НОД «Решение задач».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Алябьева Светлана Викторовна

продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД        

Педагог: Алябьева Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории

Тема: «Решение задач».

Форма ОД: традиционное.

Форма организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Образовательная программа: «От рождения до школы» Н.Е Веракса.

Оборудование: Карточки с цифрами; иллюстрации (девочка с шарами, дерево с птицами).

Цель: продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Задачи:

  1. Обучающая: упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном порядке; закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел.
  2. Развивающая: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, развивать смекалку, воображение.
  3. Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

Содержание

Образовательные

Области

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

  1. Мотивационный (подготовительный) этап.

Цель: замотивировать детей на дальнейшую деятельность.

В: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В: Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие  задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».

В: Поможем Незнайке?

Д: Да!

  1. Содержательный этап.

Цель: Решение задач в ходе занятия.

Игра «Круглый год».

- Какое сейчас время года? (Весна)

- Назови соседей весны. (Зима, лето)

- Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)

- Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль.    (Январь)                                     

- Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. (Ноябрь)                                           

- Назови соседей зимы. (Осень, весна)

- Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).

- Назови соседей лета.  (Весна, осень).

- Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).

- Назови все месяцы по порядку: сентябрь....

- Скажите, с какого месяца начинается календарный год?  (С января).

- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).

- Сколько всего месяцев в году?(12)

- Сколько всего времён года? (4)

Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.

В- Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.

В: Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке.

- Сколько взяли зайчиков? (5)

- Что любят кушать зайчики? (Морковку).

- Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).

- Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).

- Как получили число 10?

Д: Из двух меньших чисел: 5 и 5.

В: Запишите у себя на столе равенство.

(5+5=10).

- Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?

Д: - Их поровну, одинаково, по пять.

В: Молодцы.

В: А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:

  1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
  2. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).
  3. Сколько лап и двух медвежат? (8).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

В: А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять, и решать задачи по картинкам.

Давайте вспомним, из чего состоит задача.

Д: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).

ВОПРОС (то, что нужно найти).

РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос).

ОТВЕТ (результат от ответа на поставленный вопрос).

В: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить?

Д: +.

В: А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? Д: -.

В: Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке?

Д: 8.

В: А сколько летит птичек?

Д: 2.

В: Попробуйте составить задачу по этой картинке.

Д: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?

В: Назовите условие задачи.

Д: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички.

В: Назовите вопрос.

Д: Сколько стало птичек на ветке?.

В: Эта задача на сложение или вычитание?

Д: Сложение.

В: Нужно записать решение задачи.

Егор запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. 8+2= …

Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

8+2=10

 Какой же ответ?

Д: На ветке стало 10 птичек.

 Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

Д: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?

В: Назовите условие задачи.

Д: У девочки было 9 шаров, один шар улетел.

В: Назовите вопрос.

Д: Сколько шаров осталось у девочки?.

В: Эта задача на сложение или вычитание?

Д: Вычитание.

В: Нужно записать решение задачи. Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. 9-1=  

Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

Света, сколько надо взять палочек? (9)

Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? (1)

Сколько осталось палочек? (8)

Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

9-1=8

Какой же ответ? (У девочки осталось 8 шаров).

Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.

  1. Рефлексивный (оценочный) этап.

Цель: подвести итог занятия.

В: Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке.

Что же мы сегодня нового узнали?

Какие задания с вами выполняли?

Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко.

Социально- коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Познавательное развитие.

Физическое развитие

Познавательное развитие.

Познавательное развитие.

Социально- коммуникативное развитие.

Приветствую детей.

Читаю письмо.

Бросаю мяч ребенку, и даю задание.

Показываю карточки с различными числами.

Загадываю шуточные загадки.

Читаю физкультминутку, показываю правильность выполнения упражнений.

Задаю вопросы детям.

Показываю картинку с изображением дерева и птиц. Задаю вопросы.

Помогаю решать задачи.

Подвожу итог занятия.

Задаю вопросы.

Дети становятся в круг, приветствуют друг- друга.

Соглашаются помочь Незнайке.

Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год»

Один ребенок отвечает и возвращает мяч.

Дети передают мяч друг другу

Дети садятся на свои места.

Отвечают на загадки.

Выполняют упражнения вслед за воспитателем.

Активно отвечают на вопросы.

Рассматривают картинку, отвечают на вопросы, решают задачи.

Решают задачи.

Активно отвечают на вопросы.