Программа кружка «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (средняя группа)

МарияИванова

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка «Занимательная математика»

Автор – составитель:  Иванова М.В., воспитатель.

Актуальность

В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

​ интеллектуальное развитие;

​ создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.

Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры Б.П. Никитина и игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, а также игры – головоломки «Счетные палочки», направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Цель кружка: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов. Учить считать до 5.

Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу;.

Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.

Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

 Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

 Обучение пониманию и решению логических задач.

 Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.

 Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».

 Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.

 Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.

 Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

​ Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.

Ожидаемый результат​:

- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

​- ориентироваться в пространстве и на плоскости;

​- повышение степени активности в самостоятельной деятельности.

​- высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - октябрь, итоговый – в мае.

Методы:

  • Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.
  • Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
  • Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.

Формы работы:

Форма организации занятий: фронтально, для осуществления занятий разрабатывается учебный план кружка и расписание занятий на каждую возрастную группу.

Программа рассчитана на 36 занятий в год (1 занятие в неделю, длительность одного занятия 20-25 минут.

Программой предусмотрено проведение:

 • диагностических занятий - 2

 • практических занятий (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов) – 34.

Межпредметных связей по образовательным областям программа составлена с учетом реализации:

1. Образовательная область «Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, играя в подвижные игры.

2. Образовательная область «Познание» («Конструирование, ручной труд») - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, ориентироваться на листе бумаги.

3. Образовательная область «Познание» («Экология») - изучают последовательность времен года.

4. Образовательная область «Художественное творчество»  - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

5. Образовательная область «Социализация», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.

Учебный план работы с детьми средней  группы

Месяц

Неделя

Тема

Количество часов

Октябрь

1.

«В осеннем лесу»

20 минут

2.

«В саду»

20 минут

3.

«На огороде»

20 минут

4.

«Фрукты-овощи-ягоды»

20 минут

Ноябрь

1.

«Гуляем по городу»

20 минут

2.

«Городские множества»

20 минут

3.

«Геометрические множества»

20 минут

4.

«Прощание с осенью»

20 минут

Декабрь

1.

«Зимняя сказка»

20 минут

2.

«Готовимся к новогоднему празднику»

20 минут

3.

«Путешествие в страну планиметрию»

20 минут

4.

«Скоро Новый год»

20 минут

Январь

3

«Цифры и числа»

20 минут

4

«Мы рисуем»

20 минут

Февраль

1.

«В цирке»

20 минут

2.

«Город чисел»

20 минут

3.

«Все работы хороши – выбирай любую»

20 минут

4.

«Логические фигуры»

20 минут

Март

1.

«Весенняя фантазия»

20 минут

2.

«Пришла весна»

20 минут

3.

«О скорости»

20 минут

4.

«Помогаем сказочным героям»

20 минут

Апрель

1.

«Мы идем по зоопарку

20 минут

2.

«Пройдемся по магазинам»

20 минут

3.

«Путешествие по временам года»

20 минут

4.

«Математическая олимпиада»

20 минут

Май

1.

«Скоро лето»

20 минут

2.

«Знатоки»

20 минут

3.

«Играем с блоками»

20 минут

4.

«Волшебные кубики»

20 минут

Итого

11 часов

Перспективный план работы с детьми

в рамках кружка «Логика для дошкольников» в средней группе

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

Октябрь

1 неделя «В осеннем лесу»

1.«Один - много»

2.«Высокие и низкие деревья»

3.«Собираем осенние листья»

4.«Елка», «Дерево» (пальчиковая гимнастика)

5.«Что бывает круглым?» (речевая игра)

6.Работа в тетрадях в клеточку (рисуем круги)»

1.Нахождение «один» и «много» предметов и явлений в осеннем лесу.

2.Закрепление количественной характеристики величины «высокий, низкий»

3.Закрепление количественного счета в пределах10.

4.Закрепление знаний круглой формы

5.Формирование навыков самостоятельной работы

Набор плоскостных изображений осенних листьев разного цвета и формы (10 шт.).

Набор геометрических кругов и шаров.

Демонстрационные цифры 1 и 2.

Тетради, ручки.

№ 3, 5, 6

2 неделя «В саду»

1.«Что растет в саду?» (беседа с детьми),

2.«Высокие деревья, низкие кусты» (игра). «Кустик», «Дерево» (пальчиковая гимнастика)

3.«Разложили груши в 2 вазы»

4.«Разложи геометрические фигуры на части по признаку»

1.Вхождение в занятие, создание эмоционального настроения.

2.Количественная характеристика величины «высокий - низкий». Развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие речи

3.Количественный состав числа 5 из двух меньших

Закрепление цифр 1,2,3,4путем сопоставления количества фруктов на картинке с цифровым обозначением

4.Классификация геометрических фигур по признаку (цвету, формы, размера)

Набор плоскостных изображений различных фруктов

5 груш, 2 вазы

Наборы геометрических фигур (треугольники и квадраты разного размера и цвета)

№ 2, 5, 6

3 неделя «На огороде»

1.Беседа с детьми об огороде

2.«Разложи 6 помидор в 2 тарелки»

3.«Построй домики для зимующих птиц» (работа с геометрическим материалом)

4.Работа в тетрадях (рисуем прямоугольники)

1.Закрепление обобщенного слова «овощи», развитие речи

2.Количественный состав числа 6 из двух меньших

3.Закрепление характеристики величины «длинный - короткий»; закрепление знания геометрической фигуры – прямоугольник (его основные характеристики)

4.Развитие руки, формирование навыков работы в тетрадях

Набор плоскостных изображений овощей

6 помидоров, 2 тарелки

Наборы геометрического материала; образцы домиков для показа

Тетради, ручки

№ 3, 5, 6

4 неделя «Фрукты-овощи-ягоды»

1.«Фрукты – овощи - ягоды» (речевая игра с мячом)

2.«Собираем урожай»

3.«Посчитай и сравни», «Ягодки»

4.Работа в тетрадях (рисуем квадраты и треугольники)

1.Закрепление обобщенных слов, развитие речи, создание эмоционального настроения

2.Закрепление знания цифр 1,2,3,4,5 путем сопоставления количества предметов на картинке с нужной цифрой

3.Разложить 7 ягод в 2 кружечки: количественный состав числа 7 из двух меньших

4.Закрепление форм; формирование навыка использования бумаги в клеточку для рисования геометрических фигур

Большой мяч

Набор картинок с различным количеством фруктов, овощей и ягод; набор нужных цифр

Набор плоскостных изображений фруктов, овощей, ягод (разное количество)

7 ягод, 2 кружечки

Тетради, ручки

№ 2, 3, 5, 6

Ноябрь

  1. Неделя Гуляем по городу»

 1. «Машины на стоянке»

2.«Многоэтажный дом»

3.«Домик», «Машина» (пальчиковая игра)

  1. 4.«Подъемные краны» (найти отличия)

-Закрепление правил дорожного движения и поведения на улице; вхождение в занятие

Сравнение групп предметов по количеству входящих в них элементов; закрепление цифр 6,7

Закрепление порядкового счета по направлению «снизу вверх»

Развитие речи, мелкой моторики пальцев рук

Развитие внимания, наблюдательности, умения сравнивать рисунки

Набор плоскостных изображений машин; цифры 6,7

Макет многоэтажного дома либо рисунок

Изображения двух кранов

№ 3, 5, 6

2 неделя  «Городские множества»

1.«Один - много» (речевая игра)

2.«Множество грузовых машин»

4.«Дерево», «Куст», «Дом» (пальчиковая игра)

5.«Строим дом» (работа с геометрическим материалом)

6.Работа в тетрадях (рисуем дом) »

Нахождение «один» и «много» предметов и явлений в городе. Формирование понятий «множество», «элемент множества» на примере города.

Самостоятельная вычислительная деятельность детей: решение примеров на сложение и вычитания с помощью счетных приборов

Развитие конструктивных способностей, зрительной памяти

Формирование навыка аккуратного рисования различных предметов, используя бумагу в клеточку

Набор плоскостных изображений грузовых машин, отличающихся различными признаками

Макет многоэтажного дома; плоскостные изображения детей; набор примеров; счетные линейки

Наборы геометрического материала; образцы показов

Тетради, простые карандаши

№ 3, 5, 6

  1. Неделя «Геометрические множества»

1.«Кто дружит с моей фигурой?»

2.«Веселые формы»

3.«Сравни множества предметов» (по количеству входящих в них элементов) – из предыдущего задания

4.Работа в тетрадях (заштрихуй четырехугольники)

-Определение размера, цвета и формы геометрической фигуры; сравнение фигур; поиск фигур, похожих на данную по одному из признаков.

Деление множества геометрических фигур на подмножества по признаку; формирование обобщенного понятия «четырехугольник»

Развитие логического мышления

Определение формы предмета, составление множеств по признаку формы

Развитие руки, закрепление понятия «четырехугольник»

Набор геометрических фигур (по одной каждому ребенку), основная фигура для сравнения с ней

Карточки с различными геометрическими фигурами

Набор картинок с плоскостным изображением предметов разной формы

Тетради, карандаши

№ 3, 5, 6

4 неделя «Прощание с осенью»

1.«Осенние слова» (речевая игра на ассоциацию с осенью)

2.«Осенние цветы» (расставить 8 цветов в 2 вазы)

«Составь пары»

3.«Осеннее дерево» (самостоятельное конструирование)

Развитие речи, воображения, фантазии, ассоциативного мышления

Количественный состав числа 8 из двух меньших

Развитие логического мышления: составление всевозможных пар из 4-х детей (количество перестановок)

Развитие конструктивного мышления, воображения, представления, фантазии

 

Большой мяч

Изображения осенних листьев

8 осенних листьев, 2 вазы

Плоскостные изображения 4-х детей; набор фишек для обозначения пар (можно по цвету одежды)

Набор счетных палочек; мелкие геометрические фигуры

№ 3, 5, 6

Декабрь

1 неделя «Зимняя сказка»

1.«Что такое зима?»- зимние ассоциации

2.«Сложи картинку»

3.«Снеговики» (найти отличия)

4.«Рисуем снежинку» (работа со счетными палочками)

Развитие речи, воображения, фантазии, творческих способностей

Развитие вычислительной деятельности; складывание разрезной картинки зимнего пейзажа по результатам решения примеров

Развитие наблюдательности, внимания, развитие речи

Выкладывание снежинок по образцу; развитие конструктивных способностей; воспитание аккуратности в работе

Большой мяч

Пронумерованное цифрами поле; разрезные части картинки с примерами; счетные линейки

Изображения двух снеговиков

Наборы счетных палочек; образцы снежинок на каждого ребенка

№ 3, 5, 6

2 неделя «Готовимся к новогоднему празднику»

1.«Зимние слова» (речевая игра на ассоциацию с зимой)

2.«Зимний город»

3.«Праздничные пироги» (покупаем 5 кг муки)

Пальчиковая гимнастика

4.Работа в тетрадях (рисуем снежинку)

Развитие речи, воображения, представления, ассоциативного мышления

Распознавание различных городских объектов по их снежным очертаниям; развитие воображения, фантазии

Определения количественного  состава числа 5 из нескольких меньших; развитие вычислительной деятельности

Развитие мелкой моторики пальцев рук перед письменной работой

Развитие руки, формирование навыка работы в тетради

Большой мяч

Изображение снежного города

Плоскостные изображения мешочков с мукой: 1 кг, 1 кг, 1 кг, 1 кг, 1 кг, 2 кг, 2 кг, 3 кг

Тетради, ручки или карандаши

№ 2, 5, 6

3 неделя «Путешествие в страну планиметрию»

1.«Жители страны Планиметрии»

2.Геометрические фигуры как жители страны Планиметрии

3.«Составь цепочку»

4.«Площадь плоской фигуры»

5.«Математическая аппликация»

6.«Четвертый лишний»

7.«Сложи квадрат»)

Введение детей в планиметрию через сравнение предметов с их плоскостным изображением

Сравнение геометрических фигур и геометрических тел

Составление логической цепочки из плоскостных изображений различных предметов таким образом, чтобы каждое последующее изображение было похоже на предыдущее либо размером, либо цветом, либо формой

Практическая работа по сравнению площадей плоских фигур , используя способ наложения

Дальнейшее развитие вычислительной деятельности; составление картинки – аппликации из геометрических форм, используя результаты решения примеров

Исключение одного из четырех предметов происходит по признаку цвета, формы или размера

Развитие конструктивных способностей, интуиции; умение работать в паре

Набор различных предметов и картинки с их плоскостным изображением

Набор демонстрационных геометрических фигур и геометрических тел

Дидактическая игра «составь цепочку»; набор плоскостных изображений предметов

Набор плоских геометрических фигур

Набор геометрических форм с примерами ; рамка для картинки с цифровыми обозначениями; счетные линейки

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (карточка на каждого ребенка)

Дидактическая игра «Сложи квадрат» (по рамке на каждую пару детей)

№ 3, 5, 6

4 неделя «Скоро Новый год»

1.Новогодний хоровод

«Украшаем елочку»

«Бусы на елку»

«Конструируем игрушки на елку» (работа с геометрическим материалом)

2.«Четвертый лишний» из серии «Зима»

3.«Елочка», «Звезда», «Шарики» (пальчиковая гимнастика)

  1. 4.Работа в тетрадях (рисуем бусы)

Создание настроения

Самостоятельное решение примеров, развитие вычислительной деятельности

Закрепление знания геометрических фигур; сравнение фигур

Развитие конструктивного мышления, памяти, внимания

Развитие логического мышления, речи; умение делать правильно умозаключение

Развитие речи, мелкой моторики пальцев рук, подготовка к письму

Закономерное чередование геометрических фигур, развитие внимания

Елка с цифрами; набор плоскостных изображений елочных украшений с примерами; счетные линейки

Бусы, состоящие из различных  по цвету, форме и размеру геометрических фигур

Наборы геометрического материала; образцы игрушек

По карточке дидактической игры «Четвертый лишний» на каждую пару детей

Тетради, ручки или карандаши

№ 3, 5, 6

Январь

3 неделя «Цифры и числа»

1.«Сколько нас?»

2.«Цифра 0 и число 10»

3.«Волшебная яблоня»

4.«Расставь цифры» (самостоятельная работа)

6.«Четвертый лишний»

Закрепление количественного и порядкового счета, определение порядкового места каждого ребенка в зависимости от направления счета.

Дальнейшее формирование понятий «цифра» и «число»

Дальнейшее развитие вычислительной деятельности, количественный состав числа 10 из двух меньших

Ориентирование на карточке (в двумерном пространстве) по 5 (9) точкам; закрепление знания цифр (поиск нужной цифры по просьбе)

Развитие логического мышления

Любой предмет для передачи при счете

Цифры 0,1, число 10

Изображение волшебной яблони, имеющей крону, похожую на число 10; яблоки с примерами; счетные линейки

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

№ 3, 5, 6

4 неделя«Мы рисуем»

1.«Рисунки» (малоподвижная игра)

2.«Что хотел нарисовать художник?»

3.«Картина- небылица»

4.«Линии»

5.«Четвертый лишний»

6.«Кто из детей самый высокий (низкий)»

7.«Мы - художники»

Рисование предметов в воздухе: развитие воображения, фантазии, творчества; создание эмоционального настроение

Развитие представления, ассоциативного мышления

Поиск неправильных изображений или явлений в рисунки

Закрепление знание различного вида линий, по замкнутости или не замкнутости линий; знакомство с окружностью как замкнутой  линией дуги

Определение высоты детей с помощью  условной мерки; использование в качестве мерки прямой линии

Выкладывание картинок с помощью счетных палочек по собственному замыслу: развитие творческих способностей

Незаконченные изображения

Рисунки с неточными изображениями

Детские рисунки

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Изображения детей ; линейка для рисования прямых линий ; карандаш

Наборы счетных палочек

№ 2, 5, 6

Февраль

1 неделя «В цирке»

1.«Цирк приехал»- малоподвижная игра

2.«Посмотрите на афишу»

3.«Слон - жонглер»

«Обезьяна с бананами»

4.«Слови рыбку для циркового кота»

5.«На арене клоуны» (найти отличия)

6.«Мешок фокусника»

Вхождение в занятие, создание настроение

Закрепление знания геометрических тел

Дальнейшее формирования понятия «множество»; деление множества геометрических фигур на части по празднику

Количественный состав изучаемого на данное время числа из двух меньших

Развитие наблюдательности, речи математическую терминологию

Определение на ощупь геометрических фигур и тел

Изображения цирковых номеров с использованием геометрических тел

То же

Плоскостное изображение слона; набор геометрических фигур

Плоскостное изображение обезьяны либо игрушка; 2 вазы; необходимое количество бананов

Плоскостные изображения рыб, кота; счетные линейки

Изображения двух клоунов

Мешок, набор различных геометрических фигур и тел

№ 3, 5, 6

2 неделя «Город чисел»

1.«Посчитай»- игра с передачей мяча

2.«Назови соседей»

3.«Восстанови числовой ряд »

4.«Множество чисел»

5.«Встреча с роботом»

6.«Изображаем числа» (работа со счетными палочками)

Закрепление количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10(20)

Закрепление знания смежных чисел

Закрепление знания определенного расположения чисел в числовом ряду до 10 (20)

Деление множества чисел на части по признаку похожести , «однозначности», «двузначности»  и т. д.

Работа  с математической программой: последовательное выполнение цепочки арифметических действий

Выкладывание с помощью счетных палочек различных чисел ; развитие творческих и конструктивных способностей

Большой мяч

Карточки с неполными числовыми рядами; наборы цифр

Множество чисел (плоскостное изображение)

Робот с программой (алгоритм последовательности действий); счетные линейки

Карточки с числами; наборы счетных палочек

№ 2, 5, 6

3 неделя «Все работы хороши – выбирай любую»

1.Беседа с детьми о различных профессиях. 2.«Профессиях» (речевая игра)

3.«Почтальоны»

4.«Фабрика»

5.«Швея» (множества пуговиц)

6.«Продавец игрушек»

7.«Строители» (работа с геометрическим материалом)

8.«Какое время показывают часы?»

Вхождение в занятие; выяснение осведомленности детей по данной теме

Самостоятельное решение примеров (любым способом)

Изменение признаков геометрических фигур; развитие логического мышления

Дальнейшее формирование понятия «множество»; деление множества на подмножества по признаку (классификация)

Заполнение таблицы 4*4 игрушками по признаку цвета и формы; развитие логического мышления

Выкладывание различных построек из геометрических фигур по памяти; развитие конструктивных и творческих способностей

Формирование умения определять время по часам с точностью до часа (получаса)

Почтовые ящики с номерами квартир; примеры на изображениях газет, журналов, писем

Набор геометрических фигур; символические изображения признаков (размер, цвет, форма)

Набор плоскостных изображений пуговиц

№ 3, 5, 6

4 неделя «Логические фигуры»

  1. «Заполни квадрат»

  1. «Танграм»

  1. «Накладывающие геометрические фигуры»

  1. «Для вас, девочки»

  1. «Что сначала, что потом»
  1. « Определи и разложи по цвету»

-Упорядочивание предметов по различным признакам

- Формировать умение сравнивать фигуры по величине на глаз

- построение сериационных рядов и комбинаций фигур, таким образом, чтобы было ясно видно соотношение их размеров.

-Умение самостоятельно выкладывать изображение, пользуясь схемой, создание сюжета, составление рассказов

- Повторить временные отношения.

-Развивать умение классифицировать и абстрагировать фигуры по цвету, учить кодировать геометрические фигуры через отрицание, развивать логическое мышление

Объемные геометрические фигуры

Геометрические фигуры

Палочки Кюизенера

Геометрические фигуры

№ 3, 5, 6

Март

1 неделя «Весенняя фантазия»

1.Беседа с детьми о помощи любимым мамочкам. 2.Ритмические движения «Как мы маме помогаем»

3.«Собери кубики»

4.«Собери мамины бусы»

5.«Покупаем продукты»

6.«Сервируем стол»

7.«Букет для мамочки» (рисование)

  1. «Выложи из палочек»

- Определение порядкового места кубиков по признаку цвета или размера в ряду других; закрепление порядкового счета

Подбор геометрических фигур, отличающихся друг от друга только по одному признаку; развитие логического мышления: умение сравнивать, анализировать

Развитие вычислительной деятельности; составление чисел из нескольких меньших

Закрепление ориентировании на плоскости (стола) по 9 точкам

Проявление творческих способностейпредставлений, взаимосвязь целого и частей.

-Умение выкладывать, воспроизводить предмет по его контуру, развитие аналитических способностей

Таблица 4*4, набор плоскостных изображений игрушек 4 видов и 4 цветов

Наборы геометрических фигур; образцы построек для показа

Макеты часов (на каждого ребенка)

№ 3, 5, 6

2 неделя «Пришла весна»

1.Беседа с детьми о весне, определение характерных изменений в природе.

2.«Ранняя и поздняя весна» (найти отличия)

3.«Множество весенних цветов»

4.«Чей зонтик?»

5. «Построй домик для перелетных птиц» (работа с геометрическим материалом)

- Вхождение в занятие; уточнение знаний детей по теме «Весна»

Деление множества на части по признаку (цвет, количество лепестков, длина стебля, размер и т. д.)

Дальнейшее развитие вычислительной деятельности: определение хозяина зонтика по результату решения примеров

Постройка домика для перелетных птиц по собственному замыслу ; развитие творческих способностей, воображения, конструктивного мышления

Изображения ранней и поздней весны

Изображение весенних цветов

Плоскостные изображения детей, зонтиков с номерами; набор примеров; счетные линейки

Наборы геометрического материала

№ 2, 5, 6

3 неделя «О скорости»

1.«Что такое скорость?» (беседа с детьми)

2.«Карусели»

«Составь логическую цепочку по скоростям»

3.«Какая скорость у парашютистов?»

4.«Составляем арифметические задачи по картинкам на тему “Скорость”»

5.«Рисуем машину» (работа в тетрадях)

- Формирование понятия «скорость» в общих чертах; рассмотрение больших и маленьких скоростей; выяснение представления детей о скорости

Закрепление темы занятия; создание эмоционального настроения

Расположение различных видов движущихся средств от самой большой скорости до самой маленькой

Самостоятельное решение примеров

Закрепление понятия «арифметическая задача»; умение придумывать условие задачи по картинке, записывать ее решение

Формирование умения ориентироваться на листе бумаги: выполнять правильно команды на ориентирование и рисовать различные изображения по клеточкам

Набор картинок

Изображения парашютов с примерами; счетные линейки

Набор картинок по теме «Скорость»; набор цифр на каждого ребенка

Тетради, ручки

№ 3, 5, 6

4 неделя «Помогаем сказочным героям»

1.«Сказочные герои» (беседа с детьми)

2.«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»

3.«Три поросенка»

«Незнайка» (найти отличия между домами Цветочного города)

4.«Числовые домики» (дидактическая игра)

5.«Живая и мертвая вода»

7.«Транспортное средство передвижения для Бабы Яги»

Выяснение представлений детей о сказках и сказочных героях; вхождение в занятие

Определение времени на часах различных сказочных героев; решение задач на определение времени

Определение веса мешка с желудями: решение задач на определение веса

Развитие внимание, наблюдательности; правильное употребление в речи математических терминов

Закрепление количественного состава чисел из двух меньших путем подбора второго числа в дидактической игре «Числовые домики»

Практически - познавательная деятельность по измерению объема жидких веществ с помощью условной мерки

Развитие творческих и конструктивных способностей, воображения, представления в конструировании по собственному замыслу

Демонстрационные часы

Весы, гири; плоскостное изображение мешка

Изображение дома Цветочного города

Дидактическая игра «Числовые домики»; набор цифр

Различные емкости для жидкостей; условные мерки

Наборы геометрического материала счетные палочки

№ 2, 5, 6

Апрель

1 неделя «Мы идем по зоопарку»

1.«Мы идем по зоопарку» (малоподвижная игра)

2.«Животные зоопарка»

3.«Четвертый лишний» по теме «Дикие животные»

4.«Кого больше?»

5.«Продолжай» (речевая игра)

6.Пальчиковая гимнастика: различные животные

7.«Кто живет в этом вольере?»

Вхождение в занятие, создание эмоционального настроение.

Деление множества животных (классификация) на части по признаку. Например, по  размеру, виду, месту обитания, питанию и т. д.; выяснение знаний детей по теме «Дикие животные»

Развитие логического мышления, умения использовать свои знания о диких животных в игре

Сравнение двух групп предметов (животных) по количеству входящих в них элементов; закрепление умения составлять математические неравенства, используя знаки сравнения «<» и «>»

Развитие речи, умение правильно использовать слова, характеризующие величину. Например: «Если змея длиннее крокодила, то крокодил…», «Если жираф выше антилопы, то антилопа... » и т. д.

Подготовка руки к письменной работе

Рисование по клеточкам какого-нибудь животного, выполняя команды на ориентирование

Плоскостные изображения диких животных, знакомые детям

Карточки дидактической игры «Четвертый лишний»

Набор цифр и математических знаков; карточки с различными количествами животных (на каждого ребенка)

Тетради, ручки; рисунок вольера

№ 2, 5, 6

2 неделя«Пройдемся по магазинам»

1.«Какие бывают магазины?» (беседа с детьми)

2.«Продуктовый магазин» (покупаем продукты)

3.«Овощной магазин» («Сколько весят овощ?»)

4.«Магазин спорттоваров» (стрельба по мишеням)

5.Магазин «Одежда»

6.Магазин «Игрушки» (покупка игры)

-Закрепление обобщающих слов; вхождение в занятие

Развитие вычислительной деятельности, математической смекалки и интуиции

Самостоятельная практическая работа детей по взвешиванию на весах и определению веса овощей

Сравнение чисел; умение анализировать и делать правильное умозаключение в ответе на вопрос «Кто из стрелков набрал больше очков?»

Деление множества одежды на части по признаку; развитие умения использовать собственные знание для выполнения задания

Самостоятельное заполнение таблиц 3*3 геометрическими фигурами по признаку цвета и формы; развитие логического мышления

Продукты; денежные знаки

Весы, набор гирь; овощи

Две мишени с выбитыми на них очками

Набор плоскостных изображений различной одежды (можно по представлению)

Наборы мелких геометрических фигур; таблицы 3*3 для заполнения (на каждого ребенка)

№ 3, 5, 6

3 неделя «Путешествие по временам года»

1.«Что такое год?» (беседа с детьми)

2.«Весна» (птички прилетели)

3.«Лето» (найти отличия между летними фруктами)

4.«Осень» (взвешиваем фрукты)

5.«Зима» («Как правильно выбрать елку»)

6.«Сложи картинку» (из серии «Времена года»)предметы»

Формирование понятия «год» как промежутка времени, состоящего из 4 времен года

Закрепление умения составлять арифметические задачи по картинкам и записывать их решение (работа в парах)

Развитие речи, умения правильно составлять предложение, использование в речи правильных математических терминов; развитие внимания и наблюдательности

Закрепление умения определять вес, используя весы и гири; закрепление понятия «равновесие» и использование этого для определения веса (работают две команды); сравнение результатов

Практическая работа по измерению линейных длин (елок) с помощью школьной линейки; самостоятельная работа

Развитие творческих и конструктивных способностей в составлении картинки-пейзажа из разрезных частей4.«Осень» (взвешиваем фрукты)

5.«Зима» («Как правильно выбрать елку»)

6.«Сложи картинку» (из серии «Времена года»)- Учить умению группировать фигуры по указанным признакам.

- Развитие умения сравнивать предметы по одному и четырем свойствам, понимание слов: разные, одинаковые. Подведение к пониманию отрицания свойств

- Закрепить знание детей в написании цифр разноцветными шнурами, развивать воображение и мелкую моторику рук

- Развивать комбинаторные способности детей, смекалку, сообразительность, различать форму предметов.

Модель года

Набор карточек для составления задач по теме «Птицы»; набор цифр и математических знаков

Изображения двух летних платьев

Плоскостные изображения весов, фруктов, гирь (на две команды)

План комнаты; набор плоскостных изображений елок разной высоты; школьные линейки

Дидактическая игра «Сложи картинку» из серии «Времена года»

Объемные геометрические фигуры

разноцветные шнурки

Палочки Кюизенера

№ 3, 5, 6

4 неделя «Математическая олимпиада»

1.Деление на команды (методом жребия), выбор капитанов

2.Разминка

«Сложи картинку» (командное задание)

3.«Почему нельзя определить правильное время по часам?»

4.«Где больше сока?»

«Логические таблицы» (работа командными парами)

«игрушки» (конкурс капитанов)

5.Подведение итогов, вручение призов командам

-Объяснение условий соревнования;  создание духа соперничества и желания победить

Решение простейших задач на прибавление или вычитание одного; задачи на смекалку и т. д.

Команда складывает картинку по результатам решения примеров на разрезных частях каждого члена команды; каждая команда работает на своем поле

Дальнейшее формирование умения определять объемы жидких веществ; развитие способности рассматривать и анализировать различные способы измерения

Дети должны заполнить таблицы картинками по признаку цвета и формы

Капитаны должны по памяти расставить игрушки, таким образом, как видели на образце

По результатам выполнения каждого задания соревнования команды получают очки. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков

Эмблемы команд; мешочек

Математические веера (на каждого ребенка)

Две картинки, разрезанные на части (по числу участников); примеры; счетные линейки

Плоскостные изображения двух часов с ошибками

Две непрозрачные емкости с соком; различные условные мерки

Дидактическая игра «Логические таблицы»

Наборы игрушек для обоих капитанов; образец

Любые предметы или фишки, обозначающие очки; призы

№ 3, 5, 6

Май

1 неделя «Скоро лето»

1.Беседа с детьми о лете, начале школьной жизни. «Хорошо - плохо»

2.«На каникулы - к бабушке в деревню» (тема «Домашние животные»)

3.«Бумажный змей»

«По какой дорожке бежать собачке?»

4.«Козы»  (пальчиковая гимнастика)

5.«Домашние птицы» (работа с геометрическим материалом)

-Развитие речи, выяснение представлений детей о школе

Закрепление обобщенного понятия «Домашние животные»; количественный счет; порядковый счет; определение  порядкового места предмета в ряду других

Закрепление знания геометрических фигур; сравнение фигур, стоящих рядом; нахождение отличий по признаку (размер, цвет, форма)

Закрепление знания различных видов линий; поиск самой короткой дороги путем анализа

Развитие речи, мелкой моторики пальцев рук

Развитие конструктивного мышления, зрительной памяти, внимания; формирование навыков самостоятельности и самоконтроля

Плоскостные изображения домашних животных

Аппликация «Бумажный змей» (хвост змея составлен из различных геометрических фигур)

Изображение собачки, бегущей домой

Наборы геометрического материала (на каждого ребенка); образцы для показа

№ 3, 5, 6

2 неделя «Знатоки»

1.О соревновании

«Арифметическая задача»

2.«Определи лишнюю картинку»

3.«Сколько весит?»

«Часы»

4.«Числовые домики»

5.Подведение итогов, вручение призов за 1, 2 и 3-е места

- Выяснение уровня усвоения детьми содержания математической программы (математическое развитие); готовность к обучению в школе

Определение уровня самостоятельного умения составлять и записывать решение арифметической задачи по картинке

Определение уровня развития логического мышления детей; умение доказывать свою  точку зрения, оперируя математическими терминами

Умение определять вес предмета по рисунку; умение анализировать увиденное на картинке

Умение выставлять определенное время на модели часов (с точностью до часа, получаса, четверти часа)

Самостоятельное определение количественного состава чисел из двух меньших

Подсчет полученных каждым ребенком за правильно выполненное задание фишек.

Набор цифр и математических знаков; картинки для составления задач

Набор картинок из дидактической игры «Лишний элемент»

Набор картинок по теме «Определение веса»

Модели часов (на каждого ребенка)

Дидактическая игра «Числовые домики»

Призы победителям

№ 3, 5, 6

3 неделя  «Играем с блоками»

«Геометрическое дерево»

«Гаражи»

«Улитка на солнышке»

«Птичий двор»

«Дорожки»

«Домино»

- учить ориентироваться на знаки-символы

- учить собирать блоки в группу

- развитие логики, мышления

- развивать смекалку и сообразительность

- учить детей составлять фигуры из палочек

- соотносить па по цвету, размеру

-анализировать

 Палочки  разной длины

Блок « Дьенеша»

Предметы разные по длине, ширине

Обручи

№ 2, 5, 6

4 неделя  «Волшебные кубики»

  1. « Сложи узор»
  2. «Засели домик»

-- развитие сенсорных способностей

-совершенствование интеллекта

- тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

- учить детей, ориентируясь на образец, выполнять узор

Палочки Кюизенера

Геометрические фигуры

№ 3, 5, 6

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе «Занимательная математика» у детей сформировано:

  • умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
  • умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной  развивающей среды (внимание)
  • произвольная память
  • мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
  • интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

Литература

           1. Альтхауз Д. «Цвет – форма - количество».

           Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду».

    2. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для       дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

3.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

4..В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

5.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

6.З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Кн. Для воспитателей д/с. - Просвещение, 1990 г. - 94 с.

7.Под редакцией А. А. Столяра «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1991. - 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

программа интеллектуального математического развития детей 4-5 лет...

авторская программа кружка "Занимательная математика для будущих первоклассников"

эта программа для дополнительного образования дошкольников в д.с...

Программа кружка "Занимательная математика"

В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к матема...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружковой работы по математике.Программа состоит из пояснительной записки, содержания ,тематическое планирование, список литературы....

Программа кружка "Занимательная математика"

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений...

Рабочая программа кружка “Занимательная математика”

Пояснительная запискаФормирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольни...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Рабочая программа  «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие дошколят.Отличительной особенностью данной про...