Конспект НОД "Цифра и число 5"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект по ФЭМП для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_femp.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28»

 

Разработка конспекта занятия по математическому развитию

Тема «Цифра и число 5»

Составитель: Жабина Ирина Ивановна

г. Новомосковск, 2019 г.  

Цель – знакомство детей с цифрой и числом 5.

Задачи:

1.  Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 9 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько  число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…».  Познакомить с цифрой 5. Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.  

2. Развивать речь, память, мышление, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев.

3. Воспитывать умение слушать друг друга, любознательность.

Тип занятия: занятие усвоения новых знаний и умений.  

Форма занятия:  групповая, индивидуальная.

Продолжительность: 25 мин.

Участники: воспитатель, воспитанники.

Возраст обучающихся: старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Оборудование и материалы.

Демонстрационный материал. Пластмассовый мячик белого цвета («снежок»). Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета («снежные комки»), картинка с изображением перчатки на правую руку, карточки с цифрами от 1 до 5, картинка - образец (ледяной домик), фланелеграф, 14 полосок для домика.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» треугольной и четырехугольной формы (по 20 штук для каждого ребенка), листы бумаги, цветные карандаши, карточки с цифрами от 1 до 5, наборы счетных палочек. 

Предварительная подготовка. Обучение счету в пределах 10, знакомство с обозначением цифр от 1 до 4. Упражнение в уравнивании количества предметов в множествах двумя способами (прибавлением или убавлением одного предмета).  

Методы и приёмы работы с детьми: наглядный (наглядный показ образца, способа действия), словесный (объяснение, беседа), практический (работа с раздаточным материалом), игровой (моделирование игровой ситуации).

1

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1.  Вводный

Введение в игровую ситуацию. Определение цели занятия, игровое упражнение «Считай дальше».

3 мин

2. Основной.

Актуализация представлений детей о числах в пределах 9 на основе сравнения двух множеств. Формирование знаний о числе и цифре 5.  Решение логической задачи.  

19 мин

3. Итоговый.

Воспитатель благодарит детей за активное участие, проводит вместе с ними анализ и оценку результатов проделанной работы, эмоционального состояния.

3 мин

Ход НОД:

1. Вводный этап.

Ритуал приветствия:

С добрым утром!                (пальчики здороваются)

Начат день!

Первым делом гоним лень (проводим ладошкой по внешней стороне руки)

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем      (ушки помассировали круговыми движениями)

Ни минутки не теряем.

Работаем старательно         (кулачки)

Слушаем внимательно!

Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу красивую улыбку и хорошее настроение. Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного. Послушайте загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила. (Зима).

Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, строить крепости из снега. Приглашаю вас в снежный городок, где можно не только играть, но и весело считать.

Игровое упражнение «Считай дальше» (со «снежком»).

Воспитатель вместе с детьми встает в круг и объясняет правила игры: нужно назвать любое число (до 9) и передать «снежок» соседу, который называет число, следующее за названным числом (7… 8 и т.д.).                                      

 2

2.Основной этап.

Игровое упражнение «Строим снежную крепость».

Работа организуется на трехполосном наборном полотне. Воспитатель предлагает построить из снежных комков крепость.

Воспитатель. Отсчитайте на верхнюю полоску 6 снежных комков, а на вторую полоску – на один больше. Сколько надо отсчитать комков? (7) .

 Почему?  (Потому что семь больше шести на один).

Дети выкладывают на первой и второй полоске соответственно 6 и 7 комков.

Воспитатель. На третью полоску отсчитайте комков на один больше, чем на второй. (Задаются аналогичные вопросы). 

Дети выкладывают на третьей полоске соответственно 8 комков.

Какими числами можно обозначить количество комков на каждой полоске? Что можно сказать о числе семь? (Семь больше шести на один и меньше восьми на один). Вот мы и построили снежную крепость.

Игровое упражнение «Играем с льдинками» (работа с раздаточным материалом на двухполосных карточках за столами).

Воспитатель. Найдите «льдинки» треугольной формы, отсчитайте на верхней полоске карточке на одну «льдинку» больше, чем число 8. Сколько льдинок вы отсчитали? (9). Почему вы отсчитали 9 «льдинок»?  (Потому что девять больше восьми на один). Отсчитайте на нижней полоске карточки четырехугольные «льдинки» на одну меньше, чем на верхней полоске. Сколько льдинок вы отсчитали? (8). Почему вы отсчитали 8 «льдинок»?  (Потому что восемь меньше девяти на один). Уравняйте количество «льдинок» любым способом.  (Дети или добавляют, или убавляют одну «льдинку»). Объясните, как вы уравняли количество «льдинок».  

Воспитатель.

Мы играли со снежками и льдинками и наши руки замерзли. Как мы их можем согреть? Что мы надеваем зимой на руки? (Варежки, перчатки).

Игровое упражнение «Перчатки» (знакомство с цифрой 5).

Рассматривание картинки с изображением перчатки.

Воспитатель. Сколько «домиков» для пальчиков у перчатки? (Пять). Найдите цифру, обозначающую цифру 1. (Ребенок располагает цифру 1 над «домиком» для большого пальца).

Аналогично обозначаются цифрами «домики» для указательного, среднего и безымянного пальцев перчатки. Воспитатель показывает цифру 5 и объясняет, что этой цифрой можно обозначить число 5, располагает цифру 5 на «домиком» для мизинца.  

 3

Дети называют цифры по порядку.

Воспитатель. Возьмите листы бумаги, обведите свою ладонь.  (Дети обводят ладонь цветными карандашами.) Посчитайте, сколько пальцев. (Пять). Разложите по порядку соответствующие карточки - цифры от 1 до 5 над пальчиками и назовите их.  (Дети выполняют указания воспитателя).

Динамическая пауза:

Наконец пришла зима,         (дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома              (складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идет,              (двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метет,          (имитируют)

Мы катаемся на санках,       (приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги,        (Медленно кружатся)

Ловко бегам на лыжах,        (имитируют)

И играем все снежки.           («Лепят» и бросают снежки)

Игровое упражнение «Строим ледяной дом» (работа со счетными палочками).

На доске расположен образец.

Воспитатель. Посмотрите на образец и постройте такой же ледяной дом из счетных палочек. (Дети выполняют задание, один ребенок на фланелеграфе из полосок). А теперь подумайте, как можно переложить две палочки, чтобы дом смотрел в другую сторону. (Дети выполняют задание, один ребенок на фланелеграфе из полосок).

3. Итоговый этап.

Воспитатель. Дети, вам понравилась наша прогулка в снежный городок? (Ответы детей). Какое задание оказалось для вас самым сложным? Какое самым интересным? (Ответы детей). Вы уже много знаете, умеете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями. Я уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня.  

Используемая литература:

1. Касицына М.А. Дошкольная математика. 3-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей.- М.: Изд. «Гном и Д», 2001.

2. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради./ изд. 2-е, доп. и перераб.).- М.:ТЦ «Сфера», 2009.

3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.

4. Помораева И.А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 80 с.

  4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока тема"Число .Письмо цифры "5"

Тип урока : Изучение нового материалаЦель:  Познакомить с числом и цифрой 5, образованием и составом числа 5. Упражнять детей в умении решать задачи в пределах 5-ти. Формировать навык письма...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "Состав числа 5"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "Состав числа 5"...

Конспект по ФЭМП "Число и цифра 10"

НОД на тему "Число и цифра 10"Цель: Создать условия для формирования представлений о составе числа 10....

Конспект образовательной деятельности "Число 2. Треугольник"

Конспект по образовательной области ""Познавательное развитие" (формирование элементарных математических представлений) младшая группа...