Конспект НОД по математическому развитию на тему «Незамкнутые и замкнутые линии»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Конспект НОД по математическому развитию на тему «Незамкнутые и замкнутые линии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по математическому развитию на тему «Незамкнутые и замкнутые линии»

Дата: 29.10.2019

Подготовил: Нагд-Али Юлия Игоревна

Цель: сформировать представление о замкнутых и незамкнутых линиях, тренировать умение рисовать линии

Материалы:

  • Демонстрационный: 6 карточек для составления задач, длинная веревка, образец выполнения задания, круги разного цвета, стрелки
  • Раздаточный: 
  • Карточки (по 3 шт. каждой)

1+2=3

2+1=3

3-1=2

3-2=1

  • Листы бумаги
  • Линейки и простые карандаши

Ход занятия

  1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

  • У кого из вас есть младшие братья и сестры?
  • Играете ли вы с ними?
  • Читаете ли вы сестренкам и братишкам книжки?
  • Какие книжки больше нравятся малышам – с картинками или без них?
  • Знаете ли вы, как называется человек, который рисует картинки для книг? (Художник – иллюстратор)
  • Хотите нарисовать картинки для книг, т.е. проиллюстрировать их?
  • Сможете это сделать?
  1. Актуализация знаний

Игра «Команды»

Воспитатель рассказывает, что надо нарисовать иллюстрации к 4 книгам, поэтому надо разбиться на 4 команды.

Дети подходят к столу, на котором лежат карточки с равенствами по количеству детей  надписью вниз. На группу из 12 человек карточки должны быть такими (каждой карточки по 3 штуки):

1+2=3

2+1=3

3-1=2

3-2=1

На 4 столах находятся карточки с нарисованными картинками, по которым можно составить задачу и решить одним из предложенных способов.

Каждый ребенок берет одну из карточек с равенством и ищет стол, на котором находится задача, решаемая с помощью этого равенства. Таким образом, около каждого стола должно оказаться по 3 человека. Задание проверяется у каждой команды, после чего все карточки со столов убираются.

Игра «Художники»

Воспитатель рассказывает, что одной группе художников нужно проиллюстрировать сказку про ласточек.

  • Нарисуйте туго натянутый провод, на котором любят сидеть ласточки.

Другой группе художников надо нарисовать картинки к рассказу о весне.

  • Нарисуйте тоненький весенний ручеек.

Третьей группе художников для сказки «Разные колеса» Сутеева надо нарисовать колесо.

И последней группе художников для сказки «Пых» надо нарисовать огурец.

Воспитатель уточняет, что рисунки должны быть выполнены одной линией. Команды начинают работу одновременно.  После ее окончания все работы дети приносят на один стол и рассматривают их.

  1. Затруднение в ситуации

Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и рассказывает, что выпуск книги – процесс длительный и для того, чтобы иллюстрации за это время потерялись, их нужно разложить по коробкам. На стол кладутся два листа бумаги – «коробки».

Воспитатель просит детей разложить карточки по двум коробкам, но так, чтобы в каждой коробке лежали чем-то похожие картинки, т.е.  все линии, которые нарисовали дети, надо разделить по какому-либо признаку на две части.

Как правило, дети начинают делить незамкнутые линии на прямые и кривые, поскольку геометрические фигуры не ассоциируются у детей с линиями.

Возникает затруднение, т.к. дети не знают, куда определить геометрические фигуры.

  • Сумели ли вы разложить все рисунки по коробкам? (нет)
  • Почему не смогли?
  • Что нам сейчас нужно узнать?
  1. Открытие нового знания
  • Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать?

Воспитатель начинает медленно рисовать на доске круг. Нарисовав до середины, задаю детям вопрос:

  • Что я сейчас рисую? (линию)
  • Какую линию я сейчас рисую? (кривую)
  • С помощью чего я сейчас изобразила круг? (с помощью кривой линии)
  • Покажите у этой линии начало и конец.

Дети показывают место, откуда начиналось рисование.

  • Чем линия, которую я только что нарисовала, т.е. круг, отличается от такой линии (воспитатель рисует на доске кривую незамкнутую линию)? (когда мы рисуем круг, то начинаем и заканчиваем рисовать линию в одной точке, а у кривой линии, нарисованной на доске, начало и конец находятся в разных точках)
  • Воспитатель предлагает детям еще раз попытаться разложить картинки по коробкам. Как правило, дети выполняют задание правильно, разделив линии на те, у которых начало и конец находятся в разных точках, и на те, у которых они находятся в одной точке.

Воспитатель говорит, что на коробках надо написать названия линий, чтобы потом можно было легко их найти.

  • Как бы вы назвали линию, у которой совпадают начало и конец?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель вводит новое слово – замкнутая линия.

  • Как называется линия, у которой начало и конец не совпадают? (незамкнутая)

Воспитатель делает выводы: линии, у которых начало и конец не совпадают, называются незамкнутыми. Линии, у которых начало и конец находятся в одной точке, называются замкнутыми.

  1. Физкульминутка

Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим. (Присесть) 
Дунул ветер - полетели, 
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели. (Присесть) 
Ветер снова набежал 
И листочки все поднял, (легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели 
И на землю тихо сели, (присесть)

  1. Включение нового знания в систему знаний

Воспитатель собирает детей около себя и задает им вопрос:

  • Слышали ли выражение «Сделал дело – гуляй смело»?
  • Как вы его понимаете?

После ответов детей воспитатель предлагает детям отдохнуть от проделанной работы и поиграть в веревочку.

Дети берут в руки достаточно длинную веревку, и воспитатель просит их сделать из веревки круг.

Детям предоставляется самостоятельная деятельность.  Дети выполняют задание, соединив концы веревки.

  • Что обязательно нужно было сделать, чтобы выполнить задание?
  • Какая линия у вас была сначала? (незамкнутая)
  • Какая линия у вас получилась потом? (замкнутая)
  • Чем отличаются эти линии?

После этого  дети могут сделать из веревки прямую линию, овал, кривую линию.

Работа в учебнике – тетради.

  1. Итог занятия.

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Что вы сегодня делали?
  • Какие трудности у вас возникали?
  • Как вы думаете, почему вам удалось разложить картинки по коробкам?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математическому развитию на тему "Путешествие в сказку

«Путешествие в сказку» Задачи:   Продолжать учить решать логические задачи на основе слуховой        информации.    Продолжать учи...

Конспект НОД по математическому развитию на тему "Ориентировка в простпранстве"

Задачи:  Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (относительно себя, по карте – схеме).    Закрепить навыки прямого и обратного счета от заданного числа (прямой ...

Разработка конспекта занятия по математическому развитию по теме "Знакомство с календарем"

Цель занятия: учить детей математические задачи из практической жизни на основе знаний о календаре через реализацию проекта "Рекламный календарь нашего сада" ...

Конспект занятия по математическому развитию на тему: "Ломаная, многоугольник"

Конспект занятия по математическому развитию на тему: "Ломаная, многоугольник"...

Конспект ООД по математическому развитию на тему «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠ » для детей 5-6 лет

Конспект ООД по математическому развитию на тему «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠ » для детей 5-6 лет...

Конспект ООД по математическому развитию на тему "Измерение длины"

Конспект ООД по математическому развитию на тему "Измерение длины"...

Конспект ООД по математическому развитию на тему "Проказы матушки-зимы"

продолжать расширять математические представления у детей старшего дошкольного возраста...