Конспект занятия по ФЭМП " с элементами обучения детей шахматам " В поисках вишневого варенья"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Шамсутдинова  Суфия Хайрулловна

Занятие по математике  сэлементами обучения детй игре в шахматы в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

        Конспект интегрированной        

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области «Познание» с элементами шахмат ,

подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи  №8 «Солнышко».

Тема: «В поисках вишневого варенья».

Шамсутдинова С.Х., воспитатель

г. Советский

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие»  –  развитие  компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.

«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.

«Познавательное развитие» – (Формирование элементарных математических представлений).

Интеграция видов деятельности:

Игровая – задания выполняются в игровой форме.

Коммуникативная – осуществляется в течение всей НОД и способствует  развитию всех компонентов устной речи и навыкам общения.

Познавательно  – узнать, запомнить новые сведения, слова, получить знания.

Двигательная – развитие общей   моторики.

Социально-коммуникативная - приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.

Вид занятия: тематическое.

Формы организации детей: подгрупповая, групповая, индивидуальная

Цель: Цель:  Систематизация знаний детей по математике в подготовительной к школе группе

Коррекционно-образовательные задачи:                                                                                                                                       1. Закрепить знания дней недели, частей суток, времён года                                                                    2. Закрепить навыки количественного, прямого , обратного счёта в пределах 10, соотнесение числа с цифрой.

4.Закреплять    умение  узнавать , выделять составные части задачи  и составлять решение задачи.

5. Закреплять знания о  силе шахматных фигур, умение сравнивать  два числа.

6.Продолжать учить определять  адрес  заданного шахматного поля и определять фигуру по его следу.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать конструктивные навыки и воображение.                                                                             2.Развивать внимание, память, мышление, связную речь..

Воспитательные задачи:

Воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, желание помогать

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Демонстрационный материал: Видеозапись беседы с шахматным королем, презентация игры «Помоги  королю определять силу фигур»;  шахматы напольные, шахматная доска напольная.

Раздаточный материал:  карточки цифр от 3-до 10, карточки   с нарисованными кружками от 3-10, шахматные поля, маркеры. Карточки цифр знаков -,+.=.

Предварительная работа: чтение сказки «Шахматная планета». Ю.В. Филиппова, бесед. Разучивание физминутки « Конь».  Разучивание  считалки  

Индивидуальная работа: учить Степу, Артема  навыкам количественного, прямого , обратного счёта в пределах 10, соотнесение числа с цифрой..

Технологическая карта НОД

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

I

Вводная часть   Организационный момент

Воспитатель

Психогимнатика     Собрались все дети в круг

      Я — твой друг и ты — мой друг.

         Крепко за руки возьмёмся

            И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:  подарим друг другу улыбки.

Коммуникативная, игровая.

Дети встают в круг.

1 мин.

II

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Сюрпризный момент.

Воспитатель: ребята, пришло сообщение ( в)

 Белый Король: «Здравствуйте, ребята. В моем королевстве случилась беда. Кто то украл вишневое варенье,  а я его очень люблю. Теперь  я даже не о чем думать не могу.  Приезжайте в Шахматное королевство и омогите мне разобраться в этой ситуации».

Воспитатель: кто нас попросил о помощи?

Воспитатель: шахматное королевство находится далеко. Как же нам добраться до него?  

Воспитатель: как мы все это назовем одним словом?

Воспитатель: Мы сегодня поплывем на корабле.

 Дети: белый король   пригласил в шахматное королевство  .

Дети: на самолете, поезде, корабле, автомобиле.

Дети: транспорт.

2

III

Основная часть  Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

1.

Воспитатель :  Чтобы сесть в корабль нужно взять билеты, билеты даются за правильные ответы.

Воспитатель:  Какое сейчас время года?

Воспитатель: Какое  время года было до зимы

Воспитатель:  Какое время года наступит после  зимы?

Воспитатель:  Сколько месяцев   у зимы?

Воспитатель: Назовите первый месяц зимы?

Воспитатель: Назовите третий месяц зимы?

Воспитатель:  А теперь, можно пройти в корабль, каждый возьмет билет и займет место. Какое количество  кружков на билете, такую цифру находим и занимаем место.

Дети встают в полукруг.

Дети:  Сейчас время года – зима.

Дети : До зимы была осень.

 Дети : После зимы наступит весна.

Дети: У зимы 3 месяца.

Дети: Первый месяц зимы декабрь

Дети: Второй месяц  зимы-  январь

Дети:  Третий  месяц зимы – февраль

Дети встают  у цифры соответствующие числу кружков на билете.

2

2.

Воспитатель: Чтобы наш  скоростной корабль отправился в путь нужно сосчитать до 20 

Дети: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.

2

3.

Воспитатель: Мы прибыли  в шахматную страну белого короля.

 Давайте попробуем разобраться. Кто спрятал варенье.

Возьмите цифры и разложите  от 1  до 10.

Воспитатель: В белом королевстве на зиму заготовили вишневого варенья 7 банок. В одно прекрасное утро осталось  2 банки. Сколько банок  пропало? Что я вам сейчас прочитала ?

Воспитатель:  Назовите условие задачи

Воспитатель:  Назовите вопрос задачи.

Воспитатель: Сколько банок было заготовлено на зиму?

Воспитатель: Сколько банок осталось?

Воспитатель: Банок с вареньем стало больше или меньше.

Воспитатель:  Какой знак надо поставить , если банок стало меньше.

Воспитатель: Составьте решение задачи

Дети садятся за столы.

Дети:  вы прочитали задачу.

Дети: В белом королевстве на зиму заготовили вишневого варенья 7 банок. В одно прекрасное утро осталось  2 банки. 

Дети: Сколько банок  пропало?.

Дети: Было заготовлено  7банок

Дети: Осталось 2 банки.

Дети: Банок с вареньем стало меньше.

Дети:  Минус

.

Дети за  столами выкладывают решение задачи

5

4.

Физминутка « Конь»

Воспитатель:   ребята нам надо немного отдохнуть ,  размяться.  Саша    проведи  пожалуйста физминутку.

Дети:

Прыгнет конь подковы звяк

 ( дети прыгают)

Необычен каждый шаг

( шагают)

Буквой г  и так и сяк

Получается зиг заг

 ( по очереди поднимают руки в стороны)

 И повадки у лошадки  

необычны и смешны

( шагают)

Притаится словно в прятки

И скакнет из за спины

 ( приседают и выпрыгивают в вверх)

2

5.

Воспитатель:  Ну а, сейчас за работу. Нужно внимательно рассмотреть следы, которые оставил  похититель варенья.

Сейчас каждый возьмет  шахматную доску и маркер.

Воспитатель: сделайте метку на поле В3, отсюда началось движение. Следующий ход на поле Е6. Следующий ход на поле G 8  Здесь была остановка. По ходу определите, какая фигура здесь прошла?

Воспитатель: молодцы, вы справились с заданием. мы определили кто спрятал варенье,

Включают запись звука движения корабля.

                 

( дети выполняют задание на шахматных досках)

Дети:  эта фигура ферзь    

5

Интерактивная игра «сила фигур»

Воспитатель:  Мы нашли кто спрятал варенье , теперь король примет меры и  все в его королевстве будет в порядке, но Королю будет легче навести порядок  если мы поможем ему определить  силы  фигур.

 Поставьте знак <  . >  . =

Воспитатель:   Кто сильнее 3 пешки или ладья

Воспитатель:    Кто сильнее  2 слона или  2коня

Воспитатель:  Кто сильнее ферзь или  конь и слон

( дети садятся полукругом около интерактивной доски)

Дети : Знак больше будет смотреть на ладью , потому что сила ладьи 5 пешек.

 Дети :   У коней и слонов сил одинаково, так как конь  стоит 3 , а 2 коня   6 пешек , и слон стоит 3 пешки , а 2  слона 6, значит надо поставить знак равно.

Дети: Сильнее ферзь у него сила 8-9 пешек, а у коня и слона вместе всего 6 , значит знак меньше будем ставить в сторону слона и ферзя.

4

6.

Воспитатель: Молодцы ребята помогли королю разобраться в силе фигур, но король долго не играл в шахматы , теперь боится проиграть он разучился  ставить мат. Может мы сможем ему подсказать как это сделать

Воспитатель:   давайте подойдем к шахматной доске, здесь разыгрывается партия.  Ход белых, нужно помочь поставить мат в один ход черным.

Воспитатель: Молодцы ребята вы смогли помочь королю выиграть эту партию

Дети:      Да, поможем

Дети рассматривают шахматную  ситуацию и предлагают  варианты ходов.

Ответы детей.

4

IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    Итог занятия.

7.

 Король :  Благодарю вас  мои друзья за помощь. Вы молодцы, вы спасли мое королевство от неприятностей  и вселили  в меня веру в победу.

Воспитатель : Нам пора возвращаться  в детский сад.  Проходим в корабль , встаем на свои места и отсчитываем  от 20 до 1

 Воспитатель: вот мы  у себя в саду

 Дети : 20,19.18.17.16.15.14.13.12.11.10.9.8.7.6.5.4.3.2.1.0

1 мин

V

Рефлексия

Воспитатель :  

 Где же мы сегодня с вами побывали?.

Воспитатель: какие задания вызвали трудности у вас?

 Воспитатель:  Большое спасибо в за то что вы помогли белому королю  разобраться с его проблемой.

Ответы детей.

2 мин

Список источников:

 Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.

Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.

Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.

Быкова Е.П. Шахматы для малышей. Издательство :Феникс» Ростов на дону. 2010.-120(1) с

Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.

Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.

Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.

Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких», издательство Астрель, АСТ, г.Москва, 2000г.

ТрофимоваА.С. Учебник юного шахматиста.Ростовн/Д: Феникс 2010.-155(1)с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП «Шар. Элементы счета. Справа, слева» (вторая младшая группа)

Конспект занятия по ФЭМП «Шар. Элементы счета. Справа, слева» (вторая младшая группа)...

Конспект занятия по ФЭМП с элементами ТРИЗ.на тему: " Стоит в поле теремок"

Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить различать геометрические фигуры, называть их, выкладывать из них зайца. Закреплять названия цифр от 1 до 5, находить их и на...

Конспект занятия по ФЭМП с элементами квест-игры для детей старшего дошкольного возраста: "Проказы Вредины"

Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений....

Конспект занятия по ФЭМП с элементами квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Проказы Вредины»

Математика по праву занимает большое значение в дошкольном образовании.Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления  и учит логике.Но мы  стремимся ориентироваться не на достигнуты...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "В поисках сокровищ"

Цель: развивать интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста с помощью сенсорного и интеллектуального тренинга.Обучающие задачи:совершенствовать навык ориентиров...