Конспект НОД по математическому развитию на тему "Путешествие в сказку
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Дюжина Татьяна Валерьевна

«Путешествие в сказку»

 

Задачи:  

  • Продолжать учить решать логические задачи на основе слуховой   

     информации.    

  • Продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, воспроизводить количество движений по названному числу. 
  • Закрепить знание геометрических фигур, знание цвета и формы.  
  • Упражнять в порядковом счете.
  • Совершенствовать умение ориентироваться на заданной местности.  
  • Развивать логическое мышление. 
  • Повышать двигательную активность детей путем использования двигательных игровых навыков.    
  • Формировать умение рисовать художественную композицию, добавлять недостающие детали, развивать фантазию и цветовое восприятие.
  • Учить размешивать краску в палитре для достижения более светлого оттенка. 
  • Совершенствовать умение рисовать концом кисти и всей кистью в одном направлении, и один раз.
  • Воспитывать умение работать самостоятельно.                   

 

Материал и оборудование: 

  • Мяч, карточки с рисунками, карточки с цифрами, воздушные шарики,   

     конструктор, обручи.    

  • Листы бумаги А – 4, акварельные краски, кисти, салфетки, палитра, вода.    

 

Технологии: 

  • Технология сохранения и стимулирования здоровья, технология обучения  

     ЗОЖ, информационно-коммуникативная технология, деятельностная   

     технология, личностно-ориентированная технология.

 

Предварительная работа:  

  • Решение логических задач, прямой и обратный счет, работа по схемам (блоки Дьенеша), состав числа из двух меньших. 
  • Рассказывание сказки «Три поросенка», рисование простым карандашом

     набросков.

 

 

Ход               

Сюжет – завязка:

Воспитатель: - Ребята, я вас приглашаю сегодня в увлекательное путешествие по стране сказок. Послушайте начало сказки и отгадайте, что это за сказка. Жили были три веселых брата, и звали их Нуф – Нуф, Наф – Наф, и Ниф – Ниф.  

Дети: «Три поросенка».  

Воспитатель: - Правильно, а что с ними случилось?

Дети: - Их чуть было не съел волк.   

Воспитатель: - А ведь волк прислал нам письмо, сейчас я его вам прочитаю: «Дорогие детки, если вы не выполните мое задание, то я съем ваших глупых поросят, а потом доберусь и до вас, посылаю вам свое задание». 

Воспитатель: - Ребятки, нам придется помочь нашим поросятам. Вы готовы? 

Дети: - Да. 

Воспитатель: - Тогда читаю первое задание. Отгадайте, в каких еще сказках присутствуют цифры?

Дети: - «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Три медведя».

Воспитатель: - Молодцы, второе задание, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Назови число» (воспитатель кидает мяч и ребенок должен назвать число, например: любое число больше 5, ниже 4, больше двух и т.д.).   

Воспитатель: - Задание третье. Волк требует назвать, какие домики были у поросят и нарисовать их.    

Дети: - Первый домик – из соломы, второй из веток, а третий – из камней.    

Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю разделиться на две команды. Первая команда будет рисовать домики для поросят. Давайте вспомним, какого цвета у нас будут домики? 

Дети: - Из соломы будет желтый. Из веток будет коричневый. А из камня будет темно – коричневый или красный, как из кирпича.   

Воспитатель: - Напоминаю, рисуем сначала концом кисти контур домика и окошко, прорисовываем контур соломы, камня, веток, краска для этого должна быть яркой и насыщенной. Затем после того, как краска подсохла, продолжаем закрашивать домик. Для этого мы используем более нежные оттенки тех же самых цветов, мы разводим краску на палитре. Для того, что бы получилась художественная композиция, мы нарисуем осенние деревья, небо, облака. Можно приступать к работе. 

Воспитатель: - Ну а вам, ребята, я предлагаю продолжить выполнение заданий. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам придумал Волк (воспитатель достает карточки, на которых нарисованы елочки, бабочки, точки, дети выполняют соответствующие движения): сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. Сколько елочек?

Дети: - Семь!     

Воспитатель: - Покажите мне цифру 7. 

Воспитатель: - Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас. 

Дети: - Пять.    

Воспитатель: - Покажите мне цифру 5.

Воспитатель: - Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. 

Дети: - Четыре.       

Воспитатель: - Покажите мне цифру 4.       

Воспитатель: - Сколько шариков у нас, столько и присядем раз. 

Дети: - Три.      

Воспитатель: - Покажите мне цифру 3.

Воспитатель: Молодцы, еще одно задание волка выполнили. Что у нас дальше.  А дальше у нас игра «Разложи все по местам» (На полу лежат геометрические фигуры из конструктора, а рядом лежат два обруча, дети должны разобрать эти фигуры сначала по цвету, а затем по форме).           

Воспитатель: - Следующее задание будет еще сложнее.  У нас в группе спрятан, какой - то важный для Волка предмет и нам нужно его найти. Посмотрите, в обручах разложены цифры, мы должны прыгать из обруча в обруч по правилам порядкового счета, давайте посчитаем вместе 1, 2, 3, 4, 5, 6…и т. д. Находим цифры друг за другом и перепрыгиваем. 

Воспитатель: Молодцы! Но, что–то я, никакого предмета не нахожу, а вы ничего подозрительного не видите?  

Дети: - Нет.  

Воспитатель: Давайте я еще раз загляну в задание волка, оказывается, он еще и карту нам нарисовал.      

Воспитатель дает задание одному из детей на ориентировку в пространстве, другие дети наблюдают и помогают.  

Воспитатель: - Ну что, нашли загадочный предмет?  

Дети: - Да.         

Воспитатель: - Ну вот, я думаю, что мы все задания выполнили. Сейчас посмотрим. Да нет, не все. Осталось еще одно задание, и оно мне кажется самое сложное, это решение задач, считаем на пальчиках. Кто правильно решил задачу, тот перебегает на другую сторону группы. Условие этого задания таково – вы должны думать и считать быстро. Приготовились? Начали.    

 

Проводится физминутка «Три медведя»  

 

Три медведя шли домой:                               (Дети шагают на месте вперевалочку)      

Папа был большой – большой,                     (Поднимают руки над головой)  

Мама с ним поменьше ростом,                     (Руки на уровне груди)   

А сынок – малютка просто,                           (Приседают)           

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,                                 (Имитируют движения)  

Дзинь – дзинь, дзинь – дзинь!             

 

Подгруппы меняются местами.   

 

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось сегодняшнее наше путешествие?  

Дети:- Да, понравилось.  

Воспитатель: - А что понравилось больше всего? Какое задание Волка вым понравилось? А еще, какие задания мы выполняли? Молодцы, теперь мы спасли наших поросят!  

 

Проводится выставка работ.

  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в сказку»

Задачи:  

  • Продолжать учить решать логические задачи на основе слуховой    

     информации.    

  • Продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, воспроизводить количество движений по названному числу.  
  • Закрепить знание геометрических фигур, знание цвета и формы.  
  • Упражнять в порядковом счете.
  • Совершенствовать умение ориентироваться на заданной местности.  
  • Развивать логическое мышление.  
  • Повышать двигательную активность детей путем использования двигательных игровых навыков.    
  • Формировать умение рисовать художественную композицию, добавлять недостающие детали, развивать фантазию и цветовое восприятие.
  • Учить размешивать краску в палитре для достижения более светлого оттенка.  
  • Совершенствовать умение рисовать концом кисти и всей кистью в одном направлении, и один раз.
  • Воспитывать умение работать самостоятельно.                    

Материал и оборудование:  

  • Мяч, карточки с рисунками, карточки с цифрами, воздушные шарики,    

     конструктор, обручи.    

  • Листы бумаги А – 4, акварельные краски, кисти, салфетки, палитра, вода.    

Технологии:  

  • Технология сохранения и стимулирования здоровья, технология обучения  

     ЗОЖ, информационно-коммуникативная технология, деятельностная    

     технология, личностно-ориентированная технология.

Предварительная работа:  

  • Решение логических задач, прямой и обратный счет, работа по схемам (блоки Дьенеша), состав числа из двух меньших.  
  • Рассказывание сказки «Три поросенка», рисование простым карандашом

     набросков.

Ход                

Сюжет – завязка:

Воспитатель: - Ребята, я вас приглашаю сегодня в увлекательное путешествие по стране сказок. Послушайте начало сказки и отгадайте, что это за сказка. Жили были три веселых брата, и звали их Нуф – Нуф, Наф – Наф, и Ниф – Ниф.  

Дети: «Три поросенка».  

Воспитатель: - Правильно, а что с ними случилось?

Дети: - Их чуть было не съел волк.    

Воспитатель: - А ведь волк прислал нам письмо, сейчас я его вам прочитаю: «Дорогие детки, если вы не выполните мое задание, то я съем ваших глупых поросят, а потом доберусь и до вас, посылаю вам свое задание».  

Воспитатель: - Ребятки, нам придется помочь нашим поросятам. Вы готовы?  

Дети: - Да.  

Воспитатель: - Тогда читаю первое задание. Отгадайте, в каких еще сказках присутствуют цифры?

Дети: - «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Три медведя».

Воспитатель: - Молодцы, второе задание, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Назови число» (воспитатель кидает мяч и ребенок должен назвать число, например: любое число больше 5, ниже 4, больше двух и т.д.).    

Воспитатель: - Задание третье. Волк требует назвать, какие домики были у поросят и нарисовать их.    

Дети: - Первый домик – из соломы, второй из веток, а третий – из камней.    

Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю разделиться на две команды. Первая команда будет рисовать домики для поросят. Давайте вспомним, какого цвета у нас будут домики?  

Дети: - Из соломы будет желтый. Из веток будет коричневый. А из камня будет темно – коричневый или красный, как из кирпича.    

Воспитатель: - Напоминаю, рисуем сначала концом кисти контур домика и окошко, прорисовываем контур соломы, камня, веток, краска для этого должна быть яркой и насыщенной. Затем после того, как краска подсохла, продолжаем закрашивать домик. Для этого мы используем более нежные оттенки тех же самых цветов, мы разводим краску на палитре. Для того, что бы получилась художественная композиция, мы нарисуем осенние деревья, небо, облака. Можно приступать к работе.  

Воспитатель: - Ну а вам, ребята, я предлагаю продолжить выполнение заданий. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам придумал Волк (воспитатель достает карточки, на которых нарисованы елочки, бабочки, точки, дети выполняют соответствующие движения): сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. Сколько елочек?

Дети: - Семь!    

Воспитатель: - Покажите мне цифру 7.  

Воспитатель: - Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.  

Дети: - Пять.    

Воспитатель: - Покажите мне цифру 5.

Воспитатель: - Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.  

Дети: - Четыре.      

Воспитатель: - Покажите мне цифру 4.      

Воспитатель: - Сколько шариков у нас, столько и присядем раз.  

Дети: - Три.      

Воспитатель: - Покажите мне цифру 3.

Воспитатель: Молодцы, еще одно задание волка выполнили. Что у нас дальше.  А дальше у нас игра «Разложи все по местам» (На полу лежат геометрические фигуры из конструктора, а рядом лежат два обруча, дети должны разобрать эти фигуры сначала по цвету, а затем по форме).            

Воспитатель: - Следующее задание будет еще сложнее.  У нас в группе спрятан, какой - то важный для Волка предмет и нам нужно его найти. Посмотрите, в обручах разложены цифры, мы должны прыгать из обруча в обруч по правилам порядкового счета, давайте посчитаем вместе 1, 2, 3, 4, 5, 6…и т. д. Находим цифры друг за другом и перепрыгиваем.  

Воспитатель: Молодцы! Но, что–то я, никакого предмета не нахожу, а вы ничего подозрительного не видите?  

Дети: - Нет.  

Воспитатель: Давайте я еще раз загляну в задание волка, оказывается, он еще и карту нам нарисовал.      

Воспитатель дает задание одному из детей на ориентировку в пространстве, другие дети наблюдают и помогают.  

Воспитатель: - Ну что, нашли загадочный предмет?  

Дети: - Да.        

Воспитатель: - Ну вот, я думаю, что мы все задания выполнили. Сейчас посмотрим. Да нет, не все. Осталось еще одно задание, и оно мне кажется самое сложное, это решение задач, считаем на пальчиках. Кто правильно решил задачу, тот перебегает на другую сторону группы. Условие этого задания таково – вы должны думать и считать быстро. Приготовились? Начали.    

Проводится физминутка «Три медведя»  

 

Три медведя шли домой:                               (Дети шагают на месте вперевалочку)      

Папа был большой – большой,                     (Поднимают руки над головой)  

Мама с ним поменьше ростом,                     (Руки на уровне груди)    

А сынок – малютка просто,                           (Приседают)            

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,                                 (Имитируют движения)  

Дзинь – дзинь, дзинь – дзинь!              

Подгруппы меняются местами.    

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось сегодняшнее наше путешествие?  

Дети:- Да, понравилось.  

Воспитатель: - А что понравилось больше всего? Какое задание Волка вым понравилось? А еще, какие задания мы выполняли? Молодцы, теперь мы спасли наших поросят!  

Проводится выставка работ.

   

               

        

Тема: «Ракеты и кометы».    

(аппликация)    

Задачи:      

  • Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой – нос ракеты, маленькие крылья).  
  • Продолжать учить правильно, пользоваться ножницами.  
  • Совершенствовать обрывную технику.  
  • Развивать творческое воображение и фантазию.  
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.    

Предварительная работа:  

  • Рассматривание изображений ночного неба.  
  • Беседа о космосе, знакомство с явлениями контраста (день и ночь, черное и белое).  
  • Конструирование ракет из деталей конструктора.  
  • Закрепление представлений о геометрических фигурах.    

Материал:  

  • Листы бумаги темно – синего цвета, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки,  

     салфетки.            

Ход занятия

Организационный момент:  

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю в волшебную страну космонавтики. Посмотрите, какие необычные предметы окружают нас. Как вы думаете, что это за предметы?  

Дети: Это космические ракеты.

Воспитатель: А еще, что вы видите?  

Дети: Солнце, планеты, космические аппараты.    

Воспитатель: Ребята, а кто еще может жить в космосе?  

Дети: Пришельцы, инопланетяне.    

Воспитатель: Посмотрите, какой формы у них  корабли?  

Дети: Круглой и овальной.  

Воспитатель: А какой формы наши планеты?  

Дети: Круглые.  

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать космонавтами?  

Дети: Да.  

Воспитатель: Как вы думаете, что для этого надо?    

Дети: Быть сильными, выносливыми, умными, дружными.  

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение:    

Мне бы надо, очень надо

Космонавтом смелым стать.

Мне бы надо, очень надо

К двум Медведицам слетать!

Если силы наберу,

Заверну я на Луну,

И к веселым марсианам

Непременно загляну!

Мама шлем уже купила,

Скоро к звездам полечу.

Ем и кашу, и морковку,

Если даже не хочу.    

Давайте мы с вами сегодня станем космонавтами (воспитатель показывает детям образец). Скажите, из каких геометрических фигур состоит наша ракета?      

Дети: Из квадрата, треугольников, кружочков, полосок.

Воспитатель: Я сейчас вам расскажу, как мы будем делать наши ракеты. Сначала разрезаем цветную бумагу на полоски неправильной неровной формы и составляем из них «хвост» ракеты, полоски могут быть разного цвета. Наклеиваем их не наглухо, а лишь в нескольких местах (нанося клей отдельными точками), чтобы хвост ракеты свисал и «шевелился».  Обрываем кусочки разной формы и приклеиваем их к «хвосту» ракеты и получился эффект дыма. Затем приклеиваем первый квадрат – это основание ракеты. Берем второй квадрат, разрезаем его по диагонали и один треугольник приклеиваем к квадрату – это голова ракеты, а второй треугольник разрезаем на две части и приклеиваем их по бокам  – это крылья ракеты. В центре ракеты приклеиваем кружок, получился иллюминатор. Наша ракета готова. Разрываем бумагу на кусочки мелкие и крупные, наклеиваем на фон – «ночное небо» - это будет солнечная система с планетами и звездами.  Теперь вы можете приступать к работе.  

        Воспитатель следит за процессом работы.  

        Игра «Летает – не летает».    

        Работы выставляются на выставку.  

 

Тема: «Салют Победы»    

(рисование)        

Задачи:    

  • Дать детям представление о празднике «День Победы», о его значении в жизни  

     каждого человека.   

  • Продолжать знакомить детей с техникой рисования на сыром листе бумаги.  
  • Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа.    
  • Развивать воображение и фантазию.  
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости.            

Материал:    

  • Листы формата А4, акварельные краски, кисти, поролоновые губки, салфетки,    

     вода.    

  • Фотоальбом «Великая Отечественная Война».      

Предварительная работа:  

  • Чтение рассказа С. Алексеева «Парад Победы».  
  • Рассматривание фотоальбома «Великая Отечественная Война».  
  • Беседа с детьми о Великой Отечественной Войне.                          

Ход занятия

Организационный момент: В групповой комнате оборудована фотовыставка. Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю на экскурсию. Мы с вами сегодня побываем в «Музее боевой славы». Посмотрите на эти иллюстрации. О чем они нам рассказывают?    

Дети: О Великой Отечественной Войне.    

Воспитатель: Я вам вчера читала рассказ «Парад Победы». Вы рассматривайте иллюстрации, а я вам немножко напомню содержание рассказа. Кто напал на нашу Родину?  

Дети: Фашисты.  

Воспитатель: Какое зло причинили фашисты нашему народу?    

Дети: Они убивали, мучили, брали в плен, рушили города и села.  

Воспитатель: А что сделали наши герои – освободители?  

Дети: Они освободили нашу Родину от врагов.  

Воспитатель: Правильно, поэтому Великая Отечественная война называется освободительной. Посмотрите, какая боевая техника использовалась на войне?    

Дети: Самолеты, танки.  

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что было бы с нами, если бы нас не освободили бы от фашистов?  

Дети: Нас бы убили, взяли в плен.    

Воспитатель: Вот поэтому мы чтим наших героев – освободителей и каждый год отмечаем праздник День Победы. Каждый год во всех городах России проходит великий Парад Победы. Победа отдается в сердце каждого человека. А вечером раздаются залпы салюта:    

Смотрит Света сквозь стекло, -

На дворе светлым – светло.

Поздний вечер за окном,

А кругом

Светло, как днем!

Это в небо голубое

В честь Победы пушки бьют,

И звучит над всей страною

Майский праздничный салют.

Над домами,

Над садами

Песня звонкая слышна.

Разноцветными огнями

Вся Москва озарена.

Длиннохвостые ракеты

Отражаются в реке

И за улицами где – то

Исчезают вдалеке.

Пушки радостно грохочут, -

Света вовсе спать не хочет,

Только жаль, что пять минут

Продолжается салют!    

Воспитатель: Ребята, а вы видели праздничный салют? А давайте, мы его изобразим в наших с вами работах. Нам нужно тонировать наши листы бумаги. Какие цвета мы можем использовать?  

Дети: Синий, розовый, черный, серый.      

Воспитатель: А какие цвета мы будем использовать для салюта?  

Дети: Яркие, красочные.

Воспитатель: Берем поролоновую губку и с помощью акварельной краски тонируем листы. Затем берем кисть, макаем ее в краску и слегка дотрагиваемся до мокрого листа. И после этого даем высохнуть.    

1 подгруппа рисует салют, а вторая рисует военные самолеты цветными карандашами, при этом используя трафареты.  

Воспитатель контролирует процесс работы.    

В конце занятия поводится выставка работ.

Тема: «Тонет – не тонет».    

Задачи:    

  • Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство со  

     свойствами различных материалов.    

  • Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит  не от размера предмета, а от его тяжести.    
  • Развивать логическое мышление и умение анализировать и делать выводы.    

Материал:  

  • Большой и маленький камень, шишка и скорлупа грецкого ореха, шарики    

     воздушный и резиновый, гайка и шуруп.    

Район исследования: групповая комната. Эксперимент проводился 16.02.2011.  

Участники эксперимента дети средней группы: Ксения Иконникова, Данил Эрлих, Иван Рогов, Иван Лялин, Лиза Сулим, Алиса Маркова, Даша Токарева, Артем Бархян, Гриша Постников.  

Ход эксперимента        

        На столе стоит таз с водой и разложены все предметы, необходимые для эксперимента.    

Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на все эти предметы и попробуйте отгадать, все ли эти предметы могут плавать?  

Дети выдвигают гипотезы:      

  • Если воздушный шарик поместить в воду, то…  
  • Резиновый шарик не утонет, потому, что…  
  • Камень утонет, потому, что…  
  • Камешек утонет, потому, что…  
  • Если скорлупу грецкого ореха опустить на воду, то…  
  • Шишка утонет, потому, что она…  
  • Гайка и шуруп утонут, потому, что они…        

Воспитатель: Давайте мы с вами проверим, какие предметы умеют плавать?  Вот у меня два шарика. Что вы можете о них сказать?  

Дети: Они резиновые. Один шарик большой, легкий, воздушный, а другой маленький, твердый, тяжелый.  

Воспитатель: Если я их опущу в воду, что произойдет?  

Дети: Они не утонут.  

Воспитатель: Я опускаю в воду оба шарика. Посмотрите, что произошло?  

Дети: Воздушный шарик плавает, а резиновый утонул.  

Воспитатель: У меня два камешка, посмотрите и расскажите мне о них.  

Дети: Они твердые, твердые, тяжелые, один камень большой, а другой маленький.  

Воспитатель: Если я их опущу в воду, что произойдет?  

Дети: Они утонут.  

Воспитатель: Давайте проверим. Правильно, они утонули.  

Воспитатель: Затем берем скорлупу грецкого ореха и шишку. Что вы можете о них сказать?  

Дети: Скорлупа твердая, легкая маленькая, а шишка мягкая, большая, легкая.  

Воспитатель: Если мы их опустим в воду, будут они плавать или нет?  

Дети: Скорлупа грецкого ореха будет плавать, а шишка утонет.  

Воспитатель: Давайте проверим: И скорлупа, и шишка плавают.  

Воспитатель: И у нас остались еще два участника эксперимента – это гайка и шуруп.  

Как вы думаете, могут они плавать или нет?

Дети: Нет.  

Воспитатель: Проверяем, они утонули.    

   

Опровержение или подтверждение гипотез:  

  • Воздушный шарик не утонул, потому, что он легкий, в нем есть воздух. И поэтому он умеет плавать (В.Рогов).    
  • Резиновый шарик утонул, он хоть и маленький, но тяжелый и в нем нет воздуха (Д.Эрлих).    
  • Камни утонут, потому, что они тяжелые (К.Иконникова).  
  • Скорлупа грецкого ореха не утонула, потому, что она легкая и похожа на лодочку (Л.Сулим).  
  • Шишка не утонула, она легкая, внутри нее есть воздух (В.Лялин)  
  • Гайка утонула, потому, что она железная и тяжелая (Д.Эрлих).      
  • Шуруп  утонул, так как он железный (Д.Токарева).    

Вывод: Плавучесть предмета зависит не от размера, а от его тяжести. Если предмет легкий, вода держит его на поверхности и предмет не тонет, а если предмет тяжелый, он давит на воду и она его удержать не может, и тогда предмет тонет.

       

Тема: «Воздух повсюду».  

Задачи:  

  • Расширять представление детей об окружающем мире, через знакомство  

     со свойствами воздуха.  

  • Помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.  
  • Развивать умение мыслить логически и делать выводы.    

Материал:    

  • Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы  

             бумаги.    

Район исследования: групповая комната. Эксперимент проводился 28.04.2011.

Участники эксперимента: дети средней группы.                        

Ход эксперимента      

На столе заранее приготовлен таз с водой и предметы необходимые для эксперимента.  

Воспитатель: Ребята, давайте я вам загадаю загадку, а вы попробуете отгадать:  

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.  

Дети: Это воздух.  

Воспитатель: Ребята, перед вами разложены предметы и с помощью этих предметов мы должны определить окружает нас воздух, видим ли мы его?

Дети выдвигают гипотезы:  

  • Воздух есть везде, потому, что мы…  
  • В пластмассовой бутылке воздуха нет, потому, что…  
  • Если воздушный шарик надуть, то…    
  • Если воздушный шарик сдуть, то…  

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Почувствуй воздух». Возьмем листок бумаги и помашем им возле своего лица. Что мы чувствуем?    

Дети: Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.  

Воспитатель: А теперь проверим, есть ли в пустой пластмассовой бутылке воздух?  

Возьмем бутылку и опустим ее в таз с водой так, чтобы она начала заполняться, что происходит?  

Дети: Из горлышка бутылки выходят пузырьки.    

Воспитатель: Посмотрите на новый воздушный шарик, какой он?

Дети: Он маленький, летать не умеет.  

Воспитатель: А если мы его надуем?  

Дети: Он станет большим, легким и сумеет летать.    

Опровержение или подтверждение гипотез:  

  • Воздух мы не видим, но он есть везде. Мы им дышим. Он нужен растениям и животным. Он нужен всем (С.Золотова).  
  • Пластмассовая бутылка не пустая, она наполнена воздухом, потому, что когда мы ее опускаем в воду, выходят пузырьки, это выходит воздух (В.Рогов).    
  • Если воздушный шарик надуть, то он будет легкий и сможет летать (П. Дарчинян).  
  • Если воздушный шарик сдуть, то воздух выйдет  и шарик упадет на землю (Д.Эрлих).    

Вывод: Воздух невидим, но окружает нас везде и повсюду. Мы дышим воздухом, он заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

     

   

Тема: «Поймай солнышко».  

Задачи:    

  • Дать детям представление о зеркале и свойствах зеркала отражать.  
  • Дать детям представление о том, что погодные условия влияют на свойства    

     зеркала.  

  • Развивать наблюдательность и умение анализировать и делать выводы.    

Материал:    

  • Зеркала, фольга, прозрачное стекло.    

Район исследования: площадка для прогулок. Эксперимент проводился 18.05.2011.  

Участники эксперимента: дети средней группы.    

Ход эксперимента    

На столике заранее приготовлены предметы необходимые для эксперимента.  

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать:    

Я всегда со светом дружен

Если солнышко в окне

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене!

Маленькие зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком

Пусть бегут ко мне.    

Дети: Это солнечные зайчики.  

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к столику и посмотрим на предметы, которые лежат на столе. Как вы думаете, можно при помощи этих предметов пускать «солнечных зайчиков»?  

Дети рассматривают и выдвигают гипотезы.  

  • При помощи фольги можно, потому что…    
  • Если на стекло попадет солнечный свет, то…  
  • Если взять зеркало и правильно его направить, то…      

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, погодные условия влияют на наш эксперимент?    

Гипотеза:  

  • Если идет дождь и на улице пасмурно, то…    

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стекло, что вы можете мне сказать о нем?

Дети: Стекло тонкое, прозрачное, гладкое, не блестит, не мнется.

Воспитатель: Давайте мы с вами проверим, сейчас солнышко спряталось за тучи, берем стекло и направляем его на стенку веранды?  

Дети: Не получается.    

Воспитатель: Расскажите мне о фольге, какая она?  

Дети: Фольга тонкая, не прозрачная, не гладкая, блестит, мнется.

Воспитатель: Давайте направим фольгу, что мы видим?  

Дети: Снова не получается.      

Воспитатель: Ребята, расскажите мне о зеркале, какое оно?  

Дети: Зеркало тонкое, не прозрачное, блестит, отражает предметы, не мнется.

Воспитатель: А если попробовать зеркало?  

Дети: Нет, ничего не выходит.  

Воспитатель: Ребята, посмотрите, солнышко выглянуло, будем пробовать. Берем фольгу, направляем, что мы видим?  

Дети: Ничего.  

Воспитатель: А теперь берем прозрачное стекло, направляем, получилось?  

Дети: Нет.  

Воспитатель: А если попробовать зеркало?  

Дети: Ура, получилось!  

Опровержение или подтверждение гипотез:  

  • Фольга блестит, но не отражает солнечный  свет (К.Иконникова).  
  • Стекло прозрачное, у него нет такого покрытия как у зеркала, поэтому оно не отражает и «солнечные зайчики» не получаются (Д.Эрлих).  
  • Зеркало с одной стороны покрыто специальной краской и поэтому оно умеет отражать (С.Золотова).  
  • Для того, что бы пускать «солнечных зайчиков» нужно солнышко, а когда его нет, то и «зайчиков» нет (А.Наумов).          

Вывод: Для того, что бы получились «солнечные зайчики», необходимы определенные погодные условия, т.и солнце. А получаются они благодаря свойству зеркала – отражать. Зеркало имеет специальное покрытие, которое способствукт эффекту отражения.

Resource id #6234

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развитие : " Математическая сказка"

Тема: «Математическая сказка». Цель: создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенносте...

Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет «Математическая сказка»

Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет«Математическая сказка»...

Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.П...

Конспект НОД по математическому развитию: «В гостях у сказки «Маша и медведь»», средняя группа.

данный материал будет полезен воспитателям детских садов по формированию элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей по математическому развитию в средней группе по теме «Математическая сказка Репка»

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей по математическому развитию в средней группе по теме «Математическая сказка Репка»  Автор конспек...