Путешествие по сказкам
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кущ Татьяна Петровна

конспект занятия по познавательному развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Путешествие по сказкам»

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид деятельности: ФЭМП

Интегрирование с образовательной областью: «Речевое развитие»

Обучающие задачи:

1.Закрепить счет в пределах20;                                                                        

2.Закрепить знания о геометрических фигурах;                                                                  3.Совершенствовать умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу.

4.Закрепить знания о цифрах.

5.Продолжать учить детей составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

Развивающие задачи:

 Развивать внимание, память, речь, умение отвечать на вопрос: «Из какой  сказки герой?», наглядно-образное мышление, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Воспитательные задачи:       Воспитывать интерес к занятиям по математике.

Демонстрационный материал. Доска,  к пяти птицам  прикреплены небольшие конверты с загадками о сказочных героях, плоскостные фигуры сказочных героев (“Красная Шапочка”, “Чебурашка”, “Незнайка”, “Буратино”, “Карлсон), запись песен, 10 бабочек разного цвета, 7 дугообразных полосок, окрашенных в спектральные цвета; 5 геометрических фигур: квадрат красного цвета, прямоугольник синего цвета, круг желтого цвета, овал оранжевого цвета, треугольник зеленого цвета (для зрительного диктанта); лист А4 с цифрами; карточки с изображением огурцов и помидоров; знаки: плюс, минус, равно; карточки с рисунками для  математических задач, мяч.                                                                                                Раздаточный материал: 7 карандашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) на каждого ребенка, карточки  с изображением задач, листы бумаги с цифрами, круги красного и квадраты зеленого цвета по 5шт. на каждого ребенка, знаки: плюс, минус, равно, раскраски.

Ход:                                                                                                                                                 Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнулись. Посмотрите друг на друга – улыбнулись.  Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня.                                                                                                                                                 Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти,  выполнив все задания.    Вы готовы? Тогда удачи!                                                                                                                               – Ребята, посмотрите, какие к нам птицы прилетели? Сколько их? Посчитайте. Каждая птица поет свою песню. Давайте послушаем их пение. ( пение птиц). Птицы прилетели  к нам из Страны Сказок. Птицы необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то окажемся в Стране Сказок. 
Воспитатель берет грача,  спрашивает,  знают ли дети эту птицу и открывает конверт и загадывает загадку.
1.Загадка:
Маленькая девочка весело бежит.
По тропинке к домику, 
Что в лесу стоит. 
Нужно этой девочке к бабушке скорей.
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка.)(Звучит  отрывок из  песни Красной шапочки).
В какой сказке живет эта героиня? (В сказке Шарля Перро “Красная Шапочка”.)
А вот и сама Красная Шапочка.
На доске выставляются фигура Красной Шапочки, 10 бабочек.
Она идет по сказочному лесу к бабушке.  Кого она видит? Сколько бабочек? Как вы узнали?  Одна бабочка улетела. Сколько бабочек осталось?  Затем еще одна улетела? Сколько теперь бабочек осталось? И т. д.                                                                                
 Игра «Посчитай-ка» (в кругу с мячом называют цифры до 20)   Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание.                                                
Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.                                                                                                                                                        
 Воспитатель берет скворца, спрашивает о птице,   открывает конверт и загадывает загадку.
 2.Загадка:

 Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку 
Забавный добрый… (Чебурашка.)( Звучит песня Чебурашки).
– Из какой сказки этот герой? (Из сказки Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и Чебурашка”.)
На доске выставляется фигура Чебурашки.
Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание: расположить цветные карандаши так, чтобы получилась радуга.
Одному ему не справиться с таким заданием. Давайте поможем Чебурашке.
Дети, положите карандаши в ряд так, чтобы первым был красный, вторым – оранжевый, третьим – желтый, четвертым – зеленый, пятым – голубой, шестым – синий, седьмым – фиолетовый.
Как надо разложить карандаши? (ответы 2 детей.)
Воспитатель проверяет, как дети разложили карандаши.
– Который по счету красный (желтый, фиолетовый) карандаш?
Какого цвета пятый карандаш? (Синий.)
– Какой карандаш перед синим?
– Какой карандаш следует за синим? 
 – Дети, чтобы Чебурашка запомнил, как располагаются цвета в радуге, давайте сделаем для него одну большую радугу.
Воспитатель предлагает детям разместить на доске дугообразные полоски в таком порядке, чтобы получилась радуга.
– Молодцы! Чебурашка рад подарку и благодарит нас.                                                  
Воспитатель берет соловья, спрашивает о птице,  открывает конверт и загадывает загадку.
3.Загадка:
Деревянным острым носом. Всюду лезет он без спроса.
Даже дырку на картине 
Носом сделал …(Буратино.) ( Звучит песня Буратино).
Воспитатель выставляет на доске  фигуру Буратино и геометрические фигуры:
 прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.
– В какой же сказке мы с вами оказались на этот раз? (В сказке Алексея Николаевича Толстого “ Золотой ключик или Приключения Буратино”.) 
– Буратино занимается  математикой и сейчас пытается выполнить задание. Давайте поможем Буратино.
Внимательно посмотрите, как расположены геометрические фигуры на доске.
– Назовите геометрическую фигуру, расположенную посередине.
Посередине расположен круг желтого цвета.)
– Какая геометрическая фигура расположена вверху?
(Вверху расположен красный квадрат.)
– Какая геометрическая фигура расположена внизу?
(Внизу расположен зеленый треугольник.) 
– Какая геометрическая фигура расположена справа?
(Справа расположен оранжевый овал.)
Игра « Что, где?» Ход: игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.

Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». и т.д. Игра проходит в быстром темпе.                                                            

 Буратино говорит Вам “спасибо” за помощь.    

Воспитатель берет скамеечку, открывает конверт и загадывает загадку.
Физкультминутка.                                                                                                                
Воспитатель берет жаворонка,  спрашивает о птице, открывает конверт и загадывает загадку.
4.Загадка:
Он не знает ничего. 
Вы все знаете его. 
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? …(Незнайка.)
Воспитатель помещает фигуру Незнайки на доске.
Из какой же он сказки? (Из сказки Николая Николаевича Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.)                                                                                                                У Незнайки есть задание для вас. На листочке бумаги написаны цифры. Соедините цифры  и увидите, что получиться. Вначале выполним задание у доски по очереди. А теперь каждый из вас выполнит  задание самостоятельно. Будьте внимательны.              
Незнайка очень доволен и благодарит нас. Пора отправляться в другую сказку. 

Физкультминутка.     Буратино.                                                                                                            
 Воспитатель берет ласточку, спрашивает о птице,  открывает конверт и загадывает загадку.
5.Загадка:
Толстяк живет на крыше,
Летает всех он выше. 
Если ляжешь рано спать, 
Ты с ним сможешь поболтать. 
Прилетит к тебе в твой сон 
Живой веселый… (Карлсон.)(Показ мультфильма).
Воспитатель выставляет на доске фигуру Карлсона.
Дети, в какую сказку мы с вами попали? (В сказку Астрид Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.)
– Карлсон приготовил Вам интересные математические задачки. 
Воспитатель достает из конверта карточки с текстами.             
     Давайте вспомним, из чего состоит задача? (Условие, вопрос и решение и ответ).

   - Послушайте задачу: “ На столе лежало 3 огурца и 2 помидора.

Сколько всего овощей лежало на столе?»  (На доске прикреплены  предметы).                                                                        

- Положите столько зеленых квадратов, сколько было огурцов.

- Положите столько красных кругов, сколько было помидоров.

- Как называется эта часть задачи?

Ответы детей: Условие, это то, что нам уже известно.

Педагог: “Сколько всего овощей?”

Ответы детей: Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.

Педагог: Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей?

Ответы детей: Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 2 = 5

Педагог: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением.

Ответы детей: Всего 5 овощей.

Педагог: А теперь вам нужно самостоятельно придумать свою задачу по карточке и решить ее.        (Каждый проговаривает свою задачу и ее решение.)                                    Карлсон     благодарит вас и дарит  эти предметы.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
– Дети, Вам понравилось путешествие по Стране Сказок?
Вспомните, в каких сказках мы побывали?
Кому и как мы помогли?
Мы оказались хорошими друзьями. Кроме того, я думаю, Вы убедились, что математика – очень нужная наука, она может пригодиться всегда и везде, в обычных и совсем невероятных сказочных ситуациях. Сегодня наше путешествие в Страну Сказок окончено. Но мы обязательно туда еще вернемся!     Молодцы! Вы справились с заданиями. Только не понятно где сюрприз.     Нужно всем встать. Мальчикам выполнить 2шага вправо, а девочкам – 2шага влево.  А вот и раскраски  из нашего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...