Педагогическая программа по образовательной области" Художественное-эстетическое развитие" раздел "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста" "РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ"
рабочая программа на тему

Шабанова Евгения Олеговна

В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему миру, отсутствие эмпатии. Цель педагогического программы: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, профилактика школьной дезадаптации, создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx53.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 490 комбинированного вида»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

« ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗДЕЛ « МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

« РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ»

Музыкальный руководитель                                                              

Шабанова Евгения Олеговна

1 квалификационной категории

Педагог – психолог

 Панкова Ольга Александровна

1 квалификационная категория

Новосибирск 2014 г.

                                       

   СОДЕРЖАНИЕ:

1. Краткая аннотация………………………………………………………..3

2.Описание учреждения……………………………………………………..4

3.Постановка проблемы ( после диагностического обследования)……5

4. Цели, задачи программы……………………………………………………..6

5. Методы реализации программы……………………………………………..7

6. Предполагаемые и полученные результаты…………………………..15

7. Оценка качества реализации программы………………………………..16

8. Ресурсы……………………………………………………………………16

9. Практическая значимость результатов………………………………16

10. Литература……………………………………………………..................16

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ.

В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает  ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему миру, отсутствие эмпатии. 

Цель педагогического программы: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, профилактика школьной дезадаптации,  создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     Младший дошкольный возраст

С Старший дошкольный возраст

1. Дети могут запоминать, узнавать, слушать, определять характер и средства музыкальной выразительности;

2. Выполнять  в творческом движении настроение, характер, образ( имитировать характерные движения сказочных животных).

3. Инсценировать( вместе с педагогом) песни.

 1. 1.Проявляют творчество, способны

        придумать сюжет к музыкальному

      произведению, придумывают свой

     вариант в движении, игре на музыкальных

инструментах.

        музыкальных инструментах;

2.Осознание своих внешних и внутренних

         качеств характера, способностей.

3

    3.Чувствовать и называть свои

     эмоциональные состояния; определять

э   эмоциональные состояния окружающих                    

п   по мимике, жестам, позе.

4  4.Оценивать поступки и видеть

         достоинства     и недостатки

с        собственного поведения.

5  5.Уступать друг другу в конфликтных

С     ситуациях.

6  6.Понижение общей тревожности,

З     застенчивости, агрессивности.

7  7.Повышение самооценки.

1. Совместная деятельность становится   более  интересным, разнообразным  и эффективным (у  детей  расширяется кругозор, происходит  обогащение  музыкальными  впечатлениями, формируется  устойчивый  интерес  к музыкальной  деятельности)

2. Обеспечивает  всестороннее    развитие  личности  ребёнка:      эстетическое   (чувство  прекрасного, эмоциональная  отзывчивость, любовь  к  народному  творчеству)

3. Умственное   (развивается  память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление)

4.Нравственное (формируется дружелюбие, активность  и  самостоятельность)

5  5. У детей сформированы музыкальные способности на разной стадии, в связи с

       возрастом.

6   6. Выражают желания выступать.

            ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад  490 комбинированного вида» находится в Октябрьском районе г. Новосибирска по адресу: ул. Федосеева 1а.

Детский сад, был открыт 1989 году (5 групп), находился в ведомстве завода «Коминтерн», затем 2003 году принят на баланс Октябрьского РОО.

Здание детского сада построено в центре микрорайона. Окружают его со всех сторон многоэтажные дома.

С 2005 по 2008 гг. в ДОУ открывается 8 групп. В 2007 году в учреждении происходит смена административного (руководитель, старший воспитатель)  и 70% педагогического состава.

На данный момент в детском саду функционирует 13 групп.

В течение 8 лет в ДОУ реализуется комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Образовательное содержание гармонично входит в мир современного ребенка через его взаимодействие с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Основное образовательное содержание программы «Детство» реализуется в повседневной жизни, в совместной деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Педагог наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Дети осваивают обобщенные представления, элементарные предметные понятия, простейшие связи и закономерности с помощью метода моделирования. Педагогический процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций. Реализация программы осуществляется по принципам развивающего обучения.

Разработка и реализация уникальной ООП ДУ, создание методической базы и развивающей среды ДОУ, организация психолого – педагогической работы воспитательно – образовательного процесса - позволит в ближайшем будущем повысить статус учреждения и «готовить» социально адаптированных воспитанников, готовых к трудностям современного образования, а также явится хорошей базой для перехода на ФГОС.

            ПОСТАНОВКА  ПРОБЛЕМЫ.

        

        Нарушения психического здоровья можно диагностировать по                наличию у детей таких видимых поведенческих проявлений,  как:

  1. Повышенная тревожность, которая непосредственно влияет на свойства внимания, в первую очередь, на его произвольность.
  2. Наличие страхов, которые обусловливают повышенную утомляемость и пониженную работоспособность. Проявление застенчивости, которая, по мнению некоторых психологов развивается как реакция на переживаемое состояние какого-либо страха (Л.И.Катаева).
  3. Наличие защитной агрессивности, которая проявляется в повышенной двигательной активности и нарушениях дисциплины.
  4. Наличие демонстративной агрессивности, проявляющейся в стереотипах поведения направленного на получение негативного внимания.

Каждая из этих поведенческих реакций и проявлений, если их оставить без внимания, со временем перерастает в устойчивую черту личности, под влиянием которой у ребенка формируется, в целом, своеобразный стиль поведения. В дальнейшем, по мере взросления, ребенок начинает осознавать, свои недостатки, что, конечно не только не избавляет от них, но наоборот – еще больше погружает в переживания собственной неадекватности.

А.Л.Венгер ввел понятие «хроническая неуспешность», которая проявляется в стойком снижении результатов достигаемых ребенком. Неуверенный, тревожный, застенчивый ребенок, психологически не может быть устремлен к достижению. Такие черты характера повлияют и на развитие его интеллектуальной сферы, и на развитие сферы эмоциональной.

       Отклонения в психологическом здоровье тормозит развитие эмоциональной сферы и далее – интеллектуальной.

Из всего вышесказанного вырисовываются три основные сферы требующие внимания, целенаправленной и систематической работы в процессе развития ребенка:

                1. Интеллектуальная сфера;

2. Эмоциональная сфера;

3.Коммуникативная сфера.

Полноценное функционирование данных «сфер», будет обеспечивать охранение и укрепление «психологического здоровья» личности.

          Актуальность  программы  состоит в том, что  он  ориентирован  на  приобщение  ребёнка  к  миру  музыкального, театрального  искусства  с  учётом  специфики  дошкольного  возраста.

В  процессе  музыкального  воспитания  у  детей  развиваются  музыкальные  и  творческие  способности (с учётом  возможностей  каждого )  посредством  различных  видов  музыкальной  деятельности; формируется  начало  музыкальной  культуры, способствующее  развитию  общей  духовной  культуры. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Это универсальный метод активизации интереса и внимания. Метод театрализации уникален в плане предоставления детям возможности пережить и прочувствовать состояние успешности, преодолеть личностные комплексы: нерешительность, стеснительность; этот метод, как никакой другой способствует формированию адекватной самооценки. С.Т.Шацкий, анализируя эффективность влияния искусства на развитие детей, писал: «Искусство гармонично формирует все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, переориентировать идеалы, ценности, мотивы, изменить его поведение».

        Поэтому метод театрализации является ведущим в нашей работе с детьми.

Цель педагогического программа: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, профилактика школьной дезадаптации,

создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Основной  задачей   для  всех  возрастных  групп   является  введение  в  мир  музыки  с  радостью  и  улыбкой, что не  позволит  ребёнку  чувствовать  себя  некомпетентным  в  том  или  ином виде  деятельности

  ЗАДАЧИ:

-   Подготовить  детей  к восприятию музыкальных  образов   и  представлений;

-  Заложить  основы  гармоничного  развития  (музыкальный  слух,  внимание,   чувство  ритма   и  красоты  мелодии, движение и  индивидуальных  музыкальных  способностей);

-  Приобщить  к  русской  народно-традиционной  мировой  музыкальной  культуре;

-  Подготовить  к  освоению  приёмов   и  навыков  в  различных  видах  музыкальной  деятельности   в  соответствии  с  индивидуальными  способностями;

-  Развивать   коммуникативные   способности  (общение  детей  друг  с другом,  творческое  использование  музыкальных    впечатлений     в  повседневной  жизни)

  -  Познакомить  с  многообразием  музыкальных  форм  и  жанров  в  доступной  форме

   -  Формирование основ музыкальной культуры дошкольников, слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;

  - Формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;

   - Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

 - Развитие эмоциональной сферы, произвольности в передаче эмоциональных состояний;

-  Развитие артистических способностей;

-  Развитие пантомимики, интонационной выразительности речи.

- Умение слушать музыкальные произведение, чувствовать и анализировать его характер.

 - Развивать ритмопластику ( координации движений, умение управлять своим телом.)

Эти задачи решаются через методы и приемы такие как: психогимнастика, ритмопластика, интонационно – образный анализ ( через слушание музыки и пении), приема « Цвет – настроение», музыкальные игры и упражнения, инсценировки, показ, словесный метод ( беседа, объяснение, обсуждение) и наглядный метод( иллюстрации, мультфильм).

Принципы работы:

  1. Принцип индивидуализации: учет возраста, особенностей характера, темперамента, уровня общего развития ребенка на данный момент.
  2. Системность, последовательность, регулярность реализации развивающих задач.

3.  Принцип  последовательности  предусматривает  усложнение     поставленных  задач  по  всем  разделам  музыкального  воспитания: в  младшем  возрасте восприятие  музыкального  материала  идёт  на  уровне  эмоций  и  только  с помощью  педагога, то  в подготовительной  группе  дети  способны  осмыслить  и понять  тот  или  иной  материал  и  высказать  своё  впечатление.

4.Один  из  важнейших принципов  музыкального  воспитания -  партнёрство. Группа  детей, музыкальный  руководитель, воспитатель  становятся  единым  целым – вместе  слушать,   петь, рассуждать, играть

5. Принцип   интеграции     образовательных  областей (художественное   творчество, речевое развитие и  др.)

6. Принцип  положительной  оценки  деятельности  детей, что  способствует  ещё  более    высокой  активности, эмоциональной  отдаче, хорошему  настроению  и  желанию   дальнейшего  участия  в  творчестве

7. Принцип комплексности – на каждом занятии уделять внимание каждой задаче.

8.Принцип оздоровительной направленности: укрепление психологического здоровья.     

Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения. Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.

Театрализация включает в себя практически все виды детской деятельности: песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах, драматизацию.

Песенное творчество воспитывает у детей устойчивый интерес к пению, побуждает детей сочинять песенки на заданный текст.

Танцевальное творчество вызывает эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку, импровизировать; побуждает детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей и настроение музыки танцевальными движениями.

Игровое творчество привлекает детей к сочинительству коротких сказок, историй, диалогов; побуждает детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движений, мимики, интонаций, жестов инсценировать хорошо знакомые сказки.

Импровизация на детских музыкальных инструментах дает детям представления и способы звукоизвлечения; предлагает им импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые инструменты; совершенствовать умение воспроизводить различные ритмы.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, основы кукольного театра, школа актерское мастерство,  основные принципы драматизации, проведение досугов и развлечений.

Для проведения совместной деятельности, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями были изготовлены декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)

             Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям, поделиться эмоциями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь (а следовательно и мышление) наших детей бывает скудна и невыраженна.      

          Конечно, в условиях работы детского сада нельзя требовать создания большого и сложного спектакля, которые по силам профессиональному театру. Это невозможно и ненужно. Большой популярностью пользуется театр игрушек. В этом театре все объемное. В театре игрушек обычно используются обычные детские куклы, игрушки, погремушки.

Даже простой театр игрушек уже воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.  Таким образом, театр становится такой формой искусства, которая способна не только развлечь, но и максимально воздействовать на зрителя, воспитывая в нем определенные нравственные черты. При показе театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст реплики всех действующих лиц, но и является прямым проводником между детьми и персонажами. Игрушки желательно подбирать одной фактуры. Одновременно с подбором игрушек  проходит работа над текстом. В театре игрушек можно показать образ, характер того или иного персонажа. При появлении новой игрушки надо дать детям возможность ее рассмотреть, не торопиться с продолжением чтения текста. Спектакль можно показывать небольшому количеству детей. Цель таких показов- внести разнообразие в их игры, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей.

В средней группе я добиваюсь выразительной речи, развиваю представления о нравственных качествах, разбирали ситуации о поведении зрителей на спектакле. Дети учатся свое отношение к происходящему выражать более точно. Дети должны быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев. Обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах. Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя - приезд лошадки - ложки, колокольчики, самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке - барабан, мишке - бубен.

По желанию ребята выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок приобретает жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддерживаю инициативу импровизирования на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещетке, ложках. Дети сочиняли маленькие сказки. Предлагаю по желанию исполнить сольные партии - песня мышки, лягушки, зайца в театрализации «Теремка».

В старшей группе продолжаем заниматься обогащением словарного запаса детей прилагательными, глаголами, наречиями. Совершенствуем интонацию, развивая прямую и косвенную речь. Воспитываем гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам, огорчаться в случае неудачи, прийти на помощь в трудную минуту.

Педагогическая программа состоит из трех разделов, задачи которых последовательно и систематично решаются на каждом НОД, комплексно; рассчитан  на два года – младший дошкольный возраст;   2 года старший дошкольный возраст.

На I году работы с детьми во 2 младших  группах основным направление является развитие интереса к театру через формирование положительного эмоциональной отклика

Работа с детьми 2 младших  групп делятся на три этапа.

I этап – подготовительный.

Цель:

1. Оценка актуального уровня развития познавательной, эмоционально – сферы детей;

2. Подбор инструментария и методического сопровождения для решения выявленных проблем в эмоциональной и поведенческой сфере у детей.

3. План работы с родителями.

4. Формирование картотеки игр и упражнений для решения выявленных проблем в эмоциональной и поведенческой сфере у детей.

На этом этапе я  провожу консультации для родителей.

II этап  - Основной.

Задачи:

1.Развивать эмоциональный отклик к  театральным играм: имитации, импровизации  и драматизации.

2. Развивать воображение, фантазию, память, речь, обогащать словарный запас.

3. Формировать  положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности.

4. Развить эмоционального отклика, передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
5. Развить умение имитировать характерных движений, сказочных животных
(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). 

Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.

III этап – заключительный.

Цель:

1. Анализ результатов итоговой диагностики

2. Отслеживание изменений в поведении детей.

На II году работы с детьми в средних  группах продолжаем воспитывать любовь к театру, вызываем желание принять участие.

I этап – подготовительный

Цель:

1. Оценка актуального уровня развития познавательной, эмоционально – сферы детей;

2. Подбор инструментария и методического сопровождения для решения выявленных проблем в эмоциональной и поведенческой сфере у детей.

3. План работы с родителями.

4. Формирование картотеки игр и упражнений для решения выявленных проблем в эмоциональной и поведенческой сфере у детей.

На этом этапе я  провожу консультации для родителей.

II этап – Основной.

Задачи:

1.Активизировать детей, продолжать развивать их память и внимание.

2. Развивать интонацию, жесты, движения, мимику.

3.Развивать умение понимать содержание сказок, оценивать поступки действующих лиц.

4. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, уметь адекватно выразить свое настроение.

5. Развивать умение выполнить ролевой диалог из сказок, развитие выразительной речи.

С малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряжения, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки-рябы», добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов. Дети самостоятельно сочинили историю про Машу и Жучку - что случилось с ними летом, зимой…

Инсценировали «Теремок», «Рукавичка», «Три елочки». В песенном творчестве предлагаю детям придумать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? - молочка немножечко!».

На I году работы с детьми  старших группах основным направлением является развитие эмоциональной сферы и формирование коммуникативной компетенции у детей.

Работа с детьми старших групп делятся на три этапа.

I этап – подготовительный.

Цель:

1. Оценка актуального уровня развития познавательной, эмоционально – волевой сферы детей;

2. Подбор инструментария и методического сопровождения для решения выявленных проблем в эмоциональной и поведенческой сфере у детей.

3. План работы с родителями.

4. Формирование картотеки игр и упражнений для решения выявленных проблем в эмоциональной и поведенческой сфере у детей.

На этом этапе я  провожу консультации для родителей.

II этап  - Основной.

Задачи:

I. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной  деятельности, в слове.

II.        Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
    развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

III.        Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сопереживать другим людям и животным

воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование  чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми

Старшие дошкольники сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом «Пляшут  петушки». В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты:  цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и  др. дети   имитировали игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках, барабанах, пианино…

III этап – заключительный.

Цель:

1. Анализ результатов итоговой диагностики

2. Отслеживание изменений в поведении детей.

На II году работы с детьми в подготовительных группах основным направление является совершенствование полученных навыков в театральной деятельности.

I этап – подготовительный, где проходят обсуждение « проблемных» детей, обсуждения должностных обязанностей участников проекта, оформление информационных стендов. Выпуск газет. Все это выполняется совместно: музыкальный руководитель, педагог – психолог, воспитатели.

II этап – Основной.

 Цель: работа над постановкой.

1. Выбор сказки – совместное обсуждение выбора педагога – психолога и музыкального руководителя, исходя из выявленных образовательных потребностей.

2.Подготовка атрибутов -  совместное обсуждение  педагога – психолога, музыкального руководителя и воспитателей,  работы участников по изготовлению атрибутов. Привлечение к этой работе родителей.

3. Планирование  сценического пространства –  совместное ( музыкальный руководитель, педагог – психолог) определение места основного действия, расстановка декораций.

4. Обсуждения актерского( основного состава) – Совместное обсуждение с педагогом – психологом, муз. руководителем и воспитателями,                    « проблемных» детей, а так же детей с актерскими способностями, и роли которые придется им исполнять.

5.Ознакомление детей со сказкой – Чтение произведения или просмотр мультфильма. Обсуждение характеров героев. Ответственные  музыкальный руководитель и воспитатели.

6. Репетиции – совместно  музыкальный руководитель и педагог – психолог проводят индивидуальные, подгрупповые и групповые репетиции.

7.Спектакаль – результат работы это показ театральной постановки.

III этап – Заключительный, где проводится  совместный анализ результатов первичной и заключительной диагностики педагога – психолога и музыкального руководителя.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации  я обязательно привлекаю воспитателей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Основные участники : старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети.

 Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Всем прекрасно известно огромное влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей. Музыкальные игры, и упражнения, развивают и коммуникативную, и произвольную сферы; тренируют познавательные психические процессы; кроме этого, способствуют преодолению некоторых личностных проблем: неуверенности. Стеснительности, а так же телесной ригидности. Участвуя в музыкальном творчестве, ребенок получает неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. Применение некоторых психологических приемов в ходе проведения музыкального занятия- помогает  мне - музыкальному руководителю решать свои профессиональные задачи; педагогу – психологу, помогает решать свои задачи в работе с детьми.

                       

 ПРЕДЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Младший дошкольный возраст

      Старший дошкольный возраст

1. Дети могут запоминать, узнавать, слушать, определять характер и средства музыкальной выразительности;

2. Выполнять  в творческом движении настроение, характер, образ( имитировать характерные движения сказочных животных).

3. Инсценировать( вместе с педагогом) песни.

1. 1.Проявляют творчество, способны

        придумать сюжет к музыкальному

      произведению, придумывают свой

       вариант в движении, игре на

         музыкальных инструментах;

        музыкальных инструментах;2.О    2.Осознание своих внешних и внутренних

         качеств характера, способностей.

3

    3.Чувствовать и называть свои

     эмоциональные состояния; определять

э   эмоциональные состояния окружающих                    

п   по мимике, жестам, позе.

4  4.Оценивать поступки и видеть

         достоинства     и недостатки

с        собственного поведения.

5  5.Уступать друг другу в конфликтных

С     ситуациях.

6  6.Понижение общей тревожности,

З     застенчивости, агрессивности.

    7.Повышение самооценки

2

1. Совместная деятельность  становится   более  интересным, разнообразным  и эффективным (у  детей  расширяется кругозор, происходит  обогащение  музыкальными  впечатлениями, формируется  устойчивый  интерес  к музыкальной  деятельности)

2. Обеспечивает  всестороннее    развитие  личности  ребёнка:      эстетическое   (чувство  прекрасного, эмоциональная  отзывчивость, любовь  к  народному  творчеству)

3. Умственное   (развивается  память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление)

4.Нравственное (формируется дружелюбие, активность  и  самостоятельность)

     5.У детей сформированы музыкальные способности на разной стадии,  в

          связи с возрастом.

    6. Выражают желания выступать.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка, проводимой музыкальным руководителем и педагогом - психологом.

2. Открытые показы.  

3. Педагогическое наблюдение за детьми.

РЕСУРСЫ

  • Фортепиано
  • Музыкальный центр
  • Проектор
  • Цифровой фотоаппарат
  • Интернет
  • Компьютер
  • Принтер
  • Ксерокс

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

        При всех существующих трудностях в системе дошкольного образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка. Программа предусматривает целенаправленную работу с детьми дошкольного возраста, начиная с раннего возраста и до перехода детей в начальную школу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.

2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.

3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург,

У-Фактория, 2004

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

6. Губанова «Театрализованная деятельность» М., Мозаика – Синтез,2008.

7. Погорельский Ю.М. «Сценарии детских представлений», СПб: Издательский дом «Литера»,2001.

8. Соболева Э.В. «Праздники в детском саду», М., 2 «Просвещение»,1976.

9 .Щёткин А,В. «Театральная деятельность в детском саду», М. «Просвещение»,2000.

10. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.- 120с.

11. Буренина А.И.«Ритмическая мозаика»  Санкт – Петербург 2000г.

12. АнтиповаА.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва «Сфера» 2003г.-128с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет

   В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...

Педагогическая программа по образовательной области" Художественное-эстетическое развитие" раздел "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста" "РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ"

В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему м...

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста «Пирамидка»

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услугипо сенсорному развитию детей раннегодошкольного возраста«Пирамидка»...

Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проект  "Истоки", направлен на  ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации " Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педа...