Проект Веселая страна Математика
проект по математике (подготовительная группа)

Хмара Людмила Александровна

Проект познавательно-творческий "Веселая страна Математика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад№3 «Звездочка»

          Г-к Анапа Краснодарский край.


Проект

по формированию элементарных

математических представлений

«Веселая страна Математика»

Автор проекта:

Хмара Людмила Александровна

воспитатель первой

квалификационной категории

15 сентября 2019г. – 15 марта 2020г.

Актуальность.

     “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”  - писал В.А. Сухомлинский.

      В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

     “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

     Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

     Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

     В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

     Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

     Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

     Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

     

Проблема

     В начале года в нашу группу пришли новенькие. Проводя занятия, я заметила, что они редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести срез знаний, с помощью которого я смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться в пространстве, многие не знали геометрические фигуры.

     Того времени, которое отводится для занятий по математике мне показалось недостаточным для успешного усвоения материала. Нужно было заниматься с детьми  дополнительно.

     Изучая  литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе вне занятий и вовлекая ребят в творческий процесс, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Так возникла идея разработать проект «Веселая страна Математика».

Ход работы

     Вместе с детьми были подобраны стихи, загадки, пословицы с цифрами, различные дидактические игры. Так как проект носил  творческий характер, я решила использовать игры, которые ранее были  изготовлены: «Путешествие по Радужной дорожке», «Весёлый ноутбук», «Пифагор», «Перевертыши», «Осьминожки». Детям нравилось в них играть: раскладывать по цветам, считать, выкладывать из геометрических фигур картинки.  

     В ходе работы,  я заметила, что дети включают в игры маленьких человечков от лего, игрушечных животных. Я стала выяснять у детей, что им не хватает. Как выяснилось им не хватало героев, которые вместе с ними бы путешествовали, играли. Предложила сделать самим. Первое, что они предложили, были миньоны. Стали думать, из чего их можно сделать. Оказалось, что капсулы от киндеров очень на них похожи, и у ребят этих капсул дома предостаточно. Дети принесли капсулы, у некоторых родителей нашлись  недостающие материалы (глазки, оракал для одежки и очков). Изготавливать миньонов детям очень понравилось. Некоторые изготовили не по одному. Посчитали миньонов.

     «Но как с ними играть?- спросили дети. Они же падают!». Так, подумав, пришли к выводу, что их нужно куда-то вкладывать. А так как  капсулы очень похожи на яйца, то ребята предложили использовать картонную коробку от яиц. Покрасили ее в белый цвет, вложили туда миньонов. Стали думать дальше. Некоторые дети к тому времени освоили «Шашки», игру в «Уголки». Решили попробовать  поиграть. Сначала взяли по 4 миньона. Понравилось. Потом добавили еще. Вспомнили игру «Крестики-нолики». Но поле большое, поэтому ходить, как оказалось можно повсюду. Появилась игра «Поставь три в ряд». Детям  понравится творить  и они с охотой играют с изготовленными ими  миньонами.

     Капсул от киндеров осталось много,  дети решили использовать для хранения различных мелких предметов. Это навело на мысль о новой игре. Ведь можно посылать миньонам посылки. Так появилась игра «Посылки для миньонов». Ребята предложили в капсулы сложить цифры от игры «Палочки Кьюзенера». Они как раз туда помещались. Но цифр оказалось не видно. Дети придумали, что капсул надо как-то обозначить.  Решили вырезать  цифры. Наклеив на яйца цифры из оракала, ребята сложили в них цифры. На другие яйца от киндеров наклеили  предметные картинки и поместили в них соответствующее содержимое. И для хранения цифр, и для счетного материала капсулы, как оказалось замечательно подходят.  Потом с удовольствием играли в игры «Сосчитай сколько», «Сколько получится, если…».

    Кто-то из ребят принес еще картонную коробку от яиц. Она была меньше. Покрасить ребята захотели в разные цвета. Но, подумав, предложили разрисовать как радугу.  Игры-ходилки, которые были в группе, ребятам поднадоели, и они хотели чего-то новенького. Стали думать. Ребята предложили придумать новую игру с миньонами  «Путешествие по Радуге». Потом усложнили игру тем, что каждый цвет означал выполнение каких-либо заданий: «сложить», «вычесть», «больше-меньше», «пропуск хода». За каждое правильно выполненное задание миньон получал «банан». Так  возникла игра «Собери для миньона бананы».

    Для закрепления полученных знаний на занятиях, умений и навыков вовлекла ребят в художественно-творческую деятельность. Вместе с родителями дети дома выполнили аппликации из геометрических фигур.  И мы устроили выставку «Волшебная геометрия».

     Создали с детьми следующие коллективные работы «Новогодние игрушки», «Пожарная машина», «Парад самолетов», «Открытка для мам», «Будь осторожен на дороге!», «Весенняя полянка».

  Проведя диагностику, оказалось, что дети к концу проекта много знают. Они восполнили те пробелы, которые у них были.

   В ходе самого проекта я видела, как дети закрепляли знания во время создания игр, с коллективных работ. Сам творческий процесс помог активизировать мыслительную деятельность.  К окончанию проекта они уже знали все цифры, геометрические фигуры, умели считать, решать задачки, строить логические цепочки.

     

Вид проекта: познавательно  творческий.

        

Продолжительность: шесть месяцев.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно  эстетическое развитие.

Цель проекта: развивать интерес у детей к предмету математики, на основе познавательной активности, творчества и любознательности, способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшей логической структуры мышления и математических представлений.

Задачи проекта:

  • развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать и обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д;
  • развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др;
  • развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
  • вызвать стремление к творческому процессу познания;
  • формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Роль родителей в реализации проекта:

Консультация для родителей «Обучение счёту и основам математики дошкольников».

Памятки по формированию элементарных математических понятий.

Индивидуальные беседы.

Помощь родителей в создании игр (заготовка деталей, счетного материала, карточек для игр, цифры)

Содержание проекта

Проект включает три этапа – подготовительный, основной и заключительный.

1 этап – подготовительный.

     Первым шагом внедрения в практику работы проектного метода началось с изучения специальной методической литературы:

*Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада: Планы занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2016

*Е.В. Колесникова Математика для дошкольников 6-7 лет: Сценарии занятий по развитию математических

представлений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

*Т.А.Шорыгина «Беседы о пространстве и времени». Методические рекомендации. ТЦ «Сфера» 2009

*М.В Корепанова, С.А.Козлова ,О.В.Пронина «Моя математика» (Образовательная система  «Школа 2100», образовательная  программа «Детский сад2100  2,3 части). Москва «Школа-Пресс», 2019г.

*С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Логика». Пособие для детей 6-7 лет. Ярославль.

Академия развития, 2008г.*

*Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/

Затем подготовлено методическое обеспечение: дидактические, пальчиковые, настольно-печатные, подвижные игры математического содержания («Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера»,: «Посчитаем, поиграем», «Время» , «Путешествие по Радужной дорожке», «Веселый ноутбук» и др.)  Собрана в папки  подборка стихов о числах, геометрических фигурах, задачи в стихах. Подобран фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического содержания.

В родительском уголке размещена информация о проекте: проблема, цели, задачи.

     

2 этап – основной.

1. Выполнение  плана работы по всем видам деятельности с детьми;

2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач:
- консультации по теме проекта;
- создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).

Методы работы:

  • наглядные
  • игровые: (дидактические игры, настольно-печатные игры, развивающие логико-математические игры)
  • исследовательские: проблемные вопросы;
  • словесные: беседы, словесные игры, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • творческие

3 этап – заключительный.

Планируемый результат: Ребёнок применяет математические знания для решения задач практического характера. Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнение, счёта, измерения, упорядочения). Умеет составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и знаками +,-,=. Умеет успешно решать логические задачи. Умеет работать в команде, чётко понимает задание, правильно и быстро его выполняет. Сопереживает за сверстников и при необходимости всегда будет готов прийти на помощь в трудной ситуации.

Диагностика и подведение результатов работы.

  • подведение итогов работы над проектом;
  • анкетирование родителей по теме: «Научился ли ребёнок считать и рассуждать?»;
  • мониторинг качества освоения материала детьми;
  • презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

     В результате эмоционального воздействия на ребенка осуществлялась взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. В своей работе использовала разнообразные формы проведения подобных занятий: от путешествий до занятий с элементами драматизаций.

     Проектный метод обучения  дал ожидаемый положительный результат в развитии познавательной и творческой активности детей. В основе  моего проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.

      Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; отстаивать свою точку зрения; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

     Результатом внедрений технологии проектирования стало то, что уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут новых творческих идей, игр. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность.

        

Вывод.

     Необходимо организовывать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления  у детей приобретенных знаний, умений, навыков, а также вовлекать детей в творческий процесс работы,  тем самым способствовать развитию познавательной активности.

Перспективное планирование

СЕНТЯБРЬ

III неделя

IV неделя

Оформление математического уголка

Оформление математического уголка

ОКТЯБРЬ

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 «Число, количество, величина»

Программные задачи.

Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10.

Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9

Игры: «Считай дальше», «Дорисуй и раскрась», «Расколдуй изображение», «Найди лишнее», «Что общего?», игры с палочками Кьюзенера, «Сосчитай сказочных героев».

«Геометрические формы»  Программные задачи.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках

Развивать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.

Игры: «Дорисуй», «Перевертыши»,

«Осьминожки»,

«Блоки Дьенеша», «Рисуем бусы», «Осьминожки».

«Ориентировка в пространстве»

Программные задачи. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа.

Игры: «Слушай и рисуй», «Веселые клоуны», «Перевертыши»,

«Дни недели»

Программные задачи. Закреплять умение последовательно определять и называть последовательно дни недели.

Игры: «Путешествие по Радужной дорожке», «Назови соседей», «Сегодня, завтра,послезавтра», «Радужная неделя»

Чтение сказки «Умная неделя»

НОЯБРЬ

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 «Дни недели»

Программные задачи. Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

Игры: «Радужная дорожка»,

«Назови соседей», «Сегодня, завтра, послезавтра», «Что за чем»,

«Число, количество»

Программные задачи. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20.

Игры с  палочками Кьюзенера, «Веселый ноутбук» (Сосчитай, сколько?), «Матрешки»

Ориентировка в пространстве

Программные задачи.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа.

Игры: «Веселый ноутбук» («Выложи фигуры правильно»),

Задачи на смекалку

 Программные задачи. Развивать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.

Игры: «Счетные палочки» (переложи палочки), «Выложи по схеме», «Танграм» («Гусь»), «Пифагор» («Домик»)

ДЕКАБРЬ

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

«Ориентировка в пространстве»

Программные задачи. Продолжать формировать навыки ориентировки в пространстве.

Игры: «Три в ряд», «Найди, что где», «Уголки»,

«Посчитай, сколько справа, сколько слева»

 

«Геометрические фигуры»

Программные задачи. Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.

Игры: «Геометрическое домино», «Блоки Дьенеша», «Пифагор»,

Коллективная работа «Новогодние шары»

«Ориентировка во времени» Программные задачи. Формировать представления о времени.

Игры: «Который час?» («Веселый ноутбук» ), «Что сначала, что потом», «Сегодня. завтра, послезавтра»

Коллективная работа «Новогодние шары»

«Ориентировка по временам года»

Программные задачи.

 Закреплять представления о последовательности времен и месяцев года.

Игры: «Выложи картинку по времени года», «Когда это бывает?», «Подбери правильно» (дерево «Времена года»)

Считалки про новый год.

ЯНВАРЬ

II неделя

III неделя

IV неделя

V неделя

«Геометрические фигуры»

Программные задачи. Упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур.

Игры: «Пифагор», «Танграм», «Разложи правильно»,

«Найди такую же фигуру»

Коллективная работа «Будь осторожен на дороге!»

 «Ориентировка на плоскости»

Программные задачи. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Игры: «Графический диктант», «Расколдуй изображение», «Выложи правильно»

«Число, количество»
Программные задачи.
 

Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов.

 Закреплять умение называть месяцы.

Игры: «Сосчитай, сколько…», «Посылки»,

«Назови соседей числа», «Покажи правильный ответ…»

«Ориентировка во времени»

Программные задачи. Закреплять умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом.

 Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.

Игры: «Путешествие по Радуге», «Что сначала, что потом», «Когда это бывает?», «Помоги миньонам  показать правильно время», «Когда что делать?»,

ФЕВРАЛЬ

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

«Арифметические задачи»

Программные задачи. Учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Игры: «Помоги Миньону собрать посылку для своих друзей»,

«Помоги Миньону доставить посылку», «Магазин»

«Линии»

Программные задачи. Формировать представление о линиях.

Исследовательская деятельность

Игры: «Волшебные превращения линий»,

«Дорисуй», «Лабиринт», «Измерь и отметь правильно…»

«Ориентировка в пространстве»

Программные задачи. Закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными

обозначениями. Игры: «Помоги миньону собрать  бананы»,

«Выложи по схеме»,

Коллективная работа «Пожарная машина»

«Головоломки»

Программные задачи. Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры.

Игры: «Танграм»,

«Колумбово яйцо»,

«Поменяй признак» («Блоки Дьенеша»)

Коллективна работа «Открытка для мам»

МАРТ

I неделя

Коллективная работа «Весенняя полянка»

Выставка работ «Волшебная геометрия»

II неделя

Диагностика и подведение результатов работы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Звездочка» Проект «Веселая страна М атематика» с 15.09.2019г. по 15.03.2020г. Воспитатель группы №3 Хмара Людмила Александровна Prezentacii.com

Слайд 2

Цель проекта Р азвивать интерес у детей к предмету математики на основе познавательной активности, творчества и любознательности, способствовать формированию и развитию у старших дошкольников логического мышления и математических представлений .

Слайд 3

Задачи проекта : развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать и обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д; развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др ; развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти; вызвать стремление к творческому процессу познания; формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Слайд 4

Этапы проекта 1 этап – подготовительный (подбор игр, изучение литературы) 2 этап - основной (проведение и создание игры) 3 этап – заключительный (мониторинг, презентация проекта)

Слайд 5

Пословицы, стишки, загадки про цифры

Слайд 6

Занимательные задачки, головоломки

Слайд 8

Времена года Радужная дорожка

Слайд 9

Веселый ноутбук

Слайд 10

«Сложи картинку» «Космостарт» Игра «Супермаркет»

Слайд 11

«Сложи квадрат» Игры со счетными палочками Танграм

Слайд 12

Игры на закрепление геометрических фигур и ориентировки в пространстве

Слайд 13

Коллективная работа «Будь осторожен на дороге!»

Слайд 14

НОД «Весёлая геометрия»

Слайд 15

Выставка «Волшебная геометрия»

Слайд 16

КОЛЛЕКТИВНЫЕ РАБОТЫ «Пожарная машина» «Открытка для мам»

Слайд 17

Аппликация из геометрических фигур «Весенняя полянка»

Слайд 18

Изготавливаем миньонов

Слайд 19

Игра «Поставь три в ряд»

Слайд 21

«Посылки » «Посчитай миньонов»

Слайд 22

Закрепляем цифры и счет

Слайд 23

Отправляем посылку

Слайд 24

Изготавливаем игру «Путешествие по Радуге»

Слайд 25

«Помоги миньонам собрать бананы»

Слайд 26

Изучаем время

Слайд 27

Рисунки для игры «Что когда делаем»

Слайд 29

Занимательные миньоны

Слайд 30

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФЭМП : "Веселая страна - Математика."

Продолжать учить определять отношения между числами (равенства, неравенства), используя знаки «больше», «меньше», «равно»; составлять и решать арифметические задачи на сложение ( в пределах 10), польз...

проект "Математика - веселая страна"

проект "Математика - веселая страна"...

Проект "Занимательная страна Математика" старшая группа

laquo;Внедрение в образовательный процесс технологии деятельностного подхода как фактора, повышающего качество математического образования детей дошкольного возраста»...

Проект "СКАЗОЧНАЯ СТРАНА МАТЕМАТИКИ"

Проект "СКАЗОЧНАЯ СТРАНА МАТЕМАТИКИ"...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Веселая страна Математика"

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП)  "Веселая страна Математика"...