конспект по ФЭМП в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

конспект занятия по ФЭМП 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных  математических представлений

Тема «Измерение массы».

1.Образовательные задачи: формировать представления о практическом сравнении предметов по массе, закрепить смысл сложения и вычитания; взаимосвязь целого и частей; закрепить представления о понятиях «тяжелее», «легче».

2.Развивающие задачи: развивать познавательные интересы. Внимание, мышление, речевую активность, словарный запас, умение правильно аргументировать свои ответы, мелкую моторику.

3.Воспитательные задачи: воспитывать интерес к математике, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Материалы к занятию.

Демонстрационный: набор геометрических фигур (большой красный треугольник, три синих маленьких треугольника, два синих маленьких круга, один маленький красный круг); картинки с изображением на весах уравновешивающих мишку два зайца и ёжика – пять лягушат; два одинаковых пакета, но с разной массой; две одинаковые коробки по количеству детей; бытовые весы. Раздаточный: карточки с заданием, цветные и простой карандаш, набор геометрических фигур, тарелочки.

Ход занятия.

1. Проблемная ситуация.

В гости приходит Мишутка, он расстроен. Просит ребят помочь разобраться, почему ёжик тяжелее его и показывает фотографии, где на весах мишутку уравновешивают три зайца, а ёжика уравновешивают пять лягушат. Ведь три меньше пяти. Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу: чем больше мерка, тем меньше, раз она уложится в измеряемой величине. Поэтому сравнивать две массы можно лишь тогда, когда они выражены одинаковыми мерками. Мишутка благодарит ребят. Воспитатель предлагает мишутке остаться на занятии, потому что сегодня с ребятами будут учиться  измерять массу.

2. Дидактическая игра: «Угадай, что это».

Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку. Хотите узнать, что там лежит? (Да). Тогда сейчас кто-то один из вас заглянет в посылку и будет описывать то, что там лежит, а мы попробуем отгадать, что это.

Это неживое, его придумал человек.

Бывают маленькие и большие.

На них есть деления и цифры.

Их используют дома, в магазине.

Этот предмет помогает узнавать массу.

Дети отгадывают (весы).

3. Практическая работа с весами.

(Дети знакомятся с общепринятой меркой измерения массы -1кг).

Воспитатель подводит детей к столу, где лежат одинаковые темные пакеты. В одном 1кг пластмассовых кирпичиков, в другом 1кг деревянных кирпичиков.

-Как вы думаете, какой пакет тяжелее, а какой легче? (Высказывания детей).

Взвешиванием устанавливается, что пакеты равны по массе. Дети приходят к выводу, что масса предмета не всегда зависит от его размера, поэтому её трудно определить на глаз. Для сравнения предметов по массе, их нужно взвесить, используя общепринятую меру – 1кг. Затем дети делятся на команды, сами взвешивают и сравнивают по массе предметы, заранее приготовленные воспитателем. (Дети садятся на свои места).

4. Дидактическая игра: «В магазине». (Использование слайдов-иллюстраций на компьютере).

-Рассмотрите картинку. Что вы скажете о массе предметов на чашах весов?

(Две груши по массе равны трём яблокам; одна груша тяжелее одного яблока, а яблоко – легче груши). Приложение № 1

-В магазине перед началом работы проверяют исправность весов. Посмотрите, какие из этих весов неисправны? (Правильные первые весы, т.к 1 груша тяжелее 1 яблока.  Вторые и третьи весы неисправны).

 5. Пальчиковая гимнастика: «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы правой и левой руки соединяются в замок)

Мы с вами подружимся маленькие пальчики.

(Шевелят пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Пальцы правой руки, начиная с мизинца, соединяются с пальцами левой руки)

И обратно начнём считать.

Пять, четыре, три, два, один.

(Пальцы разъединяются, начиная с большого).

6. Самостоятельная работа по карточкам.

Один ребёнок работает у доски, с демонстрационным материалом, остальные работают за столами с раздаточным материалом.

а ) - Фигуры можно сгруппировать по размеру: 6 маленьких и 1 большая.

Запись: 6 + 1 = 7.

-Переставим части местами: 1 + 6 = 7.

-Из целого вычтем одну часть – 6, останется вторая часть – 1,  7 – 6 = 1.

-А если из целого 7 вычесть вторую часть -1, то останется первая часть 6; 7 – 1 = 6.

б) Фигуры можно сгруппировать по цвету: 5 + 2 = 7.

в) Фигуры можно сгруппировать по форме: 4 + 3 = 7.

Объяснения аналогичны.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а ещё о каком признаке предметов мы говорили сегодня? (О массе предметов). Его можно определить на глаз? (Нет. Надо взвесить на весах).

7. Игра: «Седьмой лишний». (Использование слайда-иллюстрации).

-Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, кто здесь лишний?

Варианты ответов:

Курица – домашняя птица, а остальные – дикие животные.

Сова – она ведёт ночной образ жизни.

Пчела – насекомое, а остальные птицы.

Попугай – она умеет говорить по человечески, а остальные нет.

Орёл – хищник, а остальные нет и т. д.

Итог занятия.

-Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

-Чем мы занимались в начале занятия, в середине, в конце?

- Какое задание вам понравилось?

- Какое задание было сложным для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе «Морское путешествие»

Программное содержание. Активизация знаний: числового ряда, состава числа 5.Закреплять умение детей решать задачи.Повторить понятия «больше», «меньше».Продолжать учить детей работать по инс...

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе...

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе "счета в пределах 20"

Цель: совершенствовать умение счета в пределах 20, понимание отношений между   числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1             ...

План – конспект по ФЭМП в подготовительной группе ГДОУ №53 г.Санкт-Петербурга по теме «Осенняя сказка»

План – конспект по ФЭМП в подготовительной группе ГДОУ №53 г.Санкт-Петербурга.Тема: «Осенняя сказка»Программные задачи:Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения...

Конспект занятия ФЭМП в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк» Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе группыРаздел: ФЭМПТип занятия: Изучение нового материала.Цели:- Сформир...

Конспект занятия ФЭМП в подготовительной группе

Программное содержание:• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года,месяцев года.• Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче.Закрепить знания де...