проект в средней группе "Мой город Новосибирск"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Тамара Петровна Матвеева

Предварительный просмотр:

Проект

 «Эти приборы всем помогают,

недаром помощники их называют»


Тип проекта: информационно- практико- ориентированный

Вид проекта: среднесрочный. Две недели

Место проведения: MКДОУ д/с №329 «Малышок»

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Руководители проекта: Крюкова Ирина Сергеевна,

Матвеева Тамара Петровна.

Актуальность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх, повторяет поступки и действия взрослого. Речь идет о бытовых электроприборах. Зачастую незнание правил безопасного использования приводят к трагическим ситуациям.

Наблюдая за работой бытовых электроприборов, ребенок расширяет знания о бытовых помощниках, выясняет - действительно ли она так необходима в современной жизни человека, развивает внимание и наблюдательность, знакомится и учится выполнять правила безопасности, соблюдать последовательность действий и помогать взрослым.

Проблема:Действительно ли так необходима в современной жизни

человека бытовая техника? Может ли бытовая техника заменить человека?

Цель: Показать необходимость бытовой техники в современной жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

формирование представления о предметах бытовой техники, широко используемой дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и др.); о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека; воспитывать безопасное обращение с бытовой техникой, учить придумывать совершенно новые приборы, нагрузив их другими функциями; формировать ретроспективный взгляд на предметы, формировать навыки запоминания, используя символику.

Развивающие:

развитие памяти, мышления, творческого воображения, исследовательской экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к предметам бытовой техники, желание детей соблюдать технику безопасности при контакте с ней.

Ожидаемые результаты:

 Безопасное обращение с электробытовыми приборами, иметь навыки обращения с электробытовыми приборами в быту, уметь правильно оценивать обстановку в опасных жизненных ситуациях дома, знать значения номеров телефона 101, 102, 103, 104

Реализация проекта

Совместная деятельность с детьми

1. Занятия:

Беседа «Наши домашние помощники»,

Беседа «Службы 101,102,103,104 всегда на страже»,

«Кухонные Золушки»,

«Осторожное обращение с бытовой техникой»,

«Безопасность в доме».

Художественное творчество

«Пожарная машина спешит на помощь».

«Нарисуй дом, в котором хотел бы жить».

«Этикетка»(дорисовать этикетки на коробки с бытовой техникой).

Раскраски по теме «Электроприборы»

Лепка

« Пылесос на генеральной уборке».

Аппликация

«Утюг»,

Создание газеты «Правила безопасности»

Чтение художественной литературы

Сказка «Как бытовые приборы в магазине поссорились»,

А. В. Шипунова «Прозрачный пылесос»,

В. Черняева «Кот Василий и бытовая техника»,

М. Монякова «Розетки мне не интересно».

Л. Толстого «Пожар»«Пожарные собаки», (пересказ),

Ю. Л. Смирнов «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей,

А. Гостюшин «Шаг за шагом. Безопасное поведение, ч. 1,2».

Стихи

«Игрушечный холодильник»,

«Прозрачный пылесос»,

«Про бедную Золушку»,

Инсценировка стихотворения «Советы мамы».

 Рассматривание иллюстраций о бытовых приборах

Рассматривание энциклопедии «Бытовые приборы».

 Составление кроссвордов, ребусов о электроприборах.

Отгадывание загадок и придумывание их детьми.

Экскурсия в магазин “Бытовые приборы”(с родителями)

Дидактические игры

«Так или не так»,

«Было- есть»,

«Для чего это нужно» (с мячом),

«Скажи со словом «электрический» (по картинкам),

«С чем нельзя играть дома»,

«Подбери картинку»,

«Четвертый лишний»,

«Кто быстрее соберет»,

«Узнай по описанию»,

«Закончи предложение» .

 Подвижные игры.

«Пожарные на учении»

 «Ток бежит по проводам»

 Составление памятки «Правила пользования электроприборами».

 Сюжетно- ролевые игры

«Магазин электробытовых приборов»,

«Пожарные».

 Опыты:

Опыт 1. Шерстяной тканью натереть пластмассовую палочку.

Опыт 2. Расчесать волосы и расчёску поднести к конфетти.

 Опыты по статическому электричеству «Мы волшебники».

 Просмотр мультфильмов «Азбука безопасности»«Смешарики»,

 «Уроки осторожности Тетушки Совы»

 Пальчиковая гимнастика

«Ток»

а) Ток бежит по проводам

Свет несет в квартиру нам

Чтоб работали приборы

Холодильник,мониторы,

Кофемолка,пылесос

Ток энергию принес.

б)Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером сбиваем дружно

Все, что им для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Электроприборы — это чудо!

Жить без них нам было б худо.

 Мимические упражнения

а) Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы радуетесь покупке компьютера или видеоприставки, огорчились из-за неисправности телевизора.

Изобразить яблоко и апельсин в соковыжималке, кофе в кофемолке.

б). Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Включенный миксер.

Круговые движения нижней челюстью.

(Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.)

Крутим ручку мясорубки.

Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения«Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы».

в) Упражнения для щек и губ

Гибкий шланг пылесоса.

Опустить уголки рта. Возвратить в исходную позицию. Поднять уголки рта вверх.

Работающий пылесос.

Вращать губы «хоботком» вверх, влево, вниз, вправо.

Фотограф смотрит в объектив.

Поднимать левую и правую щеки по очереди, одновременно прищуривая глаз.

г). Упражнения для языка

Гладим белье.

Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Производить движения кончиком языка по твердому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение.

Язычок- массажер.

Производить круговые движения языком между зубами и губами сначала в правую, а затем в левую сторону.

д). Развитие речевого дыхания и голоса

Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж»«Дз-з-з-з-з-з».

Разговор Холодильника с Миксером«Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».

е). Речевая зарядка

Произносить чистоговорку от лица персонажей сказки

«Теремок»: Мышки (тоненьким голоском, Медведя (низким голосом) и др.

Фон-фон-фон, зазвонил наш телефон. Чтение стихотворения по ролям.

— Пылесос, пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

— Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу!

 Психогимнастика.

Пластические этюды

Образные перевоплощения

Передать движением, мимикой или иным способом функциональное назначение электроприборов и бытовых машин: наполненный продуктами и пустой холодильник, работающий пылесос, закипевший электрочайник, включенный телевизор, работающий миксер и др.

Действия с воображаемыми предметами

Представить и изобразить: вы чистите ковер пылесосом, взбиваете яичные белки для торта миксером, ходите по комнате в наушниках и слушаете приятную музыку

Совместная деятельность с родителями

1. Создание альбома «Бытовые приборы».

Итог проекта:

Презентация «Что было, что есть»

Игротека по теме «Бытовые электроприборы»

Развлечение «Бабушка Федора на новый лад».




Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое детское дошкольное учреждение города Новосибирска детский сад №329 комбинированного вида

Проект

Тема: «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры»


Воспитатели: Тамара Петровна Матвеева

Ольга Ильинична Горохова

Содержание

1.Пояснительная записка..............................................................................................2

2.Актуальность..............................................................................................................

2.1.Цели и задачи проекта............................................................................................

3.Методы реализации проекта.....................................................................................

  1. Подготовительный этап...............................................................................
  2. Основной этап..............................................................................................
  3. Заключительный этап..................................................................................

4.Ожидаемые результаты …........................................................................................

5.Продукт реализации проекта....................................................................................

6.Приложение................................................................................................................

1.Пояснительная записка

Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.

Направление проекта: Воспитание нравственно- патриотических чувств.

Возраст детей, участников проекта: дети от 6 до 7 лет

Предмет проекта: быт и культура казахского народа

Тип проекта:

По методу: познавательный, творческий;

По количеству участников: групповой;

По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)с 11-15 ноября

2.Актуальность

Дошкольное дество важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Знание истории и культуры помогут детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культуре, традициям других народов, помогут ощутить свою неотрывность с окружающим миром, и в целом, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Национально- региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно- нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры. Формирование у воспитанников детского сада нравственных начал, приобщение к истокам казахской культуры, воспитание творчески развитой личности проблема духовно- нравственного и художественно эстетического воспитания становится приоритетной.

  1. Цели и задачи проекта

Цель: Воспитывать чувство уважения к культурным ценностям казахского народа

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с Казахстаном, с традициями и обычаями казахского народа.

Развивающие: Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать творческую активность, коммуникативные навыки.

Воспитательные: Воспитывать интерес к культуре казахского народа, уважение к его традициям.

3.Методы реализации

*Словесные (беседы)

*Игровые (подвижные игры, игра «Магазин», игры с национальными куклами)

*Наглядные (иллюстрации «Достопримечательности Казахстана», символика, национальные костюмы)

3.1.Подготовительный этап

Формулирование цели и определение задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и анализ информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Подбор материалов по теме проекта.

Организация предметно-развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами казахского народного быта и культуры.

  1. Основной этап

1.Беседы, рассматривание иллюстраций:

1.1.Знакомство с казахскими народными музыкальными инструментами»: домбра, кобыз, асатаяк. (Просмотр иллюстраций)

1.2.«Знакомство с национальной одеждой»: комбол, тюрпан, шапан, бюрик.

1.3.«Знакомство с казахским национальным орнаментом»: тюльпан, ласточка, бараний рог. (Просмотр иллюстраций)

1.4.«Знакомство с традициями и бытом казахского народа» (Просмотр иллюстраций,беседа)

1.5.«Чтение художественной литературы»:казахские народные сказки «Жадный бай и Алдар-Косе», «Волк и лиса» и др.

2.ОД

2.1. Беседа«Есть такая Республика Казахстан»

Цель: познакомить детей с дружественной для нас Республикой —Казахстан, с достопримечательностями города Астана.

2.2. Аппликация «Казашка»

Цель: учить детей украшать камзол казахским национальным орнаментом — бараний рог, располагать орнамент симметрично, по обеим сторонам камзола.

 Конструирование «Юрта»

Цель: познакомить детей с национным жилищем казахов.

3.Подвижные игры:

Ястребы и ласточки

Белая кость

Овцы и волки и др.

Цель: приобщать детей к истокам казахской народной культуры: знакомить с народными играми.

3.3. Заключительный этап

1. Выставка предметов народного быта и казахской национальной культуры.

2.Спортивное развлечение «Национальные подвижные игры Казахстана».

3.Чаепитие

4.Ожидаемые результаты

По реализации проекта были получены следующие результаты:

дети познакомились с Республикой Казахстан (герб, флаг, гимн); ее столицей городом Астана и достопримечательностью столицы — Байтерек и другими.

у детей расширились представления о казахском народном искусстве (музыкальных инструментах, предметах быта, национальной одежды).

проявили интерес к казахским народным сказкам.

5.Продукт проекта

1. Была изготовлена национальная кукла.

2. Совместно с родителями в группе организована выставка предметов народного быта и культуры.

6.Приложение

Казахские подвижные игры на свежем воздухе

Казахские дети — наследники воинов-кочевников, поэтому им близки забавы, которые предусматривают испытание выносливости, ловкости, меткости, оперативности реагирования. На развитие этих качеств направлены подвижные игры:

Ястребы и Ласточки

Призвана развивать внимательность, умение управлять эмоциями, быть выдержанным, быстро бегать и уворачиваться от противника.Расcказат

Количество участников не ограниченное:

1. Дети делятся на две команды.

2.Очерчиваются границы, в которых действуют правила игры, за ними — игра прекращается.

3. Команды ласточек и ястребов становятся в две шеренги так, чтобы находиться спинами к своим противникам.

4. Командир выкрикивает название команды. Сначала дразнит и говорит только начальные слоги. Участники должны внимательно слушать ведущего. Та команда, которую назвал командир, — ловцы, вторая — жертвы.

5. Ловцы догоняют и хватают ласточек. Те в свою очередь делают все, чтобы не попасться.

Главная задача — переловить ласточек и сделать их членами команды ястребов.

Ак суек (Белая кость)

Призвана развивать смекалку, наблюдательность и интуицию. Для участия в ней будет кстати хорошая физическая подготовка.

В игре могут принимать участие до 20 детей одновременно:

1. Ребята и девочки выбирают ведущего, который будет бросать импровизированную белую кость — мяч, мягкую игрушку.

2.Участники выстраиваются в шеренгу лицом к капитану.

3.Ведущий бросает за их спины предмет, проговаривая специальную присказку о белой кости как признаке удачи и о том, что тот, кто ее найдет, будет удачлив.

4. Дети оборачиваются и бегут туда где, по их мнению, находится предмет.

Нашедший становится капитаном.

Расcказат

Алармаж, или Овцы и Волки

Пример командной игры. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, ощущать партнера. Это испытание ловкости и изворотливости, умения правильно координировать действия, передвигаться командой.

1. Дети выбирают ведущего. Это волк, остальные — овцы.

2. Группа детей берет друг друга за пояса. Их задача — увернуться от волка, чтобы он не смог выхватить крайнего в цепочке.

3. Волк нападает на овец и выхватывает менее поворотливого или замешкавшегося. Этот ребенок занимает место ведущего.

Балапандар, или Цыплята

Похожие условия у игры Балапандар, или Цыплята. Эта забава предполагает формирование лидерских качеств у ребенка, ответственности за других, умения управлять коллективом, учит их взаимопомощи. Игра развивает ловкость, умение уходить от опасности, улучшает координацию движений и реакцию на опасность.

В состязании принимают участие до 15 ребятишек. С помощью считалочки определяются трое детей, которые выполнят роль квочек, трое станут коршунами. Остальные делятся на три равные группы. Это цыплята. Они ходят за квочкой, взявшись за пояски, припевая веселую песенку. Задача коршуна — ухватить зазевавшегося цыпленка, а мама-квочка выбирает такой маршрут и такой способ движения, чтобы этого не произошло.

Игра веселая и эмоционально насыщенная.

Айгулек

Эта игра испытывает физическую силу детей, а также их умение определять слабые стороны противника, правильно определять место, куда можно нанести удар, чтобы победить. Так формируется сосредоточенность и аналитические способности:

1. Дети делятся на две группы.

2. Взявшись за руки, ребята создают цепочку.

3. По очереди каждая из команд вызывает одного из участников команды противников. Его задача — прорвать силой своего тела руки тех, кто назвал его.

Если ребенку удается выполнить эту задачу, то он занимает место выбывшего, а проигравший отправляется отдыхать.

Орамал

Орамал — развлечение, что предполагает развитие сноровки и расторопности, учит внимательности и быстроте реакции. Победа в игре достается самому изворотливому:

1. Выбирается ведущий и тот, в чьих руках первоначально окажется платок с завязанным узелком.

2.Дети образуют «живой» круг, а ребенок, кому достался платок, становится в центре.

3. Ребята и девочки водят хоровод до тех пор, пока «лов» — ведущий — не остановит.

4.Дети бросаются врассыпную. Задача основного игрока — заполучить платок с узелком. Этот предмет дети передают друг другу, убегая от него.

Тот, кого поймали с атрибутом игры, должен выполнить желание «лова».

Детям, которым больше по душе тихие игры, подойдут состязания, где, помимо физических упражнений, есть акцент на развитии интеллектуальных способностей, умений сопоставлять и анализировать, где оттачивается интуиция.

Соккуртеке

Игра Соккуртеке направлена на развитие координации и чутья:

1. Дети выбирают ведущего, которому завязывают глаза.

2. 4–5 детей становятся возле него в круг и касаются ребенка, у которого завязаны глаза. «Слепой» игрок должен угадать, кто это сделал, и поймать его.

3. Тот, кого «лову» удалось схватить, занимает место ведущего.

Интересны и увлекательны игры, которые имеют квестовый характер. Детям нужно что-то найти: вещь, предмет, человека. Эти развлечения нацелены на выработку внимательности и сосредоточенности, умения анализировать и сопоставлять факты.

Балтам тап

Балтам тап — простая забава, в которой участвуют до 15–20 детишек.

Дети выстраиваются плотным кольцом вокруг ведущего. За спинами по цепочке аккуратно передают какой-то предмет (мячик, скакалку и т. д.). Капитан угадывает, у кого в руках нужная вещь. Тот, кого поймали с тайным предметом, становится в круг.

Кара-сиир

Эта игра нацелена на развитие интуиции, умения маскироваться, учит выдержке и настойчивости:

1.Ведущий должен спрятаться. Рядом с укрытием этот ребенок оставляет любой личный предмет.

2. Остальные дети ищут его, а обнаружив, забирают то, что принадлежит спрятавшемуся, и относят в центр круга (место предварительно размечается).

3.Задача того, кто прячется, — не дать другим участникам игры возможность завладеть его имуществом.

Казахская культура богата детскими играми и забавами. Народ создал не пустые развлечения, а комплекс веселых и увлекательных состязаний, которые способствуют всестороннему развитию детей, формируют у них лидерские качества, учат ответственности и культуре общения, культуре взаимодействия с другими членами общества. Игры развивают физические и умственные задатки детей, воспитывают в духе соперничества, формируют программу самосовершенствования.

Обычаи

Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции. За годы существования, казахская нация накопила объемный багаж традиций и обычаев присущих потомкам султанов Жанибека и Керея (основатели Казахского ханства).
Основной традицией казахов является гостеприимство. В казахском обществе существует неофициальный закон. Он гласит - встречай гостя как посланника Бога. 
Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли.
Уважительное отношение к старшим – еще одна положительная черта казахского народа. Традиционно ребенка с «младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при общении со взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми. 

1. Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков

Сүйінші- обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок.

«Ат мингизип шапан жабу» - высокий почет. Согласно традиции, дорогой гость, им может быть акын, батыр или просто очень уважаемый человек, посетивший аул, в знак признания заслуг, получает в подарок от местных жителей коня и дорогой чапан (халат из верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой).

Бес жаксы- подарок, единовременно состоящий из пяти ценных вещей. В него входят: верблюд («кара нар»), быстроногий скакун («жуйрик ат»), дорогой ковер («калы килем»), алмазная сабля («алмас кылыш»), а также соболья шуба («булгын ишик»). Бес жаксы также как и «Ат мингизип шапан жабу», удостаиваются наиболее уважаемые в казахском обществе люди.

Байғазы – традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком, приобретшим обновку.

2. Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью

Асар - семья, у которой возникла необходимость выполнить какую-либо спешную, подчас тяжелую работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По окончанию дела, для помощников накрывается богатый стол.

Жылу– традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все сочувствующие, а не только родственники, имеют право помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать – скот, стройматериалы, одежда, деньги.

Белкотерер – традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а самое главное – мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило, данная обязанность возлагается на детей или близких родственников, реже соседей. Традиция белкотерер, является примером заботы о пожилых людях.

3. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей

Конакасы– обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился своим гостеприимством. Все самое вкусное казахи всегда приберегали для гостей. Гостей делили на три вида. «Арнайы конак» - специально приглашенный, «кудайы конак» - случайный путник, «кыдырма конак» – нежданный гость. Следует отметить, что если хозяин дома по каким-либо причинам, отказался соблюдать обычай конакасы, в отношении его (в давние времена) могли быть применены штрафные санкции.

Конаккаде – традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить гостя спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте. Конаккаде - испытание гостя искусством, а также залог веселого застолья.

Ерулик – если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик – небольшой праздник, позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай ерулик включал в себя и помощь в бытовом обустройстве новичков. Соседи обеспечивали их дровами, питьевой водой и т.д.

Той дастархан- особая форма торжества, организуемого к празднику или во время него. Помимо посиделок за столом, во время той дастархан, проводятся спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки.

4. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка

Шільдехана - торжество, связанное с рождением ребенка.

Бесікке салу, бесік той- праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадания пуповины у малыша.

Есім кою, ат қою - обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.

Кыркынан шыгару- обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей.

Тусау кесу - по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать.

Сүндетке отырғызу- обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5-7 лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедур. За это мулла получает щедрое вознаграждение. По случаю сүндетке отырғызу, организуется большой праздник, на который приглашают всех родственников и друзей. Пришедшие на той, делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям.

5. Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак

У казахов по адату - брак между родственниками до седьмого колена запрещен, подобное табу, способствует предупреждению кровно-родственных смешений и, как следствие – благоприятно отражается на здоровье будущего потомства.

Кроме того, в прежние времена существовало суждение, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков, а также являются предпосылками к рождению здоровых детей. Поэтому девушек выдавали замуж в 13 - 14 лет. Однако сегодня, традиции ранних браков в Казахстане не практикуется.

Любую свадебную церемонию в казахском обществе предвосхищает құдалық(сватовство). В преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача – договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства, отец невесты получает от гостей подарки, являющиеся своеобразным задатком.

Если переговоры проходят успешно, отец, в свою очередь, вручает главному свату халат. Этот обычай именуется «шеге шапан». Приготовление «құйрық бауыр», блюда из печени и курдючного сала, также свидетельствует об удачном завершении сватовства.

Следующий этап праздника – проводы невесты «қыз ұзату». Вечером перед началом церемонии в дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть не четным (5-7 человек). Рано утром, невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха. Процедура прощания, сопровождается исполнением казахской ритуальной песни «Жар-жар».
Торжественный обряд встречи невесты, именуется келін түсіру. Основным элементом келін түсіру, является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий – 
«Беташар».

В древние времена, когда казахи практиковали кочевой образ жизни, жилище молодоженов (юрта), располагалось позади дома родителей жениха. Согласно традиции, первой порог юрты должна была переступить невеста, причем обязательно сделать это с правой ноги.

Также в ходе свадебной церемонии, молодожены должны совместно распить сосуд с водой, в которой растворены сахар и соль. По приданию, данный ритуал – гарант счастливой семейной жизни.

Не менее интересен в комплексе свадебных мероприятий обряд расплетания косы невесты, с последующим раздвоением. Две косы на голове у новобрачной, символизируют окончание одиночества и начало супружеской жизни.

6. Древнейшие обычаи казахского народа

Туган жерге аунату– согласно данному обычаю, человека, долгое время прожившего в дали от родных мест, по возвращению на родину следовало обвалять в земле. Коротко смысл данного действия можно объяснить следующей пословицей – «все мы дети родной земли».

Аузына тукирту– дословно название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У древних казахов существовало поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку отважным батыром, популярным акыном или оратором, к малышу перейдет частичка гена одаренности данного человека. Благодаря чему, в будущем этому ребенку будет сопутствовать удача.

Ашамайга мингизу– обряд, в соответствии с которым 6-7-летнему мальчику полагалось дарить коня и камчу. Подобный ритуал являлся своеобразной «инициацией», пройдя которую ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли юного наездника на ратные подвиги. После чего, родители устраивали в честь сына небольшой той (праздник).

Бастангы– старинный аналог современных молодежных вечеринок. Традиционно подобные торжества проводились сразу же после отъезда взрослых. Во время бастангы, гости, как привило, высказывали только одно пожелание - чтобы в дороге путников сопровождала удача и не настигла болезнь.

 

 Сказки

Аби и Таби

Жили два брата. Старшего звали Аби, а младшего — Таби. Однажды братья заблудились и вышли к камню, на котором было написано: «Если вправо пойдешь, то обязательно вернешься — барса келер, а если влево — пропадешь, сгинешь—барса кельмес». Заспорили братья: кому идти по счастливой дороге. Спорили, спорили и порешили: идти по дороге «сгинешь» старшему брату. Пошел старший брат по дороге, что вправо шла, и пришел в город. Здесь он зашел к одному бездетному, рассказал ему, что заблудился. Человек этот усыновил его. И стал старший брат торговать. Вскоре он разбогател, женился на дочери бая, получил большое наследство.

Младший брат, что пошел по дороге «вернёшься», попал к старику, у которого и богатства-то — старуха да пять коз. Старик заставил Таби коз пасти.

Идет он однажды со своими козами по степи и видит — на небе два солнца: одно из них всходит и заходит, а другое и не закатывается. Вернулся он домой, спрашивает стариков: что это значит? Но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.

На следующий день младший брат увидел в степи белую юрту. Опять спросил стариков, но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.

Но вот и в третий раз Таби увидел в степи незаходящее солнце и белую юрту. Спросил стариков: что это значит? Но они молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, и на этот раз они отпустили его. Переоделся Таби в одежду Тазша-балы и пошел в тот город, где жила красавица, которой никто не нравился.

Пришел Таби к дому красавицы и просидел у дверей до позднего вечера. Красавица заметила его и решила, что это и есть ее жених. Стал Тазша-бала жить с красавицей. Но вскоре наскучила ему эта праздная жизнь. Ушел он из города.

Долго шел Таби по степи, утомился и решил отдохнуть. Сел он и видит — сидят два жаворонка и разговаривают между собой: «Недалеко отсюда, где родник Шик-бер-мес, стоит карагач. Возле него лежит волшебная палка. Кто найдет ее, тот сможет людей превращать в животных». Проговорили так они и улетели.

Нашел Таби волшебную палку. Вспомнил хана своего и его коварных визирей. Решил он проучить их. Вернулся Таби в родные места и прямо к хану зашел. Сидит хан в юрте своей, а возле него приближенные. Дотронулся Таби до них палкой своей — и превратились визири в кобыл, а хан жеребцом стал.

И зажил народ легко и свободно, а ханом своим избрал Таби.

 

Алдар-косе и скупой друг

Однажды в аул, где проживал Алдар-Косе, приехал неизвестный человек. Вскоре он познакомился со всеми и подружился с Алдаром-Косе. Всем он был неплох, и только одно не нравилось Алдару-Косе в новом друге - его необычайная скупость. Был он скрягой. Так и прозвали его люди.

В те времена у степного властителя-хана росла дочь Ханшаим - девушка редчайшей красоты. Много ходило о ней разговоров в степи. Многим хотелось взглянуть на красавицу хотя бы одним глазом. Но прежде чем посмотреть на ханскую дочь, нужно было уплатить ее отцу тысячу рублей.

Захотелось и скряге взглянуть на Ханшаим. Не имея тысячи рублей, он сказал:

- Тебе все доступно, Алдар-Косе. Устрой так, чтобы я посмотрел красавицу даром. Едем в ханский дворец.

Когда они выехали в путь, Алдар-Косе сказал скряге:

- Дай мне взаймы два рубля, а когда мы возвратимся в аул, я верну тебе эти деньги.

"Два рубля не тысяча!"- подумал скряга, но, протягивая деньги Алдару-Косе, он все же предупредил:

- Я даю тебе два рубля только с условием, что ты мне отдашь их сразу же, как мы вернемся домой.

Алдар-Косе не любил повторять сказанного. Он молча взял деньги.

Едут они дальше. Повстречался им пастух, гнавший большую отару овец.

Алдар-Косе сказал ему:

- Дорогой мой, я дам тебе два рубля, а ты выбери мне самого плохого козленка из твоего стада.

Пастух согласился. Выбрал он самого худого и хромого козленка и подогнал к Алдару-Косе.

Тогда Алдар-Косе сказал:

- А может быть, ты возьмешь у меня два рубля и козленка, а взамен дашь мне одного ягненка?

Пастух задумался:

"Пожалуй, выгодно будет взять два рубля и козленка обратно и отдать только одного ягненка".

- Хорошо!- сказал пастух.

Пустил он козленка в стадо, выбрал лучшего ягненка и отдал Алдару-Косе.

- Светик мой ненаглядный!- сказал Алдар-Косе.- Давай условимся так: забирай себе и деньги, и козленка, и ягненка, а мне дай одну козу.

И это предложение пастуху пришлось по душе. Он решил, что счастье повстречало его и принесло ему богатство. Пастух забрал ягненка и отдал Алдару-Косе козу.

Потом они обменялись еще несколько раз, и дело кончилось тем, что Алдар-Косе получил у пастуха самого жирного барана. Пастух остался доволен. Ему и невдомек было, что он отдал лучшего барана за два рубля.

Забрали путники барана и поехали своей дорогой. К вечеру въехали они в огромную долину, где находился ханский дворец.

Алдар-Косе и скряга поспешили к нему и увидели речку, преграждающую путь ко дворцу. По берегу зеленели густые кустарники, а через реку к воротам дворца проложен был широкий мост.

Алдар-Косе и его друг остановились у моста и раскинули в кустах белый шатер.

Прошло немного времени, и на тропинке, ведущей к речке, появилась служанка с ведром. Она зачерпнула воду и заметила двух незнакомцев возле шатра.

- Кто вы такие?- спросила служанка.- И почему раскинули здесь свой шатер?

Алдар-Косе ответил:

- Мы люди неба. Впервые мы видим человека земли. Скажи, кто ты такая?

Перепуганная служанка ничего не ответила. Подхватила она ведро с водой и побежала во дворец. Здесь служанка обо всем рассказала дочери хана.

Красавица Ханшаим встревожилась и решила посмотреть на неведомых пришельцев с неба.

- Я слышу гул голосов,- сказал Алдар-Косе, обращаясь к скряге.- Слуги сопровождают красавицу Ханшаим, идущую к нам. Смотри внимательно, иначе никогда больше не увидишь ее.

Распахнулись ворота ханского дворца, и в сопровождении свиты появилась одетая в парчу и золото Ханшаим. Лучи солнца вспыхивали в самоцветных камнях, украшавших ее одежду. Они ослепляли взор, и скряга не мог разглядеть лица красавицы.

А Ханшаим посмотрела на противоположный берег реки и удалилась в свои покои.

А красавицу Ханшаим разбирает любопытство узнать, что делают неизвестные люди. Снова послала она служанку. Та сбегала на речку, посмотрела и рассказала удивительные вещи:

- Небесные люди вырыли большую яму, сложили в нее мясо, залили водой, опрокинули вверх дном котел и на котле стали разжигать костер. Эти чудаки не умеют варить мясо!

- Пойду и научу их сама!- решила пораженная " красавица Ханшаим.

Перешла она в сопровождении слуг через мост и направилась к шатру.

- Смотри!- сказал Алдар-Косе скряге.- Красавица Ханшаим идет к нам. Теперь ты сможешь разглядеть ее, если будешь внимателен.

Ханшаим подошла к костру и, не сказав ни слова незнакомцам, приказала слугам приготовить обед.

Слуги вытащили из ямы мясо, вымыли его в реке, потом сложили в котел и разожгли под ним костер. В это г время скряга не спускал глаз с красавицы Ханшаим.

Наступил вечер.

- Сходи и посмотри, что делают небесные люди!- сказала Ханшаим служанке.

Та выполнила ее приказание и быстро вернулась.

- Они вытаскивают из котла куски горячего мяса и прикладывают их к щекам!- доложила она своей госпоже.- Они не умеют есть!

Ханшаим велела позвать своих слуг и вместе с ними направилась к шатру. Здесь она сама показала небесным людям, как нужно кушать вареное мясо, а скряга опять не спускал с красавицы глаз.

Ханшаим решила, что небесным людям будет холодно ночевать на берегу реки, и пригласила их во дворец.

Слуги приготовили для них богатый ужин, а затем отвели в особую комнату с пышными постелями.

Через некоторое время Ханшаим послала свою служанку посмотреть, как отдыхают гости.

Служанка вошла в комнату и увидела пустые постели. Два гостя, подвесив себя за ноги к потолку, отдыхали в таком положении.

- Что вы делаете?- спросила удивленная служанка.

- Спим!- ответил Алдар-Косе.

Рассказала служанка Ханшаим, и красавица снова в сопровождении слуг явилась к небесным людям. Слуги сняли гостей с веревок и усадили их на постели.

Всю ночь рассказывал Алдар-Косе красавице Ханшаим разные чудесные небылицы, но ничего не сказал о себе и своем друге.

Утром они тронулись в обратный путь.

Едут час, другой, третий. Наконец скряга сказал:

- Дорогой мой, то что было, прошло. Я жду, когда ты мне возвратишь два рубля.

- Хорошо!- ответил Алдар-Косе.- Я отдам, как приедем в аул. У меня, ты знаешь, нет при себе денег.

На пути скряга заехал в соседний аул и остался там жить.

Но через каждые два-три дня он приходил к Алдару-Косе и требовал возвратить долг.

Однажды, увидев приближающегося скрягу, Алдар-Косе лег на кошму, накрылся одеялом и сказал жене:

- Сейчас придет мой друг требовать долг. Скажи ему, что я болен!

Жена Алдара-Косе встретила скрягу у входа в юрту.

- Где мой друг?- спросил скряга.

- Он болен.

Догадавшись, что Алдар-Косе притворился больным, скряга ласково сказал:

- Что с ним стало? Взгляну-ка я на своего друга.

Вошел скряга в юрту и увидел: лежит Алдар-Косе бледный. Глаза у него провалились. Действительно человек тяжело болен.

Сел скряга у изголовья своего друга. Ни слова не говорит, только тяжело вздыхает.

Но Алдар-Косе и его жена понимают, что скряга жалеет не своего друга, а пропавшие два рубля.

Постонал, постонал Алдар-Косе, вздохнул тяжело и вытянулся.

Скряга обмыл его, надел на него саван, вырыл глубокую яму и сказал:

- Теперь я буду спокоен!

Вечером жена Алдара-Косе откопала мужа и помогла ему выйти. Идут они вдвоем по аулу и встречают скрягу.

- Возьми свои два рубля!- крикнул ему Алдар-Косе.

Но скряга не взял денег; услышав голос друга, он упал без чувств от страха.

Бай и пастух

Жили в степи два брата-бедняка. Пошел старший наниматься к баю в пастухи. С баем уговор такой: если работник откажется от какой-либо работы, то ничего за свой труд не получит. А если хозяин хоть один раз рассердится на работника, то должен отдать ему половину своего скота.

Договорились, и целый год работник работал хорошо.

Подошло время расчета. Хозяин пустился на хитрость.

Говорит он работнику:

- С завтрашнего дня ты будешь по утрам доить коров, днем собирать кизяк, а вечером чинить мою одежду.

Работник возмутился:

- Ты, хозяин, наверное, с ума сошел - заставляешь меня делать женскую работу1.

1(В старину среди казахов-мужчин считалось большим позором исполнять женскую работу.)

А бай посмеивается. Он уже не одного работника так обманул.

Отказался бедняк от работы и ушел к себе в юрту, ничего за свой труд не получив.

Младший брат выслушал рассказ старшего и пошел наниматься к баю. Он нанялся на тех же условиях.

Хозяин дал ему пасти отару овец.

В первый жаркий день пастух угнал далеко в степь овец и три дня не гонял их на водопой. Потом пригнал к высокому обрыву над рекой. Овцы увидели воду и стали прыгать с обрыва. Так все стадо и утонуло.

Когда хозяин узнал об этом, он стал ругать работника.

А пастух сказал:

- Ну, хозяин, раз ты сердишься - давай расчет!

Приходится баю отдавать работнику по уговору половину скота, а жалко.

Вот зарезал он двух баранов и спрятал их в мешок. Но пастух подсмотрел и вынул бараньи туши. А сам забрался в мешок.

Ночью бай взвалил мешок на плечи и отправился подальше в степь, чтобы спрятаться от работника. Идет и сам себе говорит:

- Как хорошо, что я избавился от такого работника!

- Нет, еще не избавился!- шепчет на ухо баю пастух.

- Проклятье!- крикнул бай.

А работник начал шептать в другое ухо.

Подошел бай к реке и развязал мешок. Вылез оттуда работник. Бай не подал виду, что удивился.

Подошло время ложиться спать.

- Ты ложись сбоку,- предложил бай работнику.

- Хорошо!- согласился работник и растянулся на самом краю обрыва.

Ночью он перебрался на другое место.

Бай хотел спихнуть его в воду, но сам упал с обрыва и утонул.


Бараны волков пугают

Два барана нашли в поле волчью голову. Понесли ее домой. По дороге им попалась юрта. Положили бараны находку у порога и вошли в юрту, а в ней - волки.

Волки были голодны и так обрадовались гостям, что не знали, куда и усадить их.

Бараны увидели, что дело плохо, но не испугались.

Говорит один другому:

- Ой, как есть хочется! Принеси-ка скорей голову волка, которого мы вчера зарезали.

Другой баран вышел, принес и сказал:

- Ты-то съешь голову, а я что буду есть?

- Как что? Да мало ли здесь волков? Выбери пожирнее, зарежем и съедим! Мне одной-то головы тоже мало.

Волки струсили и потихоньку один за другим выбрались из юрты.

Одежда

Казахская национальная одежда имеет свою историю.
На протяжении веков  она отличалась простотой и рациональностью.  Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой.
 Большую роль играли украшения. Традиционными материалами для них были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготавливали сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.
Из мехов и шкур шили шубы,  тулупы, головные уборы, безрукавки,
зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Пользовались в основном шкурами домашнего скота, козьими, жеребячьими, коровьими, овечьими. Мы представляем вам казахские национальные костюмы.

Достопримечательности Казахстана

Баянаул

Павлодарская область, которая граничит с нашим районом, знаменита своим Национальным Природным Парком - Баянаул. Он находится в ста километрах от Экибастуза, города с развитой индустрией. В этом Национальном Парке представлены четыре вида растительности: степь, луг, лесостепь, лес.

Космодром Байконур

Главной достопримечательностью Кзыл - Ординской области, привлекающей множество туристов со всего мира, является космический центр Байконур. Его площадь равна 6617 кв. км. Здесь вы можете понаблюдать за запуском космической ракеты и посетить Музей Космонавтики, а так же дома где жили Юрий Гагарин и Сергей Королёв.

Поющий Бархан.

Ещё одно чудо природы расположено на правом берегу реки Или. Поющий бархан, знаменит тем, что в сухую погоду пески издают звук, похожий на мелодию органа. Этот звук слышен за несколько километров. Любопытно, что бархан не кочует по равнинам, не смотря на зыбкость песка и сильные ветры, а остаётся на месте вот уже несколько тысячелетий.

Горы Актау (Белые горы)

Это музей далёкого прошлого Земли. 15 миллионов лет назад здесь было огромное море-озеро - теперь слои осадочных пород причудливых форм и цветов: красного, жёлтого, голубого и белого. Огромные конические горы напоминают египетские пирамиды. Время от времени здесь находят ископаемые останки динозавров и древних млекопитающих.

Большое Алматинское Озеро.

Это горное озеро расположено в устье реки Большой Алматинки, на высоте 2511 метров над уровнем моря, в 28 километрах о города Алма-Аты, бывшей столицы Казахстана. Оно находится во впадине, словно сверкающее зеркало, со всех сторон окружённое горными вершинами.

Байтерек.

Главным символом Астаны является Байтерек. Это сооружение было построено и открыто в 2012 году. Нижняя часть здания находится на глубине 400м.Там расположены кафе, галерея, и аквариумы. Над землёй возвышается постройка в 97 м.В верхней части Байтерека находится огромный стеклянный шар. Весит он 300 тонн. Чтобы оказаться внутри стеклянного шара, надо подняться на лифте.

Медео

Приехав в Алма-Аты, нельзя не посетить достопримечательность города- урочище Медео. Этот район привлекает туристов красотой, богатством, климатом. В наши дни Медео- название высокогорного катка.

10 известных людей Казахстана

Марат Бисенгалиев

Это потрясающий скрипач и дирижёр, уроженец города Алматы, уже более двадцати лет проживает в Великобритании, но несмотря на это остается верен своей родине — гражданство он так и не сменил. Профессор Бирмингемской консерватории, заслуженный деятель Республики Казахстан, один из директоров Альянса оркестров AAPRO - — все эти регалии принадлежат ему.

Гога Ашкенази

На втором месте — одна из богатейших женщин мира, владелица модного дома Vionnet/Paris. Уроженка города Джамбул, еще в детстве вместе с матерью переехала в Москву.

В 13 лет Гаухар отдали в закрытую английскую школу, по окончании которой она поступила в Оксфорд на экономико-исторический факультет.

Сейчас эта удивительная женщина является генеральным директором частной казахстанской нефтегазовой компании «МунайГаз Инжиниринг Групп». В её окружении — весь бомонд:актеры кино, известные бизнесмены и даже члены королевской се

Марат Жыланбаев

Один из самых выдающихся людей Казахстана — это марафонец из Экибастуза Марат Жыланбаев. Он (впервые в истории человечества!) пересёк Сахару бегом с севера на юг, установив таким образом 7 рекордов, занесённых в Книгу Гиннеса.

Сейчас ему 51 год, он тренирует марафонцев и посвятил себя семье — у него три дочери и один сын.

Шухрат Миталипов

Четвертое место досталось учёному родом из Алматинской области. Именно он сделал прорыв в генетике и впервые в истории клонировал приматов. Сейчас Шухрат проживает в Америке, является соавтором исследования, в котором удалось создать генетически модифицированных обезьян.

Олег Янковский

Известный советский актер, народный артист СССР Олег Янковский родился в городе Джезказган в 1944 году. Его дебютом в кино стал фильм «Щит и Меч», кроме того, у него имеются и режиссерские наработки. Лауреат Государственной премии РФ, имел два ордена «За заслуги перед Отечеством». К сожалению, в 2009 году его не стало.

Гульжан Молджанова

Одна из самых влиятельных женщин мира — казашка Гульжан Молджанова. В списке делового журнала Forbes она заняла 37 место, таким образом обогнав бывшую первую леди США Лору Буш, королеву Великобритании и нескольких президентов.

Её карьерный рост был стремительным и быстрым: в 1995 году была вынуждена устроиться к бывшему сокурснику секретарём, а уже через 2 недели её назначили финансовым директором.

Сейчас она возглавляет крупнейшую российскую финансово-промышленную компанию «Базовый элемент». Считается богатейшей женщиной Казахстана.

Мария Мудряк

Казахстанская оперная дива, которая входит в ТОП-10 лучших сопрано мира. На сцену впервые вышла в 3 года, тогда же выпустила первый альбом «Машенька», который облетел мир и сделал её очень известной в музыкальных кругах. В 10 лет она переехала в Италию, но по сей день не сменила гражданства.

Джамиля Стехликова

Первый европейский министр с казахскими корнями — политик Джамиля Стехликова. Она занимала пост министра по правам человека и нацменьшинств в правительстве Чехии с 2006 по 2008 год, а в 2010 году возглавила Чешский комитет по правам женщин и республиканский центр по борьбе со СПИДом.

Евгений Набоков

Профессиональный хоккеист — вратарь Евгений Набоков. Этот спортсмен установил рекорд НХЛ, одержав 11 выездных побед, а кроме того, стал вторым вратарём, который одержал более 40 побед за 3 сезона подряд, имеет титул лучшего вратаря Чемпионата мира 2008. Сейчас проживает в Северной Америке.

Алан Бурибаев

Замыкает наш список дирижёр, музыкальный руководитель Национального симфонического оркестра Ирландии. Алан Бурибаев родился в Алматы, в семье потомственных музыкантов. По окончании Казахской консерватории продолжил обучение в Венском университете музыки. Победа на Международном конкурсе дирижёров в Загребе принесла ему мировую славу и предложения о сотрудничестве от известных европейских оркестров.

План работы с воспитанниками

1

Понедельник

Беседа « Есть такая республика Казахстан»

Цель:Формирование у детей представления о Казахстане

Знакомство с достопримечательностями Казахстана

Цель:Сформировать представление о красоте Казахстана

2

Вторник

Символика Казахстана

Цель:Знакомство детей с символами Казахстана

Совместная работа с родителями по оформлению уголка «Казахстан»

Цель:Приобщение родителей в воспитание патриотических чувств детей

3

Среда

Чтение народных сказок

Цель:Прививать любовь к чтению

Национальная кухня

Цель:Познакомить с национальными блюдами

4

Четверг

Изготовление юрты, кукол

Цель:Обобщение общего кругозора детей, развивать творческие навыки

Обычаи Казахстана

Цель:Познакомить детей с обычаями казах.

5

Пятница

Развлечение «Народные подвижные игры Казахстана»

Цель:Познакомить детей с народными подвижными играми

Чаепитие

Цель:Воспитывать дружественное общение в группе.

Конспект занятия «Есть такая респулика Казахстан»

Цель: познакомить детей с культурой казахского народа, с их традициями и обычаями.

Задачи: развивать интерес к традициям и обычаям других народов, развивать познавательные навыки и эрудицию; воспитывать уважение к культуре другого народа; дать новые понятия «тюбетейка», «чапан», юрта, орнамент, кочевой, кочевье.

Оборудование: картинки с изображением казахской национальной одежды, юрты, степи; восточный танцевальный костюм для девочки(шаровары, топ, тюбетейка),магнитофон, запись казахской народной музыки «Джайляу»

-Здравствуйте, ребята! У меня для вас есть новость. Сегодня мне пришло письмо, но адресовано оно не только мне . Посмотрим, что здесь написано? В конверте лежит пригласительный билет в казахстанский музей. Зачитываем приглашение

-Ну что, ребята, принимаем приглашение? Скажите, пожалуйста, что же такое музей? А для чего нужны музеи? ( Ответы детей)А что вы знаете о Казахстане?

-Тогда, в дорогу! Звучит песня «Мы едем-едем-едем в далекие края…».Ребята паровозиком делают круг по группе и ,,подъезжают,, к музею.

-Сегодня мы узнаем, какой образ жизни был у казахов. Вспомните, как они жили? (кочевали по степи). Почему они не жили на одном месте? (искали пастбища для скота) Как называется дом, в котором жили казахи? (юрта) -Чтобы кочевать по степи, им нужен был дом, который был бы легкий, теплый и легко собирался. Они придумали юрту. Также им нужна была одежда, которая будет удобной, практичной и теплой. Посмотрите на рисунки. У мужчин и у женщин обязательно был камзол, который согревал их. В Казахстане часто дуют ветра и он был необходим. Если костюмы необходимо было придать праздничности, этого добивались специальной отделкой. Использовались богатая вышивка, мех, украшения, обилие казахского национального орнамента. Характерными материалами для изготовления одежды были сукно, кожа, войлок, мех, а также те, кто мог себе это позволить, шили одежду из импортных материалов – шелка, парчи, бархата, хлопчатобумажной ткани. Шубы изготавливали из шкур скота, которые обрабатывали специальным способом. Много шили

из войлока. При его изготовлении использовали белую шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец. Важный предмет одежды – чапан. Это верхняя одежда казахов, и мужчин, и женщин. Чем богаче украшен чапан, тем богаче человек, который его носит. До сих пор существует обычай дарить чапан дорогому гостю. Предложить детям потрогать образцы тканей, сравнить качества: мягкая, жесткая, тонкая, толстая. теплую шапку с опушкой. Эти предметы изготавливали из яркого

-Незамужние девушки носили тюбетейку из бархата и расшивали золотом. Головной убор невесты назывался саукеле, его высота составляла около 70 сантиметров. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, и после замужества молодая женщина носила его по праздникам. После рождения первенца, женщина надевала головной убор из белой ткани, который носила всю жизнь. Основа состояла из двух частей. Нижняя надевалась на голову, верхняя наматывалась в виде тюрбана. У мужчин основной головной убор – тюбетейка, также расшитая орнаментом. Обувь в основном делали из кожи. Это были сапоги: летом – легкие, зимой – теплые. Большую роль играли украшения. Младенцам на шапочку пришивали перья совы. Считалось, что они оберегают малыша от злых духов. Серьги также считались оберегом . Женщины носили много колец, браслетов. Пояса украшали монетками, которые звенели при ходьбе. Рассмотреть с детьми украшения, танцевальный восточный костюм.

 -Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте движения за мной.

Физкультминутка

Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)

Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)

Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)

В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)

 Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)

Угостить торопится. (Присели.)

Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)

 Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)

  • Ребята, раз мы в гостях в Казахстане, предлагаю заглянуть в современный магазин и посмотреть, что же носят здесь в наше время. Приходим в «магазин», называем предметы одежды. Подвести детей к выводу, что современная одежда в Казахстане ничем не отличается от нашей. Предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин одежды». Поставить казахскую музыку.

-Ну что, ребята, нам пора возвращаться домой. Давайте сдадим свои покупки в багажное отделение. Под музыку « Поезд» возвращаемся на свои места.

-Ребята, вы побывали в Казахстане. Что нового вы узнали? Дети делятся впечатлениями. Закрепить новые слова: юрта, камзол, тюбетейка, чапан, орнамент, кочевой, войлок, хлопковая ткань.

-На этом наше путешествие закончено. До следующих встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ д/с №329 «Малышок» Проект: «Мой город Новосибирск» средняя группа Выполнила воспитатель: Матвеева Тамара Петровна

Слайд 2

Вид проекта :семейный, групповой Тип проекта :краткосрочный, творческий, информационно - исследовательский Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители. Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего о его истории, достопримечательностях. Ожидаемые результаты: дети имеют начальные знания об истории родного города, могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, имеют опыт совместной деятельности с родителями.

Слайд 3

1 этап Целеполагание Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы. Задачи: Воспитательная: воспитывать у детей любовь к родному городу. Обучающая: Сформировать у детей начальные представления о истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас. Развивающая: развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

Слайд 4

Актуальность реализации проекта: Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина…… Но наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее! Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему городу. Ведь каждый город в России уникален, необычен по своему. И показать ребёнку красоту родного города – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!

Слайд 5

2 этап. Разработка проекта. План подготовки и реализации проекта Деятельность педагога: 1. Разработать цикл занятий по теме проекта. 2. Подобрать художественную литературу, иллюстрационный материал. 3. Подготовить картотеку игр и игровых упражнений. 4. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей. 5. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, с подвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта. 6. Составить перспективный план мероприятий.

Слайд 6

3 этап. Реализация проекта. Организация деятельности проекта. Игровая деятельность. *** Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», « Магазин», «В больнице». Цель: развивать у детей патриотические чувства, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к родному дому, городу; продолжать учить играть всем вместе, дружеским взаимоотношениям со сверстниками. *** Настольно-печатная игра «Город», лото «Профессии». Цель: воспитывать любовь и уважение к окружающим нас людям, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

Слайд 7

Словесные игры «Путь - дорога », «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе». Цель: расширить у детей знания о улицах города, научить их правильно произносить , продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника , развивать речь, память, образное мышление. Художественно-речевая деятельность. Цель: формировать у детей понятие «малая родина», расширить словарный запас, воспитывать любовь к родному краю , воспитывать бережное отношение к окружающей природе, учить внимательно наблюдать и слушать , развивать речь и память. Чтение стихов и небольших рассказов писателей Новосибирска . . Беседа : «Кто где живёт?», «Где родился, там и пригодился», «Чем помочь родному городу ?», «Достопримечательности родного города», «Улочки - закоулочки». Чтение пословиц и поговорок о родине, загадки.

Слайд 8

Музыкально-театрализованная деятельность. Цель: учить слушать импровизировать, развивать ритмику движений, учить соответствовать выбранной роли. Художественно-эстетическая деятельность. Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду. Изготовление коллективных работ «Любимый сердцу уголок». Фотовыставки «Традиции нашей семьи», «Город глазами детей». Цель: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за родной край, учить видеть прекрасное в простых вещах. Продуктивная деятельность. - Рисунок: «Мой дом», «Моя семья», - Аппликации: «Детский сад», -Конструирование « Мой город», - Лепка: «Наши мамы», «Домик в деревне».

Слайд 9

4 Продукт проектной деятельности. 1.Выставка «Традиции нашей семьи», «Достопримечательности нашего города». 2.Фотовыставка в группе «Город глазами детей» 3.Оформление газеты «Профессии в городе».

Слайд 10

Реализация проекта

Слайд 11

Реализация проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе «Город для маленьких пешеходов»

Предлагаю Вам мною разработанный и проведенный проект для средней группы (4-5 лет). Данный проект будет полезен воспитателям всех возрастных групп, так как на его основе можно осваивать работу с детьм...

Образовательный проект в средней группе "Город для маленьких пешеходов"

Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой город Новосибирск».

Цель: закрепление представлений детей о Родине.Задачи:Образовательные: уточнить знания детей о родном городе, символике (герб, флаг), о достопримечательностях.Развивающие: продолжать развивать ин...

Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, сред...

Проект "Музей олимпийской славы города Новосибирска"

Возросший интерес людей всего мира к растущему поколению, к здоровому образу жизни привел к необходимости подбора и систематизации наглядных материалов по этому разделу. Именно в недостатке двиг...

Проект " Путешествие по театрам города Новосибирска"

Театр – лучшая школа жизни и наглядный источник информации о мире и жизни, дающий великолепный повод для работы мысли. Дошкольники очень впечатлительны и в силу образно-конкретного мышления ярче...

Конспект ННОД по краеведению в средней группе на тему: <<Флаг города Новосибирска>>

Цели: сформировать представление о флаге горда Новосибирска.Задачи:Образовательные:- Формировать умение собирать целое из частей;- Закреплять умение объединять предметы или явления по признаку;- Совер...