Развитие логического мышления у дошкольников.
статья по математике

Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и четкие понятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у дошкольников.

Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и четкие понятия.

Мышление — это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка. Интеллектуальное развитие дошкольника — это основной составной отрезок его психического развития. В дошкольном возрасте идет развитие внимания, воображения, восприятия, памяти, а также возникновение первых форм абстракции, обобщения и несложных умозаключений, отталкиваясь от практического мышления к логическому.

Развитие мышления дошкольника проходит в три этапа:

• Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

• Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

• Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

Значительное место в развитии интеллекта ребенка занимает математика, так как итогами обучения математике является конкретный стиль мышления В математике за основу взяты колоссальные возможности для развития мышления детей в ходе их обучения с раннего детства. Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится ИГРА. Логическое мышление можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницы, а игры – это своеобразные ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них пропустит, то дотянутся до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже “перерос” - и пусть бежит. Но впереди обязательно появиться такая, перед которой он приостановиться и возможно здесь ему надо помочь.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость.

  Среди всего разнообразия игр, которые дают возможность раскрыть умственные способности ребенка, выделяют интеллектуально-развивающие игры. В настоящее время в воспитании и обучении очень распространены логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, подразумевающие выполнение логических действий и операций. Такие игры, как игры Кюизенера, игры с блоками Дьенеша развивают способность анализировать соответствие и несхожесть предметов, которое улучшается в ходе решения задач «на сопоставление». При выполнении заданий этих игр рационализируются зрительное восприятие и внимание, кратковременная память и воображение; развивается представление числа; дети учатся измерению с помощью мерки; развиваются комбинаторные способности; дети знакомятся с ориентированием; учатся выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры. Также интересны детям головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры. Таким образом, педагогические возможности логических игр очень колоссальны. Игры и упражнения по логике всесторонне развивают личность ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные способности.

    Оптимальному процессу развития логического мышления, служит значительная помощь взрослых. Развитие логического мышления играет немалую роль в дальнейшем обучении в школе, на занятиях по математике, в будущей жизни детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.

презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...

Пошаговая технология развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша

Я разработала пошаговую  технологию развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.К ней прилагает материал для совместной работы воспитателя с родителями в данном напра...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....

"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....