Ориентировка во времени
презентация по математике

Презентация по ФЭМП в ДОУ на тему "Ориентировка во времени".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовил: Воспитатель группы №3 (Корпус «Б») МДОУ Детский сад №28 г. Ярославль Беляева М.А. «ориентировка во времени»

Слайд 2

Особенности времени: • текучесть (нельзя остановить); • необратимость (нельзя повернуть вспять); • непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы); • отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).

Слайд 3

Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.

Слайд 8

Значение развития временных представлений у дошкольников

Слайд 9

Н. И. Красногорский Советский педиатр, крупный специалист в области изучения физиологии высшей нервной деятельности, академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Сталинской премии и премии имени И. П. Павлова. Один из основоположников советской школы педиатров, активный приверженец теории нервизма и физиологического направления в педиатрии. С. Л. Рубинштейн Советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, действительный член АПН РСФСР. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии». Ю. И. Фаусек Русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования, сестра геолога и палеонтолога академика Н. И. Андрусова, жена биолога профессора Московского университета В. А. Фаусека .

Слайд 10

И. М. Сеченов Русский учёный-естествоиспытатель, физиолог, педагог и просветитель. Член-корреспондент, почётный член Санкт-Петербургской академии наук. Создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии. И. П. Павлов Русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, Действительный статский советник. Председатель Общества русских врачей памяти С. П. Боткина.

Слайд 11

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЧАСТЯМИ СУТОК Программные задачи : 1. Учить различать и называть части суток, знать их последовательность. 2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра». 3. Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра. 4. Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем). 5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общепринятыми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером .

Слайд 12

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПОНЯТИЯМИ «СУТКИ, ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Слайд 13

Последовательность обучения: Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером : Понедельник — первый; Вторник — второй; Среда — третья (средняя); Четверг — четвертый; Пятница — пятая; Суббота — шестая; Воскресенье — восьмое . Можно рассказать детям о происхождении этих названий. 4. Ежедневно на специальном календаре выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».

Слайд 14

Дидактические игры См. Приложение №3.

Слайд 15

Методика развития чувства времени «Чувство времени» формируется на основе : • знания временных эталонов (час, минута, секунда); • чувствования длительности временных интервалов; • умения оценивать временные интервалы без часов.

Слайд 16

Последовательность обучения : 1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. («Закрась узор за 1 минуту!») 2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько истратил времени?») 3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.») 4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).



Предварительный просмотр:

(Слайд №2)  Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение — «время». Особенности времени:

• текучесть (нельзя остановить);

• необратимость (нельзя повернуть вспять);

• непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);

• отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).

Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп.

(Слайд №3) Промежутки времени измеряют и единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.

(Слайд №4) В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь), связывая их со своей деятельностью.

(Слайд №5) В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера, сегодня, завтра».

(Слайд №6)  В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.

(Слайд №7) Параллельно надо развивать «чувство времени» — способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.

Значение развития временных представлений у дошкольников

(Слайд №8) Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени:

• планировать деятельность во времени (сначала — потом);

• менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;

• правильно обозначать в речи временные понятия;

• определять время по часам;

• измерять временные промежутки и др.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.

(Слайд №9) Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».

С. Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правильную оценку длительности времени оказывают три фактора:

• содержание деятельности;

• интерес к деятельности;

• возраст детей.

Ю. И. Фаусек рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1 минуту посидеть тихо, закрыв глаза).

(Слайд №10) Т. Д. Рихтерман предложила систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться), чтобы дисциплинировать детей.

У человека специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени воспринимаются комплексом анализаторов. И. М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям времени (тягучесть звука, тягучесть мышечного чувства).

«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. И. П. Павлов: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». (Пора кушать — ребенок кричит.)

«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специальных упражнений, опираясь на чувственную основу и общепринятые эталоны оценки времени. (Ребенок привыкает к режиму.)

Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особенностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсутствием наглядности. Время не имеет наглядных форм и воспринимается опосредованно, через движение или чередование каких-либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного характера (вчера — сегодня — завтра), так как момент реальности непрерывно передвигается. У ребенка примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени (сейчас, сначала, теперь, потом). К пониманию временных промежутков ребенок подходит не ощущением, а размышлением. («Ночь — это когда темно и все спят»). Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость (быстро, медленно), хуже длительность и последовательность. Процесс речевого выражения временных понятий детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития и протекает интенсивнее, если им управлять, и зависит от умственного и речевого развития детей.

Методика ознакомления с частями суток

(Слайд №11)  Программные задачи:

1. Учить различать и называть части суток, знать их последовательность.

2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра».

3. Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра.

4. Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем).

5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общепринятыми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.

В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.

Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте:

утро — вечер, день — ночь.

(Приложение № 1).

(Слайд №12)  Методика ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра»

Повторение частей суток и их последовательности.

У детей средней группы продолжаем формировать понятие «сутки». Знакомим с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.

(Приложение №2).

Основную работу начинаем в старшей группе с беседы:

«Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку».

Замечание: слово «день» дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

Последовательность обучения:

(Слайд №13) 1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.

2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.

3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:

Понедельник — первый;

Вторник — второй;

Среда — третья (средняя);

Четверг — четвертый;

Пятница — пятая;

Суббота — шестая;

Воскресенье — восьмое.

Можно рассказать детям о происхождении этих названий.

4. Ежедневно на специальном календаре выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».

(Слайд №14) Дидактические игры

( Приложение №3)

Методика развития «чувства времени»

В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро — медленно», «быстрее — медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!». В средней группе отрабатываем эти понятия:

— Кто быстрее оденет куклу!

— Какой зверь бегает быстрее?

В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.

(Слайд №15)  «Чувство времени» формируется на основе:

• знания временных эталонов (час, минута, секунда);

• чувствования длительности временных интервалов;

• умения оценивать временные интервалы без часов.

(Слайд №16)  Последовательность обучения:

1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. («Закрась узор за 1 минуту!»)

2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько истратил времени?»)

3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.»)

4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).



Предварительный просмотр:

Наглядный материал: картинки с изображением мальчика в разное время суток.

Ход:

— Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)

— Когда мы делаем зарядку? (Утром.)

— А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад...)

— А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.)

— Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим «Спокойной ночи, малыши»...)

— Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит телевизор.)

После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.

Наглядный материал: игрушка — заяц, картинки с изображением зайца в разное время суток (его действия и явления природы).

Ход:

Воспитатель рассказывает сказку про зайца:

— Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:

«Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать».

Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсуждают, что и когда изображено на «фотографиях».

Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:

— Найдите и покажите картинку с изображением утра?

— Что ты видишь на своей картинке?

— Когда это бывает?

Можно предложить детям стихи или загадки:

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

Дети вышли на прогулку,

Наблюдение ведут.

Солнце в небе ярко светит,

Птички весело поют. (День)

За окном уже темнеет,

Бабушка на кресле дремлет.

Посмотри скорей в окно:

Огоньков полным-полно. (Вечер)

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети тоже. (Ночь)

«Когда это бывает?» (С использованием картинок, вопросов, загадок, стихов);

«Закончи предложение» («Мы завтракаем...») и др.

В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Наглядный материал: игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток.

Ход:

— К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок.

— Давайте ему поможем!

Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод:

После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.

Усложнение заданий:

Назови все части суток по порядку, начиная с вечера.

Усложнение наглядного материала:

Изображение только природных явлений

Изображение природы и деятельности людей

Изображение действия ребёнка

Дидактические игры

«Назови части суток»;

«Найди ошибку»: вечер, ночь, утро, день (ошибки нет);

«Наоборотинк» и т.д.



Предварительный просмотр:

— Что наступает, когда кончается утро?

— После чего начинается утро?

— Назовите части суток по порядку.

— Сколько частей суток вы знаете?

Вывод:

— Утро, день, вечер, ночь — это сутки. В сутках всегда 4 части.

«Дополни сутки»;

«Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др.

— Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие.

— Сутки, которые прошли, называют «вчера». Вчера у нас было музыкальное занятие.

— Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня». Сегодня у нас занятие по математике.

— Сутки, которые еще не наступили, называют «завтра». Завтра у нас будет рисование.

Замечание: необходимо ежедневно обсуждать:

— Что было вчера?

— Какое у нас сегодня занятие?

— Что будет завтра?



Предварительный просмотр:

  1. «Неделя, стройся!» (У каждого из семи детей символ одного из дней недели — цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др.
  2. Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например:

«Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?».

  1. На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.
  2. На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:

• количество и порядок времен года;

• количество месяцев в году;

• порядок месяцев;

• классификация месяцев по сезонам.

  1. Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.
  2. Изучение календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год).
  3. Т. Д. Рихтерман в своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» (М., 1991) предлагает модели для наглядности временных понятий, изучения их периодичности, цикличности.
  4. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки (Ф. Н. Блехер).
  5. «Круглый год» и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (ориентировка во времени)

Занятие по математике в средней группе на расширение представлений о частях суток...

занятие по математике в подготовительной группе по теме: «Ориентировка во времени и на плоскости»

Цель:- упражнять в счете в пределах 20;-упражнять в составлении  числа  из двух меньших чисел;- закрепить умение определять время по часам;- учить составлять силуэт из равнобедренных т...

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ

Необходимость формирования у дошкольников временных представлений....

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

НОД по математике в старшей группе по ФГОС "Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел"

Задачи: - закрепить прямой счет до 20, обратный от 10 до 0; - познакомить с образованием числа 7; - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание; - закреплять у...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на тему: «Ориентировка во времени» Цель: Закреплять умение детей в ориентировке во времени.

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на тему:«Ориентировка во времени»Цель:   Закреплять умение детей в ориентировке во времени....