюли по размеру: в большую кастрюлю большие фрукты, в среднюю – средние, в маленькую – маленькие.

Давайте, проверим, все ли правильно мы сделали.

-Вот мы и помогли Мышке разложить фрукты. Молодцы!

Дети отвечают на вопросы.

Дети выкладывают фрукты в подходящие кастрюли.

Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания.

Дидактическая игра «Лягушка стирает бельё».

(карточки с изображением маек, на майках нарисованы предметы геом.формы)

Воспитатель (открывая второе окошко):

-Из этого окошка выглядывает Лягушка-квакушка. Она стирает бельё. А мы с вами поможем развесить майки сушиться. На верхнюю верёвочку - майки Мышки-норушки с рисунком круглой формы. На среднюю – с рисунком квадратной формы. Они для Зайчика - побегайчика. На нижнюю – майки Лисички – сестрички с рисунком треугольной формы.

-Перечислите предметы, изображённые на майках у Мышки. Скажите, какой они формы? У Зайчика? У Лисички?

Дети рассматривают изображения маек с нарисованными предметами, развешивают по одной майке на нужную верёвочку.

Дети отвечают на вопросы.

Динамическая пауза

 «И Лягушка – попрыгушка

Улыбнулась: - Вот спасибо, детвора!

Я желаю вам добра!

Выходите на зарядку побыстрее, ква – ква – ква!

Ножками потопали,

Лапками похлопали.

Приседаем – раз, два, три,

Веселей на всех смотри.

 Вправо – влево наклонись.

Всем ребятам улыбнись!»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Дидактическая игра «Зайка сажает овощи на грядку» (силуэты широкой и узкой грядки из бумаги, муляжи моркови и капусты)

Воспитатель (открывая третье окошко):

-А вот и Зайка – побегайка. Решил он посадить на огороде своё лакомство – капусту и морковку. Морковь на узкую грядку, а капусту – на широкую. Пришёл в огород, и не знает, что где сажать. Помогите, ребята, Зайке.

-Какие грядки по длине? А по цвету?

-А какие по ширине?

-Как узнать, какая грядка шире? Какая уже?  

-Что для этого надо сделать?

- Подойди, Маша ,сравни грядки.

-А теперь поможем Зайчику посадить на широкую

грядку капусту, а на узкую – морковь.

-На какой грядке растёт морковь?

-А на какой грядке капуста?

Дети стоят рядом с узкой и широкой грядками на огороде

Дети рассматривают две «грядки» огорода, сравнивают по ширине методом наложения одной на другую, делают вывод.

Дети отвечают на вопросы.

Дети выбирают и выкладывают муляжи моркови и капусты на соответствующие «грядки».

Основная часть

Дидактическая игра «Лисичка собирает бусы» ( блоки Дьенеша, веревочка).

Воспитатель (открывая четвёртое окошко):

-Нас встречает Лисичка – сестричка. Лисонька бусы собирает, на себя их надевает, а потом в зеркало любуется. Она и вас научит, как можно бусы сделать. Сегодня Лисичка делает бусы из блоков, но так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы.

-Вот какие бусы у нас получились, Лисичка осталась довольной.  Молодцы, ребята!

Дети стоят полукругом.

Дети решают проблемную ситуацию,                   и каждый  по очереди  выкладывает блок на «нить»  бус, по принципу «неодинаковый по форме».

Гимнастика для глаз

 

Воспитатель:

«Бусы с вами собирали,

Глазки наши вдруг устали.

Будут глазки отдыхать,

Будем глазки закрывать.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо – влево повернём,

В сказку снова попадём».

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Основная часть

Дидактическая игра «Волчонок учится считать»  ( три карточки на каждого ребенка , на  которых изображены одна точка, много точек и одна карточка пустая)

Воспитатель (открывая пятое окошко):

- А это Волчок – серый бочок. Очень любит он всё считать: сколько компота сварит Мышка, сколько маек постирает Лягушка, сколько моркови посадит Зайка. Волчонок и для вас приготовил вопросы, но ответы на них не говорить, а показывать на карточках.

-Итак, считаем вместе с Волчонком:

-Сколько в поле теремков?

-Сколько зверей живёт в теремке?

-Сколько телефонов у Лягушки?

Сколько носиков у Волчонка?

-Сколько морковок посадил Зайчик?

-Сколько верблюдов живёт в теремке?

- Считаете, вы очень хорошо!

Дети сидят за столами, перед каждым лежат три карточки.

Дети слушают вопрос, подбирают нужную карточку, показывают воспитателю.

Дидактическая игра «Медведь строит дом».

(развивающие игры «Сложи узор», «Двухцветный квадрат Воскобовича»,  «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Собери квадрат», счётные палочки)

Воспитатель (открывая последнее окошко):

-Вот и последний герой нашей сказки - Медведь. Мишка в нашем теремке ничего не ломает. А наоборот, всё ремонтирует, всем помогает. Каждому из зверей – друзей свой небольшой домик строит. И все дома у него разные, все красивые. Он и схемы вам принёс. Попробуйте и вы построить домики, как у Медведя.

- Настоящие строители, вы очень помогли Медведю, молодцы!

Дети выбирают  вариант построения дома из предложенных развивающих игр и выкладывают самостоятельно или пользуясь схемами.

Итог НОД

Рефлексия

Оценка деятельности детей

Воспитатель:

-Вот так и живут все звери дружно, много трудятся, всем помогают, никого не обижают. Вам за помощь подарок приготовили – книжку со сказками подарили.

- А нам пора возвращаться в группу.

«Поиграли мы, позабавились!

Очень вы мне ребята понравились.

И со всеми заданиями справились».

-Давайте вспомним, в какой сказке мы побывали?

-С кем играли?

-Какие задания вам понравились, запомнились?

-С кем хотите поиграть ещё?

-До новых встреч! (Прощаемся с гостями).

Дети стоят полукругом около панно «Теремок»

Дети отвечают на вопросы, прощаются с гостями.

Список используемой литературы:

  1. Захарова И.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  2. Учебно-методический комплект   программы  «Миры детства  Доронова Т.Н., Доронов С.Г., -М.,2015
  3. Харько Т.Г., Борчанинова К.В. Развивающие игры как средство интеграции. Методические приемы, конспекты игровых ситуаций, досугов, праздников для детей 3-7 лет. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Кто, кто в Теремочке живёт?"

Образовательная область "Коммуникация". Интеграция образовательных областей: Познание, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы., решаются задачи по речевому ра...

Конспект сортивной прогулки "Кто, кто в теремочке живёт".

Воспитательные задачи:Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание учачтвовать  внём, учить детей играть вместе, не толкая и не обижая друг друга,.Учить детей сочувствовать и...

Конспект Совместной образовательной деятельности «Кто , кто в Теремочке живёт?» с использованием ТРИЗ – технологий

Совместной образовательной деятельности «Кто , кто в Теремочке живёт?»с  использованием  ТРИЗ – технологийс детьми младшего дошкольного возраста....

Конспект коллективной аппликации в средней группе на тему: "Сказочные теремочки для лесных жителей"

Цель: Развивать интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....

Конспект занятия - развлечения для детей младшей группы «Кто в теремочке живет»

Воспитывает интерес у детей к театрализованной деятельности, учит разгадывать загадки, позволяет закрепить у детей конструктивные навыки, воспитывает любовь к народным сказкам....

конспект занятия Кто в теремочке живет

Консмект занятия для детей младшей группы...