Главные вкладки

    Конспект – занятие по математике для средней группы «Математическое путешествие по сказке Теремок»
    план-конспект занятия по математике (средняя группа)

    Упражнять в счёте до пяти. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятие «длинный-короткий». Учить сравнивать количество предметов, закреплять цвета, развивать внимание память, фантазию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_matematika.docx24.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 5 «Звездочка»

               Конспект – занятие по математике для средней группы

    «Математическое путешествие по сказке Теремок»

    По программе «Радуга»

                     

                                                                        Подготовила:

                                                       Воспитатель первой категории

                                                                 МБДОУ  детский сад  № 5 «Звездочка»

                                                                 Острейковская Елена Владимировна

                                 

                                                           

                                                            г. Осташков

    2019 г.

    Конспект занятия по математике, тема занятия:

    «Математическое путешествие по сказке Теремок»

    Цели:

    Упражнять в счёте до пяти. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятие «длинный-короткий». Учить сравнивать количество предметов, закреплять цвета, развивать внимание память, фантазию.

     Задачи:

    Образовательные. Учить творчески и инициативно подходить к решению   проблемных задач.  Учить подбирать слова противоположные по значению и образные слова.

    Развивающие. Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение. Продолжать развивать представления о геометрических фигурах.

    Воспитывающие. Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости, желание помогать другим в ходе совместного обсуждения.

    Оборудование:

    Игрушки животных: мышка, лягушка, заяц, лиса, медведь; теремок, флажки разного цвета, раздаточный материал: полоски разной длины, геометрические фигуры, полоски для выкладывания предметов, картонные ёлочки и грибочки, мышки.

    Ход занятия:

    Организационные моменты:

    Математическая разминка: Дети стоят и считают пальчики:

     Раз, два, три, четыре, пять-

    Будем листья собирать.

    Лист дубовый, лист кленовый, лист осиновый лиловый!

    Лист вишневый, лист ивовый!

    Дети сидят за столами, перед ними на столе стоит теремок.

    Воспитатель (доставая игрушечную мышку):

    Стоит в поле теремок-теремок

     Он не низок, не высок.

     Мимо мышка бежала,

     Теремок увидала.

    - А к терему 2 дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая.

    Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка по длинной дорожке или по короткой? Ребята как вы думаете?

    Да, ребята правильно, по короткой дорожке быстрей мышке добежать до домика, а теперь нам нужно правильно указать ей, где короткая дорожка.

    У вас на столах, у каждого лежат 2 полоски, «дорожки», они разные по длине, давайте мы их сравним и на короткую полоску положим мышку, которая лежит у вас на подносе. (Дети сравнивают полоски).

    -Молодцы ребята, вы правильно указали короткую дорожку, вот и мышка добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать.

    Сколько зверушек стало жить в домике? (1)

    Воспитатель (доставая игрушечную лягушку):

    Стоит в поле теремок-теремок.

     Лягушка скачет по болоту.

     В теремке ей жить охота.

    - Пока лягушка скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: «- Беда! Помогите, детвора!»

    - Ну что, ребята, поможем лягушке?

     Посмотрите, у вас на подносах лежат геометрические фигуры, вот из них мы и выложим бусы для лягушки.

    Вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на столе. (Дети выкладывают бусы, после, сравнивают с образцом.)

     Ну что ж с этим заданием вы справились, молодцы, лягушка очень рада какие красивые бусы получились, но вот, к сожалению лягушка цвета все позабыла и просит, чтоб вы ей напомнили, она будет называть цвет,  а вы покажите фигуру с таким цветом, будьте внимательны. (Дети выполняют задание).

    Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике. (2)

    - Тут на опушку выскочил зайчик (воспитатель показывает игрушечного зайца), а там ёлочки в ряд стоят.

    Ребята, у вас на подносах лежат ёлочки, выложите все ёлочки на полоску, на верхнюю линейку, напоминаю выкладываем ёлочки   слева на право.

     А теперь, не считая, скажите, сколько ёлочек на полоске? (Много.) Прыгал, прыгал заяц возле ёлок и увидел под одной ёлочкой грибок. Поставьте один грибок под ёлочкой. Сколько грибов? (Один.)

     А ёлочек? (Много.)

     Чего больше грибов или ёлочек? (Елок.) Потом заяц заглянул под все ёлочки и увидел, что под каждой ёлкой грибочки выросли.

    Выставите все грибочки под каждую ёлочку, сколько грибочков? (Столько сколько и ёлочек, поровну.)

     А вы знаете, что зайчик любит, когда с ним играют, давайте с ним поиграем.

    Физкультминутка   «Зайка»

    «Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

     Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.

     Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок.

    Прибежал зайчик к теремку и его впустили, и стали он жить вместе, сколько зверушек в домике? (3)

    -Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда.

    Ну конечно же лиса (воспитатель показывает игрушечную лису).

    Попросилась она  в теремок,  и её впустили.

     Лисичка решила украсить теремок флажками (выставляю флажки, дети запоминают какие флажки выставлены, какого цвета). Наступила ночь, все закрыли глаза. (Убирается 1 флажок.)

     Утром все проснулись, открыли глаза и увидели, что одного флажка не хватает. Какого? (Игра повторяется несколько раз). Сколько зверушек живет в теремке? (4)

    А по лесу уж медведь идёт (воспитатель достает игрушечного медведя).

     Вдруг увидел теремок – как заревёт: «Вы пустите меня в теремок!»  Испугались звери. Влезет ли медведь в теремок? (Нет.)

     Почему? (Медведь очень большой.)

     Что же делать? Ведь мишке будет плохо на улице жить! (Дети решают построить новый дом, большой, чтоб всем места хватило.)

     А сколько зверушек будет жить в нём? (5)

    Итог занятия:   Ребята, скажите мне, а в какой вы сказке побывали? А сколько всего зверей будут жить в теремке?  А по какой дорожке мышка добралась до теремка, по длинной или короткой? Короткой. Лягушке не просто было пройти в теремок? И мы сделали для нее …? Бусы. Почему все звери влезли в теремок, а медведь не влез?  Большой. Понравилась ли вам сказка? И вы мне все понравились, на занятии вы были внимательными, активными, ну просто молодцы!

    Построим теремок после занятия.

    Самоанализ  

       непосредственно образовательной деятельности по математике в средней группе по программе « Радуга».

    Тема: «Математическое путешествие по сказке Теремок»

        Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 15 детей. Работаю по программе «Радуга». У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

    Тема занятия «Математическое путешествие по сказке Теремок». Это занятие  сочетает в себе  образовательные области: познание, социализацию- коммуникацию, развитие речи, физическую культуру, художественное эстетическое воспитание. Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные  особенности детей средней группы Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

     Цель занятия: активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.

    Мною были поставлены Задачи.

    Образовательные. Учить творчески и инициативно подходить к решению  проблемных задач.  Учить подбирать слова противоположные по значению и образные слова.

    Развивающие. Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение. Продолжать развивать представления о геометрических фигурах.

    Воспитывающие. Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости, желание помогать другим в ходе совместного обсуждения.

    Структура занятия:  

    - Водная часть: (организация детей) – 3 минуты.

    - Основная часть: (практическая деятельность) - 20 минут

    - Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.

     Данная  структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

      В  занятие внесла игровую мотивацию:  путешествие в сказку.

     На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность.  Дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность   детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия (употребление антонимов, образных слов).

    В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на  развитие  внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

    Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и  целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом дельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.

    Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия,  дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.

    На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

     С детьми была проведена следующая подготовительная работа:

    ⎯ обучение количественному и порядковому счету в пределах 5;

    ⎯ знакомство с геометрическими фигурами;

    ⎯ дидактические игры: «Расставь по порядку», «Какой счету»,  «Пройди по длинной и короткой дорожке»,  «Найди пару»;

    На занятии использовались следующие методы:

    Словесные.  Были  использованы неоднократно:

    1.При создании игровой мотивации

    2.Решение проблемных ситуаций

    3.Диалог  с каждым героем сказки.

    Наглядные методы. Использовались на   протяжении всего занятия  в следующих моментах – рассматривание  геометрических фигур, образцов елочек, грибков, флажков. Использовалось много математических терминов.

    4. Индивидуальные занятия.

    Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.

    Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

    Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

    Длительность занятия 20 мин. что соответствует нормам Сан Пина.

    Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

    Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.

    Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако 5 детей работали в своем темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

    Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия,

    По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.

    Используемая литература:

    1. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. – М; Айрис-пресс, 2014 . – 44 с.

    2. Математика и логика для дошкольников» ( методические рекомендации для воспитателей) Е.В. Соловьева

    3. Микляева Н.В. Социально – нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: - М.: Айрис-пресс, 2011 г. – 208 с – (Дошкольное воспитание и развитие).

    4. «Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет» ( методические рекомендации для воспитателя).

    5. Интернет ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по математике в средней группе Тема: "Путешествие по сказке"

    Цель: формирование элементарных математических  представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:-Закрепить название геометрических фигур            ...

    Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказку»

    Закрепить знания детей о последовательности цифр в прямом и обратном порядке.Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток...

    Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказке»

    1. Уточнить знания последовательности дней недели. 2. Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа; находить верхний, нижний, правый и левый углы листа, выкладывать определённое количество предм...

    Конспект занятия по математике в старшей группе "Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»".

    Данный материал поможет в упражнении детей в умении применять элементарные математические представления в разных ситуациях, встречающихся в сказке «Гуси-лебеди».Материал предназначен для д...

    Конспект занятия по математике в старшей группе. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди» В режиме самоизоляции 6.мая 2020г.

    Конспект занятия по математике в старшей группе. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»...

    Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Математическое путешествие»

    Конспект занятия будет полезен педагогам и воспитателям средней группы....