Кружковая работа "Пальчиковые игры, как основа развития мелкой моторики и умственных пособностей детей дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование по математике (младшая группа)

Кузнецова - Попова Галина Николаевна

В настоящее время актуальнойпроблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немало важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

                           Кружковая работа.

Тема: Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и умственных способностей детей дошкольного возраста.

Цель: создать условия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры.

Задачи:

-способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

- способствовать развитию речи;

- способствовать развитию внимания, памяти, воображения, пространственного мышления;

- воспитание эмоциональной выразительности

Пояснительная записка.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

 В XX в. такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Э.Г., Пилюгина, М.М. Кольцова и др., доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Психологи отмечают, что умственные способности начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения деятельности ребенка, в том числе общей двигательной и ручной.

Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, к проблемам во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Известный физиолог И.П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».

Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает в работе с дошкольниками важнейшее значение. Необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости. В работе с детьми младшего возраста выявляются такие проблемы детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук. У таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Вследствие этого, дети неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, поиграть с крупными пазлами.

 Очень важной частью работы являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные. Они как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

 Многие игры требуют участие обеих рук, чтобы более точно отобразить какое-либо явление. Это даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх» и т.д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стихов и песенок.

Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, на ориентировку в пространстве, освоение понятий "впереди - сзади", "слева - справа"; другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево. Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.

Планируемые результаты

Дети:

- внимательно слушают, повторяют потешку как совместно с воспитателем, так и самостоятельно;

- умеют координировать движения рук  в соответствии с текстом;

 - освоили понятия: один – много, большой – маленький, вверху – внизу;

- познакомились с классификацией предметов по форме, цвету.

Форма работы

Игры-занятия проводятся 1 раз в 2 недели продолжительностью 10 минут.

                      Перспективное планирование

Октябрь

1.Тема:  «Игрушки»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь, внимание;

- закрепить понятия «большой – маленький»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

 Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг                  на друга несколько раз.) 

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

  2. Тема: «Игрушки»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь, внимание, воображение;

-познакомить с понятием «круглый».

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.) Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

 В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладонями.)

Ноябрь.

1.Тема:  «Ягоды»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь, внимание, воображение;

- закрепить цвета: красный, желтый;

- познакомить с классификацией предметов по цвету.

 С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз.

Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

 И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.) 

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко,

Я поем ещё чуть-чуть,  другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

 

2. Тема:  «Осень»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь, внимание, воображение, мышление;

-закрепить цвета: красный, желтый, зелёный;

-учить классифицировать предметы по цвету.

 

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

 Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Декабрь.

1.Тема:  «Зима»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 - познакомить с понятиями «вверху», «внизу».

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.) 

Улицы и крыши. (Руки «домиком».) 

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

 Мы её не слышим…(Рука за ухом.) 

2. Тема:  «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, пространственного мышления.                                                              

- Здравствуй,  Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

 - Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

 Сладости, игрушки. (Вертим кистями.) 

Январь.
1.Тема: «На ёлке»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, пространственного мышления.

- закрепить понятие «круглый»

Мы на елке веселились,  (Ритмичные хлопки в ладоши.)
И плясали, и резвились,   (
Ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз  («
Шагают» по столу средним и указательным 
Нам подарки преподнес.        
пальцами обеих рук.)
Дал большущие пакеты,    
(«Рисуют» руками большой круг.)
В них же — вкусные предметы:  (
Ритмичные хлопки в ладоши.)
Конфеты в бумажках синих,   (
Загибают пальчики на руках, начиная с больших.)
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.

2.Тема: «Ёлочка»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, воображения, пространственного мышления.

- закрепить понятия «круглый», «большой», «маленький»

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (
сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (
руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (
закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (
хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.

Февраль.

1.Тема: «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи,

внимания, воображения, пространственного мышления.

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

 В снежки играть,

 На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

 Вниз с горы на санках мчаться.

 2. Тема: «Домашние животные»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи,

внимания, воображения, пространственного мышления.

- познакомить с понятием  «домашние животные»

 Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

 Кошка моет лапки.

 Мордочку и ушки  (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.) 

Март.

1.Тема: «Детёныши диких животных»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;

- познакомить с понятиями «много» и «один»

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.) Это лисёнок, это волчонок,

 А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.) 

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

 

 2. Тема: «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;

- продолжать знакомить с понятиями «много» и «один»

.

Зайка – ушки на макушке . (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) 

Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.

 Шёл по травке без дорожек,

 А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса.

Апрель.

1.Тема: «Снежок»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;

- продолжать знакомить с понятиями «много» и «один»

Раз, два, три, четыре  (загибаем пальчики)

Мы с тобой снежок лепили (лепим воображаемый снежок, меняя положение ладошек)

Круглый, крепкий, очень  гладкий (показываем круг, сжимаем ладошки, гладим)

И совсем-совсем не сладкий (грозим пальчиком)

Раз-подбросим, два-поймаем (подбрасываем и ловим воображаемый снежок)

Три уроним и сломаем. (топаем ногами)

 2. Тема: «Снежный пирог»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;

- продолжать знакомить с понятиями «вверху», «внизу»

Падал снег на порог, (медленно руки вверх-вниз)

Кот слепил себе пирог. (прижимаем ладошки друг к другу - лепим пирог)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.  (пальчиками обеих рук побежали по столу)

Пирожки себе пеки, (прижимаем  ладошки друг к другу - лепим пирог)

Не из снега – из муки.

2.Тема: «Кулачок»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;

- продолжать знакомить с понятиями «много» и «один»

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, 
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, 
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
 (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, 
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

Май.

1.Тема: «Считалочка»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;

- продолжать знакомить с понятиями «много» и «один»

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать

Крепкие дружные все  такие нужные

На другой руке опять

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики быстрые, хотя не очень … чистые. 

(во время упражнения  по очереди загибаем пальчики  сначала на левой, а потом  на правой руке, на последних  строчках машем пальчиками обеих рук

2. Тема :"Червячки "
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;

- продолжать знакомить с понятиями «много» и «один»

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). 
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз). 
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Литература

Интернет-ресурсы:

- ИНФОУРОК. Библиотека материалов - «Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой»

- doshkolnik.ru  motoroika/18204htm/

- detsad 45krsk. ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

«Ум ребенка – в пальчиках»Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...

Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры - это один из способов развития  детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей на тему:«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...