Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе на тему: «Цветик-семицветик».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Маслова Ольга Александровна

Закрепить характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели; навыки количественного, порядкового, обратного счёта в пределах 10; умение ориентироваться в пространстве. Совершенствовать знания о форме, цвете и размере предметов. Учить понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно. Продолжать устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов. Закреплять навык составления целого из частей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 77»

Конспект образовательной деятельности

 по  математике в старшей группе  

на тему: «Цветик-семицветик».

Воспитатель :

Маслова Ольга Александровна

Воронеж 2016 г.

Цель: обобщение и закрепление знания у детей старшей группы.

Задачи:

Обучающие:

-Закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели.

-Закрепить навыки количественного, порядкового, обратного счёта в пределах 10.

-Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

-Совершенствовать знания о форме, цвете и размере предметов.

-Учить понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

-Продолжать устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов.

-Закреплять навык составления целого из частей.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, зрительную память, смекалку.

- Развивать конструктивные навыки и воображение.

- Развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, наблюдательность.

-воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: цветок с семи лепестками,  мяч, карта с изображением геометрических фигур, схемы картинок из счётных палочек.

Раздаточный: карточки с цифрами от 1 до 10, веер с цифрами, наборы разноцветных геометрических фигур, листы белого картона прямоугольной формы, счётные палочки, цветные лепестки, кисти для клея, подставки, салфетки.

Ход занятия:

Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведём вместе. Пусть вам он принесёт радость и много

новых интересных впечатлений. Давайте радоваться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: - доброе утро!

- доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым….

Пусть доброе утро длится до вечера.

В: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад приходил почтальон и оставил вам посылку. Давайте посмотрим,  что же в ней? (воспитатель достаёт из коробки цветок). Ребята, что это за цветок?

Д: Цветик - семицветик!

В: Из какой сказки этот цветок?  Вспомните, какое чудесное свойство есть у этого цветка? Сколько лепестков у цветка? Какого они цвета? Что вам они напоминают? Действительно, его лепестки напоминают цвета радуги! Давайте перечислим все цвета радуги. Цветочек наш не простой, на каждом лепестке для вас задание. И мы с вами сегодня с помощью цветка попутешествуем по стране знаний.  И чтобы выполнить все семь заданий, нам надо очень хорошо потрудиться. Какой лепесток мы выберем первым? Отрываем первый лепесток.

Задание 1

В: Какие времена года мы знаем? (Зима, весна, лето, осень) Давайте посчитаем, сколько времен года.

Давайте вспомним зимние месяцы. Сколько их?  Какие весенние месяцы вы знаете? Посчитайте их. Назовите летние и осенние месяцы? Давайте посчитаем сколько летних и осенних месяцев вместе. Какое сейчас время года? Назовите признаки весны? Какие весенние цветы   вы знаете?  Молодцы, с первым заданием справились.

Задание 2. Игра «Ответь правильно!»

В: А теперь мы поиграем с мячом. Я буду каждому из вас, по очереди, бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете отвечать на вопрос и возвращать мне мяч.

Варианты вопросов:

1.Сколько дней в недели?

2.Назовите дни недели по порядку?

3.Перечислите все рабочие дни?

4.Сколько их?

5.Перечислите выходные дни?

6.Сколько их?

7.Какой сегодня день недели?

8.Какой день недели следует за понедельником?

9.Какой день недели перед четвергом?

10.Назови части суток по порядку (утро, день, вечер, ночь)

11.А какая у нас сейчас часть суток? (Утро).

12.Следом за утром приходит….? (День).

13.Из детского сада возвращаются домой, когда уже наступает….? (Вечер).

14.А за вечером наступает? (Ночь).

15.Спим мы ночью, а зарядку делаем… (утром)

16.Солнце светит днём, а луна… (ночью)

17.Ужинаем мы вечером, а завтракаем …(утром)

Физкультминутка:

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

Молодцы, ребята!

Задание 3.

 (дети садятся на стульчики за столы)

Срываем следующий лепесток. Какой он по счёту? Сколько лепестков осталось? Давайте покажем, как мы с вами можем выстраивать числовой ряд.

Дети выстраивают числовой ряд от 1-10 за столами. Один ребенок работает у доски. Когда дети выстраивают числовой ряд от 1 до 10, воспитатель задаёт им следующие вопросы.

-Сосчитайте от 1 до 10.

-А затем наоборот от 10 до 1. Посчитай от 4 до 10, от 2 до 10, от 6 до 10… Молодцы.

Работа с веером цифр.

- Покажите соседей числа 3 (2,4)

- Покажите соседей числа 5 (6,4)

- Покажите соседей числа 6 (5,7)

-Какое число стоит между числами 3 и 5.

-Какое число стоит между числами 7 и 9.

-Какое число стоит между числами 1 и 3.

-Какое число стоит между числами 4 и 6.

- Я задумала число, оно меньше 5 на единицу, какое это число? (4)

- Я задумала число, оно больше 6 на единицу, какое это число?

И с этим заданием вы справились.

Задание 4.

В: Я срываю четвёртый лепесток. На нём очень интересные задания.

У вас на столах находятся листы белой бумаги. Расположите лист вертикально.

 На доске вы видите карту  с геометрическими фигурами. Вы рассматриваете и запоминаете расположение фигур, а затем у себя на столах располагаете фигуры на белых листах бумаги точно так же как на доске. (После выполнения задания образец вновь вывешивается на доску для сравнения). Кто справился с заданием без ошибок, поднимите вверх обе руки. - Какая геометрическая фигура находится в правом верхнем углу? - Где расположен синий треугольник? - Где расположен квадрат? - Какие геометрические фигуры расположены в правом нижнем углу? - Сколько геометрических фигур на карте? А теперь усложним задание. Я ничего показывать вам не буду, а буду называть, где какую геометрическую фигуру нужно расположить. Итак, будьте внимательны. Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Задание 5.

Работа со счётными палочками

В:А сейчас ребята я отрываю пятый лепесток. Сколько лепестков осталось? Задание со счётными палочками.

- Нужно взять 6 счётных палочек и сложить из них домик.

- А теперь переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

- Возьмите 4 палочки и сложите из них квадрат.

- Возьмите 8 палочек и выложите из них грибочек.

- Из 5 палочек-2 равных треугольника

- Из 7 палочек-2 равных квадрата

- Из 7 палочек-3 равных треугольника

- Из 9 палочек-4 равных треугольника

- Возьмите 8 палочек и сложите из них большой квадрат. Возьмите 3 палочки и выложите внутри большого квадрата треугольник.

Задание 6.

Ребята, посмотрите, сколько лепестков осталось на нашем цветочке? Отрываю шестой лепесток. И следующее задание задачки в стихах

Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»

Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца? ( Пять.)

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Три кричат вослед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало? (Четыре.)

Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять? (Семь.)

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки:

Три сынка, а сколько дочек? ( Три)

А сейчас предлагаю всем хитренькие вопросы.

- сколько ушей у 3 мышей

- сколько хвостов у 3 котов

- сколько животиков у 6 бегемотов

- сколько носиков у 4 матросиков

.

- на крыльце сидит щенок, греет свой пушистый бок, прибежал ещё один и уселся рядом с ним. Сколько стало щенят?

- на  груше выросло пять яблок, а на ёлке-только два. Сколько всего яблок выросло? (ответ: ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.)

Молодцы, и с этим заданием справились. Остался один лепесток.

Задание 7.

Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Практическая часть. Аппликация.

(На каждого ребенка на тарелочке семь лепестков цветной бумаги разных цветов, дети поочерёдно приклеивают лепестки)

В: Ребята, а какой формат бумаги нам лучше выбрать – горизонтальный или вертикальный?

Д: Вертикальный.

В: Правильно, так как наш цветок вытянутый вертикально, он растет ввысь. Молодцы, ребята! Теперь мы начнем приклеивать наши лепестки на картон. На ваших форматах уже есть сердцевина цветка, ваша задача наклеить аккуратно лепестки вокруг этой серцевинки. Посмотрите, пожалуйста, как я начну это делать. Надо на клеенке с изнаночной стороны намазать лепесток клеем, отложить кисть, наложить лепесток на формат и примакнуть салфеточкой. Так нужно сделать с каждым из семи лепестков. Ребята, у кого есть вопросы.

В: Ребята, у нас у всех получились такие красивые цветы, они точно волшебные! У нас получилась разноцветная поляна. В заключении занятия я хочу прочесть стихотворение Е. Руженцевой

.

 «Сказки про краски»

Если б на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Что больше всего понравилось? А что для вас было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему «Цветик-Семицветик»

Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. * Учить детей ассоциировать сод...

КОНСПЕКТ НОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование элементарных математических способностей в старшей группе на тему «Цветик - семицветик».

Интеграция с другими областями: Речевое развитие, основы безопасности, физическое развитие.Программное содержание.1. Совершенствовать умение составлять число из единиц.2.Упражнять в умении двигаться в...

Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы на тему "Цветик - семицветик"

Итоговое занятие по ФЭМП для детей старшей группы....

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе на тему «Цветик - семицветик»

Это занятие поддерживает  интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, дети проявляют настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь....

Конспект НОД по О.О. "Познавательное развитие" для старшей группы на тему "Цветик - семицветик".

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования у дошкольников элементарных математических представлений через игровые ситуации....