Кружковая деятельность.
методическая разработка по математике (старшая группа)

Ганиева Ольга Михайловна

Самостоятелно разработанные кружки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma.docx84.44 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное Автономное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение              

                                                        детский сад  №11 " Русалочка"    

Программа кружка

 «Математические ступеньки» 

(разработана по методике Колесниковой Е.В.

«Математика для детей 5 – 7 лет» )

Воспитатель: Ганиева О.М.

   

                                   

                                                     г. Нефтекумск, 2018 г.

Пояснительная записка

      В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.  

     В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения,  часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность. Поскольку игровая деятельность является  ведущей   в дошкольном возрасте, у нас возникла идея создания кружка «Математики».      Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.            Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов.  Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. И дети и родители с удовольствием принимают участие в математических праздниках, викторинах и конкурсах, оформляют газеты, книги-раскладушки на математические темы.  Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.  Работа кружка   «Математики»  осуществляется под руководством педагога. Основой для разработки рабочей программы по интегрированному формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста стали:

Основная цель программы:

- Сформировать у ребенка простейшие математические представления,

- научить различать и называть геометрические фигуры, цвета,

- развить логическое мышление, пространственное воображение, память.

- Развитие внимания и воображения.

Задачи программы:

Образовательные:

Формировать общее представление о множестве и числе;

Формировать навыки количественного и порядкового счета в  пределах  20;

Знакомить с составом числа;

Учить детей решать простейшие арифметические задачи ;

Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ;

Учить сравнивать множества;

Знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

Развивать логическое мышление;

Развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;

Развивать мелкую моторику, глазомер;

Развивать  инициативу;

Воспитательные:

Воспитывать внимание;

Воспитывать организованность;

Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

Место реализации: МАДОУ детский сад № 11 «Русалочка»

Название программы:  «Математические ступеньки»

Руководитель кружка: воспитатель

Тип программы: интегрированное развитие элементарных математических представлений

Вид программы: развивающая, обучающая

Направление деятельности программы: формирование элементарных математических представлений

Сроки реализации программы: 8 месяцев

Количество и периодичность  НОД: 1 НОД в неделю, 32 НОД в год

Количество детей:       человек

Возрастная категория: дети 5-7лет

Форма организации деятельности кружка: групповая

Продолжительность занятия: 25-30 минут

Методы организации работы кружка

-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).

-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы).

-Практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).

-Наглядный метод (С помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото).

- Проблемный метод Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

-Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.

Методы работы

-Традиционные

-Комбинированные

-Практические занятия

-Игры, конкурсы

Форма работы кружка 

 Тематическая совместная деятельность детей и педагога.

Формы подведения итогов  реализации дополнительной образовательной программы:

-Диагностика вначале и в конце учебного года.

-Итоговое занятие для родителей

Работа с родителями и педагогами:

Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.

Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для  реализации программы: 

- Цветные счетные палочки;

- Цветные счетные палочки Кюизенера;

- Математические наборы;

- Шаблоны из геометрических фигур;

- Раздаточный материал (цифры);

- Рабочие тетради;

- Зеленые тетради в крупную клетку;

- Цветные и простые карандаши;

- Танграм.

     

                                      Учебно-тематический план работы

Программы «Математические ступеньки»

(возраст 5 - 6 лет)

Наименование темы

Количество        часов

Вид занятия

1.

«Число и цифра 1»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

2.

«Число и цифра 2, знаки +,=.

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

3.

«Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

4.

«Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

5.

«Числа и цифры 1,2,3,4,5;знаки =,+; независимость числа от величины предметов; состав числа 5 из двух меньших»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

6.

«Число и цифра 6»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

7.

«Числа и цифры 4,5,6;знаки <, >,=»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

8.

«Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

9.

«Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

10.

«Числа и цифры 0,4,5,6; решение задачи, сравнение чисел»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

11.

«Цифра 7»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

12.

«Состав числа 7 из двух меньших»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

13.

«Числа и цифры 1 – 8 »

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

14.

«Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших»

1

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

15.

«Решение примеров на сложение и вычитание, овал»

1

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

16.

«Порядковый счет, геометрические фигуры»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

17.

«Счет до девяти»

1

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

18.

«Состав числа 9»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

19.

«Число 10»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

20.

«Сложение числа 10 из двух меньших»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

21.

«Решение задачи, работа в тетради в клетку»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

22.

«Решение задач на сложение и вычитание»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

23.

«Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

24.

«Установление соответствия между цифрой и количеством предметов»

1

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

25.

«Решение задач на сложение и вычитание, ориентировка во времени»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

26.

«Решение задач на вычитание»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

27.

«Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

28.

«Сложение числа 10 из двух меньших»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

29.

«Решение задач, ориентировка во времени»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

30.

«Порядковый счет, решение математической загадки»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

31.

«Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

32.

«Решение задач, примеров, стихи о цифрах от 1 до 10»

1

Опрос. Теоретическо-практическое работа.

Всего:

32

Тематический план на учебный год

(5—6 лет)

 Задачи

Цели

Октябрь

1.Количество и счет: число и цифра 1.

Величина: большой, поменьше, маленький.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – октябрь.

Логическая задача: соединение рисунков.

Знания о числе и цифре 1;

умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше и маленький), употреблять эти понятия в речи;

выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

Печатать цифру 1; понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Познакомить с пословицами, в которых упоминается число 1;

2.Количество и счет: число и цифра 2, знаки +,=.

Геометрические фигуры: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Знания о числе и цифре 2; умение писать цифру 1; отгадывать математические загадки;

записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;

ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;

знакомить с пословицами, в которых упоминается число 2; со знаками + и =, учить писать эти знаки; соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Печатать цифру 2; умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

3.Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой.

Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.

Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.

Умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

выкладывание квадрата из счетных палочек:;

рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Печатать цифру 3;

решать логическую задана установление закономерностей.

Познакомить с тетрадью в клетку;  с пословицами, в которых упоминается число 3.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

4.Количество и счет: Числа и цифры 1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой.

Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счётных палочек, работа в тетради в клетку.

Величина: большой, поменьше, самый маленький.

Закреплять  умение печатать цифры 2 и 3.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр; печатать цифру 4; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;

Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Продолжать знакомить: с тетрадью в клетку.

Ноябрь

1.Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа от величины предмета, состав числа 5 из двух меньших.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – ноябрь.

Закреплять умение печатать цифры 1, 2, 3, 4; Понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; Печатать цифру 5; Решать логическую задачу.

Знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел 4. Названием текущего месяца – ноябрь; Познакомить крылатыми выражениями, в которых используется число 5.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2.Количество и счет: число и цифра 6; знаки +, =; сложение числа 6 из двух меньших.

Величина: длинный, короче, ещё короче,

Логическая задача: сравнение, установление логической последовательности.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

Печатать цифру 6; Порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счёту месте?;

Решать логическую задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить с цифрой 6; Составом числа 6 из двух меньших.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

3.Количество и счет: числа и цифры 4, 5, 6; знаки >, <, =; независимость числа от расположения предметов.

Геометрические фигуры:  квадрат, треугольник.

Закреплять умение печатать цифры 3, 4, 5, 6.

Учить отгадывать математические загадки;

Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Выкладывать из счётных палочек треугольник, домик; Рисовать треугольники в тетрадке в клетку; Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить со знаками >, <.

4.Количество и счет: числа и цифры 4, 5. 6; установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

Учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

  1. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; Решать логическую задачу на установление закономерностей;

Учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить загадками, в которых присутствуют числа. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Декабрь

1.Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -.

Геометрические фигуры: дорисовывать геометрические фигуры.

Ориентировка во времени: ознакомление с месяцем – декабрь.

Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

Печатать цифру 0; Дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображения предметов; Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить со знаком -; с цифрой 0.

2.Количество и счет: числа и цифры 0, 4, 5, 6; решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой;

знаки -, <, >.

Ориентировка во времени и пространстве: слева, справа, спереди, сзади.

Закреплять умение обозначать положение предметов по отношению к себе.

Продолжать учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр; Устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

Сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними; Находить различия в похожих рисунках; Пользоваться знаками знаки -, <, >.

Знакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0.

3.Количество и счет: число и цифра 7. Знаки =, +, порядковый счет.

Геометрические фигуры: выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Деление квадрата на 2 и 4 части.

Величина: часть и целое.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; Печатать цифру 7; Порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по счету месте? Выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

Рисовать прямоугольники в тетради в клетку;

Преобразовывать квадрат и другие фигуры путём складывания, разрезания;

Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Знакомить с цифрой 7.

4.Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; состав числа 7 из двух меньших.

Ориентировка во времени: дни недели.

Закреплять умение печатать цифры от 1 до 7.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел;

Пословицами, в которых упоминается число 7;

Днями недели.

Январь

1.Количество и счет: числа и цифры от 1 до 8; знаки +, -.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца - январь.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

Печатать цифру 8; Правильно использовать и писать знаки +, -; Решать логическую задачу.

Знакомить с цифрой 8;

С названием месяца – январь.

2.Количество и счет: порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших.

Величина: деление предмета на 4 части.

Упражнять в различении порядкового счета. Правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету?

Учить составлять число 8 из двух меньших;

Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; Делить предмет на 2, 4 части.

3.Количество и счет: решение примеров на сложение и вычитание.

Геометрические фигуры: овал.

Ориентировка в пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу.

Учить решать примеры на сложение и вычитание;  Логическую задачу;

Определять словом положение предмета по отношению к себе и другому лицу;

Рисовать овалы в тетради в клетку;

Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

4.Количество и счет: знаки  <, >; порядковый счет.

Геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

Закреплять умение правильно пользоваться знаками <, >; Учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях;

понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; правильно отвечать на вопросы сколько? Который? На каком по счету месте?

Упражнять в различении порядкового и количественного счета.

Февраль

1.Количество и счет: числа и цифры от 1 до 9.

Величина: высокий, низкий.

Ориентировка во времени: дни недели, ознакомление с названием месяца – февраль.

Учить отгадывать математическую загадку;

печатать цифру 9 ;записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник и т.д.); решение с помощью цифр и математических знаков; решать логическую задачу на установление закономерностей;

понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить с цифрой 9; названием месяца – февраль; названием дней недели.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

2.Количество и счет: порядковый счет, сравнение смежных чисел.

Геометрические фигуры: квадрат.

Величина: часть и целое.

Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету? На котором по счету месте?

Соотносить количество предметов с цифрой; сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба;

Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; решать логические задачи.

3.Количество и счет: число 10.

Геометрические фигуры: выкладывание из счетных палочек трапеции, лодки, работа в тетради.

Логическая задача: различия в двух рисунках.

Знакомить с числом 10;

Геометрической фигурой – трапецией.

Учить отгадывать математическую загадку;

Печатать цифру 10;

Выкладывать из счетных палочек трапецию;

Рисовать трапецию в тетради в клетку;

Находить различия в двух похожих рисунках;

Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

4.Количество и счет:  цифры от 1 до 10; сложение числа 10 из двух меньших.

Геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат.

Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.

Закреплять умение печатать цифры от 1 до 10;: трапеции, круге, квадрате, треугольнике.

Знания о геометрических фигурах

Учить понимать отношения между числами.

Составлять число 10 из двух меньших;

Решать логическую задачу;

Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Закреплять знания о зимних месяцах – декабрь, январь, февраль.

Март

1.Количество и счет: решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -.

Геометрические фигуры: работа в тетради в клетку.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – март.

Учить решать задачи и записывать решение;

Отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;

Пользоваться знаками +, -;

Рисовать в тетради кораблик; понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить с названием месяца – март.

2.Количество и счет: решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет.

Геометрические фигуры: работа со счетными палочками.

Закреплять умение отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и знаков, читать запись;

Решать логическую задачу на анализ и синтез;

Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елка и т.д.);

Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько? На котором по счету месте?

3.Количество и счет: решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших.,

Геометрические фигуры: круг, прямоугольник.

Ориентировка в пространстве: работа в тетради в клетку.

Учить решать примеры на сложение и вычитание; составлять числа 7, 8. 9, 10 из двух меньших; различать понятия вправо, влево, вперед, назад, учить двигаться в заданных направлениях; понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Способствовать развитию графических навыков – рисование машины.

4.Количество и счет: Устанавливать  соответствия между цифрой и количеством предметов; пользоваться  знаками <, >;

Геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

Ориентировка во времени: дни недели.

Закреплять знания о днях недели.

Учить устанавливать  соответствия между цифрой и количеством предметов;

Пользоваться  знаками <, >; решать логическую задачу;

Формировать навыки самоконтроля.

Апрель

1.Количество и счет: решение задач на сложение и вычитание.

Геометрические фигуры: четырехугольник, шестиугольник.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – апрель.

Учить составлять задачи на сложение и вычитание; решать логическую задачу на сходство и различие;

Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно

Записывать и читать записи.

Знакомить с названием месяца - апрель.

2.Количество и счет: решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку.

Геометрические фигуры: треугольник.

Ориентировка во времени: части суток.

Величина: большой, поменьше, самый маленький.

Закреплять знания о последовательности частей суток; учить отгадывать математическую загадку и  записывать её;

Читать запись; установление соответствия между числом и цифрой;

рисовать символическое изображение кошки в тетради в клетку; понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; использовать в речи определения большой, поменьше, самый маленький.

Способствовать развитию глазомера.

3.Количество и счет: решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет.

Ориентировка во времени: дни недели, времена года.

Закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Какой по счету?

Учить отгадывать математическую загадку и записывать её решение; читать запись задачи; понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; развивать мышление.

4.Количество и счет: решение математической загадки, сложение числа 10  из двух меньших.

Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.

Ориентировка в пространстве:  ориентировка на листе бумаги.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;

понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших; понятия «левый верхний – нижний угол, середина листа и т.д.; знания о геометрических фигурах.

Май

1.Количество и счет: решение задач.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – май.

Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Учить составлять задачи, записывать и читать запись; решать логическую задачу;

понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить с названием месяца май.

2.Количество и счет: порядковый счет, решение математической загадки.

Геометрические фигуры: рисование предмета из заданных фигур.

Ориентировка в пространстве: работа в тетради в клетку.

Закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись; умение ориентироваться относительно себя.

Учить отвечать на вопросы: сколько? На каком по счёту месте?

Рисовать лягушку в тетради в клетку.

3.Количество и счет: порядковый счёт, сложение числа 10 из двух меньших.

Геометрические фигуры: треугольник, круг, трапеция.

Закреплять навыки порядкового и количественного счета; умение правильно отвечать на вопросы.

Учить составлять число 10 из двух меньших, записывать результаты;

Выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов;

Решать логическую задачу.

4.Количество и счет: решение задачи соотнесение числа с количеством предметов, стихи о цифрах от 1 до 10.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля.

Содержание программы (5-6 лет)

Количество и счет

Закрепить представления о числах и цифрах до 5.

Дать представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.

Продолжить учить считать по образцу и названному числу.

Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

Учить воспроизводить количество движений по названному числу.

Учить писать цифры от 1 до 10.

Учить отгадывать математические загадки.

Познакомить с математическими знаками +, - , <, >.

Учить записывать решение задачи  (загадки) с помощью математических знаков

 и цифр.

Упражнять в различении количественного и порядкового счета а в пределах 10.

Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.

Учить, как из неравенства сделать равенство.

Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.)

 

Геометрические фигуры

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Закрепить умение видеть геометрические фигуры  в формах окружающих предметов.

Познакомить с геометрической фигурой- трапецией.

Учить преобразовывать одни фигуры в другие ( путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек.

Познакомить с тетрадью в клетку.

Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

Учить рисовать в тетради в клетку символические изображения предметов из геометрических фигур

Учить выкладывать из сетных палочек геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Прямоугольник, трапецию.

Учить выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек  (домик , лодка, елочка и др.).

 Величина

Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения  («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «широкий», «уже», «еще поуже», «самый узкий»; «высокий», «ниже», «еще ниже», «самый низкий» и т.д.).

Развивать глазомер.

Учить делить предмет на 2, 4 и более частей.

Учить понимать , что часть меньше целого, а целое больше части.

 Ориентировка во времени

Закрепить и углубить временные представления о частях суток, временах года.

Учить называть последовательно дни недели, определять , какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Знакомить с названиями месяцев.

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

 Учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу.

Учить ориентироваться в тетради в клетку.

Логические задачи

Продолжать учить решать логические задачи на сравнение ,классификацию на установление последовательности событий, анализ и синтез.

Учебно-тематический план работы

Программы «Математические ступеньки»

(возраст 6 - 7 лет)

Тема занятия

Количество

часов

Вид занятия

1.Число и цифры от 1 до 10

(повторение)

2

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

2.Математические загадки, логическая задача, геометрическая задача

2

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

3.Знаки <, >, работа со счетными палочками.

2

Опрос.Теоретическо-

практическое работа.

4.Знаки =, соотнесение количества предметов с цифрой

2

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

5.Цифра 11, логическая задача, ориентировка во времени

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

6.Раньше, позже

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

7.Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

8.Число и цифра 13, математическая задача.

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

9.Ломаная линия.

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

10.Число 14, логическая задача, геометрические фигуры, дни недели.

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

11.Замкнутые и незамкнутые линии.

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

12.«Число от 1 до 15, решение логическая задача»

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

13.Угол

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

14.Число и цифра 16 математическая загадка, знаки +,-, геометрические фигуры»

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

15.Отрезок, луч

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

16.Число и цифра 17, счет по образцу и названному числу, ориентировка в пространстве.

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

17.Ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры

2

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

18.Число и цифра 18, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

19.Число и цифра 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, логическая задача

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

20.Число и цифра 20, решение ориентировка на листе бумаги.                                                                        

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

21.Знаки +,-, величина, ориентировка в пространстве.

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

22. Задачи шутки, ориентировка во времени, решение математические загадки

2

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

23. Закрепление знаний о числе 10 - 15

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

24. Закрепление знаний о числе 15 - 20

1

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

25. «Арифметическая задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров»

2

Опрос. Теоретическо-

практическое работа.

ВСЕГО:

32

«Математические ступеньки»

(возраст 6-7 лет)

Месяц

Тема

Цели

Октябрь

Число и цифры от 1 до 10 (повторение)

Закрепление знаний о числах от 1-5.

Закрепление навыков сложения и вычитания.

Ориентировка в пространстве .Развитие моторики.

Число и цифры от 1 до 10 (повторение)

Закрепление знаний о числах от 6 до 10.

Закрепление навыков сложения и вычитания.

Ориентировка в пространстве .Развитие моторики.

Математические загадки

Развитие логики. Ориентация в пространстве.

Обобщение предметов. Развитие моторики.

Развитие понятий большой- маленький.

Решение логических задач

Число и цифра 11, логически задача, ориентировка во времени

Формирование знаний о числе 11, состав числа.

Развитие понятий равенства-неравенства.

Увеличение-уменьшение. Развитие моторики.

Ориентация в пространстве.

Решение логических задач

Ноябрь

Знаки <, >, работа со счетными палочками

Понятия больше- меньше.

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Развитие моторики.

Развитие навыка сложения

Знаки =, соотнесение количества предметов с цифрой

Формирование понятий равно и не равно.

 Развитие моторики.

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

 Развитие навыка сложения

Логическая задача, геометрическая задача

Закрепление понятий лево право.

Развитие моторики.

Решение логических и геометрических задач

Число и цифра 12, ориентировка во времени, логическая задача

Формирование знаний о числе 12.

 Состав числа.. Развитие моторики.

Ориентировка во времени.

 Решение логических задач

Раньше, позже

Развитие навыков вычитания. Развитие моторики. Формирование понятий «Раньше», «Позже»

Декабрь

Число и цифра 13, математическая задача, решение примеров, знаки +,-,

величина

Формирование знаний о числе 13. Состав числа Закрепление понятия посередине. Закрепление навыка вычитания и сложения. Развитие моторики. Решение логических задач. Знакомство с понятием «величина»

Ломаная линия

Закрепление навыков сложения и вычитания. Развитие моторики. Знакомство с понятием «ломанная линия».

Число и цифра 14, логическая задача, геометрические фигуры, дни недели

Формирование знаний о числе 14. Состав числа Закрепление понятия посередине. Закрепление навыка вычитания и сложения. Развитие моторики. Решение логических задач. Закрепление знаний о днях недели.

Замкнутые и незамкнутые

линии

Закрепление навыка сложения и вычитания. Развитие моторики. Знакомство с понятием «замкнутая линия»

Число от 1 до 15, решение примеров, логическая задача

Формирование знаний о числе 15. Состав числа. Закрепление навыков сложения и вычитания. Ориентировка в пространстве. Развитие моторики. Решение логических задач.

Январь

Угол

Закрепление понятий о прямой и кривой линии. Развитие моторики. Знакомство с понятием «угол»

Число и цифра 16, математическая загадка, знаки +,-, геометрически е фигуры

Формирование знаний о числе 16. Состав числа. Закрепление навыков сложения и вычитания. Ориентировка в пространстве. Развитие моторики. Решение логических задач.

Отрезок, луч

Закрепление понятий о замкнутых и незамкнутых линиях. Закрепление навыков сложения и вычитания. Развитие моторики. Знакомство с понятием «отрезок», «луч»

Февраль

Число и цифра 17, счет по образцу и названному числу, ориентировка в пространстве

Формирование знаний о числе 17. состав числа. Развитие понятий равенства- неравенства. Увеличение-уменьшение. Развитие моторики. Ориентация в пространстве. Решение логических зада.

Ориентация в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры

Формирование понятий о многоугольниках. Развитие моторики. Ориентация в пространстве. Решение логических зада.

Число и цифра 18, состав числа из двух меньших, геометрически е фигуры

Формирование знаний о числе 18. Состав числа.. Развитие моторики. Ориентировка в во времени. Решение логических задач.

Число и цифра 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, логическая задача

Формирование знаний о числе 19. Состав числа.. Развитие моторики.. Решение логических задач.

Март

Число и цифра 20, решение примеров

ориентировка на листе бумаги

Формирование знаний о числе 20. Состав числа.. Развитие моторики.. Ориентировка в пространстве. Решение логических задач Формирование знаний о числовом отрезке. Закрепление понятий право лево.

Знаки +,-, величина, ориентировка в пространстве

Закрепление навыка сложения и вычитания. Ориентировка в пространстве. Развитие моторики.

Задачи шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки

Закрепление знаний о части и челом. Развитие моторики. Решение логических задач.

Арифметическая задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров

Закрепление навыка сложения и вычитания. Ориентировка в пространстве. Развитие моторики. Решение логических задач.

        

Апрель

Повторение

Закрепление понятий больше меньше. Развитие моторики. Решение логических задач.

Повторение

Закрепление знаний о числе 10 - 15. Закрепление навыка сложения и вычитания. Ориентировка в пространстве. Развитие моторики.

Повторение

Закрепление понятий «раньше», «позже». Развитие моторики.

Повторение

Закрепление знаний о числе  15 - 20. Закрепление навыков сложения и вычитания. Ориентировка в пространстве.  Развитие моторики

Май

Решение примеров. Математические загадки.

Решение примеров. Математические загадки.

Содержание программы (6-7лет)

Количество и счет.

На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.

Познакомить с составом второго пятка из единиц.

Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Величина.

Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения.

Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.

Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.

Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.

Способствовать развитию глазомера.

Геометрические фигуры.

Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.

Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).

Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)

Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Ориентировка во времени.

Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже.

Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Учить определять время по часам с точностью до часа.

Ориентировка в пространстве.

Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).

Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка ,плана.

Логические задачи.

Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

Ожидаемые результаты:

1.Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

2.Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Перспективный план работы  с родителями по ФЭМП

Сентябрь

1.Родит. собрание "Задачи на учебный  год "

2.Консультация  для родителей "Зачем детям математика"

3.Информация на сайте д/с.

Октябрь

1.Анкетирование родителей по ФЭМП

2.Беседа " Веселые занятия дома по ФЭМП"

3.Помощ родителей в изготовлении дид. игр по ФЭМП

Ноябрь

1.Консультация для родителей "Математические игры"

2. Статья «Простые способы обучения ребенка счету»

http://agushkin.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-schitat.html

3.Привлеч родителей в изготовлении д/и "Узнай цифру"

   (принести цифру изготовленную из мелких предметов : ракушек, пуговиц, крупных семян , приклеенную или пришитую на картон )

Декабрь

1.Тематическая консультация "Право и лево. Как научить ребенка не путать стороны."

2.Приглашаем родителей в математическую библиотеку.

3.Информация на сайте д/с.

Январь

1.Выстовка творческих работ "Веселые формы"(поделки из геометрических  форм)

2.Папка передвижка

3. Индивидуальное  консультирование

Февраль

1. Участие родителей в фотовыставке "Изучаем математику дома "

2. «Графические диктанты – средство интеллектуального развития дошкольников»

     буклет

Март

1. Статью для ознакомления "Как помочь ребёнку запомнить

графическое изображение цифр?"

http://mdou231.edu.yar.ru/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsii_uchitelya_minus_defektologa/kak_pomoch_rebenku_zapomnit_grafiches_59.html

2. Фотовыставка " Изучаем математику в детском саду"

Апрель

1. Памятка "Значение занимательного математического материала для умственного развития детей"

2. Предложить дома посетить сайт с интерактивными играми http://www.teremoc.ru/game/obuchalki.htm для обучения и закрепления навыков счёта у детей  

Май

1. Знакомство с результатами диагностики в индивидуальных беседах с последующими рекомендациями по работе с детьми на летний период

2.Итоговое занятие для родителей.

    Используемая литература

Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;

СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.

Колесникова Е.В. «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008

Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007

Петерсон Л.Г.,  Холина Н.П. «Математика для дошкольников» М.,1993

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011

Колесникова Е.В. «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007

Новикова В.П., Тихонова Л.И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи», 2008 г.

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

Приложение 1

Картотека.

Логические задачки.

  • Ты да я, я мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
  • Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4)
  • В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось. Как это получилось? (одна девочка взяла яблоко с вазой)
  • Тройка лошадей пробежало 5 км. По сколько километров пробежало каждая лошадь? (по 5 км.)
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет, весит курица, если будет стоят на двух ногах (2кг.)
  • У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
  • Надо разделит пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (одна должна взят яблоко с корзиной)
  • Может ли дождь идти два дня подряд? (не может ночь, разделяет дни)
  • Росло четыре березы. На каждой березе по 4 большой ветке. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (ни одного, на березе яблоки не растут)
  • На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  • Одного человека спросили. сколько у него детей? Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, и у каждого есть сестра» (7)
  • У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга)
  • Как можно сорвать ветку не спугнув с нее птичку? (нельзя, улетит)
  • На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3)
  • В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них погасили. Сколько свечей осталось? (одна, две другие сгорели)
  • Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждал каждый (3часа)
  • Вова уехал к бабушке в понедельник, а вернулся в понедельник на следующей недели. Через сколько дней он вернулся? (7)
  • У мальчика и девочки было одинаковое количество орехов. Мальчик отдал девочке 3 ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика? (на 3)
  • В первой коробке 10 карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке? (10)
  • Света уехала в лагерь в субботу. Мамам обещала приехать к ней через 5 дней. В какой день недели приедет мама к Свете? (пятница)
  • В графине была вода. Когда вылили из него 5 стаканов, остался один стакан воды. Сколько же воды было в графине? (6 стаканов)
  • У Леши было 4 красных флажка, ему дали еще один синий флажок. Сколько флажков стало теперь у Леши? (5)
  • На дереве сидело 6 птичек. Пришел охотник и убил одну птичку. Сколько птиц осталось на дереве? (ни одной все улетели, испугались)
  • В вазе лежала одна конфета. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и моль? (дедушка)
  • Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)
  • В Москву одновременно прибыли два поезда – скорый и пассажирский. Пассажирский ехал медленней. Какой поезд выехал раньше? (пассажирский)
  • По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (2)
  • С елки белка кинула в мишку шишкой и попала ему по лбу. Сколько шишек стало? (2)
  • Аня, Маша и Даша живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая девочка если известно, что Аня живет не на втором, Маша не на втором и не на третьем? (Маша на первом, Даша на втором, Аня на третьем)
  • Три мальчика шли по дороге и нашли три рубля. Сколько нашел бы каждый из них, если бы шел один? (3)
  • Три, три, три, три, три - что будет? (дырка)
  • Два друга играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый? (4)
  • На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (ни одной все улетели)
  • Сколько ушей у трех мышей? (6)
  • На машину можно погрузить только четыре бревна. Сколько раз надо съездить в лес, чтобы вывезти девять бревен? (3)
  • У пяточка было девять шариков. Пришел Кенга и отнял четыре шарика, потом пришел, Крошка и отнял пять шариков. Что осталось у пяточка? (0)
  • В комнате стояла 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться? (уступили)
  • К Маше пришли две подружки, а у нее было два яблока. «Возьмите, - говорит Маша, по целому яблоку, а мне дайте по половинке». Честно ли разделила Маша?
  • Вдоль дорожке друг за другом растут 10 деревьев, между которых стоят скамейки. Сколько всего скамеек? (9)
  • Сколь раз должен пилит медвежонок бревно, чтоб у него получилось 4 полена? (3)
  • Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика. У каждого старика по мешку, а каждом мешке по коту. Сколько живых существ, шло в Москву? (одна бабка)
  • Ты пилот самолета, летящего их Парижа в Москву с посадкой в Киеве. Время полета два часа. Сколько лет пилоту? (сколько тебе лет, если ты пилот)
  • Когда козе исполнится 6 лет, что будет? ( пойдет 7 – ой год)
  • На полянке у реки
  • Жили майские жуки
  • Дочка, сын, отец и мать
  • Кто успел их сосчитать? (4)
  • 45. Скворчиха несла каждый день по одному яичку. Сколько она снесла за 7 дней? (7)
  • 46У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).
  • 47. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).
  • 48. Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?
  • 49. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).
  • 50. Горело 7 свечей, две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).

Приложение 2

Дидактические игры

по формированию математических представлений

1. Игры с цифрами и числами

(«Количество  и счет»)

«Считай не ошибись!»

Цель: Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете.

Оборудование: Мяч.

Ход: Перед началом игры детям сообщается в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие.

«Кто быстрее»

Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд, находить предыдущее и последующее число. Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание.

Оборудование: Карточки с цифрами.

Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором рубашкой кверху лежат карточки с цифрами. В зависимости от количества детей в командах числа на карточках могут быть такими: 1,3,5,7- у одной команды и 2,4,6,8 - у другой команды (либо 1,2,3,5,6,7 и т.п.).

По сигналу воспитателя дети каждой команды должны построиться по порядку. Команды могут располагаться напротив друг друга.

Каждой команде задается вопрос:

-Каких чисел не хватает в другой команде?

-Почему вы считаете, что не хватает, например числа 4? (Потому что за числом 3, идет 4, либо потому что между числами 3 и 5 должно стоять число 4, либо перед числом 5 должно стоять число 4).

«Разложи лекарства»

Цель: Закрепить порядковый и количественный счет до (например 8), закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи.

Оборудование: Фигуры разной формы, цвета и размера.

Ход: Дети садятся за столы, на которых для каждого имеются геометрические фигуры, лежащие вперемешку.

Воспитатель рассказывает, что девочка, которая любит играть в больницу, поручила детям выдать больным куклам таблетки.

Воспитатель, показывает детям карточку с цифрой 4, говорит:

-Возьмите вот столько не желтых таблеток.

Дети выбирают 4 фигуры желтого цвета, но разной формы.

Воспитатель показывает карточку с цифрой 7, говорит:

-Возьмите столько же не квадратных таблеток.

Дети выбирают 7 фигур разного цвета и разной формы.

Воспитателем могут задаваться вопросы следующего содержания:

-Сколько всего кукол- пациентов находиться в больнице, если каждой кукле доктор прописал по 1 таблетке? (показывает цифру 8)

-Сколько таблеток треугольной формы надо для 3 больных кукол?

2.Игры путешествие во времени

(«Ориентировка во времени»)

«Живая неделя»

Цель: Закрепление названий дней недели и их последовательности.

Оборудование: Кружки разного цвета (цвета радуги).

Ход: Для игры к доске вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели.

«Было-будет»

Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

Ход: Дети слушают стихотворение и определяют, о чем в нем говорится словами было или будет.

1.Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой… (было)

2.Уронили мишку на пол,-

Оторвали мишке лапу….(было)

3.На улице две курицы

С петухом дерутся,

Две маленькие девочки

Смотрят и смеются….(есть)

Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет.

Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было). Завтра у нас будет елка. И т.д.

3. Игры на ориентирование в пространстве

«Продавцы»

Цель: Закрепить знания о свойствах предметов. Закрепить знания о направлениях «право», «лево».

Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера. На доске нарисованы полки магазина.

Ход: На столах детей наборы геометрических фигур.

«В магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар.

-На полку справа поставьте желтые предметы, на полку слева-красные.

-Назовите все, что поставили на полку справа (слева).

-На верхнюю полку поставьте большой квадрат, слева от него большой круг, справа - большой треугольник.

Детям даются разные задания расстановки фигур используя слова «право», «лево».

«Соседи»

Цель: Закрепить пространственные представления.

Оборудование: Рисунок 3-х этажного дома, по 3 окна на каждом этаже. Изображения 9 сказочных героев на магнитах.

Ход: Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите им найти свои квартиры.

-Незнайка живет в квартире, которая находится на 2 этаже в центре. Дети находят окно и прикладывают изображение Незнайки к окну.

-Красная шапочка живет в квартире над квартирой Незнайки.

-Винни Пух - в квартире под квартирой Незнайки.

-Пятачок - слева от Винни Пуха. И т.д. Пока не заполнятся все квартиры.

«Сделай коврик цветным»

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (на листе).

Оборудование: Прямоугольный лист бумаги, на котором нарисованы контуры геометрических фигур в углах и в центре.

Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать коврик. Фигуру, которая нарисована в правом верхнем углу раскрасить красным цветом; фигуру, в левом нижнем углу раскрасить желтым цветом; фигуру, в правом нижнем углу раскрасить синим цветом; фигуру, в центре - зеленым; фигуру, в левом верхнем углу - оранжевым цветом.

2 вариант - рисование фигур на чистом листе по заданию воспитателя.

«Найди игрушку»

Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве по заданию.

Оборудование: Письмо от Карлсона с инструкциями, игрушки.

Ход: Воспитатель: Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетел Карлсон и принес подарок. Но он любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти.

Далее воспитатель читает инструкции из письма. «Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т.д.» Дети выполняют задание и находят игрушку.

Игра может усложняться тем, что в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

4. Игры с геометрическими фигурами

 

«Геометрическая мозаика»

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения.

Оборудование: Наборы фигур.

Ход: Дети делятся на команды в соответствии с уровнем умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

-Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу)

-Работа по условию (собрать фигуру человека)

-Работа по собственному замыслу.

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

«Разложи по коробкам»

Цель: Повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки.

Оборудование: Коробочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Карточки с нарисованными предметами.

Ход: Детям раздаются карточки с нарисованными предметами. Дети определяют форму предмета и кладут карточку в коробку с подходящей фигурой.

5. Величина

«Сок на завтрак»

Цель: Закрепить сравнение предметов по высоте, закреплять умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила.

Оборудование: Столбики разной высоты и цвета ( стаканы сока). 2 одинаковых круга (подносы)

Ход: В детском саду готовят завтрак, наливают сок в стаканы. Например: красный - морковный, желтый - апельсиновый, зеленый- яблочный, синий- сливовый.

Воспитатель просит поставить стаканы на 2 подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.

-Как вы будете это делать?

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

-Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан - на другой поднос.

-Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой)

-Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота)

-Как будем сравнивать стаканы по высоте? (поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край, если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте).