НОД Словесные игры по математике для старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)
Программное содержание:
- Упражнять в сравнении двух групп предметов по количеству, используя выражения «больше», «меньше», «равно».
- Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; выкладывать их на плоскости.
- Развивать мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 «Дюймовочка»
НОД
Словесные игры по математике
для старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Н.С.Золотарёва
воспитатель
г. Сургут, 2016 г.
№1. Тема: Геометрические фигуры.
Программное содержание:
- Упражнять в сравнении двух групп предметов по количеству, используя выражения «больше», «меньше», «равно».
- Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; выкладывать их на плоскости.
- Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
Воспитатель: - Вчера к нам вечером приходил почтальон и оставил для вас посылку. Это передают привет наши друзья из Простоквашино. Они передали вам посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Это какой – то мешочек. Что же в нем? Цифры. Давайте возьмем каждый по одной. Наши друзья предлагают нам поиграть. Когда музыка остановится, вы должны забежать в тот обруч с цифрой, которая у вас в руке. Ну что готовы? Начнем (песня «Кабы не было зимы» из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»).
Ой, а здесь какое – то еще письмо лежит. Посмотрите. Что это на нем нарисовано? Вы не знаете? (Это геометрические фигуры). Нам прислали письмо из царства геометрических фигур. Давайте вскроем конверт.
Геометрические фигуры: -Мы геометрические фигуры. Вы правильно догадались. А теперь наши отгадайте загадки и попробуйте выложить нас из счетных палочек.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
- Ну, пожалуй, и довольно!
- Что ты видишь? - ... (Треугольник)
Геометрические фигуры: - Сколько вам понадобится палочек?
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня... (Квадрат)
Геометрические фигуры: - Сколько возьмем палочек? Сколько углов у квадрата? Сколько сторон?
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Геометрические фигуры: - У круга есть углы? Попробуйте выложить круг из ниточки.
№2. по теме: «Подбери по форме»
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .
Ход игры: детям раздаются фигуры и карточки.
Воспитатель: - Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.
Воспитатель: -Ребята, а у меня есть еще одна история про наших друзей. На свой день рождения Дядя Федор приготовил угощение для Матроскина и Шарика. Для Матроскина он поймал на речке 4 рыбки. Выложите их на верхней полосочке, а для Шарика - 3 косточки. Выложите их на нижней полосочке. У кого больше? На сколько? Как уровнять (сделать поровну)? А как можно еще?
Воспитатель: -А вот и последняя на сегодня история. Матроскин захотел взять на рыбалку разноцветные ведерки. Да вот беда. Ведер в сарае таких не оказалось. Давайте раскрасим ведерки: первое – в красный цвет, второе – в зеленый, третье - в синий, четвертое - в желтый цвет. А рыбок раскрасим также, как и ведерки.
Воспитатель: -На этом давайте закончим наше путешествие в Простоквашино и попрощаемся с нашими новыми друзьями.
Воспитатель: - Чем мы занимались на занятии? (повторяли геометрические фигуры).
№3. Игры на закрепление понятий «высоко» - «низко»; «широкий» - «узкий»; «длинный» - «короткий»; частей времени суток).
Цели:
- способствовать закреплению понятий частей времени суток - утро, день, вечер, ночь.
- закрепить понятия «высоко» - «низко»; «широкий» - «узкий»; «длинный» - «короткий»;
- развивать воображение;
- воспитывать любознательность.
Ход игры:
Воспитатель:
Кто живёт на небе чистом,
Называется лучистым?
Греет, светит, глазки «слепит»,
Его очень любят дети.
Утром в каждое оконце
Заглянуть стремиться … (Солнце)
Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к солнышку и посмотрим как оно изменяется в течении суток.
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
Воспитатель: -(вешает картинку с изображением утреннего розового солнышка)
Воспитатель: – именно утром на небе появляется солнышко? А в какое платье оно одето?
Воспитатель: – Утром вся природа, замерев в радостном ожидании, ждёт появления на небе солнца.
Утром солнышко появляется на небе, показав нам свой розовый бочок, и небо тоже окрашивается в розовый цвет. А что мы с вами делаем утром? Вспомните «правило трёх З». Утро для нас – это…
Дети: – зарядка, завтрак, занятие.
Воспитатель: – молодцы, правильно
- А что ещё мы делаем утром? (ответы детей - Чистим зубы, умываемся, заправляем кровать, одеваемся и идём в детский сад, а родители на работу)
Воспитатель: – Верно!
Утром дети просыпаются
В детский садик собираются
Делают всё по порядку
Занимаются зарядкой
Завтракают и играют
И растения поливают
Воспитатель: - Но вот утро заканчивается:
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
Воспитатель: - Верно! Но вот солнышко поднимается всё выше, на улице становиться светлее, жарче и наступает… день. Вся природа проснулась, все шумят, трудятся. Послушайте как шумно днём на лугу (прослушивание музыки). А когда солнышко поднимается на небо, в какое платье оно наряжается? (жёлтое)
Давайте, вспомним песенку:
Но чуть-чуть из-за туч
Солнце показалось
Вдруг на нём желтое
Платье оказалось.
Воспитатель: - На столе у вас лежат карточки, поднимите те, на которых изображён день. Расскажите, что мы делаем с вами днём? (игры детей, прогулка, обед, сончас)
Днём гуляем и играем
Все листочки собираем
Повар сделал нам котлет
Приглашает на обед.
А сейчас давайте встанем и сделаем зарядку.
Физминутка солнышко.
Утром солнышко встаёт выше, выше,
(руки высоко вверх) .
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.
(руки вниз) .
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(кружимся вокруг себя)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(прыгаем, хлопаем в ладоши)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный. (вечер)
Воспитатель: – Верно! (вешает картинку с красным вечерним солнышком)
В – В каком теперь одето платье солнышко, давайте вспомним песенку
Солнышку жёлтое платье надоело
К вечеру красное платьице надело.
Вечером природа замирает, давайте послушаем звуки вечернего леса.
Воспитатель: - покажите карточку, на которой изображён вечер? Верно, а что мы делаем вечером? (дети поднимают соответствующие карточки и объясняют свой выбор - дети просыпаются – полдник, играют в настольные игры, ужинают, мама ведёт ребёнка домой, смотрят дома тв)
Вечер – солнышко садиться
Всех зовёт угомониться
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи малыши».
Давайте сейчас с вами встанем и покажем как по высоте солнышко располагается утром? (низко)
- А днём? (высоко)
- Когда ещё солнышко низко к земле? (вечером)
А теперь давайте посмотрим на лучики у солнышка и сравним их. У вас на столах есть лучики, покажите утром по длине они какие? (Короткие)
- А днём? (Длинные)
- А по ширине утром, какие? (узкие)
- а днём? (широкие) Верно, молодцы, садитесь.
- А в какое платье одето солнышко ночью?
Дети – ночью солнышко спит, на небе луна и звёзды.
Покажите картинки, на которых нарисована ночь.
Ночью дети спят в кроватке
Снятся сны им, сладки-сладки
Звёзды светят им в тиши
Спите крепко малыши
- Верно, ночью мы все ложимся спать, и наше солнышко ушло спать.
Значит, пора с ним прощаться, на этом наше путешествие к солнышко закончилось. А теперь давайте ещё раз вспомним части суток. Дети читают стихотворение:
Приучай себя к порядку,
Помни утром про зарядку.
Днём настойчив, будь и смел,
Чтобы сделать много дел.
Начал вечер наступать,
Сам решай, во что играть.
Ночь придёт – ложитесь спать:
Пес на коврик ты в кровать.
Воспитатель: Итак, сутки это: утро, день, вечер и ночь.
Я - Ой смотрите, что это? (показываю конверт) Это подарок от солнышка, оно оставило нам Солнечную зарядку, давайте встанем и дружно её сделаем.
«Солнечная зарядка»
На зарядку солнышко поднимает нас,
(Исходное положение: сидя на стуле, медленно подняться)
Поднимаем руки вверх по команде: «Раз! »
(Руки через стороны поднять вверх)
А над нами весело шелестит листва,
(Кисти рук поочередно поворачивать вправо-влево)
Опускаем руки вниз по команде: «Два! »
(Руки через стороны медленно опустить вниз)
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
(Руки через стороны поднять вверх, покачать ими вправо-влево)
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
(Опустить руки к плечам, встряхивая кистями, опустить руки вниз)
В стороны руки. Плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
(Поднять руки в стороны. Взмахивать руками, как крыльями)
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
(Неглубокое приседание. Руки завести назад за спину, соединить ладони вместе)
№4 Повторение (игры на закрепление порядкового счета),
пространственных отношений.
«Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Материал: мяч.
Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
Ход игры:
Воспитатель: - Сегодня к нам в гости пришёл Мишка и хотел бы с нами поиграть. Поиграем с Мишкой? Игра «Правильный счет».
Воспитатель: - Ребята, Мишка еще любит делать зарядку и построил своих друзей. Посмотрите: Кто стоит первым? Последним? Посчитайте, сколько Мишкиных друзей построились на зарядку. Кто стоит пятым? Седьмым? Третьим? Кто стоит между котёнком и слонёнком? Кто стоит за собачкой? За лошадкой? Кто стоит между зайцем и собачкой? Кто стоит перед утёнком? Перед лисёнком?
№5 Игра: «Продолжи счёт»
Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Продолжи счёт». Я начинаю считать, а вы продолжайте (игра повторяется 3-4 раза).
Мишка любит играть в футбол и хочет с вами поиграть. Возьмите чёрный картон, это будет футбольное поле, а жёлтый круг мяч.
Задания: положите мяч на середину поля, в правый верхний угол, в левый нижний угол, в правый нижний угол, в левый верхний угол.
Воспитатель: - Мишка принёс вам два рисунка. Он любит шарики и нарисовал их на листах. Смотрит и не поймёт что-то здесь не так: и похожи и отличаются рисунки. Чем они похожи и чем отличаются? (На одном рисунке 5 кругов одного цвета и одного размера, на другом – разного размера и разного цвета)
Воспитатель: - Мишка принёс для вас геометрические фигуры и положил их в тарелочку. Поднимите руки те дети, у которых лежат круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники.
У вас написана цифра на фигуре: нужно нарисовать столько кругов, сколько показывает цифра.
№6 «Закончи рисунок»
Воспитатель: - Сейчас поиграем в игру «Закончи рисунок». Переверните геометрическую фигуру другой стороной. У вас нарисованы линии. Какая линия нарисована у Маши? у Вани? и т. д. (линии прямые, кривые, ломанные). Мишка вам предлагает по этим линиям закончить рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-349299-1389801071.jpg)
Словесные игры с детьми старшего дошкольного возраста
Начало систематического обучения детей в школе – дело всегда сложное и нелегкое. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, пребывание в большом школьном коллективе – это н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-497739-1413293245.jpg)
Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста
Формирование умений по словообразованию и словоизменению глаголов, существительных и прилагательных....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-617514-1615835190.jpg)
КАРТОТЕКА "Словесные игры" для детей старшего дошкольного возраста
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-1009676-1581838386.jpg)
Картотека "Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста"
Сборник словесных игр для детей старшего дшкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-611598-1440129672.jpg)
Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста
Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-1172715-1570607306.jpg)
Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста
Подборка словесных игр, которые можно использовать в режимные моменты....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-1379105-1642530144.png)
Картотека "Словесные игры" для детей старшего дошкольного возраста
Картотека Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста...