Проект "Экономическое воспитание старших дошкольников через сказку"
проект по математике (старшая, подготовительная группа)

Кыкина Елена Николаевна

Проект "Экономическое воспитание старших дошкольников через сказку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Экономическое воспитание старших дошкольников через сказку

1. Актуальность проекта

Слово «экономика» в переводе с древнегреческого означает «умение вести домашнее хозяйство».  Свои первые экономические познания ребенок делает в семье. Экономическое воспитание дошкольника, это то, как родители ведут домашнее хозяйство: чем занимаются, какие у них профессии, как распределяется семейный бюджет, на что необходимо потратить деньги в первую очередь, и почему каждый раз нельзя выпрашивать купить игрушку в магазине?

Ребенок, вовлеченный в ведение домашнего  хозяйства, часто задает взрослым вопросы: почему вода из закрытого крана не должна капать? Зачем на стиральной машине есть кнопка экономический режим? Почему надо следить, чтобы в квартире не горел без надобности свет? Отвечая на заданные вопросы ребенка, необходимо подтверждать их реальными действиями. Не забывать выключать свет и воду, иначе никакие объяснения результата иметь не будут.

Экономическое воспитание необходимо начинать в семье, так как именно здесь накапливается определенный «экономический опыт», который в дальнейшем обогащается, углубляется и систематизируется. Семья – это то сообщество, в котором ребенок впервые становится участником экономической жизни, что связано, прежде всего, с покупкой продуктов и вещей; ухаживанием за домашними животными и младшими детьми; планированием и организацией своего труда; выполнением постоянных домашних поручений и т.п. Кроме того, дети в различной степени участвуют в распределении семейного бюджета, приучаются к саморегуляции потребностей, осведомлены о наличии собственности, об источниках доходов семьи. Содержание экономического воспитания в семье включает рациональную организацию хозяйственно-бытовой деятельности, бережное отношение к продуктам питания, вещам, времени, участие в распределении денежных средств, стимулирование разумных потребностей, развитие взаимопомощи

 При этом роль детского сада не менее важна, ведь именно дошкольное образование дает знания, позволяющие в впоследствии ребенку выстраивать линию собственного поведения. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания детей. Играя в сюжетно-ролевые игры с экономическим уклоном, дети в значительной степени расширяют свой кругозор и повышают уровень коммуникативного общения друг с другом. Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

         Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное-говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место мы отводим сказке. Сказка-литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Многие из выдающихся педагогов использовали сказку, как метод обучения, воспитания и развития. Сказка учит жизни, в ней всегда есть вывод, есть герои, противоположно разные по взглядам к основной идее сказки. Обсуждение таких учебных рассказов всегда наталкивает на размышления. Ребенок, который сделал свой вывод (обдумывал, строил логическую цепочку для выражения своей мысли), проживал эту историю своими эмоциями, передал эту историю дальше (когда приходит домой и рассказывает родителям) и проживает ее еще раз – все это дает возможность ребенку подсознательно запомнить ситуацию и пути ее решения. Осознавая, формирует собственные взгляды по отношению к разным ситуациям.

Народные сказки, содержащие вековой экономический опыт народа, используется для воспитания таких экономических качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и другие. В них экономическое воспитание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Овладение экономическими знаниями осуществляется в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, пословицы, поговорки, сказки).

Актуальность очевидна: с проблемами экономики дошкольников сталкивает современная жизнь.  В то же время наличие произведений с экономическим содержанием, с одной стороны, и отсутствием целенаправленного экономического воспитания с другой, послужило причиной для углублённого изучения данной проблемы.

Предположим, что для разрешения вопроса необходимо ввести ребёнка в проблему экономического воспитания через сказки.

2. Цель и задачи проекта

Целью изучить возможности сказки в формировании экономических представлений у дошкольников.

Задачи:

1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки;

 2. Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда

3. Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, бюджет, потребности, труд);

4. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России;

5.Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия);

 6.Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»;

Посредством   обыкновенной сказки, переложив её на современный лад – формируется экономическое образование детей.  

     Для реализации поставленной цели и задач я наметила работу по двум направлениям:

- с детьми,

- с родителями.

3. Средства и методы реализации проекта

  • Сказочные персонажи
  • Виды деятельности (игровая, продуктивная, театрализованная)
  • Чтение сказок с дальнейшим обсуждением
  • Создание проблемных экономических ситуаций и обыгрывание их

4.  Принципы построения проекта:        

  •  Возрастное соответствие -  предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.
  • Доступность предлагаемого материала.
  • Системность и постепенность его усвоения.
  • Преемственность- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
  • Наглядность -использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
  • Коллективное взаимодействие.
  • Здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

4. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

       Заключительная часть моего проекта:

Ожидаемый результат:

- сформировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.); предпосылки экономического мышления;

- социализация ребёнка, постепенный переход с позиции «ребёнок- наблюдатель» на позицию «ребёнок- участник» в практической деятельности;

- развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

5. Краткое описание проекта по блокам

Проект состоит из 6 блоков, посредством которых у детей формируются первичные представления об экономических категориях:  потребности, труд деньги, бюджет семьи, доход и расход, товар.  

  1. Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.

Наименование произведения

Экономическая составляющая содержания

К. И. Чуковского « Телефон», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Раскрывающая  потребности

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

О потребностях и возможностях

«Три поросенка»

потребность в дружбе

Р.н.с. «Теремок»

потребность в жилище

Р.н.с. «Лиса и волк»

потребность в пище

Р.н.с. «Терем – Теремок» «Хаврошечка»

К.И. Чуковский «Федорино горе

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»  

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

«Мужик и медведь»

раскрытие  труда

Р.н.с. «Морозко»

трудолюбие, осуждение лени, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность

К.И. Чуковского  «Муха- Цокотуха».

Г.Х. Андерсен «Огниво»

раскрывается понятие «деньги»

Русская народная сказка «Каша из топора»

представления о смекалке, осуждение жадности.

К. И. Чуковского «Федорино горе»

раскрывается понятие «товар»  

А. Толстого  «Золотой ключик или приключения Буратино»

представление о способах увеличения дохода и другие

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

представления о бартере

Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек

о купле – продаже:

Народные сказки «Лиса  и козёл»

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

представления о рекламе:

Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино».

способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости

           

  1. Продуктивная деятельность. Художественное творчество

Экономические категории

Содержание

Потребности

  • Рисунки «Без чего не может обходиться человек»

Товар

  • Аппликация на тему: «Витрина магазина игрушек».
  • Аппликация «Афиша зоопарка».

Реклама

  • Рисунки детей на тему: «Реклама магазина «Игрушки».
  • Создание коллажа (родителями):

«Реклама – враг, реклама – друг»

Деньги

  • Ручной труд: изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин».
  • Ручной труд «Игрушки елочные»

Бюджет семьи, доход, расход

  • Коллаж «Супермаркет «Северяночка»

  1. Сюжетно -ролевые игры

Экономические категории

Содержание

Потребности

  • «Магазин».
  • «Швейное ателье».
  • «Аптека».
  • «Больница» и т. д.

Труд

  • «Магазин».

(Труд продавца, кассира, грузчика).

  • «Швейное ателье».

(Труд закройщика, портного).

  • «Аптека», «Больница», «Скорая помощь», «Ветеринарная лечебница».

(Труд фармацевта, врача, доктора).

  • «Семья».

(Труд папы, мамы)и т. д.

Товар

  • «Магазин».

(Различные виды товара).

  • «Швейное ателье».

(Различные виды одежды).

  • «Аптека».

(Различные виды лекарств) и т. д.

Деньги, цена, бережливость

  • «Магазин».

(Оплата за товар).

  • «Ателье».

(Оплата за пошив и ремонт одежды).

  • «Аптека», «Больница».

(Оплата за лекарства и предоставляемые услуги).

  • «Семья».

(Заработная плата папы, мамы) и т. д.

  1. Дидактические игры

Экономические категории

Содержание

Потребности

  • «Кому что нужно».
  • «Что мне нужно на севере, юге…».
  • «Хочу, надо»

Труд

  • «Назови профессию».
  • «Кто что делает».
  • «Кому что нужно».
  • «Труд. Профессии».

Товар

  • «Угадай, где продаются?».
  • «Что потребуется для изготовления товара?».
  • «Что и когда лучше продавать?».

Деньги, цена, бережливость

  • «Деньги».
  • «Стоимость»
  • «Бюджет семь. Доходы и расходы».

  1. Беседы

Экономические категории

Содержание

Труд

  • «Какие ВИДЫ ТРУДА вы знаете (с/х труд, домашний).
  • «Последовательность ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ».
  • «Роль ТРУДА взрослых в жизни людей».
  • «Какие вы знаете ОРУДИЯ ТРУДА?».
  • «Роль машин и механизмов в ТРУДЕ человека».
  • «Что такое предпринимательская идея?».
  • «Что такое ассортимент?».
  • «Что такое средства производства?».
  • «Где и кем работают ваши родители?».

Товар

  • «Что такое товар?».
  • «Зависимость цены товара от его качества и количества».
  • «Формы сбыта продукции».
  • «Что такое реклама и почему говорят: «Реклама – двигатель торговли?».
  • «Что такое оптовая торговля?».
  • «Что такое розничная торговля?».
  • «Что такое товарооборот?».
  • «Что такое заработная плата?».
  • «Что такое дефицит?».
  • «Что такое распродажа?».
  • «Что такое ярмарка?».
  • «Что такое трудолюбие?».

Деньги, цена, бережливость

  • «Какие достоинства денежных российских купюр вы знаете?».
  • «Что такое бюджет (зарплата, пенсия, стипендия).
  • «Что такое доходы и расходы?» (Какие бывают расходы»)
  • «Какие деньги других стран вы знаете?».
  • «Что такое цена?».
  •  «Что такое затраты и прибыль?».
  • «Что такое потребление и накопление?».
  • «Что такое банкротство?».
  • «Что такое налоги?».
  • «Кто такой спонсор?».
  • «Что такое благотворительность?».
  • «Что такое валюта и курс валюты?».
  • «Зачем людям нужны деньги?».

  1. Совместная деятельность с родителями
  • Участие родителей в создании:

- «Коллекции денег»

-«Деньги разных стран мира».

  •  Участие родителей в организации и проведении:

-«Осенняя ярмарка»

- «Ярмарка – продажа елочных игрушек».

  • Консультация для родителей:

«Формирование у дошкольников познавательно – экономических знаний через специально организованную экономическую деятельность».

  • Организации и проведение экскурсий: парикмахерская, магазин, аптека, стройка, рекламное агентство, кафе

Результативность экономического воспитания осуществляла на основе использования  системы объективных критериев

Результаты

Количество

Начало года

Конец года

Высокий уровень

0 %

60 %

Средний уровень

 15%

35%

Низкий уровень

85%

10%

         По итогам первичного мониторинга проведенного  в начале работы были получены следующие результаты: низкий уровень экономических представлений и понятий наблюдался у 85% детей средний уровень имели 15% воспитанников. Повторный мониторинг,   проведенный в конце года показал , что 60% детей на высоком уровне освоили понятия об экономических критериях, 35 % - средний уровень, 10% -ввиду особенностей развития остались на низком уровне.

Таким образом, в заключении, хотелось бы отметить, что пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Сказке отводится значительное место. Очень удачны сказки Народные сказки, собравшие вековой экономический опыт народа. В сказках, подобранных в проекте, дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «деньги», встречаются героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными.

Сказки с экономическим содержанием можно применять на занятиях по математике, развитию речи, экологии, ИЗО, в совместной деятельности взрослых и детей, в свободной деятельности самих детей.

В конце занятий разбирается какая-нибудь проблемная ситуация, разрешение которой развивает логику, нестандартность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Дети ХХІ века думают иными, более экономическими категориями, чем те дети, которые воспитывались и обучались в ХХ веке. Это и натолкнуло на идею попробовать «научить» маленьких детей экономическим концепциям и предпринимательству.

Дети научились: различать виды потребности (Хочу - Надо), выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять семейный бюджет и её составные: доход и расход.

    Экономическое воспитание продолжаю осуществлять на включение ребёнка в естественные виды деятельности: дидактические игры, занятия, изобразительную.

Приложение 1

Уровень знаний детей старшей группы

Высокий уровень
Дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о профессии отца и матери, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; помогают взрослым и сверстникам в труде, в процессе продуктивной деятельности деловиты, находчивы
Средний уровень:
Дети имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, неконкретные, поверхностные, дети задают вопросы об окружающих явлениях только после активизации педагогом познавательного интереса посредством игровых ситуаций, упражнений, творческих заданий; материальным ценностям, но большую заботу проявляют к вещам личного пользования; своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям
Низкий уровень
Дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного социума, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя только как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, не умеют договариваться в процессе выполнения совместных трудовых действий, быстро теряют интерес к труду и оставляют свою работу, возвращаясь к игре.

Уровень знаний детей подготовительной группы

Высокий уровень
Дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о профессии отца и матери, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; помогают взрослым и сверстникам в труде, осознанно относятся к выполнению трудовых действий, бережно относятся к предметам труда, его результатам, доводят начатое дело до конца, способны правильно оценить результаты своего труда и своих товарищей; рационально используют материалы; своевременно выполняют поручения; способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; в процессе продуктивной деятельности деловиты, находчивы, изобретательны, активно поддерживают и развивают творческий поиск сверстников; стремятся и умеют проявить инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень:
Дети имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, неконкретные, поверхностные, дети задают вопросы об окружающих явлениях только после активизации педагогом познавательного интереса посредством игровых ситуаций, упражнений, творческих заданий; они имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания в игре; под руководством взрослого способны организовать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют к вещам личного пользования; энергичны, инициативны, умеют творчески подходить к работе, но порученную работу выполняют добросовестно, своевременно только под руководством взрослого; активность они проявляют не всегда, однако способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень
Дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного социума, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя только как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, не умеют договариваться в процессе выполнения совместных трудовых действий, быстро теряют интерес к труду и оставляют свою работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и
общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результатах; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассматриваются основные аспекты использования игры как средства экологического воспитания дошкольника. Приводятся примеры наиболее эффективных на современном этапе игр с целью формиров...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы

Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...