Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления детей посредством игр и упражнений»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_logicheskie_igry_.docx41.82 КБ
Файл master-klass_logicheskie_operatsii.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Развитие логического мышления детей посредством игр и упражнений»

Участники мастер-класса: воспитатели дошкольных групп.

Форма проведения: теоретическое и практическое занятие с педагогами дошкольных групп. 

Цель мастер-класса: знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старших дошкольников. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.

Вводное слово ведущего: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для начала давайте вспомним, что такое логическое мышление.

Актуальность. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

В познавательную деятельность ребенка очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться и логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями,        это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно – следственных связей.

Все мы знаем, что навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба-решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;

-овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательными, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы,

-учиться станет легче, а, следовательно, и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, педагогов-психологов не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждения.

Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью различных комплексов упражнений, серии занятий дидактических игр, которые являются одним из самых эффективных способов развития логического мышления.

Приблизительно в старшем дошкольном возрасте ребенку становятся доступными следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, упорядоченность действий, обобщение, классификация, сериация.

Я разработала систему игр и упражнений по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Развитие операций

Упражнения, игры

По Колесниковой Е. В.

Дополнительные

Сентябрь

Анализ

Упражнение «Продолжи предложение», «Отгадай загадку»

Синтез

Пазлы из 32 частей, кубики Никитина «Лошадка»

Сравнение

Д/И «Найди отличия»

Упорядоченность действий

Д/И «Когда это бывает?»

Д/И «Разложи по величине», «Разложи по ширине»

Классификация

Упражнение на подбор смысловых пар «Набор карточек»

Октябрь

Анализ

Упражнения «На какую фигуру похож предмет»,

 «Что перепутал художник?»  

ИКТ-игра «Ориентировка на плоскости», упражнение «Путанница», «Прятки» по плану группы.

Синтез

Упражнения «Найди отличия»,

Игры со счетными палочками «Выложи квадрат, треугольник, прямоугольник, др.знакомые предметы»

Д/ «Собери птицу», «Собери цветок»,

Сравнение

Упражнение «Кто больше?»

 

Игра «Что тяжелее?», «Что слаще?»

Упорядоченность действий

 «Дорисуй недостающие фигуры»

ИКТ-игра «Судоку», «Продолжи ряд»

Классификация

ИКТ игра «Разложи вещи на полки», лото «Ягоды», «Животные».

Ноябрь

Анализ

Упражнение «Дорисуй последний карандаш»

Д/И «Разложи по порядку», «Что, сначала, что потом?», упражнение «Пантомима»

Синтез

«Из каких фигур нарисован предмет»

Словесное упражнение «Угадай слово», пазлы

Сравнение

Д/И «Сравни и подбери», «Подбери пару»

Упорядоченность действий

Игровые упражнения «Сколько детей (зайцев, птиц т.п.) спряталось за забором

 Д/И «Разложи по порядку»

Классификация

«Кто умеет летать (плавать, бегать, прыгать и т.п.)», лото «Транспорт»

Упорядоченность действий

Д/И «Дни недели»

Декабрь

Анализ

 «Назови одним словом»,  «Найди в группе фигуры, похожие на квадрат, треугольник, прямоугольник»

Синтез

Пазлы, игры со счетными палочками.

Сравнение

Д/И «Что изменилось?», «Сравни и подбери»

Упорядоченность действий

Д/И «Когда это бывает?», Д/И «Дни недели»

Д/И «Части суток».

Классификация

Д/и «Четвертый лишний»

Игра «Разложи картинки по домам» с кругами Эйлера

Январь

Анализ

Упражнение «Смотри, считай, записывай»

Круги Эйлера ИКТ игра «Разложи фигуры в круги», «Найди спрятанный предмет» по плану группы

Синтез

Игровые упражнения «Преврати геометрические фигуры в предметы» (рисование)

Квадрат Воскабовича «Сложи из квадрата мышку» по схеме, Танграм «Собери по схеме»

Сравнение

ИКТ игра «Найди отличия»

Упорядоченность действий

Д/И «Продолжи ряд»

Классификация

Д/И «Подбери пару», игры с мячом «Назови общий признак», «Назови пару»

Февраль

Анализ

Упражнение «Дорисуй правильно»

Упражнение «Логические концовки», «Что забыл нарисовать художник?»

Синтез

Упражнение «Сложи квадрат»

Игры с блоками Дьенеша, «Собери фигуру» из счетных палочек

Сравнение

Д/И «Найди отличия»

ИКТ игра «Что изменилось?»

Упорядоченность действий

Упражнение «Дорисуй недостающую фигуру в каждом ряду»

Д/И «Разложи правильно картинки»

Классификация

Игры с блоками Дьенеша «Положи геометрические фигуры в круги» по методу Эйлера

Март

Анализ

ИКТ «Какая фигура лишняя?», «Скажи наоборот».

Синтез

Упражнение «Закрась правильно»

Упражнение «Найди лишнее слово», «Собери картину из геометрических фигур»

Сравнение

ИКТ игра«Найди лишний предмет», «Найди два одинаковых предмета»

Упорядоченность действий

Упражнение «Кто в каком домике живет?»

Д/И «Кто за кем?», «Вчера-сегодня-завтра»

Классификация

«Найди ошибки», «Что общего?», лото

Апрель

Анализ

Упражнение «Найди фигуру и раскрась»

«Ребусы», Д/И  «Что перепутал художник?», «Лабиринт»

Синтез

Игры с конструктором «Собери по схеме», квадрат Воскабовича «Бошмачок» по схеме.

Сравнение

Упражнение «Раскрась лишнюю фигуру»

ИКТ игра «Чем похожи предметы, чем отличаются?»

Упорядоченность действий

Упражнение «Части суток»

Ориентировка на местности «Найди предмет по устному маршруту»

Классификация

«Подбери предметы», «Четвертый лишний»

Май

Анализ

Упражнение «Дорисуй недостающую фигуру»

Упражнение «Загадай загадку», упражнение «Запомни и нарисуй»

Синтез

Игры Никитина «Собери геометрическую фигуру», «Сложи узор»

Сравнение

Упражнение «Закрась правильно»

ИКТ игра «Что изменилось?», «Отгадай число»

Упорядоченность действий

Д/И «Времена года», «Когда это бывает?»

Классификация

Упражнение «Назови одним словом», «Подбери предметы»

Проведение имитационной игры

Уважаемые коллеги, я хочу показать некоторые из них. И прошу принять участие в играх.

Анализ и синтез – это противоположные мыслительные операции, но в тоже время они неразделимы друг от друга.

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Игры: «Сложи фигуру», «Построй домик», «Собери картинку», «Собери картину из геометрических фигур», «Из каких фигур нарисован предмет», пособия: кубики Никитина, игры со счетными палочками, «Танграмм», «Стомахион», «Гексатрион», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Въетнамская игра», «Монгольская игра», «Пифагор», «Листик», палочки Кюзенера, блоки Дьенеша, «Геоконт», словесные игры: «Угадай слово», «Найди лишнее слово», «Отгадай загадку», «Угадай слово» (на слайде)

Игра «Найди лишнее слово».

Читаем ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предлагаем ребенку определить слово, которое является «лишним».

 - Старый, дряхлый, маленький, ветхий

- Храбрый, злой, смелый, отважный

- Яблоко, слива, огурец, груша

Усложнить можно, добавив больше слов.

2) Игра с квадратом Воскобовича «Составь фигуру».

В квадрат Воскабовича можно играть с младшей группы. Она сделана в форме квадрата, который состоит из 16 равнобедренных треугольников. Двухцветный предназначен для детей возрастом от 2 до 5 лет, со схемами сложения четырехцветного квадрата сможет справиться ребенок от 3 до 8 лет и старше. К этим квадратам автор предлагает схемы сложения. Воспитатель вначале показывает как по схеме складывать, учит с детьми обозначения. В последующем, заинтересовавшись дети самостоятельно используют схемы. Но детям, по моим наблюдениям, интересно самим находить способы складывания и давать им названия. Давайте сложим квадрат по предложенным схемам.

Анализ – мыслительное разделение предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Игры: «Что перепутал художник?», «Какая фигура лишняя?», «Что забыл нарисовать художник?», «Разложи по порядку», «Запомни и нарисуй», «Что, сначала, что потом?», «Назови одним словом»,  «Найди в группе фигуры, похожие на квадрат, треугольник, прямоугольник», «Лабиринт», «Ориентировка на плоскости», «Прятки», «Найди спрятанный предмет»  по плану группы, игры с кругами Эйлера, ребусы, шашки, шахматы, домино; словесные игры: «Скажи наоборот», «Логические концовки», «Загадай загадку», «Путанница», «Продолжи предложение», «Отгадай загадку», «Так бывает или нет?», «Передай предмет» (выделение признаков) (на слайде)

  1. Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

• Если два больше одного, то один... (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая... (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

  1. Упражнение. 

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.

 Задание 1: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя? Объясни почему?»  

Задание 2: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)" 

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1458/d-1457037/1457037_html_1cd0f7ea.png

Более легкие версии данной игры «Что лишнее?» (по одному признаку, по двум признакам)

  1. Упражнение (на слайде).

Задание: Одна фигура в ряду отличается от остальных. Чем она отличается?

Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие:

Задание: Какие фигуры Вы видите на картинке? Назовите их.

При самостоятельном выполнении этого задания, детям можно предложить закрасить каждую фигуру своим цветом. Далее можно усложнить это задание на выделение из композиции объемных фигур.

  1. Игра «Запомни и нарисуй» (на слайде)

Материалы: цветные карандаши и лист квадрата, разделенный на 9 квадратов, на каждого участника игры.

Задание:

1) Посмотрите на рисунок и запомните его (Время для запоминания дается 30 сек)

2) Нарисуйте фигуры в клетках так, как они были изображены на рисунке.

Начинать такую игру в этом возрасте лучше с 7 изображений геометрических фигур в одном ряду, далее размещать их в двух рядах, и уже после заполнять три ряда.

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Игры: «Чем похожи предметы, чем отличаются?», «Найди лишний предмет», «Найди два одинаковых предмета», «Найди отличия», «Что изменилось?», «Сравни и подбери», «Подбери пару», словесные игры и упражнения: «Что тяжелее?», «Что слаще?»,  «Скажи, на что похож предмет», «Что общего (на слайде)

 Игра по принципу «Домино»: Только одно свойство (в парах)

Цель. Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать ее.

Разделитесь на пары. Перед вами тарелочки в которых геометрические фигуры четырех цветов. Принцип игры таков: один кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от нее только одним признаком. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем одним признаком. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур.

Материал: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) четырех цветов и двух размеров.. В набор геометрических фигур входят: четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов, например красного, синего, желтого и белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных, цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

  1. Игра «Сравни» (на слайде).

Цель: развивать умения сравнивать

Задание: 1) Что общего между предметами, животными, картинками?

Каждому участнику необходимо по очереди назвать сходные признаки сравниваемых предметов.

2) Чем отличаются между собой предметы, животные, картинки? Задание выполняется таким же способом.

Упорядоченность действий – логическая операция, формирующая навыки последовательных действий.

Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?», игры на поиск недостающих в ряду фигур, «Времена года», «Разложи по величине», «Разложи по ширине», «Разложи по длине» и т.п.; ориентировка на местности «Найди предмет по устному маршруту», «Кто за кем?», «Вчера-сегодня-завтра», «Части суток», «Продолжи ряд», Разложи по порядку картинки»,  словесные игры и упражнения: «Когда это бывает?», «Кто в каком домике живет?»

  1. ИКТ игра «Судоку» из 9 клеток (на слайде):

Какую картинку вы считаете нужно положить в пустую клетку?

Три уровня: первый (легкий) – одна пустая клетка из девяти, второй – 2 пустых клеток, третий – 3 и более. Так же можно усложнить, увеличив общее количество клеток – 16.

  1. ИКТ игра «Продолжи ряд» (на слайде)

Цель: развивать умение находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, формировать умение анализировать и сравнивать.

Прошу найти закономерность в каждом ряду и вставить необходимую картинку.

Классификация  – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Игры: «Подбери предметы», «Четвертый лишний», «Найди лишний предмет», «Найди ошибки», «Что общего?», лото, игры с кругами Эйлера, игры с блоками Дьенеша; словесные игры и упражнения: «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Набор картинок», «Назови пару», «Назови общий признак» (на слайде).

  1. Упражнение «Назови общий признак» или «Набор картинок»

Разделитесь на две команды. Нужно каждой команде из предложенных картинок выделить группу с общим признаком. Выиграет та команда, которая выделит больше групп по общим признакам.

  1.  «Распредели животных» с кругами Эйлера.

Цель: формировать умение классифицировать животных по заданным признакам.

Я предлагаю распределить животных в круги так: в один круг положите травоядных, в другой круг – диких.

Взаимодействие с родителями.

Родители регулярно получают рекомендации, консультации по развитию логического мышления, имеется «Математическая игротека».

Совместно с родителями мы организуем математические проекты, изготавливаем пособия для развития логического мышления, математических способностей. Я также привлекаю родителей в сборе интересной информации, статей по этой теме, в подборе игр и упражнений для картотеки «Игры по логическому мышлению», заданий для викторин.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления детей посредством игр и упражнений » Автор: Дебирова Минара Такабудиновна , воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка», г. Нефтеюганск

Слайд 2

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игры: «Сложи фигуру», «Построй домик», «Собери картинку», «Собери картину из геометрических фигур», «Из каких фигур нарисован предмет»; Пособия: кубики Никитина, игры со счетными палочками, « Танграмм », « Стомахион », « Гексатрион », « Колумбово яйцо», «Волшебный круг», « Въетнамская игра», «Монгольская игра», «Пифагор», «Листик», палочки Кюзенера , блоки Дьенеша , « Геоконт »; Словесные игры и упражнения: «Угадай слово», «Найди лишнее слово», «Отгадай загадку», «Угадай слово».

Слайд 3

Квадрат Воскабовича В квадрат Воскабовича можно играть с младшей группы. Она сделана в форме квадрата, который состоит из 16 равнобедренных треугольников. Двухцветный предназначен для детей возрастом от 2 до 5 лет, со схемами сложения четырехцветного квадрата сможет справиться ребенок от 3 до 8 лет и старше.

Слайд 4

Анализ – мыслительное разделение предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов. Игры: «Что перепутал художник?», «Какая фигура лишняя?», «Что забыл нарисовать художник?», «Разложи по порядку», «Запомни и нарисуй», «Что, сначала, что потом?», «Назови одним словом», «Найди в группе фигуры, похожие на квадрат, треугольник, прямоугольник», «Лабиринт», «Ориентировка на плоскости», «Прятки», «Найди спрятанный предмет» по плану группы; Пособия: игры с кругами Эйлера, ребусы, шашки, шахматы; Словесные игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Логические концовки», «Загадай загадку», « Путанница », «Продолжи предложение», «Отгадай загадку», «Так бывает или нет?», «Передай предмет» (выделение признаков)

Слайд 5

Задание: Одна фигура в ряду отличается от остальных. Чем она отличается? Цель: Продолжать развивать умение анализировать, выявлять общие закономерные признаки

Слайд 6

Упражнение на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Задание: Какие фигуры ты видишь на картинке? Цель: Продолжать развивать умение анализировать, выделять силуэт или объект из прочих.

Слайд 7

Игра «Запомни и нарисуй» Цель: Продолжать развивать умение анализировать, выявлять закономерность

Слайд 8

Задание: Нарисуйте фигуры в клетках так, как они были изображены на рисунке

Слайд 9

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам. Игры: «Чем похожи предметы, чем отличаются?», «Найди лишний предмет», «Найди два одинаковых предмета», «Найди отличия», «Что изменилось?», «Сравни и подбери», «Подбери пару» и т.п. Словесные игры и упражнения: «Что тяжелее?», «Что слаще?», «Противоположности», «Скажи наоборот», «Скажи, на что похож предмет», «Что общего и т.д.

Слайд 10

Задание: сравни: что общего и чем отличаются предметы, животные (картинки)? Цель: развивать умения сравнивать

Слайд 11

Упорядоченность действий – логическая операция, формирующая навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур),, игры на поиск недостающих в ряду фигур, «Времена года», «Разложи по величине», «Разложи по ширине», «Кто в каком домике живет?», «Разложи по длине» и т.п.; ориентировка на местности «Найди предмет по устному маршруту»,, «Вчера-сегодня-завтра», «Части суток», «Продолжи ряд», Разложи по порядку картинки»; Словесные игры и упражнения: «Когда это бывает?»,, «Кто за кем?», «Что сначала, что потом?», «Назови по порядку».

Слайд 12

Игра « Судоку »

Слайд 14

Какого человечка тут не хватает? ? Игра «Найди недостающую фигуру

Слайд 15

Дидактическая игра Продолжи ряд

Слайд 16

Какая фигура следующая? Кликни по фигуре нижнего ряда ?

Слайд 17

Какая фигура следующая? Кликни по фигуре нижнего ряда ?

Слайд 18

Какая фигура следующая? Кликни по фигуре нижнего ряда ? ?

Слайд 19

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Игры: «Подбери предметы», «Четвертый лишний», «Найди лишний предмет», «Найди ошибки», лото, игры с кругами Эйлера, игры с блоками Дьенеша ; Словесные игры и упражнения: «Что общего?», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Набор картинок», «Назови пару», «Назови общий признак» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии.»

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В.Ф. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его паль...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Мастер – класс для воспитателей по развитию логического мышления у старших дошкольников.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности мате...

Мастер – класс «Блоки Дьенеша для развития логического мышления».

Знакомство родителей с развивающей игрой  «Логические блоки Дьенеша» для развития логического мышления....