консультация «Экономическое воспитание – новая задача дошкольного образования».
консультация по математике

Кляйн Виктория Викторовна

Каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать зна-комство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании с самыми маленькими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._ekonomika.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня мы пригласили вас на консультацию «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» и первый подпункт нашей консультации «Экономическое воспитание – новая задача дошкольного образования».

 Каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать зна-комство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании с самыми маленькими детьми.

Слайд 2.

Экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания детей.

Слайд 3.

         Наиболее раннее упоминание об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить в работах педагогов таких как

Я.А.Коменский в своей книге «Материнская школа» видит связь экономического и нравственного воспитания и рекомендует воспитывать с детства мудрость, трудолюбие, мужество, справедливость, человечность, щедрость.

Вопросы экономического воспитания А.С.Макаренко описал в своей работе «Семейное хозяйство». «Из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». А.С. Макаренко раскрывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с трудом родителей, формирования знаний о том, откуда берутся деньги, что такое работа.

На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах

Сасова И.А., Васильев Ю.К., Шемякин Б.П. и др. определили, что уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитание чувства хозяина с присущими ему качествами экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость). Поэтому, говоря о важности воспитания качеств, соответствующих образу «человек - хозяин», необходимо отметить линию взаимосвязи экономического и нравственного воспитания. Шатова А.Д. впервые в своей книге «Экономическое воспитание дошкольников» подняла вопрос о нравственно-экономическом воспитании детей. Она отмечает, что «хорошим хозяином» является человек, который умеет правильно в интересах семьи использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря.

А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности.

Слайд 4.

Рассмотрим более подробнее что такое экономика:

  • Экономика это наука изучающая хозяйство и способы его ведения.
  • Экономика-  деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность;
  • Экономика - наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности.
  • Экономика -отношения между людьми в процессе производства товаров и услуг.
  • Экономика- закономерности протекания хозяйственных процессов.
  • Экономика- хозяйство, совокупность всех процессов используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей.
  • Экономика – это особая сфера общественной жизни. Она функционирует и развивается по собственным законам.

Слайд 5.

Как же, казалось бы, таким сложным понятиям, можно обучить наших малышей? А оказывается, можно и несложно научить детей бережному отношению к природе, к природным ресурсам, изготовлению простых, но нужных вещей, как рациональному использованию и трате денежных средств. Для современных детей это актуально, востребовано и интересно.

В качестве предпосылок экономического воспитания выделяют доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. Что могут знать дошкольники из области экономики? Это, прежде всего знания о труде и обо всем, что с ним связано. Однако реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд – ведущая категория экономической науки.

Полезно  ознакомить  дошкольников  с предметами и результатами (продуктами) труда, видами индивидуального и  коллективного труда,  познакомить с финансовыми понятиями: цена, деньги, стоимость, действиями и операциями покупки и продажи, понятиями  «дороже – дешевле», «больше – меньше», «выгодно – невыгодно», «выиграл – проиграл», «поменял»,  Ребенок должен знать, что такое магазин, касса, банк. Усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста А. Д. Шатова рассматривает, прежде всего, как один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Решение данной проблемы в необходимости с детских лет положить начало формированию экономического мышления, определенного отношения к предметному миру, окружающему ребенка, как совокупности ценностей, результатов труда человека.

Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

Слайд 6.

Экономическое воспитание позволяет приблизить знания дошкольников к реальной действительности, дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и  не бояться проигрыша, развитие общительности, чувства собственно достоинства, ответственности, стремления доводить до конца начатое дело, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, - вот задачи, которые решаются в процессе  экономического воспитания дошкольников.

Слайд 7.

        Мы живем в сложное время. Вокруг появилось много нового и незнакомого. А для детей  особенно. Такие явления  и процессы как:  кризис, инфляция, менеджер, акция, реклама, капитал, кредит, страховка и т.д. очень прочно вошли в нашу жизнь. Мы часто употребляем их, стараемся разбираться в экономической стороне жизни. Дети тоже не остаются в стороне. Их интересуют серьезные проблемы экономического содержания. Во время общения и игр со сверстниками они употребляют много экономических понятий, порой не задумываясь  об их значении  и смысле, которые они несут.  Да и нам, взрослым, дети задают вопросы, связанные с экономическими проблемами: откуда взялись деньги, для чего нужна реклама, все ли можно купить за деньги и др.        

Слайд 8.

Обсуждая проблему экономического воспитания детей , мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям (ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине!

Слайд 9.

Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для полноценного экономического воспитания и оборудовать педагогический процесс так, чтобы разнообразный наглядный материал (альбомы, книги, предметы, игрушки) иллюст¬рировал обсуждаемые экономические вопросы. Педагог должен своим примером показывать детям образец поведения «разумного хозяина», бережно относящегося к вещам, умело оценивающего предложения и поступки детей с позиции экономической целесообразности.

Слайд 10.

Экономическое воспитание позволяет приблизить знания дошкольников к реальной действительности, дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и  не бояться проигрыша, развитие общительности, чувства собственно достоинства, ответственности, стремления доводить до конца начатое дело, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, - вот задачи, которые решаются в процессе  экономического воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые технологии физического воспитания в системе дошкольного образования

Знакомство с новой здоровьесберегающей технологией "Психофизическая тренировка"...

Развитие речи в дошкольном возрасте как задача дошкольного образования

В статье рассматриваются направления работы по развитию речи детей чтаршего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов на тему: Звуковая культура речи – приоритетная задача дошкольного образования!

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искус...

Консультация для родителей «О внедрении ФОП ДО. Как новая программа дошкольного образования изменит детские сады?"

С 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения на территории России переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной ...