НОД Словесные игры по математике для старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)

Золотарёва Надежда.

Программное содержание:

  • Упражнять в сравнении двух групп предметов по количеству, используя выражения  «больше», «меньше», «равно».
  • Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; выкладывать их на плоскости.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesnye_igry_po_matematike.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 «Дюймовочка»

НОД

Словесные игры по математике

для старшего дошкольного возраста

 

Подготовила:

Н.С.Золотарёва

воспитатель

г. Сургут, 2016 г.

№1. Тема:  Геометрические фигуры.

Программное содержание:

  • Упражнять в сравнении двух групп предметов по количеству, используя выражения  «больше», «меньше», «равно».
  • Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; выкладывать их на плоскости.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Воспитатель: -  Вчера к нам вечером приходил почтальон и оставил для вас посылку. Это передают привет наши друзья из Простоквашино. Они передали вам посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Это какой – то мешочек. Что же в нем? Цифры. Давайте возьмем каждый по одной.  Наши друзья предлагают нам поиграть. Когда музыка остановится, вы должны забежать в тот  обруч с цифрой, которая  у вас в руке. Ну что готовы? Начнем (песня «Кабы не было зимы» из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»).

Ой, а здесь какое – то еще письмо лежит. Посмотрите.  Что это на нем нарисовано? Вы не знаете? (Это геометрические фигуры). Нам прислали  письмо из царства геометрических фигур. Давайте вскроем конверт.

Геометрические фигуры:  -Мы геометрические фигуры. Вы правильно догадались. А теперь наши  отгадайте загадки и попробуйте выложить нас из счетных палочек.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

- Ну, пожалуй, и довольно!

 - Что ты видишь? - ... (Треугольник)

Геометрические фигуры: - Сколько вам понадобится палочек?

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня... (Квадрат)

Геометрические фигуры: - Сколько возьмем палочек? Сколько углов у квадрата? Сколько сторон?

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)

Геометрические фигуры: - У круга есть углы? Попробуйте выложить круг из ниточки.

№2. по теме:  «Подбери по форме»

Цель:  учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Материал:  по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм,  карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .

Ход игры: детям раздаются фигуры и карточки.

Воспитатель:  - Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме».  Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на  цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.

          Воспитатель:   -Ребята, а у меня есть еще одна история про наших друзей. На  свой день рождения Дядя Федор приготовил угощение для Матроскина и Шарика. Для Матроскина он поймал на речке 4 рыбки. Выложите их на верхней полосочке,  а для Шарика  - 3 косточки. Выложите их на нижней полосочке. У кого больше? На сколько? Как уровнять (сделать поровну)? А как можно еще?

         Воспитатель:   -А вот и последняя на сегодня история. Матроскин захотел взять на рыбалку разноцветные ведерки. Да вот беда. Ведер в сарае таких не оказалось. Давайте  раскрасим ведерки: первое – в красный цвет, второе – в зеленый, третье -  в синий, четвертое -  в желтый цвет. А рыбок раскрасим также, как и ведерки.

Воспитатель:  -На этом давайте закончим наше путешествие в Простоквашино и попрощаемся с нашими новыми друзьями.

Воспитатель:  - Чем мы занимались на занятии? (повторяли геометрические фигуры).

№3. Игры  на закрепление понятий «высоко» - «низко»; «широкий» - «узкий»; «длинный» - «короткий»; частей времени суток).

Цели:

  • способствовать закреплению понятий частей времени суток - утро, день, вечер, ночь.
  • закрепить понятия «высоко» - «низко»; «широкий» - «узкий»; «длинный» - «короткий»;
  • развивать воображение;
  • воспитывать любознательность.

Ход игры:

        Воспитатель:  

        Кто живёт на небе чистом,

Называется лучистым?

Греет, светит, глазки «слепит»,

Его очень любят дети.

Утром в каждое оконце

Заглянуть стремиться … (Солнце)

Воспитатель:  -Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к солнышку и посмотрим как оно изменяется в течении суток.

Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток? (Утро)

Воспитатель: -(вешает картинку с изображением утреннего розового солнышка)

Воспитатель:  – именно утром на небе появляется солнышко? А в какое платье оно одето?

Воспитатель:   – Утром вся природа, замерев в радостном ожидании, ждёт появления на небе солнца.

Утром солнышко появляется на небе, показав нам свой розовый бочок, и небо тоже окрашивается в розовый цвет. А что мы с вами делаем утром? Вспомните «правило трёх З». Утро для нас – это…

Дети: – зарядка, завтрак, занятие.

Воспитатель:   – молодцы, правильно

- А что ещё мы делаем утром? (ответы детей - Чистим зубы, умываемся, заправляем кровать, одеваемся и идём в детский сад, а родители на работу)

Воспитатель: – Верно!

Утром дети просыпаются

В детский садик собираются

Делают всё по порядку

Занимаются зарядкой

Завтракают и играют

И растения поливают

Воспитатель:   - Но вот утро заканчивается:

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)

Воспитатель:   - Верно! Но вот солнышко поднимается всё выше, на улице становиться светлее, жарче и наступает… день. Вся природа проснулась, все шумят, трудятся. Послушайте как шумно днём на лугу (прослушивание музыки). А когда солнышко поднимается на небо, в какое платье оно наряжается? (жёлтое)

Давайте, вспомним песенку:

Но чуть-чуть из-за туч

Солнце показалось

Вдруг на нём желтое

Платье оказалось.

Воспитатель:  - На столе у вас лежат карточки, поднимите те, на которых изображён день. Расскажите, что мы делаем с вами днём? (игры детей, прогулка, обед, сончас)

Днём гуляем и играем

Все листочки собираем

Повар сделал нам котлет

Приглашает на обед.

А сейчас давайте встанем и сделаем зарядку.

Физминутка солнышко.

Утром солнышко встаёт выше, выше,

(руки высоко вверх) .

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.

(руки вниз) .

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(кружимся вокруг себя)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(прыгаем, хлопаем в ладоши)

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный. (вечер)

Воспитатель:   – Верно! (вешает картинку с красным вечерним солнышком)

В – В каком теперь одето платье солнышко, давайте вспомним песенку

Солнышку жёлтое платье надоело

К вечеру красное платьице надело.

Вечером природа замирает, давайте послушаем звуки вечернего леса.

Воспитатель:  - покажите карточку, на которой изображён вечер? Верно, а что мы делаем вечером? (дети поднимают соответствующие карточки и объясняют свой выбор - дети просыпаются – полдник, играют в настольные игры, ужинают, мама ведёт ребёнка домой, смотрят дома тв)

Вечер – солнышко садиться

Всех зовёт угомониться

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи малыши».

Давайте сейчас с вами встанем и покажем как по высоте солнышко располагается утром? (низко)

- А днём? (высоко)

- Когда ещё солнышко низко к земле? (вечером)

А теперь давайте посмотрим на лучики у солнышка и сравним их. У вас на столах есть лучики, покажите утром по длине они какие? (Короткие)

- А днём? (Длинные)

- А по ширине утром, какие? (узкие)

- а днём? (широкие) Верно, молодцы, садитесь.

- А в какое платье одето солнышко ночью?

Дети – ночью солнышко спит, на небе луна и звёзды.

Покажите картинки, на которых нарисована ночь.

Ночью дети спят в кроватке

Снятся сны им, сладки-сладки

Звёзды светят им в тиши

Спите крепко малыши

- Верно, ночью мы все ложимся спать, и наше солнышко ушло спать.

Значит, пора с ним прощаться, на этом наше путешествие к солнышко закончилось. А теперь давайте ещё раз вспомним части суток. Дети читают стихотворение:

Приучай себя к порядку,

Помни утром про зарядку.

Днём настойчив, будь и смел,

Чтобы сделать много дел.

Начал вечер наступать,

Сам решай, во что играть.

Ночь придёт – ложитесь спать:

Пес на коврик ты в кровать.

Воспитатель:   Итак, сутки это: утро, день, вечер и ночь.

Я - Ой смотрите, что это? (показываю конверт) Это подарок от солнышка, оно оставило нам Солнечную зарядку, давайте встанем и дружно её сделаем.

«Солнечная зарядка»

На зарядку солнышко поднимает нас,

(Исходное положение: сидя на стуле, медленно подняться)

Поднимаем руки вверх по команде: «Раз! »

(Руки через стороны поднять вверх)

А над нами весело шелестит листва,

(Кисти рук поочередно поворачивать вправо-влево)

Опускаем руки вниз по команде: «Два! »

(Руки через стороны медленно опустить вниз)

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

(Руки через стороны поднять вверх, покачать ими вправо-влево)

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

(Опустить руки к плечам, встряхивая кистями, опустить руки вниз)

В стороны руки. Плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

(Поднять руки в стороны. Взмахивать руками, как крыльями)

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

(Неглубокое приседание. Руки завести назад за спину, соединить ладони вместе)

№4 Повторение  (игры на закрепление порядкового счета),

пространственных отношений.

«Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Материал: мяч.

Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Ход игры:

Воспитатель: - Сегодня к нам в гости пришёл Мишка и хотел бы с нами поиграть.  Поиграем с Мишкой?  Игра «Правильный счет».

Воспитатель: - Ребята, Мишка еще любит делать зарядку и построил своих друзей. Посмотрите: Кто стоит первым? Последним? Посчитайте, сколько Мишкиных друзей построились на зарядку. Кто стоит пятым? Седьмым? Третьим? Кто стоит между котёнком и слонёнком? Кто стоит за собачкой? За лошадкой? Кто стоит между зайцем и собачкой? Кто стоит перед утёнком? Перед лисёнком?

№5 Игра: «Продолжи счёт»

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Продолжи счёт». Я начинаю считать, а вы продолжайте (игра повторяется 3-4 раза).

Мишка любит играть в футбол и хочет с вами поиграть. Возьмите чёрный картон, это будет футбольное поле, а жёлтый круг мяч.

Задания: положите мяч на середину поля, в правый верхний угол, в левый нижний угол, в правый нижний угол, в левый верхний угол.

Воспитатель: - Мишка принёс вам два рисунка. Он любит шарики и нарисовал их на листах. Смотрит и не поймёт что-то здесь не так: и похожи и отличаются рисунки. Чем они похожи и чем отличаются? (На одном рисунке 5 кругов одного цвета и одного размера, на другом – разного размера и разного цвета)

Воспитатель: - Мишка принёс для вас геометрические фигуры и положил их в тарелочку. Поднимите руки те дети, у которых лежат круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники.

У вас написана цифра на фигуре: нужно нарисовать столько кругов, сколько показывает цифра.

№6 «Закончи рисунок»

Воспитатель: - Сейчас поиграем в игру «Закончи рисунок». Переверните геометрическую фигуру другой стороной. У вас нарисованы линии. Какая линия нарисована у Маши? у Вани? и т. д. (линии прямые, кривые, ломанные). Мишка вам предлагает по этим линиям закончить рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Начало систематического обучения детей в школе – дело всегда сложное и нелегкое. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, пребывание в большом школьном коллективе – это н...

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Формирование умений по словообразованию и словоизменению глаголов, существительных и прилагательных....

КАРТОТЕКА "Словесные игры" для детей старшего дошкольного возраста

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...

Картотека "Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста"

Сборник словесных игр для детей старшего дшкольного возраста...

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффе...

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Подборка словесных игр, которые можно использовать в режимные моменты....

Картотека "Словесные игры" для детей старшего дошкольного возраста

Картотека Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста...