Дидактические игры на развитие математических способностей у дошкольников
материал по математике

Керимова Эстэлла Аликовна

Дидактические игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_5.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»

Дидактические игры на развитие математических способностей у дошкольников

Подготовила:

Керимова Эстэлла Аликовна

Студентка 43 дошк. группы

г. Черняховск, 2019 г

 «У кого лента длиннее»

Цель:

Развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения, и результаты сравнения выражать словами «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; учить показывать длину предметов вдоль всей протяжённости.

Материал.

Коробка с двумя разрезами, из которых виднеются концы двух лент: одна длиной 1,5 м, другая длиной 0,8 м (цвет и ширина лент одинаковые).

Руководство.

Стук в дверь. Воспитатель: «Дети, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю». Возвращается с куклой Машенькой и коробкой. «Ребята, - говорит Машенька. - Я пошла с подружками в лес, заблудилась и попала в дом к Медведю. А он меня не отпускает к бабушке с дедушкой, пока я не отгадаю  загадку,: какая из лент в коробке длиннее, а какая короче».

Дети охотно откликаются на предложение воспитателя помочь Маше. Двое детей по желанию подходят к коробке. Потянув за концы лент, устанавливают, что их длина различна: одна лента длиннее, другая короче. Значит одна лента длинная, другая - короткая.

Воспитатель спрашивает: « У кого лента длиннее? А у кого лента короче? Правильно ребята. А давайте, Маше объясним, как Медведю показать длину каждой из лент».

После показа воспитателем протяжённости длинной и короткой лент, вызываются дети, которым предлагается показать то длинную, то короткую ленты (пальчиком вдоль всей протяжённости слева направо) и при этом изучаемый признак выразить словом: длинная лента, короткая лента (сначала за воспитателем хором, а затем индивидуально).

Затем воспитатель показывает, как правильно сравнить ленты по длине:

- подравнять концы лент с одной стороны,

- совместить края лент и посмотреть есть ли остаток.

Только после этого можно сказать, что одна лента длиннее, а другая короче, и разведёнными руками показать на сколько (остаток).

После того, как все дети поупражняются, довольная Машенька благодарит детей за помощь и бежит к Медведю.

«Кто быстрее подберет коробки»

Дидактические задачи: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.

Ход игры: Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие на столе, В.объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, - высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).

Игра «Длинномер»

Дидактические задачи: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

Оборудование: полоски бумаги.

Ход игры: педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Игра «что ближе»

Оборудование: игрушки.

На некотором расстоянии от детей воспитатель ставит две игрушки: одну дальше, другую ближе — на расстояние детского шага.

Спрашивает каждого ребенка, какая игрушка находится ближе к нему, а какая дальше.

Варианты. Две игрушки находятся на одинаковом расстоянии от детей; три игрушки: две на одной линии, третья ближе или дальше от этих двух; три игрушки располагаются на одной линии, две из трех игрушек стоят рядом, третья немного в стороне. Нужно определить, как далеко расположена третья игрушка и сколько игрушек можно поставить между ней и остальными; желательно использовать кубики.

Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки»

Цель:

Развивать умения детей выполнять сравнения предметов  по толщине. Учить сравнивать предметы по толщине, используя приём приложения, результаты сравнения отражать в речи словами «тоньше», «толще», «толстый», «тонкий», учить детей правильно показывать толщину предметов.

Игровое правило.

Грибочки с толстой ножкой класть в большую «корзину», а с тонкой ножкой класть в маленькую «корзину».

Игровые действия.

Попарно сравнивать грибочки между собой по толщине, используя приём приложения.

Материал.

Демонстрационный:  две корзины (большая и маленькая) и грибочки одинаковой высоты, но с ножками разной толщины (толстая и тонкая).

Раздаточный: на каждого ребёнка  две корзиночки (большая и маленькая) и по три пары грибочков, отличающихся только длиной толщиной ножек.

Ход игры.

В  гости к детям приходит Машенька. Маша : «Ребята,  я была в лесу и набрала много грибов. Бабушка попросила меня  разложить грибы по корзинам ».

Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше». Дети соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую корзину (показывает) положить грибы с толстой ножкой, а в маленькую корзину ( показывает) грибы с тонкой ножкой. А вот и грибочки». Воспитатель берёт из общей кучки два грибочка (с толстой и тонкой ножками) и говорит: « Кто Маше подскажет, как узнать, какой грибок надо класть в большую корзину, а какой – в маленькую. (Сравнить). Как сравнить? (Положить ножку одного грибка под другую). А кто покажет толщину ножек?. У какого грибка ножка тоньше, у какого толще? Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо объяснили. Осталось положить грибочки с толстой ножкой в большую корзину, а с тонкой ножкой – в маленькую . Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».

Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком по две корзины (большая и маленькая), и три пары грибочков с ножками разной толщины. У каждого ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два грибочка с ножками разной толщины, чтобы он сам их сравнил и разложил по корзинам. Далее грибочки лежат вперемешку. Воспитатель оказывает детям необходимую помощь.

Когда работа закончена, Маша благодарит детей за оказанную помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра в развитии математических способностей

подбор дидактических игр по всем возростам дошкольника...

Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...

Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»

В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...

Дидактическая игра на развитие математических способностей «Найди заплатку»

Дидактическая  игра на развитие математических способностей«Найди заплатку»Подготовила воспитатель МКДОУ Д/С №12:  Бутовченко Е.А.В:  (Воспитатель с детьми встают в круг ) «Вс...

Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом в котором я живу» (игра с цифрами и числами)

Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).Воспитатель использует игру как средство развития мышлен...

Авторское пособие "Дидактические игры для развития математических способностей дошкольников"

Авторское пособие "Дидактические игры для развития математических способностей дошкольников"...