Развитие детей дошкольного возраста в математических играх
консультация по математике (старшая группа)

Ефимцева Людмила Афанасьевна

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. С помощью  игры развиваются познавательные  процессы: любознательность,  сообразительность, наблюдательность. Психические процессы: память, мышление, воображение, внимание. Игра становиться компонентом развития личности ребенка. Ребенок приобретает достаточный личный опыт, который послужит   для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detey_v_matem-h_igrah_ruchnaya_umelost.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

    Развитие детей  в математических играх

                    (методические рекомендации)

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. С помощью  игры развиваются познавательные  процессы: любознательность,  сообразительность, наблюдательность. Психические процессы: память, мышление, воображение, внимание. Игра становиться компонентом развития личности ребенка. Ребенок приобретает достаточный личный опыт, который послужит   для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Игра – основное и любимое занятие детей,  их работа. В игре часто  сложное становиться доступным. Игра применяется на занятии, в повседневной  жизни детей. Выполняя при этом разные функции: выявление, закрепление знаний, умений и для сообщения новых знаний.

Еще К.К. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебную деятельность для того, чтобы процесс был более продуктивным.

В.А. Сухомлинский писал:… Без игры и не может полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Одним из видов игр, являются игры с математическим содержанием. С помощью игр происходит формирование математических представлений, развитие умственных и познавательных способностей ребенка.

Каждый ребенок продвигается вперед в собственном темпе и постоянными успехами, помочь ребенку справиться с математическими задачами познания была выбрана цель.

Цель : Развитие интереса у детей к математике через игру с математическим содержанием, дать возможность каждому ребенку расти и развиваться в собственном темпе.

Для достижения цели выбраны следующие задачи:

1.Создать развивающую среду – способствующую развитию детей в математических играх  (уголок математики).

2.Развивать познавательные процессы :  мышление, память, воображение, внимание, творчество, наблюдательность,  сообразительность, любознательность.

3.Помочь каждому ребенку поверить в свои силы , установить , взаимопонимание ,доброжелательность.

4.Воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время играми,  умственного напряжения, интеллектуального усилия.

Помочь ребенку справиться с задачей познания необходимо руководствоваться принципами:

 Принципы:

1.Индивидуальность:  в обучении, воспитании. Отвечать на все вопросы детей, заниматься тем, что нравиться. Иметь хороший личный контакт. Необходимо постоянное поощрение , стремление узнать новое, научиться новому.

2. Поэтапность:  Учет возможных особенностей детей. Замысел игр согласован с возрастными и индивидуальными особенностями развития дошкольника.

3. Интеграция: Предлагает совместительство таких видов деятельности, как художественная литература, сказки, продуктивная деятельность(аппликация, конструирование, лепка, рисование), хороводные игры.

4.Системность: Предлагает последовательность , усложнение игр по содержанию,   дидактическими  задачами, игровыми действиями  и правилам.    

5.Повторность: Можно использовать в занятиях, играх математического содержания. То ,что взрослому легко и просто, у дошкольников вызывает затруднения, обусловлено тем, что все ребенку ново: нет опыта, накопленных представлений.  

6.Наглядность: Игровой материал, которым играют дети, составляют материальный центр игры, в картинках, предметах. При объяснении игры, игровых действий, на примере показывает воспитатель детям, особенно  используют в младшем возрасте.

7.Результативность: Результат игры является показателями уровня достижений детьми   усвоение знаний, дает детям моральное и умственное удовлетворение.  Завершение игры, определяется дидактической задачей, игровой, игровыми действиями и правилами.  

Игра должна служить средством развития, поэтому при ее организации следует  использовать  следующие  требования:

1.Правила игры должны быть простыми, точно сформированными.

2.Материал игры -  доступен для всех детей, красочен,  познавателен, интересен.

3.Игра интересна, если в ней участвует каждый ребенок, доброжелательна обстановка.

4.Подведение результатов игры должно быть справедливым, четким, заранее продуманы способы оценки результатов игры.

5. Поощрять самостоятельность, любознательность,  не принуждать к участию в игре никого из детей.

6. В ходе игры не стоит устанавливать жесткие правила, но следует вежливо подсказывать правила взаимодействия, вести индивидуальную работу.

7.Замысел игры, должен быть согласован с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями развития ребенка.

8.Избегать слова:  » не так», а лучше « давай внимательно посмотрим», «попробуй еще раз» и т.д.

9.Необходимо уделять внимание отстающим детям, не давать отрицательных  результатов его деятельности.

10.Сравнивать результаты работы ребенка, только с его собственными достижениями, и не с достижениями других детей.

11.Воспитатель становиться участником игры, находит   темп игры.

 Будет  соблюдаться  все это, то дети учатся:

- планировать и обдумывать свои действия.

-договаривться  в поиске результатов.

-проявлять творчество.

- пополнять запас знаний и умений.

Математические игры разнообразны. Можно выделить группы игр направленные на развитие ребенка.

1.Игры на плоскостное и объемное моделирование. (на сенсорное развитие, на построение картинок. »Состав фигуру», «Сложи узор»)

Цель: Развитие образного мышления, умение создать воображаемый образ. Ориентироваться в пространстве. Проявлять настойчивость, смекалку.

   2.Игры на трансформацию (преобразование) (геометрические    головоломки из палочек, объемные мазайки, конструктор)

  Цель :Развитие мышления, пространственного представления, умение осуществлять целесообразные действия.

3.Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест.( «Четыре по четыре», «Найди пару»)

  Цель : Нахождение рационального решения, вырабатывают умение принять правильное решение.

4. Логические игры. (логические  блоки – набор геометрических фигур.  »Чем отличаются»,  «Что лишнее», « Найди одинаковые фигуры»)

 Цель: Изменение свойств фигур по определенным правилам.

5.Задачи – шутки, занимательные вопросы. (занимательные игровые задачи с математическим смыслом)

  Цель: Развитие у детей смекалки, находчивости .Выделение главных свойств математического отношения, замаскированными в словах.

6. Лабиринты : (разрешать практическую задачу  в помощи)

  Цель: Развитие настойчивости логического мышления, ловкости. Умение сосредотачиваться.

  Разнообразные игры математического содержания включаются в развивающую среду. Это обеспечивает выбор ребенком той игры, которая интересует его.

      Игра является, как игровой метод обучения, формой обучения, средством всестороннего воспитания ребенка.

Планирование  игры математического содержания проходит через все занятие, чтоб связь каждого упражнения, игры, имела  смысл с идеей занятия.

Использование игры в работе с детьми:

-  Научим героев. (литературные герои, персонажи)

-Направлены  на взаимопомощь.( помоги найти клад)

- Путешествие (математическая сказка и т.д.)

-  Соревновательного  характера. (КВН, «Знатоки»)

- Поручения (на предложение  что –то сделать)

- Игры – загадки (по задачам, загадкам, замысловатым  вопросам)

-Сюжетные занятия – (по сказкам, оказание помощи литературному герою)

Создание  ситуаций на занятии, способствуют развитию психических процессов у детей, активность, внимания  к учебному процессу, снятие усталости, создать атмосферу доброжелательности.

Математические игры имеют большую ценность:

-Серьезный труд  для детей становиться занимательным. Легко переключаются дети с одного  вида деятельности  на другой – все это положительно влияет на результат обучения.

- Многие игры связывают детей на занятии с жизнью, а это активизирует   деятельность, учит видеть интересное в окружающем мире.

- На занятиях, в самостоятельной деятельности  дети  играют со сверстниками, где формируются взаимоотношения, общение .

Литература

1.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.- СПб.,1999г.

2.Михайлова З.А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх.- «Детство – Пресс» 2004г.

3.Столяр А.А. Давайте поиграем.,М.,2000г.

4.Колесникова В.П. Математика для дошкольников,, М., 2000г.

5.НовиковаВ.П. Математика в детском саду.,М., 2000г.

6.Михайлова З.А. Чеплашкина И.И. Математика – это интересно.,М.,2002г.

   

«Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста»

                                                          Истоки способностей и дарования

                                                           детей на кончиках  их пальцев.

                                                                                   В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. От развития мелкой моторики зависит подготовка руки к письму, выполнять мелкие движения пальцами и руками. Происходит скоординированность  действий нервной , мышечной и костной системы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики рук повышает работоспособность головного мозга, это  толчок ребенку к познавательной и творческой  активности .Развитие мелких движений рук, также способствуют общему интеллектуальному развитию ребенка. В дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.

К  школе у ребенка достаточно    должны быть развиты те системы и функции организма, которые  испытывают повышенную нагрузку во время обучения.

Согласно данным психологов, у ребенка дошкольника слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений несовершенна. Зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведение  букв, цифр и их элементов, находятся на разной  стадии развития.

 Работа по развитию мелкой моторики должна начаться  задолго до поступления в школу. Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе . Длительная и кровопотливая это  работа. Одна из важных задач. С каждым годом становиться все актуальнее.

С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Но не у всех детей происходит само собой, многим детям сложно использовать мелкие предметы,  карандаши, ножницы, кисти, пальцы рук слабы, не ловкие.

Поэтому необходимо заранее позаботиться  о развитии рук и пальцев. Развитие  мелких движений рук также способствует  общему интеллектуальному развитию ребенка, в дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.

Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе .Очень длительная и кровопотливая работа. Одна из важных задач, с каждым годом становиться все актуальнее.

Развитие мелкой моторики у ребенка и подготовки его руки к письму в школе,  нужно много времени, разнообразных методов и приемов, материала, пособий применять в работе.

Создать условия, где ребенок мог развивать необходимые навыки, для формирования мелкой моторики и овладению письмом в школе.

Работу по развитию мелкой моторики можно осуществлять во время

непосредственной образовательной деятельности: во время  рисования, лепки, аппликации, конструировании, при этом  не мешая фантазировать ребенку. Обязательно следить , чтоб правильно держал карандаш, ручку, кисть, ножницы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук, повышают работоспособность , толчок к познавательной и творческой  деятельности.

Также в  свободной деятельности.

Важно создать условия для развития навыков ручной умелости, с младшего возраста.

- пазлы крупного и среднего размера (в старшем возрасте помельче);

- пальчиковые игры;

- раскрашивание крупных рисунков с  младшего возраста, в старшем  возрасте рисунки мельче ;

- штриховка  предметов в разном направлении;

- игры вкладыши;

- шнуровка;

-игры со счетными  палочками;

- заучивание  стихов с движением  кисти рук, корпусом тела;

- завязывание и развязывание ленточек;

- застегивание и расстегивание пуговиц, завинчивание крышек и т.д.

- разбирать крупы по цвету и величине;

- игры с мелкими предметами, различный конструктор;

Развивая мелкую моторику у ребенка дошкольника, развиваем умение слушать голос взрослого, задание. Вырабатывается усидчивость, доводить начатое дело до конца, радоваться полученным  результатам. Все эти  упражнения приносят детям радость, но при этом не допускать переутомляемости.

В старшем возрасте детям предлагается выполнять более сложные задания. Интересно детям выполнять работу простыми , цветными карандашами, ручками.

Можно выделить основные направления по развитию мелкой моторики и координации движений  у детей дошкольного возраста.

1.Пальчиковый игротренинг.

-физкультурные  минутки, гимнастика в стихах, игры с пальчиками;

- самомассаж с предметами и без предметов;

2.Карандаш – развлекалка.

-  штриховка  (в разном направлении)

-задания в прописях, раскрасках;

- работа  с трафаретами, лекало

- соедини точки (раскрась, заштрихуй)

- дорисуй;

- волшебные узоры;

- обведи рисунок;

- лабиринты

3. Ловкие пальчики

- работа с пластилином

- лего – конструкторы;

- работа с бумагой, картоном ( вырезание ножницами , обрывание)

-шнуровка; («Веселый шнурок»)

- выкладывание фигур (из счетных палочек);

- игры на сенсорику.

4. Считаем – рисуем

- работа  в тетрадях клеточку, полоску;

- ориентировка  в пространстве на листе;

- графические диктанты;

- копирование по точкам;

-слуховой диктант;

Занимаясь подготовкой руки : учите ребенка держать правильно карандаш,  не торопите ребенка, пусть аккуратно выводит линии. Не забывайте хвалить ребенка. Превращая каждое занятие в интересную игру. Играй те искренно, не принужденно. Важно обращать внимание на  посадку ребенка за столом.

Системная работа по развитию мелкой моторики руки влияет на всестороннее развитие  ребенка и способствует  успешной подготовки к школе.

Результаты не заставят вас долго ждать:

- совершенствуются двигательные навыки у детей, моторика, координация, пространственные представления;

-развивается ловкость, подвижность;

- знакомиться  с техникой лепки, рисования, со свойствами бумаги, различными видами аппликации (вырезание, обрывание);

- массаж положительно влияет на самочувствие ребенка;

- овладеет приемами работы с разными инструментами;

-творчески будет применять материал в художественной деятельности;

- овладеет нормами поведения;

- почувствует свою успешность, будет талантливым,  уравновешенным, рассудительным;

Ребенок дошкольник будет хорошо подготовлен к школе,  то школьные занятия не будут для него скучными, утомительными,  а интересными.

 Работа  по мелкой моторики должна начаться с младшего возраста и до  подготовительной группы.

Литература:

Гаврилова С.Е, Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

            Ярославль: Академия развития, 2009г.

Новиковская О.А,. : АСТ; СПб. ; Сова 2007г.

«Н. Рымчук « Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»

Ростов  н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008г.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.Изд. « Карапуз» 2005г.

Савина Л. П.»Пальчиковая гимнастика для  развития дошкольника»  Москва АСТ – 2004г.

Сахарова О.М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН.2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Познавательное развитие детей оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка Особая роль в связи с этим отводится дидактической игре....

перспективный плен познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

перспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры подобраны с учётом тематического планирования...

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

Одно из основных направлений  работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих  успешной адаптации ребенка к социальной действительности через разв...

Опыт работы по теме: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

СодержаниеВведение ………………………………………………………………………..3-41. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.1.1. Основные направления социально-личностного развития ребе...

Педагогическая программа по образовательной области" Художественное-эстетическое развитие" раздел "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста" "РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ"

В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему м...

Педагогическая программа по образовательной области" Художественное-эстетическое развитие" раздел "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста" "РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ"

В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему м...

Значение математического развития детей дошкольного возраста. Занимательные математические задачки.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,...