Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша"
презентация по математике

Алекберова Маргарита Владимировна

февраль 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_master-klass_1.docx66.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений

"Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша  "( слайд 2)

Цель:

 Демонстрация использования в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша в познавательном, творческом развитии дошкольника, в развитии сенсорной культуры и логического мышления ребенка, ознакомление с разновидностями форм этой работы. ( слайд 3)

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами работы с логическими блоками;
2. Обучить участников мастер-класса некоторым играм с данным пособием;

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике. ( слайд 4)

                                  Актуальность

Игры с блоками Дьенеша обеспечивают математическое развитие детей и полностью удовлетворяют современным требованиям к развивающему обучению( слайд 5)

Материалблоки Дьенеша, схемы, символы свойств, 4 обруча, методическая литература, дерево со схемами.

                                  ( слайд 6)

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. Уважаемые коллеги! В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика».

Теория основана на шести стадиях математического познания:

  1. Свободная игра. Малыш получает задание и решает его путём проб и ошибок, хаотичного перебора вариантов.
  2. Правила игры. Невозможность продолжать без изучения правил – важнейший педагогический «трюк».
  3. Сравнение. Поставленная задача обыгрывается на пуговицах, бумажных снежинках, куклах и т.д., что подводит ребёнка к необходимости мыслить абстрактно. Можно использовать картинки к блокам Дьенеша для игр с другими предметами.
  4. Репрезантативная стадия. Для зрительной визуализации применяются таблицы, диаграммы, схемы к блокам Дьенеша, карты игр и т.д.
  5. Символическая. Экспериментируя с символами, ребёнок вплотную приближается к творчеству.
  6. Формализация. Педагоги называют её переходом от аксиомы к теореме. Основываясь на возможных вариантах решения задачи, ребёнок самостоятельно делает выводы.

                                     ( слайд 7 ..) ( слайд 8)

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют.

В комлект входят методические пособия и альбомы. ( слайд 9,10,11,12)

                             Что развивает( слайд 13)

  • Логическое мышление
  • Сенсорные процессы
  • Внимание, память, восприятие
  • Речь (развитие точной, аргументированной и доказательной речи)
  • Пространственное воображение
  • Творческие способности
  • Навыки моделирования и конструирования
  • Самостоятельность и произвольность

        Формы работы с детьми в детском саду: ( слайд 14)

  • Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом центре ( развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения ).
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры ).
  • Работа с детьми с нарушением зрения. Мы рискнули предположить,что успешно можно реализовывать работу с детьми с нарушением зрения при помощи блоков Дьенеша.Я наклеила полоски из бархатной бумаги по контурам фигур на карточке, для тактильного восприятия, чтобы ребенок на ощупь смог понять какую фигуру ему нужно поставить.

                                   ( слайд 15)

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Они подобраны по возрастам

 • Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

                                         ( слайд 16)

• Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

В практике работы с детьми в детском саду находит место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной – соответственно блоки и логические фигуры.

.                                     ( слайд 16)

Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не»«и»«или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

                                  ( слайд 17)

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же»«Не такой».

  1. Покажите блок такого же цвета как этот.

  1. Найди блок такой же формы.
  2. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

  1. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

  1. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.

                               ( слайд 18)

6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос«Какие фигурки у Мишки?»«Какие фигуры у зайца?» и т. д.

7. В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие.

                 ( слайд с 19 по 31)

1. «Поиск одинаковых фигур». Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

2. «Угости игрушку». Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

3. «Что лишнее». Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

4. «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

5. «Дорожки». Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).

6. «Покажи». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

7. «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде.

8. «Угадай- ка». Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

                                ( слайд 32)

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.

Теперь для средней группы.

                                 ( слайд 33)

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

                                ( слайд 34)

Усложняется работа по схемам по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме.

В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию педагога. Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формыЦель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

                          ( слайд 35-36)

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выпонять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих)Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?

                               ( слайд 37)

 «Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

                    ( слайд 38,39,40.....)

Игры для детей старшего возраста

1. «Группы» ( слайд 41)

Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму. Можно использовать плоскостные круги или обручи. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы. 

 2. «Разгадывание фигуры». ( слайд 42)

По знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.

4. «Вырастите дерево». ( слайд 43,44)

 Из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде. Представлена карточка и примерный образец, что можно сделать. Обратите внимание, что на карточке задано только одно свойство – форма. В последующих играх это задание можно усложнять.

5. «Фантазёры». ( слайд 45)

Это задание-игра примерно такое же, как и предыдущее, но не задаёт конкретную форму готового предмета, а даёт простор детскому воображению. Главное условие – соблюдение цепочки последовательности.

6. «Архитектор». ( слайд 46,47)

 Ребенок разработывает проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Например: ре6енок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок«Начало»подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш блок? – нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы. Этот блок может использоваться при постройке.

7. «У кого в гостях?». ( слайд 48,49)

 Можно использовать данные слайды. Но лучше индивидуальные, неодинаковые карточки для каждого ребёнка. Обратите внимание: игра дана с постепенным усложнением.

• Выложи из блоков, символы которых даны в таблице, что хочешь. Придумай название своей работе.

Тренировочные задания. ( слайд 50,51)

                                ( слайд5 2)

Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите ме пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

  1. В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
  2. 2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов»«Какой фигуры не хватает»«Найди место фигуре»«Головоломка»).
  3. 3) В сюжетно-ролевых иргах«Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично«Поезд» (билеты, места).
  4. Вариативность игр и блокми обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

Эти игры придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно их использовать в своей работе.

«РАЗДЕЛИ БЛОКИ»

Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

 

 

В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.

Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.

Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

Одной из причин того почему я взяла данную тему мастер-класса является то, что необходимо уделять больше внимания сенсорному развитию детей и конструированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пошаговая технология развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша

Я разработала пошаговую  технологию развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.К ней прилагает материал для совместной работы воспитателя с родителями в данном напра...

Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша

Помещаемый материал рассказывает о том, как я делюсь с коллегами опытом использования в играх с ребятами логических блоков Дьенеша. Блоки являются замечательными пмощниками в развитии логического мышл...

Математическая игра с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (с использованием логических блоков Дьенеша: ) «Поможем мышкам найти свою квартиру».

Сюжетно-дидактическая игра с подгруппой детей с использованием блоков Дьениша на математическое развитие....

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....

Мастер-класс "Использование с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию"

Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию дошкольников.Задачи:1. Донести до осознания педагогов необходимости ...

Мастер-класс для педагогов «Использование с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию (ФЭМП)»

Мастер-класс для педагогов"Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольникок" Цель: Продемонстрировать использование в играх ...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...