Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гамолей Любовь Николаевна

Конспект занятия по ФЭМП  Путешествие по стране "Геометрия" для детей старшего дошкольного возраста Тема: Геометрические фигуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp_starshiy_doshkolnyy_vozrast.docx243.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ СЦРР детский сад «Золотая рыбка»

                  Алтайский край Благовещенский район  р.п. Степное Озеро

Конспект занятия по ФЭМП

Путешествие по стране «Геометрия»

Для детей старшего дошкольного возраста

                          Воспитатель: Гамолей Любовь Николаевна

Конспект занятия по формированию математических представлений

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал.

Цель: обобщить, уточнить знания о геометрических фигурах.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и обобщить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках, продолжать учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.

 Развивающие:

- расширять и активизировать словарь за счет названий геометрических фигур; развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и логическое мышление; совершенствовать навыки связной речи; развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки; воспитывать культуру поведения в общественных местах, умение работать и играть в коллективе.

Материал:

Раздаточный: счетные палочки, набор плоскостных геометрических фигур, альбомный лист.

Демонстрационный: картинки Карандаша, Самоделкина, Буратино, изображения предметов разной геометрической формы.

Словарная работа: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

Предварительная работа:

- беседа о правилах поведения на занятии

- дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме»

Методы и приемы:

Наглядный: показ картинки сказочных персонажей, использование моделей геометрических фигур, картинок с изображением предметов разных геометрических фигур.

Словесный: вопросы к детям, отгадывание загадок, описание геометрических фигур.

Игровой: дидактические игры, специально организованная проблемная ситуация, физкультминутка.

Организационный момент

В круг все, вместе становитесь

(дети встают в круг)

И улыбкой поделитесь.

На соседа посмотрите,

И улыбку подарите.

Руку дружбы протяните.

Значит у вас, у всех хорошее настроение, вы хорошие, вы умные, вы красивые, вы смелые и у нас на занятии все будет хорошо.

Проходите садитесь за столы.

Ход занятия:

- Сегодня вы отправляетесь в путешествие по стране «Геометрия» вместе с Карандашом, Самоделкиным, Буратино.

- Друзья собрались у Карандаша. У него на столе разложено много разных фигур.

- Ой, что это? – спросил Буратино и показал на фигурку, у которой три угла, три стороны и три вершины.

- Самоделкин закричал: «Я знаю, я знаю! У меня даже загадка про эту фигуру есть! Вот послушайте:

Узнаешь сразу ты, кто я,

На нас ты посмотри.

У нас всего, у нас всего,

Естественно, по три.

Три стороны и три угла,

Три пика – острия…

Мне это нравится вполне.

Ведь….(треугольник) я!»

- Совершенно верно! – сказал Карандаш.

- Теперь возьмите палочки и сделайте треугольник, - предложил Карандаш своим друзьям.

И я вам предлагаю взять палочки и сделать из них треугольники, разные по размеру.

(самостоятельное выполнение задания)

- В своем наборе геометрических фигур найдите треугольники, разные по размеру.

- Что общего у всех этих фигур? Чем они отличаются?

- Подумайте и скажите, на что похожи треугольники. (Ответы детей)

- Ой, а это что за фигура? – снова спросил Буратино и показал на квадрат.

- Я тоже знаю! – сказал Самоделкин.

- И про эту Фигуру у меня есть загадки:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться я рад,

А зовут меня…(квадрат). Правильно, молодцы.

Ребята, что интересного вы знаете о квадрате? (Ответы детей)

Карандаш просит составить из палочек квадраты, разные по размеру.

- Что общего у этих фигур?

- Чем они отличаются?

- На что похож квадрат? (Ответы детей)

- Ой, здесь еще какие –то «странные» квадраты! – удивился Буратино.

- У этих «странных» квадратов есть свое название, - сказал Карандаш.

Ребята, а вы знаете как они называются?

- Что интересного знаете о прямоугольнике вы? (Ответы детей)

Карандаш просит составить из палочек прямоугольники, разные по размеру.

- В своем наборе геометрических фигур найдите прямоугольники, разные по размеру.

- Что общего у этих фигур?

- Чем они отличаются?

- На что похожи прямоугольники? (Ответы детей)

У Буратино что – то все перепуталось в голове, поэтому он желает немного отдохнуть.

Физкультминутка

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики:

«Тук- тук, тук- тук, тук- тук!»

Ребята, на какую геометрическую фигурку похожи колесики?

- А вот это круг! – радостно сказал Буратино, - Я его узнал!

- Карандаш вам предлагает из палочек сделать круг.

- Почему не получается сделать круг из палочек?

- Что интересного мы должны помнить о круге? (Ответы детей)

В своем наборе геометрических фигур найдите круги, разные по размеру.

- Что общего у этих фигур? Чем они отличаются?

- На что похожи круги? (Ответы детей)

- Опять какой - то «странный» круг!- с удивлением произнес Буратино.

- Опять ты все напутал – сказал Самоделкин и загадал такую загадку:

Мальчик круг нарисовал  - убежал.

Тут слоненок проходил – наступил.

И из круга получился…(овал).

- Теперь я понял! – сказал Буратино. – Это овал.

Ребята, можно ли овал сделать из палочек? Почему? (Ответы детей)

- В своем наборе геометрических фигур найдите овалы, разные по размеру.

- Что общего у этих фигур?

- Чем они отличаются?

- На что похожи овалы? (Ответы детей)

- Знаете ли вы, что прямоугольник и квадрат относится к четырехугольникам?

- Почему их можно объединить в одну группу?

- Знаете ли вы, как называется фигура, у которой 5 углов? 6 углов?

- Что получится, если геометрические фигуры составить вместе? – удивленно спросил Буратино.

Пусть каждый из вас придумает картину и на альбомном листе составит ее из геометрических фигур.

(Дети самостоятельно выполняют задание).

- Ребята расскажите Буратино, из каких геометрических фигур сделали домик, солнце, елочку, бабочку, цветочек и т.д.

- А теперь соберите геометрические фигуры вместе.

- Выберите все фигуры, одинаковые по форме; по цвету; по размеру.

- Какие фигуры выбрали? (Ответы детей)

Рефлексия:

Занятие подошло к концу, давайте поблагодарим друзей за интересное и полезное путешествие по стране «Геометрия». Вы действительно научились хорошо разбираться в геометрических фигурах и научили этому Буратино. Самоделкин вам дарит игру, которую он сам для вас сделал, называется она волшебные «Круги Луллия». Мы обязательно поиграем с вами в эту замечательную игру.

- Давайтесь вспомним чем мы занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось? Что было самым трудным? Спасибо, вы молодцы!

Литература

1. Т.А.Фалькович., Л.П. Барылкина Формирование математических представлений. 4 – 7 лет. Комплексная программа «Гармония». Москва 2005

2.   Т.Д. Пашкевич Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике. Методические рекомендации.

3. Интернет ресурсы: nsportal.ru/64921510 социальная сеть работников образования.

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста

по технологии ТРИЗ «Кольца Луллия»

Этот занимательный метод обучения я решила использовать в своей работе. В 12 веке француский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Целью использования данного пособия является: развитие познавательных интересов детей. Такой методический прием, как кольца Луллия, является эффективным механизмо они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изученному материалу. Кольца Луллия представляют дошкольникам, как чудесные, волшебные кольца или загадочные круги. На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные, сюжетные, цифры, знаки или фигуры. Круг и стрелка свободно двигаются. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного материала.

Начать я решила с развивающей математической игры «Геометрические фигуры» для старших дошкольников. Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать логику, мышление, воображение, форму, цвет.

Ребята раскручивают стрелку, под стрелкой оказывается определенная фигура и цвет, которые нужно назвать. Дальше необходимо соединить сектора второго и третьего круга так, чтобы под стрелкой оказалась та же фигура и тот же цвет, которые также должны быть названы игроками. Далее игру продолжает следующий игрок.

Это пособие помогает мне сделать занятие увлекательным, эффективным, обучать играя. Выполняя разнообразные задания с кольцами Луллия, дошкольники вливаются в непринужденную, увлекательную атмосферу процесса обучения.

В дальнейшей работе планирую расширять картотеку игр с использованием «Колец Луллия», обогащая знания детей в речевой образовательной деятельности, познавательной, художественно – эстетической, социально – коммуникативной.

C:\Users\ДОМ\Desktop\20191103_220727-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Космическое путешествие»

Данный конспект предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Способствует развитию у детей элементарных математических представлений, логического мышления, фантазии; развивает умение д...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в звездную страну"

Закрепить навыки детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: « Чудесная страна - Математика».

Цель: формирование математического мышления, развитие логики.Задачи:Обучающие:-упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги;-закрепить название ге...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста: "Спешим на помощь в Лапландский заповедник"

В рамках данной игровой образовательной ситуации ребёнок получает представление о числе и цифре 0, учится соотносить цифру 0 с отсутствием предметов, закрепляет умение соотносить цифры с количеством п...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Математика для зверят»

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Математика для зверят»...