ФЭМП в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Фролова Юлия Рамильевна

конспекты занятий по ФЭМП в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Осеннее путешествие в страну математики»

 


Цель:
- Закрепить свойства геометрических фигур (цвет, форма; умение находить признаки, их сходство и различие), навык группировки фигур по определенным признакам.
- Учить отгадывать математические загадки, упражнять в ориентировке на плоскости листа.
- Воспитывать желание работать в паре, доброжелательное отношение друг к другу во время совместной деятельности.
Виды детской деятельности:  коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная.
Предварительная работа: рассматривание различных осенних листьев, рассматривание иллюстраций об осени, чтение рассказов «Лес осенью»
Материал: осенние листья, корректурные таблицы по теме «Осень», набор геометрических фигур.

 

 

Ход занятия.


Организационный момент
Ребята, смотрите, посылка.
«Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Открыть ее вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку. Осень».
Рыжий Егорка.Упал на озерко,
Сам не утонул.И воды не всколыхнул. (Это осенний лист)
Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке осенние листья. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку.
- Скажите, а по каким признакам мы узнаем, что пришла осень? (Идут часто дожди, дуют сильные ветры, солнце светит реже и т.д.)
- Правильно. Осень приходит в каждый город, в каждую страну.
- Но есть волшебная страна математики. Там тоже наступила осень.
- Кто живет в стране математики? (Цифры, геометрические фигуры)
- Правильно. И ее жители приглашают нас в гости.
- Ну, что отправимся в путь? (Да)
- Сможете преодолеть все препятствия, которые могут встретиться в дороге? (Да)
- Тогда вперед.
- А вот и первое задание. Сильный ветер сорвал все листочки с дерева. Нам нужно их вернуть, каждый листик на свое место.
Задание 1.
- упражнять в ориентировке на плоскости листа 
(по корректурной таблице)
Расположить листочки на листе бумаге, по заданию.
- Молодцы! Все правильно сделали. Пойдемте дальше.
- Давайте из геометрических фигур выложим животных.
Задание 2.
Дети из деталей геометрических фигур (круг и овал) выкладывают фигуру зайца.
- Молодцы! И с этим заданием справились. Отправляемся дальше в путь.
Задание 3.
Необходимо разложить все красные круги в желтый круг, все красные квадраты в синий круг, а все желтые овалы не в желтый и не синий круги.
- Все молодцы! Идем дальше. Слышите дождь пошел?
- А что надо взять, чтоб не промокнуть? (Зонтик)
Задание 4.
Графический диктант – зонтик.


- Молодцы! И с этим заданием справились. Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка «Осень»
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть. Приседаем, руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. Идём по кругу с высоким подниманием колена.
- Отдохнули? Вы готовы продолжить наше путешествие? (Да)
Художественно-творческая деятельность:
- А давайте сделаем Осени подарок. Мы нарисуем Осенний пейзаж. (Дети рисуют).

Итог:
- Где мы с вами сегодня были? (В стране математики)
- Чем мы помогли жителям математики? (Вернули листики на место,  животным показали их домики).



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы

«Помоги спортсмену»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры.

Задачи:

Обучающие задачи:

- Упражнять в счёте в пределах 13 в прямом и обратном порядке;

- Закреплять знания о составе числа 13;

- Знакомить со структурой задачи;

- Закреплять знания детей о геометрических фигурах;

- Закрепить знания о днях недели, месяцев года;

- Закреплять умение пользоваться арифметическими знаками.

Развивающие задачи:

- Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза;

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение;

- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания;

- Развивать умение работать в парах.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- Воспитывать интерес к математическим знаниям.

Оборудование: мяч, карточки с цифрами от 1 до 13, иллюстрация мальчика, иллюстрация шашечной доски, иллюстрация к задаче, карточка с задачей, иллюстрация футболистов, карточки с числами, карточки со знаками, конверты с геометрическими фигурами, геометрические фигуры большие, иллюстрация баскетболиста, иллюстрация дерева, иллюстрация с яблоками, карточки для детей, числовой домик, иллюстрация ёлочек, кругов, палочек и точек в круге, альбомные листы, иллюстрации спортсменов, образец для проверки, медали.

Ход занятия

I Организационная часть

(Дети стоят в кругу)

-Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы им улыбнёмся и громко скажем всем "Доброе утро".

- Сегодня у нас с вами занятие математика. А чем мы занимаемся на этом занятии? (ответы детей).

- Правильно, мы с вами считаем, сравниваем, решаем задачи, а для того, чтобы все это уметь нужно, в первую очередь, иметь желание, чтобы всему этому научиться. А желание, я думаю, у наших ребят есть.

- Для начала я вам предлагаю поиграть в игру "Не зевай на вопросы отвечай!". Я буду бросать вам по очереди мяч, и задавать вопрос, Вы, отвечая на вопрос, возвращаете мяч обратно, (кидаю мяч детям)

- Какой сегодня день недели?

+ четверг

-Сколько всего дней в неделе?

+ 7

- Какой день недели идёт после четверга?

+ пятница

- Как называется второй день недели?

+ вторник

- А сколько мышей у двух мышей?

+ 4

- Ване 7 лет, а Ане 10. Кто из них старше?

+ Аня

- Какой месяц следует за январём?

+ февраль

- А что шире река или ручей?

+ река

- Кто стоит справа от меня?

- Кто стоит слева от Ромы?

- Какое сейчас время года?

+ зима

- Молодцы, справились с вопросами.

II Основная часть

- А теперь, ребята, я, предлагаю вам взять по карточке с цифрами, лежащие у меня на столе, и давайте поставим их в порядке возрастания, начиная с одного, (расставляем карточки с цифрами от 1 до 13 на доске)

- Давайте теперь посчитаем, правильно ли мы составили последовательность.

-Молодцы. Я теперь переверну вот эти цифры, там на них были какие-то буквы. (Переворачиваю карточки с цифрами)

- Какое слово получилось?

+Спорт

- А как называются люди, которые занимаются спортом?

+ спортсмены

- Верно. И сегодня на занятие к нам пришёл спортсмен, но ему нужно придумать имя. Какое имя дадим мальчику? (вывешиваю мальчика)

+

- И сегодня. (Имя мальчика) предлагает нам позаниматься спортом на большом спортивном стадионе, где на каждом препятствии нам встретятся задания, а наша задача их выполнить и вместе со спортсменом двигаться дальше.

- А начинать мы с вами будем вот от этого флажка, и двигаться по стрелочкам. И первое препятствие, с которым мы с вами сталкиваемся это интеллектуальная игра шашки. Но мы с вами играть в шашки не будем, а просто докажем что вы умные ребята, решив задачи. (Двигаемся по стрелочкам)

- Ребята, а что такое задача?

+

- Это маленький рассказ, в котором обязательно есть числа, вопрос и условие. Вот послушайте: на ветке сидели птички, к ним прилетела ещё птичка, и они стали весело чирикать. Это задача?

+нет

- Почему?

+т. к. нет чисел и вопроса

- Хорошо, так значит, из каких частей состоит задача?

+ четырёх: условия, вопрос, решение и ответ

- Теперь послушайте задачу. (Вывешиваю иллюстрацию к задаче) На поле играли 10 футболистов, ещё один стоял на воротах. Сколько всего спортсменов было на поле?

- Назовите условие задачи?

- Каков вопрос задачи? Что нам нужно узнать?

- Сколько спортсменов играло на поле?

+ 10

- Сколько спортсменов стояло в воротах?

+1

- Как узнать, сколько всего спортсменов всего было на поле?

+ 10+1

- Молодцы. А теперь давайте запишем решение задачи. Кто пойдёт к доске? А все остальные у себя в тетрадях, а затем проверим.

- Давайте проверим, какой ответ у вас получился. Значит, каков ответ задачи? Сколько всего спортсменов играло на поле?

+ 11

- Какие арифметические знаки поставили?

+ плюс и равно

- Молодцы. Все справились с задачей. И мы можем двигаться дальше. Нам встречаются двое футболистов. (Вывешиваю футболистов). Они никак не могут между собой договориться, кто из них забил больше голов. Поможем им решить спор?

+

5 7

9 8

13 13

4 6

- Посмотрите, нам между числами необходимо расставить нужные знаки. (пишу на доске числа) Какие знаки нам будут нужны?

+ больше, меньше и равно (вывешиваю знаки)

- Верно. Давайте рассмотрим первый пример. Какие числа записаны в первой строке?

- Какой знак поставим между ними

+меньше

- А теперь попробуйте самостоятельно продолжить работу.

- Давайте проверим, какие же знаки вы расставили?

+ больше, равно, меньше

- Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием и помогли футболистам решить их спор. И пришло время отдохнуть.

Физ. минутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

-Теперь мы двигаемся дальше. Там у нас, посмотрите ребята, баскетболист. Он никак не может попасть в кольцо. (Вывешиваю баскетболиста) Поможем ему?

- Для того, чтобы он справился выполним  такое задание. У вас на столах лежат конверты. Откройте их и посмотрите, что там лежит. Что это?

+ геометрические фигуры

- Ваша задача разбить эти геометрические фигуры на группы. Кто уже догадался, на какие группы их можно разбить?

- Кто пойдет, попробует выполнить это задание у доски?

- Проверьте, как разложил фигуры? Правильно он выполнил задание?

+

- Как ещё можно было разложить эти фигуры? Как это сделали вы?

- Верно, данные геометрические фигуры можно было сгруппировать по цвету, форме и размеру. Вы помогли баскетболисту, он справился с заданием, и остался очень доволен,  и мы вместе с нашим футболистом отправляемся дальше. (Двигаемся дальше к дереву)

- Интересное препятствие у нас на пути. Что это?

+дерево

- А что это за дерево?

+яблоня

-А яблоки - это фрукт или овощ?

+фрукт

- А нужны ли ребята фрукты спортсменам?

- Почему же?

+ т. к. во фруктах  много полезных витаминов.

- А какие фрукты полезны?

+

- Яблоки, груши, апельсины, бананы и многие другие. Все фрукты содержат в себе большое количество витаминов, поэтому они полезны.

- Вот наша с вами задача угостить спортсменов яблоками. (Пишу на доске)

- Сколько яблок  в верхней части доски?

+12

- Сколько яблок нужно дорисовать в нижней части доски, чтобы всего их стало 13?

+1

-Верно. А теперь ниже нам нужно еще записать нужные цифры. Кто пойдет, запишет у доски, а все остальные у себя на карточках.

- Какую цифру запишем в первой клеточке?

+12

-Во второй?

+1

- Какой знак стоит между цифрами?

-Какой пример получился, зачитай?

- А как ещё можно получить число 13?

- У нас на доске карточки, где вы самостоятельно попытаетесь получить 13 фруктов, чтобы угостить спортсменов, дорисовав и дописав недостающие числа.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (Вывешиваю числовой домик)

1+12=13

2+11=13

3+10=13

10+3=13

11+2=13

- Значит, число 13 можно получить, прибавив к одному яблоку ещё 12, к 2 яблокам ещё 11, к 3 яблокам ещё 10, к 10 яблокам ещё 3, к 11 яблока ещё 2.

-А теперь можно немного отдохнуть. (Вывешиваю на доску ёлочки, круги, палочки, точки в круге)

- Что изображено у меня на доске?

+

- Сколько ёлочек изображено?

+3

- Сколько кругов?

+6

- Сколько палочек?

+5

-Сколько точек в круге?

+4

-А теперь встаньте из-за парт, внимательно слушайте и выполняйте движения по тексту.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполни наклонов. (3)

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков. (6)

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки. (5)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки. (4)

III Заключительная часть

- Мы с вами очень старались и помогли нашему футболисту. Он очень доволен вашей работой, но осталось очень сложное для него задание - это расставить всех спортсменов на поле так, чтобы всем было удобно и забить решающий гол в ворота, но он не может сам с этим справиться, поэтому и просит ещё раз вас помочь ему. Поможем? (спортсменов заменим геометрическими фигурами)

+

- Тогда подвиньте к себе альбомный лист и блюдце с изображением спортсменов. Работать будете в парах. Будьте внимательны.

- Положите треугольник в верхний левый угол

- Положите круг в нижний правый угол

- Положите в центр квадрат

- Положите в верхний правый угол квадрат

- Положите в нижний левый угол прямоугольник

- Проверьте теперь так ли вы сделали?

- Кто не допустил ошибок?

-Кто допустил одну ошибку?

- Есть ли те, кто допустил больше ошибок?

-Молодцы. А теперь чтобы забить решающий гол в сегодняшнем занятии. (Имя мальчика) просит нас посчитать от 1 до 13 в обратно порядке и «ГОЛ»

IV Итог занятия

- Молодцы. Вы сегодня все очень хорошо потрудились, потренировали свои головы, помогли. (Имя мальчика).

-А как вы думаете, только ли физическое здоровье важно для человека?

-Конечно, нет. Важно и эмоциональное благополучие человека, ведь если человек радуется, смеётся - он здоров, а если он грустит - то ему тяжело.

- Наше занятие прошло очень успешно, вы активно работали и за такую замечательную работу вы, как настоящие спортсмены, получаете золотые медали. (Вручаю медали)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

«Мебель».

Задачи:

- развивать умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств;

- закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества на основе счета, составления пар и соединения стрелками;

- упражнять в составлении числа 8 из двух меньших чисел;

- упражнять в количественном и порядковом счете в пределах10;

- развивать умение моделировать геометрические фигуры;

- упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку;

- развивать логическое мышление, внимание;

-учить правильно, строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным предложением;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать умение действовать в соответствии с инструкцией.

Демонстрационный материал и оборудование:

 силуэтные изображения Белоснежки и гномов (8 штук, шапочки гномов раскрашены в разные цвета); 8 квадратов из картона; яблоки из картона (7зеленых. 7 красных); магнитная доска, магниты, наборное полотно.

Раздаточный материал: тетради, простые карандаши, 4 набора равнобедренных треугольников (по 10 штук в наборе);

Ход:

1. Организационный момент:  игра «Считай дальше» Дети на ковре встают в круг, воспитатель начинает счет в пределах 10, останавливается на любом числе и передает мяч ребенку, тот продолжает счет до 10, с того числа, на котором остановился воспитатель, т. е, продолжает считать дальше и отдает мяч обратно. Дальше воспитатель проделывает те же действия с другими детьми.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к Белоснежке, недавно она приобрела новый дом и пригласила гостей на новоселье (на магнитной доске изображения Белоснежки и 8 гномов).

- Кто идет в гости к Белоснежке? (гномы)

- Сколько гномов идет в гости?

- Все ли они одинаковы? Чем отличаются? (Цветом колпачков, назвать цвета).

- Гном в розовом (коричневом, сером, голубом) колпачке на котором по счету месте?

- Восьмой (третий, пятый, седьмой) по счету гном в каком колпачке?

2. Долго шли гномы и, наконец, добрались до нового дома Белоснежки. (На магнитной доске 8 гномов и 7 квадратов). Белоснежка предложила гостям присесть на стульчики (обозначим их квадратиками)

- Посмотрите, всем ли гномам хватит стульчиков? Как узнать? (Посчитать, поставить парами, соединить стрелочками)

- На сколько гномов больше, чем стульчиков? Как исправить?

3. Белоснежка совсем недавно переселилась в новый дом и не успела приобрести всю необходимую мебель.

- Ребята, подскажите, какую мебель надо купить Белоснежке? (Ответы детей)

Гости все сели на стульчики, а как же они будут пить чай? (Нет стола)

- Ребята, давайте поможем хозяйке решить эту проблему. Я предлагаю вам разделиться на 4 команды и стать сборщиками мебели. Каждая команда получит свой набор деталей (10 равнобедренных треугольников) и соберет стол. Столешница должна быть составлена из 6 треугольников, ножки из 4. (Дети выполняют задание на ковре. После «столы» сравниваются по размеру, дети выбирают самый большой стол и объясняют свой выбор).

4.Пальчиковая гимнастика «Стул»

5. Белоснежка вспомнила, что не купила фрукты для угощения и попросила одного из гномов сходить в магазин и купить 8 яблок, чтобы были и зеленые и красные яблоки.

- Ребята, как вы думаете, сколько и каких яблок купил гномик? (На наборном полотне выкладываются варианты состава числа 8 из двух меньших чисел).

6. Белоснежка приготовила для гномиков сюрприз, если вы правильно выполните следующее задание, узнаете, какой.

Проводится графический диктант в тетрадях в клетку (1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз, 5 клеток влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх).

- Что получилось? (Торт)

7. Анализ занятия:

- Ребята, какое задание для вас было сегодня самым трудным? Почему?

- Кто считает, что справился со всеми заданиями и не допустил ни одной ошибки?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

«Мебель».

Задачи:

- развивать умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств;

- закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества на основе счета, составления пар и соединения стрелками;

- упражнять в составлении числа 8 из двух меньших чисел;

- упражнять в количественном и порядковом счете в пределах10;

- развивать умение моделировать геометрические фигуры;

- упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку;

- развивать логическое мышление, внимание;

-учить правильно, строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным предложением;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать умение действовать в соответствии с инструкцией.

Демонстрационный материал и оборудование:

 силуэтные изображения Белоснежки и гномов (8 штук, шапочки гномов раскрашены в разные цвета); 8 квадратов из картона; яблоки из картона (7зеленых. 7 красных); магнитная доска, магниты, наборное полотно.

Раздаточный материал: тетради, простые карандаши, 4 набора равнобедренных треугольников (по 10 штук в наборе);

Ход:

1. Организационный момент:  игра «Считай дальше» Дети на ковре встают в круг, воспитатель начинает счет в пределах 10, останавливается на любом числе и передает мяч ребенку, тот продолжает счет до 10, с того числа, на котором остановился воспитатель, т. е, продолжает считать дальше и отдает мяч обратно. Дальше воспитатель проделывает те же действия с другими детьми.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к Белоснежке, недавно она приобрела новый дом и пригласила гостей на новоселье (на магнитной доске изображения Белоснежки и 8 гномов).

- Кто идет в гости к Белоснежке? (гномы)

- Сколько гномов идет в гости?

- Все ли они одинаковы? Чем отличаются? (Цветом колпачков, назвать цвета).

- Гном в розовом (коричневом, сером, голубом) колпачке на котором по счету месте?

- Восьмой (третий, пятый, седьмой) по счету гном в каком колпачке?

2. Долго шли гномы и, наконец, добрались до нового дома Белоснежки. (На магнитной доске 8 гномов и 7 квадратов). Белоснежка предложила гостям присесть на стульчики (обозначим их квадратиками)

- Посмотрите, всем ли гномам хватит стульчиков? Как узнать? (Посчитать, поставить парами, соединить стрелочками)

- На сколько гномов больше, чем стульчиков? Как исправить?

3. Белоснежка совсем недавно переселилась в новый дом и не успела приобрести всю необходимую мебель.

- Ребята, подскажите, какую мебель надо купить Белоснежке? (Ответы детей)

Гости все сели на стульчики, а как же они будут пить чай? (Нет стола)

- Ребята, давайте поможем хозяйке решить эту проблему. Я предлагаю вам разделиться на 4 команды и стать сборщиками мебели. Каждая команда получит свой набор деталей (10 равнобедренных треугольников) и соберет стол. Столешница должна быть составлена из 6 треугольников, ножки из 4. (Дети выполняют задание на ковре. После «столы» сравниваются по размеру, дети выбирают самый большой стол и объясняют свой выбор).

4.Пальчиковая гимнастика «Стул»

5. Белоснежка вспомнила, что не купила фрукты для угощения и попросила одного из гномов сходить в магазин и купить 8 яблок, чтобы были и зеленые и красные яблоки.

- Ребята, как вы думаете, сколько и каких яблок купил гномик? (На наборном полотне выкладываются варианты состава числа 8 из двух меньших чисел).

6. Белоснежка приготовила для гномиков сюрприз, если вы правильно выполните следующее задание, узнаете, какой.

Проводится графический диктант в тетрадях в клетку (1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз, 5 клеток влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх).

- Что получилось? (Торт)

7. Анализ занятия:

- Ребята, какое задание для вас было сегодня самым трудным? Почему?

- Кто считает, что справился со всеми заданиями и не допустил ни одной ошибки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованиемТРИЗ-РТВ технологий

Ход занятия:Ребята, посмотрите, в наш детский сад пришло письмо (вскрываю и читаю письмо)Ничего не пойму, письмо написано неразборчиво и вот ещё рамка от зеркала ...Свет мой зеркальце...ой, а зеркала ...

конспект занятия по ФЭМПу в подготовительной группе "Повторение.Измерение площади"

конспект занятия в подготовительной (к школе )группе по ФЭМПу с  применением технологии деятельностного метода(проблемный)...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме» Подготовительная группа «Ягодка» Воспитатель: Себурова В.Г.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме»Подготовительная группа «Ягодка»Воспитатель: Себурова В.Г....

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию(ФЭМП) в подготовительной группе «А» группе. «Путешествие по сказке».

Сценарий образовательной ситуации                         по познавательному развитию...