Проект на логико-математическое развитие
проект по математике (средняя группа)

Козлова Оксана Геннадьевна

Проект на логико-математическое развитие для детей средного возраста "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logiko-matematicheskoe_razvitie.docx176.71 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»

Проект

 по развитию логического мышления

« Занимательная  математика»

с детьми средней группы №1

 «Любознайки»

                                                                       


https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1064/00047d33-a06829c6/hello_html_m12d27c2b.jpg

                                                                                                                     Подготовила

воспитатель группы

 1 квалификационной категории

                                                                            Козлова Оксана    Геннадьевна.

Пояснительная записка:

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие  закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проектную деятельность "Занимательная  математика" по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

Эта работа позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Цель  работы:

 создание условий для  развития математического мышления дошкольников через игровую познавательную деятельность.

Задачи:

- создание образовательной среды, способствующей повышению уровня развития математических способностей дошкольников;

- способствовать формированию мыслительных операций, высокой  познавательной  мотивации, инициативы в деятельности и в общении;

- вовлечение родителей в образовательный процесс.

-научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;

-ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

-развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

-усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

-развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

-развитие творческих способностей.

-закрепление представлений о величине;

-развитие способности группировать предметы по цвету и величине;

-освоение способов измерения с помощью условной мерки;

  • развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
  • развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
  • Дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.
  • Учить считать по образцу и названному числу.
  • Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
  • Учить воспроизводить количество движений по названному числу.
  • Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
  • Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
  • Учить, как из неравенства сделать равенство.
  • Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
  • Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
  • Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
  • Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

В процессе работы  используются различные формы:

-Традиционные

-Комбинированные

-Практические

-Игры, конкурсы

Методы:

-Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

-Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

-Показ мультимедийных материалов

Используемые  пособия:  блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные дидактические игры, лото.

 Мною была создана развивающая математическая среда, в которую вошли: 

  • дидактические игры (сенсорные «Матрёшки», «Найди по указанным признакам», «Подбери узор», «Витрины магазина», «Сравни и подбери»; моделирующего характера «Найди по контуру», «Волшебная дощечка» , «Найди и назови»,и другие);
  • развивающие игры (блоки Дьенеша, , игры «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Точки»
  • математические развлечения (игры на плоскостное моделирование - Пифагор, Танграм,; игры-головоломки; задачи – шутки; кроссворды; ребусы; головоломки, шашки, игры-ходилки, математические фокусы).
  • Задачки на развитие логического мышления.

Эти игры учат действовать «в уме», логически мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности.

Вовлечение родителей в педагогический процесс, информирование их по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников и участие в математических праздниках заметно повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.

Деятельность распределена по разделам:

  • количество и счет;
  • ознакомление с геометрическими фигурами;
  • определение величины;
  • ориентировка во времени, пространстве;
  • решение  логических задач;

В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.

Количество и счет.

Цель раздела:   развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы.

внимание, память, логические формы мышления.

Поставленные цели реализую через следующие игры:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры  помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют  устойчивый интерес  к математическим  знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры.

В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»,

«Что общего и чем различаются фигуры»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм»,

«Пифагор».

Таким образом, проводимая работа помогает    закреплять знание  ребенка  о  геометрических фигурах  их свойствах, развивает  умение классифицировать их

по отдельным признакам и  выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

Определение величины.

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Подбери шарфик для кукол»

«Короче-длиннее»

«Подбери мебель для трех медведей»

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

Ориентировка во времени

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

В работе использую следующие дидактические игры:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

Используемые игры  способствуют развитию  ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев  и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня,  развивают чувство времени, умение определять время по часам.

Особым блоком выделяю логические задачи.

Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является  развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые  пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус   «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра»,  головоломки », Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

Планирование работы по развитию логического мышления у детей 4-5 лет

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

О
к
т
я
б
р
ь

Игра «Посчитаем с гномами»

Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

Конус. Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки»

Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству.

Игра «Фигурки спрятались»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета

Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.

Н
о
я
б
р
ь

Ориентирование в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?»

Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек».

Формировать представление о геометрических фигурах. Формировать умение находить

их  в окружающей обстановке

Игра «Архитекторы»

Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки.

Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»

Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок.

Д
е
к
а
б
р
ь

Ориентирование в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?»

Развитие наблюдательности и счет до шести.

Игра-головоломка «Пифагор»

Закреплять умения составлять фигуры из частей.

Игра «измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?»

Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.

Игра «Украсим елку бусами»

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно.

Я
н
в
а
р
ь

Игра «Сравни и заполни»

Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. фигурах.

Игра «Паспортный стол».

Углубить знания детей о геометрических фигурах.

Игра «Логические кубики»

Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства

Игра «Узнай длину ленты»

Учить: понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения.

Ф
е
в
р
а
л
ь

Игра «Танграм»

Игра «Логический поезд»

Закреплять умения составлять фигуры из частей.

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета

Игра «Палочки можно складывать»

Учить ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными.

Игра «Мозайка цифр»

Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления.

Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.

М
а
р
т

Игра «Логические кубики»

Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства

Математические задачки

Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

Игра «Архитекторы»

Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки.

Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»

Учить составлять число из двух меньших.

А
п
р
е
л
ь

Математические задачки

Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать логическое мышление

Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».

Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.

Логическая задача на цветовую последовательность

Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

Игра «Построй предметы»

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно.

М
а

й

Игра «Цвет и число», «Число и цвет»

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Развивать представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, развивать глазомер.

Математические задачки в стихах

Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

Игра «Раздели фигуры»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.

Логическая задача «Детская железная дорога»

Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста по средствам логико-математических игр"

Задачи. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности,логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Способствовать развитию познават...

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"...

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...

Проект по логико-математическому развитию «Математика повсюду, математика везде»

Актуальность:В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания ко...

Программа по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика».

Программа по дополнительной услуге по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика»....

Консультация для педагогов "Развитие логико-математического интеллекта посредствам логико-математических игр"

Консультация для педагогов "Развитие логико-математического интеллекта посредствам логико-математических игр"...