Развитие логического мышления у дошкольников
консультация по математике (средняя группа)

Саляхова Ольга Фаритовна

Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей.

   Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.

Актуальность

       Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.

       Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ДЮЙМОВОЧКА» Г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Консультация для воспитателей

на тему:

 «Развитие логического мышления

у детей дошкольного возраста».

(с презентацией)

Составила и провела:

воспитатель Саляхова О.Ф.      

Октябрь 2019г.

Консультация для воспитателей на тему:

 «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».

       (2 слайд)     Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей.

   Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.

    (3 слайд)      Цель – развитие познавательных и логических способностей.

                        Задачи:

         Формировать способность детей к анализу и синтезу.

         Развивать образное логическое мышление, произвольное внимание.

         Развивать у детей: речь(умение рассуждать, доказывать),познавательные интересы, творческое воображение.

         Воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

   (4 слайд)       Актуальность 

       Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.

       Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

      (5 слайд)    Логическое мышление и дидактическая игра

    Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

       (6 слайд)                           Выделяют три вида мышления

        Наглядно - действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления .

        Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.      

        Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Словесно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

     (7 слайд)                   Средства развивающие логическое мышление 

      Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

      Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

      Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

Загадки. Задачи – шутки.

Игры-головоломки.

 Игры с счетными палочками.

Разгадывание ребусов.

 «Неправильные» сказки и т. д.

    (8 слайд  )                              Мыслительные операции

Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности.

 Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Классификация

Закономерность

Умозаключение

Пространственное мышление

   ( 9 слайд)              Логические приемы умственных действий анализ и синтез

   Анализ – это мысленное разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений. 

   Синтез - объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов/явлений между собой.

   (10, 11 слайды)      

  Сравнение - сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними.

(12, 13, 14 слайды)    

  Классификация – это распределение предметов или объектов по каким либо группам.

(15, 16) слайды

  Закономерность – это связь между предметами явлениями, основанные на действии определенных законов.

(17, 18 слайды)

   Умозаключение  - это форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение.

(19,20) слайды

   Пространственное мышление – это способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.

(21 слайд)

   Загадки и задачки шутки

(22,  слайд)

      Логические задачи

(23,24, 25.26 слайды)

                                                      Развивающая среда

         В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

Игры с счетными палочками

Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей.

      Конструкторы, пазлы

Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ.

       Дидактическая игры «Где чей дом?», «Кто где живет и кто что ест?»

 Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение.

     Игра-головоломка «танграм»,  «геоконт», квадрат Воскобовича и т.д

Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

      Игры с палочками Кюизенера

Цель:  • Развивать у детей представление о числе;

• Научить их измерению с помощью мерки;

• Развивать комбинаторные способности;

• Познакомить с ориентированием;

• Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.

Игры с блоками Дьенеша.

    Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму. Такие игры развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение.

 (27 слайд)

             Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию мышления:

  • Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
  • Формировать умение классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры, проблемные ситуации, опыты , эксперименты и наблюдения.

  1.  слайд)         Заключение

       Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

     Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

        Развивая логическое мышление у дошкольников, мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики – залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.

презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...

Пошаговая технология развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша

Я разработала пошаговую  технологию развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.К ней прилагает материал для совместной работы воспитателя с родителями в данном напра...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....

"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....