Формирование умозаключения у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по математике (старшая, подготовительная группа)

Елфимова Елена Михайловна

Умозаключение – это третья (после понятия и суждения) форма мышления, в которой из двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением, или выводом.

Одной из важнейших предпосылок решения арифметических задач является умение делать умозаключение на основе содержания условия задачи, выявление закономерностей описанной в задаче ситуации с целью ответа на вопрос, поставленный в задаче [Лалаева, Гермаковска 2005].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_umozaklyucheniya.docx322.35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умозаключения у старших дошкольников

Умозаключение – это третья (после понятия и суждения) форма мышления, в которой из двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением, или выводом.

Одной из важнейших предпосылок решения арифметических задач является умение делать умозаключение на основе содержания условия задачи, выявление закономерностей описанной в задаче ситуации с целью ответа на вопрос, поставленный в задаче [Лалаева, Гермаковска 2005].

Психолого-педагогические условия, способствующие развитию у детей умений строить суждения и умозаключения:

1.        Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, то есть создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств, способов деятельности; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний.

2.        Организация разнообразной деятельности (игровой, продуктивной, исследовательской, учебной). При этом ведущей деятельностью является игра.

3.        Создание у детей внутренней (познавательной) положительной мотивации через использование на занятии проблемных ситуаций, разрешение которых возможно с помощью того действия, к формированию которого намечено приступить на данном занятии.

4.        Целенаправленность, систематичность, поэтапность формирования логических приемов в строго определенной последовательности.

Этапы формирования логических приемов мышления:

1.        Практический – ребенок действует непосредственно с предметами.

2.        Зрительный – ребенок только наблюдает за предметами, выполняя прием в образном плане.

3.        Моделирующий – ребенок выполняет действия не с самими предметами, а их заместителями, моделями, использует знаки (символы).

4.        Внешнеречевой – выполнение действия со словесно заданными объектами.

5.        Умственный – выполнение действия в умственном плане.

Для изучения уровня сформированности у детей умения строить суждения и умозаключения необходимо провести диагностику. Представим в таблице примеры заданий для диагностики уровня сформированности у детей умений строить суждения и умозаключения.

Критерии, показатели и задания, определяющие у дошкольников

уровень сформированности умений строить суждения и умозаключения

Критерии

Показатели

Задания

В школе Пете задали составить рассказ про его семью,

послушайте его и скажите, все ли верно в нем? «У меня

очень маленькая семья: мама, папа, я и двое моих се

Представления о суждениях

и их возможных значениях истинности.

стер, которых зовут Марина и Таня. Я самый старший в семье, мне 7 лет. Моей сестре Свете 9 лет, она ходит на работу, она продавец. Пока Света на работе, мама хо- дит в школу, делает уроки и помогает Тане. Тане 17 лет и в этом году она заканчивает институт. Папа помогает маме сделать уроки и укладывает ее спать».

Все ли верно в этом рассказе? Что неправильно? Ис-

правьте ошибки, чтобы все предложения стали вер-

ными.

Представления

На столе лежат фигурки сказочных героев – (Бабы Яги, Дюймовочки, Мальвины, Снежной королевы, Чиполлино, Кощея Бесмертного), с утверждением то- го, что у всех героев есть сердце. Детям предлагается ответить на вопросы (правильно, неправильно, не- возможно определить):

У всех героев доброе сердце?

У Дюймовочки доброе сердце?

У Кощея Бессмертного и Снежной королевы злое сердце?

У Бабы Яги доброе сердце?

Можно ли по внешнему виду героя определить, что у него доброе сердце?

об истинных,

ложных

и неопределен-

ных суждениях.

Умения определять,

истинны, ложны или

неопределенны кон-

кретные суждения

по наглядности

и по представлению.

Умения изображать ситуацию по сужде- нию с заданным зна- чением истинности.

Дорисуйте рисунок (тарелку) так, чтобы для него предложение – «На тарелке лежат овощи» было не- верным. Что ты нарисовал на тарелке? Почему?

Нарисуйте геометрические фигуры: 6 квадратов и 3

Представления обобщих

и частных суждениях.

Раскрытие смысла слов «все», «некото- рые», «ни один».

овала. Раскрасьте желтым цветом некоторые квадра- ты. Сколько квадратов вы раскрасили? Почему? А как по-другому можно было выполнить то задание? А как сказать, не называя числа, сколько овалов раскраше-

но? (Ни один овал не раскрашен).

Умения выражать

Придумайте начало предложения:

  • Если ..., то нужно надевать теплые вещи.

–…, поэтому он получил двойку.

  • Если..., то его нужно зашить. Закончи предложение:
  • Если не поливать цветы, то…
  • Появились лужи, потому что…
  • Если на небе появилась луна, то…

Представления

причинно-следствен-

о причине

ные отношения в

и следствии,

форме условных суж-

условных

дений «Если…, то…»,

суждениях.

«…, потому что …»,

«…, поэтому…».

Представления

о соединительных и разделительных суждениях.

Раскрытие смысла слов «и», «или»,

«либо, либо».

Нарисуйте вазу, чтобы она была большая и синяя. Нарисуйте в ней один цветок, чтобы он был большой и маленький. Почему вы не смогли нарисовать такой

цветок? Как же правильно сказать? (Нарисуйте цве- ток, чтобы он был либо большой, либо маленький).

Умения определять значение истинности конкретных соедини- тельных и раздели- тельных суждений по наглядности и по представлению, дока- зывать свой ответ.

Маша попросила у родителей на День рождения но- вую куклу и сказала, что она должна быть: в желтом или красном платье, либо с голубыми, либо с зелены- ми глазами, с черными и короткими волосами.

В каком случае родители выполнили пожелание до- чери (детям демонстрируются картинки)?

Света отправилась в магазин за помидорами, чтобы приготовить салат. Ей нужно купить красные и мяг- кие помидоры. Она сделала все верно. Могла ли Света купить: зеленые твердые помидоры; красные твердые помидоры; зеленые мягкие помидоры?

Умение формулиро- вать истинные соеди- нительные и раздели- тельные суждения по наглядности и по представлению.

Вставьте слова «и» или «либо»:

  1. ветер сильный … холодный;
  2. собираясь в школу, Катя выглянула в окно, чтобы узнать погода солнечная … пасмурная;
  3. Соня собирается поехать в театр на следующей не- деле в среду … четверг;
  4. спелая груша сочная … сладкая.

Представления о свойствах отношений, умений строить правильные умозаключения на основании свойств отношений.

Умение решать логические задачи об обратном отноше-

нии между величина- ми двух предметов (если a=b, то b=a; если a>b, то b

Закончите предложения:

  • если конфет больше, чем печенья, то печенья…;
  • если жираф выше слона, то слон…;
  • если уши у зайца длиннее, чем у лисы, то у лисы…;
  • если свинья тяжелее козы, то коза…;
  • если детский сад слева от школы, то школа…

Умения решать логические задачи об отношении между двумя величинами, если известны их отношения с третьей величиной

(если a=b, b=c, то a=c; если a>b, b>c, то a>c).

Решите задачи:

  1. Медведь больше лисы, лиса больше зайца. Кто са- мый большой?
  2. Миша сильнее Толи, Толя сильнее Славы. Кто са- мый сильный? Кто самый слабый?

Представления об индуктивных умозаключениях.

Умения проводить индуктивные доказательства.

Докажите, что синий карандаш самый короткий. Каждый карандаш сравнивается с синим карандашом по длине, проверяется, что данное отношение выпол-

няется для каждого карандаша.

Представления о дедуктивных

умозаключениях.

Умения видеть

и исправлять ошибки в умозаключениях.

Чиполлино гулял по лесу и увидел, как из-под куста торчит длинный пушистый хвост. «У всех лис длин- ный пушистый хвост, – подумал Чиполлино, - значит, под кустом спряталась лиса». Прав ли Чиполлино?

Почему?

Представления об умозаключе- ниях по анало- гии.

Умения устанавливать отношения между по- нятиями, подбирать понятия по аналогии, по наглядности и по представлению.

Среди пяти слов найди то, которое подходит:

  1. к слову курица, как корова к теленку:

Корова – теленок, курица – (курятник, пшено, яйцо, цыпленок, петух);

  1. к слову собака, как курица к курятнику: Курица – курятник, собака (щенок, будка, кость, ошейник, цепь).

В данной таблице первые четыре критерия и связанные с ними показатели определяют уровень сформированности умений строить суждения, а последние четыре – строить умозаключения. Данные задания предлагаются детям индивидуально в свободное от занятий время. Результаты выполнения детьми заданий фиксируются педагогом в специальном протоколе диагностики. Каждый критерий оценивается по 3- балльной шкале: если ребенок правильно выполнил задание (или несколько заданий, если они имеются на определенный критерий) и смог объяснить свой выбор – 3 балла. Если ребенок правильно выполнил задание, но объяснить не смог (хотя бы 1 задание) – 2 балла. Если ребенок правильно выполнил задание при помощи наводящих вопросов (хотя бы 1 задание) – 1 балл. Если ребенок выполнил задание неверно или вообще не смог выполнить задание – 0 баллов.

Уровни сформированности умений строить суждения и умозаключения определяются количеством набранных баллов. Каждому уровню соответствуют качественные характеристики, которыми обладает ребенок.

Ребенок с высоким уровнем (19–24 баллов) сформированности умения строить суждения и умозаключения обладает следующими качествами: сформированы представления об истинных, ложных и неопределенных суждениях, об общих и частных суждениях, о причине и следствии, условных суждениях, о соединительных и разделительных суждениях, о свойствах отношений; сформированы умения строить правильные умозаключения на основании свойств отношений. Ребенок владеет умениями проводить индуктивные доказательства. Сформированы представления о дедуктивных умозаключениях, об умозаключениях по аналогии. Может объяснить свой выбор.

Ребенок со средним уровнем (13–18 баллов) сформированности обладает такими качествами, как: в достаточной степени сформированы представления об истинных, ложных и неопределенных суждениях, об общих и частных суждениях, о причине и следствии, условных суждениях, о соединительных и разделительных суждениях, о свойствах отношений; сформированы умения строить правильные умозаключения на основании свойств отношений. Ребенок владеет умениями проводить индуктивные доказательства. Сформированы представления о дедуктивных умозаключениях, об умозаключениях по аналогии. Однако он не может объяснить свой выбор или объясняет при помощи наводящих вопросов взрослого.

У ребенка с низким уровнем (0–12 баллов) сформированности умений строить суждения и умозаключения не сформированы или сформированы в недостаточной степени представления об истинных, ложных и неопределенных суждениях, об общих и частных суждениях, о причине и следствии, условных суждениях, о соединительных и разделительных суждениях, о свойствах отношений, не сформированы умения строить правильные умозаключения на основании свойств отношений. Ребенок слабо владеет умениями проводить индуктивные доказательства. Сформированы представления о дедуктивных умозаключениях, об умозаключениях по аналогии. Ребенок выполняет задание при помощи наводящих вопросов взрослого.

Перед тем как приступить к обучению дошкольников суждениям и умозаключениям, необходимо сформировать у них навыки следующих основных логических операций: анализа, синтеза, сравнения, сериации, классификации, обобщения, систематизации. Все указанные операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом.

После проведенной работы дети должны уметь:

•        выполнять анализ и синтез, называть свойства, знать знаки-символы, обозначающие свойства: цвет, форма, размер, толщина и др.;

•        кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов;

•        строить сериационные ряды из 10-ти и более предметов;

•        сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум или трем свойствам.

Следующий этап – формирующий. На этом этапе педагог формирует у детей умения строить суждения и умозаключения. Для этого детям во время занятий, а также в режимные моменты предлагаются различные игры и задания.

Для развития представлений об истинных, ложных и неопределенных суждениях, отлично подойдет игра «Бывает – не бывает». Суждения педагог придумывает сам, опираясь на жизненный опыт ребенка. Приведем примеры суждений для этой игры: 1) зимой цветут яблони; 2) на вишне растут шишки; 3) летом нужны сани; 4) зимой река замерзает; 5) не любит Шарик яблоки и т.п. С помощью этой игры ребенок учится определять, истинны, ложны или неопределенны конкретные суждения по представлению.

После того как ребенок определил значение истинности данных суждений, педагог предлагает ребенку придумать свои истинные, ложные и неопределенные суждения. Если ребенок затрудняется, педагог может предложить ребенку посмотреть на предметы, что его окружают, и придумать суждения с этими предметами. С помощью этой игры ребенок учится формулировать суждения с заданным значением истинности по представлению.

Опишем задание, которое педагог может предложить детям для развития представлений об истинных, ложных и неопределенных суждениях: педагог показывает детям картинку и проговаривает предложение – однажды Незнайка и Знайка спрятались во время дождя под зонтиком. После этого задается вопрос: Правильное это суждение или нет? Если суждение неверно, то исправьте его так, чтобы оно стало верным. Затем педагог предлагает другие суждения по этой картинке: Незнайка спрятался под зонтиком, и Знайка спрятался под зонтиком и т.п. Необходимо иметь в виду, что если под зонтиком нарисован только Незнайка, или только Знайка, или под зонтиком никого нет, то высказывание ложное. По одной картинке педагог может предложить детям несколько суждений и попросить также исправить ошибки. После того как ребенок определил значение истинности данных суждений, педагог предлагает ему придумать свои истинные, ложные и неопределенные суждения по картинке. С помощью этого задания ребенок учится определять, истинны, ложны или неопределенны конкретные суждения по наглядности.

Для развития представлений об общих и частных суждениях можно использовать картинки с изображением животных. Педагог дает ребенку задание определить значение истинности суждения, используя слова «все», «некоторые», «ни один». Например, перед ребенком картинка с изображением зайцев. Воспитатель предлагает следующие суждения: некоторые зайцы едят морковь, все зайцы белые, ни один заяц не ест капусту и т.д. С помощью этого задания ребенок учится определять значение истинности конкретных общих и частных суждений по наглядности. Также можно попросить детей самим сформулировать суждения, используя слова «все», «некоторые», «ни один».

Картинки по запросу зайцы едят морковку нарисованная картинка

Для развития у дошкольников представлений о свойствах отношений, умения строить правильные умозаключения на основании свойств отношения можно использовать различные логические задачи. Например: Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка. Кто пришел раньше всех? Кто позже всех? В каком порядке приходили гости?

Если ребенок затрудняется при выполнении задания, можно предложить ребенку выложить картинки с изображением животных в том порядке, в котором они приходили в гости к Лягушке. С помощью этого задания ребенок учится решать логические задачи об отношении между величинами.

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу лягушка  нарисованная картинка для детей    Картинки по запросу лиса  нарисованная картинка для детей    Картинки по запросу медведь  нарисованная картинка для детей

Картинки по запросу заяц  нарисованная картинка для детей   ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу волк  нарисованная картинка для детей   ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу сорока  нарисованная картинка для детей

Для развития у дошкольников представлений о дедуктивных умозаключениях детям интересны будут задания закончить предложение.

Все зайцы любят капусту. Полкан не любит капусту. Следовательно…

Все коты любят рыбу. Кузьма – кот.

Значит…

Все коты любят молоко. Шарик не любит молоко. Следовательно, Шарик…

С помощью таких заданий дети учатся строить правильные дедуктивные умозаключения.

Для формирования умения видеть и исправлять ошибки в умозаключении детям можно дать задание, подобное данному: Гуляя по лесу, Незнайка увидел, как в кустах промелькнул какой-то полосатый зверь. «Все тигры полосатые, – подумал Незнайка, – значит, это был тигр». Прав ли Незнайка? Почему?

Картинки по запросу зебра спряталась картинка для детей

Эти игры и задания предлагаются детям как на занятиях, так и в различных режимных моментах или во время свободной деятельности детей[Воронина, Карпова 2017].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности  детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...

Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...

Игры на формирование самооценки для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Представленный материал может быть интересен родителям, воспитателям, учителям начальных классов....