ПРОЕКТ «Шахматный калейдоскоп»
проект по математике

Вялова Елена Анатольевна

ПРОЕКТ  «ШАХМАТНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shahmatnyy_kaleydoskop_2019.docx817.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

ПРОЕКТ

«ШАХМАТНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Обучение игре в шахматы цена в Украине Заказать обучение игре в шахматы Украина недорого у 4 компаний AllBiz

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2018 – 2019 учебный год

         

                Автор-разработчик:

                Вялова Е.А.

                воспитатель,

                высшая категория

               

МУРАВЛЕНКО 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

2

Введение

3

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка (актуальность, новизна)

3

1.2.

Цели и задачи реализации проекта

4

1.3

Ожидаемые результаты реализации проекта

4

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4

2.1.

Участники Проекта

4

2.2.

Сроки и этапы реализации проекты

4

2.3

Виды деятельности, формы, способы реализации проекта

5

2.4.

План мероприятий по реализации проекта

5

3.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-технические условия реализации Проекта

6

4

Список использованной литературы

6

ПРИЛОЖЕНИЕ

7

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Шахматный калейдоскоп

Вид проекта

Познавательно  - игровой

Участники проекта

Дети, родители, педагоги

Сроки реализации проекта

1 учебный год

Цели и задачи проекта

Цель: Познакомить дошкольников с миром шахмат, прививать интерес к игре. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через организацию игровой деятельности по обучению детей игре в шахматы.

Задачи: 

- Расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность воспитанников.

 - Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическую память и мышление, развивать наблюдательность и внимание.

 - Воспитывать у воспитанников настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах; стойкий характер; развивать коммуникативные качества. 

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный: (сентябрь 2018-ноябрь 2018) Изучение литературы по теме.

Подготовка консультация для родителей.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал.

Сбор  информации о шахматах, изучение книг и энциклопедий

Второй этап - внедренческий: (декабрь 2018 –март 2019)  Апробация содержания долгосрочного проекта «Шахматный калейдоскоп»». Проведение мероприятий в группе. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап - обобщающий: (март 2019 – апрель 2019)  

Подготовка отчета о реализации проекта, публикации в СМИ и на сайте.

Результаты проекта

Создание «Шахматного уголка» (куда вошли собрание книг о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах).

Представление результатов проекта

Трансляция педагогического проекта на официальном сайте дошкольного учреждения, презентация проекта на конкурсах различного уровня.

 

2

Введение

  Все малыши в дошкольном детстве проявляют способности в пении, танцах, рисовании и лепке. Но однажды возник вопрос: «А можно ли обучать дошколят игре в шахматы?» Проанализировав историю шахмат, убедились – многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров в 6-ти летнем возрасте.

Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни. Ведь согласитесь, без концентрации внимания, хорошего логического мышления, долговременной и оперативной памяти и самое главное без принятия решения нельзя представить себе качественную шахматную партию. Во время занятий шахматами у ребёнка развивается всё это, и в последствии у него появляется возможность использовать эти навыки в повседневной жизни. Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами и правилами. Игра является «королевским инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Актуальность: Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами.  Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир. Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Организация занятий шахматами в детском саду позволит решить  комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.  Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Новизна: Возможность раннего обучения игре в шахматы в непринуждённой игровой форме с использованием интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного учреждения.

3

  1. Цели и задачи реализации проекта.

Цель: Познакомить дошкольников с миром шахмат, прививать интерес к игре. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через организацию игровой деятельности по обучению детей игре в шахматы.

Задачи:

- Расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность воспитанников.

 - Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическую память и мышление, развивать наблюдательность и внимание.

 - Воспитывать у воспитанников настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах; стойкий характер; развивать коммуникативные качества.  

1.3.    Ожидаемые результаты реализации проекта.

Дети:  Улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья;

расширить кругозор,  путём введения определённых слов спортивной лексики в практику общения;

Ориентироваться на шахматной доске: перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

повысить интерес к игре в шахматы, которая  помогает стать  более  уверенными в себе, целеустремленными;

развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание;

Родители:  Улучшить психологический климат в семье, на основе формирования единства интересов, всех ее членов; повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; приобщать своих детей к занятиям спортом.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Участники Проекта: дети, родители, педагоги.
  2. Сроки и этапы реализации проекты

Длительность проекта:  1 учебный  год  

Первый этап – подготовительный:  (сентябрь 2018-ноябрь 2018)

Изучение литературы по теме.

Подготовка консультация для родителей.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал.

Сбор  информации о шахматах, изучение книг и энциклопедий.

Второй этап – внедренческий:  (декабрь 2018 –март 2019)

Апробация содержания долгосрочного проекта «Шахматный калейдоскоп»». Проведение мероприятий в группе. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап – обобщающий: (март 2019 – апрель 2019)

Подготовка отчета о реализации проекта, публикации в СМИ и на сайте.

4

2.3        Виды деятельности, формы, способы реализации проекта

При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:

  • беседы,
  • дидактические игры,
  • компьютерные и интерактивные игры,
  • художественно — творческая деятельность,
  • чтение сказок и книг о шахматах,
  • просмотр энциклопедий о шахматах,
  • разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
  • консультации для родителей,
  • домашние задания для совместных занятий с детьми дома.

2.4  План мероприятий по реализации проекта

Сроки реализации

Мероприятия

Сентябрь - Октябрь

 - Знакомство  в игровой форме с историей шахмат и Шахматным королевством.

 - Презентация «Шахматное королевство».

 - Просмотр мультфильма «Смешарики в мире шахмат».

 - Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте».

 - Чтение сказки  «В шахматном королевстве».

 - Знакомство с шахматной доской.

Ноябрь

 - Конкурс рисунков «В шахматном королевстве».

 - Знакомство с шахматными фигурами («Волшебный мешок с шахматными фигурами», «Четвертый лишний», « Шахматная матрешка», «Шахматные пирамидки», «Разрезные шахматные картинки»).

 - Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией.

Декабрь

 - Презентация «Великие гроссмейстеры».

 - Памятки для родителей «Шах и мат», «Шахматные задачки».

 - Знакомство с правилами игры.

 - Формировать представления о шахматных фигурах, о начальном их положении на доске и их ходах.

 - Анкетирование с родителями «Кто играет в шахматы?»

Январь - Февраль

 - Продолжать формировать представления о шахматных фигурах, о начальном их положении на доске и их ходах.

 - Шахматный турнир «В шахматном королевстве».

 - Сборник стихов и загадок про шахматы (разучивание стихов про шахматные фигуры).

 Март - Апрель

 

 - Продолжать формировать представления о шахматных фигурах, о начальном их положении на доске и их ходах.

 - Шашечно – шахматный турнир « Магистр шахмат».

 - Викторина «Ответь, как в сказке, сам без подсказки».

Вывод

Дети дошкольного возраста познакомились  с историей игры в шахматы, выучили фигуры, узнали строение шахматной доски и научились правильно расставлять фигуры на ней.

Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка» (куда вошли собрание книг о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах).

Итак, цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этой интересной игрой и обогатить развивающую среду детского сада.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша главнейшая цель – прививать интерес к мудрой игре.

Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту интеллектуальную игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.        Материально-технические условия реализации проекта

    -   Компьютерное сопровождение совместной деятельности.

    -   Шахматы.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Малыши играют в шахматы / В.Г.Гришин - М. Просвещение 1991.

Тайны шахматного королевства / О.В.Закотина, Е.В.Половина – Ростов-на-Дону: Легион 2016.

Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр) / С.В. Мазаник. – СПб.: Питер, 2010.

Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.

Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.

Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

 

6

Приложение

C:\Users\1\Pictures\IMG_7180-300x174.jpg

C:\Users\1\Pictures\IMG_7181-300x203.jpg

C:\Users\1\Pictures\48120811_2204723863183421_5850211598542569472_n.jpg

7

C:\Users\1\Pictures\48359625_2204724876516653_2251459922858344448_n.jpg

C:\Users\1\Pictures\48145167_2204725309849943_1032737771225088000_n.jpg

C:\Users\1\Pictures\48266552_2204724653183342_4905832879533064192_n.jpg

C:\Users\1\Pictures\48059283_2204724379850036_2237952366676541440_n.jpg

C:\Users\1\Pictures\48362205_2204724559850018_1337703341416775680_n.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Шахматное королевство"

Проект "Шахматное королевство"...

Проект "Шахматное королевство"

Долгосрочный, познавательно - исследовательский проект в старшей группе....

Проект "Шахматный город"

Изучение дорожных знаков через организацию разных видов деятельности: игровую, поисковую, продуктивную....

Проект: «Шахматное королевство»

Проект "Шахматное королевство"...

проект "Шахматное Королевство"

laquo;Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы ш...

Проект_ Шахматное королевство

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Шахматное Королевство»...

Проект «Шахматный дворик»

Создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста;  Используя потенциал шахмат содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей дошкольного...