Технологическая карта занятия по Ф.Э.М.П.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лаптева Светлана Николаевна

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах: точка, линия, прямая и кривая линии.

Задачи:

1) - познакомить детей с понятиями: геометрические фигуры, точка, линия, прямая и кривая линии;

2) - закреплять умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.

3) - развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по Ф.Э.М.П.

Воспитатель: Лаптева Светлана Николаевна

Предмет: Познание  (формирование элементарных математических представлений).

Тема: Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах: точка, линия, прямая и кривая линии.

Задачи: 

1) - познакомить детей с понятиями: геометрические фигуры, точка, линия, прямая и кривая линии;

2) - закреплять умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.

3) - развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный- картинка с изображением птиц, клюющих зерна, звездного неба, луга с цветами-точками, реки, дороги.

Раздаточный- несколько чистых листов бумаги, цветные карандаши, нитка, палочки, ленточки, полоски бумаги, линейка, немного гороха или пшена.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Доброе утро ребятя

Давайте вспомним считалку:

1,2,3,4,5,

6,7,8,9,10

Надо, надо, надо спать и не надо куролесить

Кто не спит тот выйдет вон,

Кто уснул увидит сон.

Дети повторяют

0,5мин

2

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

на доске картинки:

- Что вы видите на картинке?

- На что похожи зерна?

 -Что нарисовано на второй картинке

 -На что похожи звездочки?

 - Что нарисовано на третьей картинке

 - На что похожи цветы?

 -Как вы думаете как можно нарисовать зерна, цветы, звезды?

- Верно, надо коснуться карандашом листа бумаги – получатся точки.

- Что еще в нашей окружающей жизни напоминает точки?

Птицы клюют зерна)

 (ответы детей)

Ночное небо

(ответы детей)

Цветущий луг

Ответы детей

ответы детей

2мин

3

4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам ОД

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

)- Сегодня в гости к нам пришла Точка – она из волшебной страны Геометрии. Она любит путешествовать и приглашает вас в путешествие. Для этого возьмите лист бумаги, карандаш и линейку. А еще надо уметь отгадывать загадки и рисовать. И так следуем вместе с нашей гостьей.

Воспитатель на доске, дети на листах бумаги.

- Покатилась точка сначала по узенькой… догадайтесь по чему:

Меня все топчут,

А я  все лучше!

- катилась она по тропинке и привела ее тропинка к широкой…

Не живая, а идет.

Неподвижна, а ведет.

- Эта дорога была ровная-ровная, прямая. Какой инструмент поможет нам нарисовать дорогу? 

 - Дорога привела точку к…

Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит.

- Нужна ли нам линейка, что бы нарисовать берега реки?

- А через речку нельзя перебраться. Что же делать?

Я над речкою лежу,

Оба берега держу.

Через речку лег,

Пробежать помог.

 с помощью каких линий мы нарисуем мост?

- Посмотрите на свои листочки, какие из этих линий кривые, прямые.

II. Физкультминутка. «Крот»

До темна трудился крот-

Рыл большой подземный ход.

До утра идет веселье

У крота на новоселье.

  1.  Закрепление представлений о точках и линиях.

- Выложите на ковре с помощью веревки сначала прямую линию, затем кривую.

- Встаньте  друг за другом как прямая линия, теперь изобразите кривую линию.

Молодцы отложите свои листочки в сторону и пододвиньте  тетради.

  1. Работа в тетради.

№1,

- Волшебный карандашик прислал вам письма-картины. Что вы видите на первой картине?

-Что вы видите на 2-ой картине?

- Что вы видите на 3-й картине?

- Что помогло карандашу сделать такую прямую линию?

- Как вы думаете: котенок мешает или помогает бабушке?

- Какая получиться линия если нитку натянуть и отпустить?

- Возьмите ниточки у себя в тарелочках и сделайте из них прямые и кривые линии.

№2

В задании закрепляется умение различать прямые и кривые линии. Дети учатся пользоваться линейкой при вычерчивании прямых линий.

-Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

- Обведите прямые линии красным карандашом. Что поможет нам провести прямые линии?

- На каждой прямой линии отметьте по одной синей точки.

- Обведите все кривые линии синим карандашом. Нужна ли теперь линейка? Почему?

- На каждой кривой линии поставьте по одной красной точке.

№3

В этом задании закрепляется умение вычерчивать кривые и прямые линии, пользоваться линейкой для проведения прямых линий.

- На каждом рисунке проведите через красную точку прямую линию. Какой помощник нужен вам?

Ответы детей: Линейка.

-Через синюю точку проведите кривую линию так.

V. Физкультминутка.

Дети становятся в кружок – изображают «точки». В центре круга – «ластик». Дети движутся по кругу с речевкой:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг ластик выбегает

И одну из них стирает.

«Ластик» подходит и осаливает одну из  «точек».

Что тут делать?

Как тут быть?

Надо думать

И чертить.

«Точка» становиться «ластиком», а «ластик» становиться на место «точки»

(тропинка)

(дорога)

(линейка)

(река)

нет, берега – кривые линии)

(мостик)

Ответы детей

Ответы детей: точки.

Ответы детей: кривая линия

Ответы детей: прямую линию

Ответы детей: линейка.

Ответы детей: мешает бабушке.

Ответы детей: Если натянуть будет прямая, а отпустить кривая.

Ответы детей: воспользоваться линейкой.

Ответы детей: линейка

Ответы детей: линейка не нужна. Волной нарисуем кривую линию.

10мин

7мин

1мин

5

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы

. Повторение.

№4

В задании закрепляется умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, развивается произвольное внимание, навыки самоконтроля.

- Посмотрите на картинки.

- Почему цифру 1 соединили с грушей, а цифру 2 – с грибами.

- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

Выполняют самостоятельно.

Ответы детей: Потому что груша одна, а грибочков два.

Ответы детей: Все что по одному соединить с цифрой  1 и все что по два соединить с цифрой 2.

2мин

6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний

- На что похожи точки?

- На что похожи кривые и прямые линии?

- Как можно нарисовать точку?

-С помощью чего можно нарисовать прямую линию?

Ответы детей: точки похожи на звезды, горох, пшено.

Ответы детей: На дорогу, на реку, на полоски.

Ответы детей: Надо только коснуться карандашом листа и получиться точка.

Ответы детей: С помощью линейки.

2мин

7

Рефлексия

Занятие прошло хорошо. Дети хорошо усвоили что такое точка и линии, прямая и кривая, как можно нарисовать прямую линию и кривую. Активность в ответах детей была хорошая, но отвечали не все дети.

Трудности возникли с самостоятельным  с заданием

1мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.

Художественное  эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: ­­­­­­­­­&sh...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...