Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике
методическая разработка по математике

Малышкина Елена Ивановна

Методическое пособие для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 54 «Малыш»

Методическое пособие для педагогов и родителей

«Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике»

Составили:

воспитатель высшей

квалификационной категории

 Е.И. Малышкина

Осинники 2016

Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике

Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные формы.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

КВН.

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина).

Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

 

Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).

Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

Игры по взаимообучению.

(Ребёнок - «консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать).

Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)

Игры-сомнения (поиск истины).

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

Игры-путешествия.

Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Игры типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Игры типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?)

Сказки (сказкотерапия), которые учат детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования.

Дошкольнику очень важно объяснить, что число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала. Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?».

Когда ребенок 4 лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.  Один большой и семь маленьких треугольников – сказка «Волк и семеро козлят», а  два заштрихованных кружка – сказка «Два жадных медвежонка».

Значительное место в использовании сказок в формировании математических представлений отведено преобразовательной работе: на основе сказки придумывается считалка или задачка. Механизм перехода от считалки к сочинительству примерно следующий: мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел,

Гу-гу-гу, чу-чу-чу,

Я на волю полечу.

Начало: один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…

Считалки – числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета.

Сказочная загадка может служить, во-первых, исходным материалом для ознакомления с некоторыми математическими понятиями (числом, отношением, величиной и т.д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями. Вначале – выразительно читаем, обращаем внимание на все языковые средства, в случае затруднения отгадываем вместе, а затем предлагаем так называемый мостик-перекладину от загадки к началу сказки.

Сказочные задачки от смешного стишка. Смешные стишки, как правило, короткие, помогают детям сочинять невероятные сказки. Во-первых, они помогают развить в детях чувство юмора, а во-вторых, текст стишка служит ребенку отправной точкой для сочинительства. Мы читаем стишок и предлагаем завязку сказки. Некоторые стишки уже являются задачкой.

Шар воздушный, шаловливый,

Непослушный и строптивый.

Вместе с ветром убежал.

А куда – нам не сказал.

Начало:

Полетел наш шар спросонок,

Где Нуф-Нуф жил, поросенок.

Заглянул он к Колобку,

Разрумяному бочку.

Не забыл он побывать

И у деда с бабой,

Ну а там потолковать

С курочкой Рябой (Сколько друзей посетил шарик?)

Цветные сказки. Например. «Желтая сказка», и значит, в ней должно быть очень много предметов желтого цвета: «Жило-было солнышко, оно было желтое-прежелтое и любило все вокруг  такого же цвета. Поэтому оно и подружилось с одуванчиком. Однажды они шагали по дорожке и встретили девочку в синем платьице. И тогда…». По аналогии вместе с детьми можно сочинять и красные и зеленые сказки. Важно только при этом договариваться и не забывать о правилах.

Сказочные задачки. Сам их текст вызывает интерес и желание решать. Педагог предлагает из такой задачки придумать сказку.

Например. Купила мама десять яиц и несла их в корзине зимой. Одно упало, сколько яиц осталось? Или: все девять яиц разбились, а одно нет. Когда мама взяла его в руки, оно почему-то задвигалось…

Дети с удовольствием решают сказочные задачки и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. По сути, в сказке оказываются зашифрованные алгоритмы способов преодоления жизненных проблем.

Каждый алгоритм представлен в виде последовательных шагов.

Например. Узнайте, кто спрятался…, нарисуйте маршрут для поиска волшебного предмета (графические диктанты, соединение по точкам в последовательности порядковых чисел).

В качестве сказочной задачи можно предложить детям игру «Сборы в дорогу». Ведущий говорит: «Для того чтобы отправиться  в дорогу по волшебному лесу, нам нужно хорошо подготовиться. Вы знаете, что в сказке случаются всякие неожиданности, поэтому нужно взять с собой много разных вещей. Но с другой стороны, мы на себе много вещей унести не можем. Поэтому мы сейчас сядем и подумаем вместе, что нам нужно взять в дорогу. Каждый, кто предлагает взять с собой какую-то вещь, должен сказать, в каких ситуациях и для чего она нам может пригодиться. Например, нам нужна веревка, она поможет переправляться через реку, горы, на ней можно сушить белье, ею можно связать  врага и еще много чего можно сделать с ее помощью. С собой мы берем только ту вещь, которую сможем использовать в разных сказочных ситуациях. Дети, предлагая какую-либо вещь, должны назвать не менее трех вариантов ее использования в сказочном путешествии. Тому, кто назвал больше всего вещей и больше всего оригинальных вариантов их использования, нужно дать маленький приз или жетон. Подобные игры развивают у ребенка способность предвидеть последствия тех или иных выборов и поступков, а также способность к обобщению, комбинированию и аргументации собственных выводов.

Для придумывания математических сказок и историей можно использовать игрушки – заместители (камешки, счетные палочки, фишки и т.д.). Для этого необходимо научить детей преобразовательному режиму. Дошкольник это делает не столько путем объяснения, сколько с помощью образца: сказка «Волк и семеро козлят». Задача: если бы один козленок побежал за мамой, а двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?

Другой пример. Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было три пирожка, а с грибами – два. Сколько всего пирожков?

Присутствие сказочного героя на занятии о математике или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное – учит логически мыслить, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

Список литературы. 

  1. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М.: Издательский центр "Академия", 1997.
  2. Михайлова З.А. Математическое развитие дошкольников: Учебное пособие/ Сост. З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс", 2000.
  3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство"/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс", 2011.
  5. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс", 2004.
  6. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием - М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике»

Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться форми...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Задачи:Образовательные:Закреплять умение решать логические задачи;Закрепить знания детей о геометрических фигурах;Закрепить умение составлять узоры по схемам.Развивающие:Развивать слуховое и зрительно...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике»

Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и логично рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребенок открывает для себя те законы, правила, принципы, которы...

Непосредственно – образовательная деятельность по математике в форме квест-игры «В поисках потерянных цифр» в старшей группе.

Цель: продолжать формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности посредством инновационной формы работы....