Перспективный план игр по формированию элементарных математических представлений младшая группа на 2019-2020 учебный год
учебно-методический материал по математике (младшая группа)

ЕленаШильд

Перспективный план включает в себя игры по формированию элементарных математических представлений для  детей второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_femp.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план игр

по формированию элементарных математических представлений

младшая группа

на 2019-2020 учебный год

СЕНТЯБРЬ

Занятие

Тема

Задачи

Совместная деятельность.

Ход игры.

Оборудование

1

Игра «Кубики»

 Формировать представления о понятиях «много» и «один».

Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.

Воспитатель:

- Поиграем в кубики? Как их много! Возьмите по одному.

- Сколько у тебя кубиков? (Один) Какого он цвета? Из чего сделан? (Деревянный или пластмассовый.)

- Сколько в коробке кубиков? (Ни одного.)

- Положите кубики обратно в коробку. Ты сколько положил? А ты?

Сколько кубиков теперь стало в коробке? (Каждый положил по одному кубику, и стало их много.)

Коробка с разноцветными кубиками (число кубиков равно числу детей).

2

Игра «Поезд»

Формировать представления о понятиях «много» и «один».

Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.

В разных местах группы расставлены игрушки на темы: «Зоопарк»,

«Дом посуды», «Дом игрушки». Дети берутся друг за друга, образуя поезд.

- А теперь поиграем в «Поезд». Сколько в поезде паровозов? (Один)

- Сколько вагонов? (Много)

   Поехал поезд – ту-ту-у-у! Подъехали к зоопарку. Какие звери живут в зоопарке? Сколько их? Дети отвечают: (Один мишка, один лев, много обезьян). Следующая остановка возле (Дома посуды). Дети рассказывают, какая посуда продается, по скольку каких предметов посуды: (Много тарелок, много чашек, одна кастрюля и т.д.). Аналогично игра продолжается возле остановки (Дом игрушки).

- А о чем еще можно сказать «один» и «много»?

3

«Поезд из кубиков»

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета.

Дети садятся за столы, на которых кубики двух цветов одинакового размера.

- Что перед вами? (Кубики)

- Все ли они одинаковые? (Цвет разный)

- На какие предметы они похожи? (Коробка, домик, шкаф и т.д.)

- Посмотрите, какой поезд из кубиков я построила. (Воспитатель чередует кубики по цвету) Постройте такой же.

- Как вы думаете, какой следующий кубик (вагон) надо поставить? (Зеленый)

- Почему? (Дети предлагают свои варианты.)

Если возникнут трудности с подбором кубиков разных цветов, поезд можно строить из геометрических фигур – квадратов или кружков.

Кубики двух цветов одинакового размера.

4

Игра «Жуки»

Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением).

Дети сидят за столами. У каждого – полоска бумаги с нарисованными на ней цветами.

- Что нарисовано на карточке? (Цветы)

- Сколько цветов? (Много.) – На полянку прилетели жуки. Поиграем с ними? (Воспитатель раздает жуков детям.)

- Посадите на каждый цветок жука. Посмотрите, как это надо сделать. Покажите правую руку. Теперь левую. Положите левую руку на полоску с цветами и придерживайте ее. От левой руки начинайте раскладывать жуков правой рукой. На каждый цветок посадите жука. Не пропускайте цветочки. Чего больше – цветов или жуков? (Цветов столько же, сколько жуков).

Полоска бумаги с нарисованными на ней цветами на каждого ребёнка. Жуки из бумаги.

ОКТЯБРЬ

Занятие

Тема

Задачи

Совместная деятельность.

Ход игры.

Оборудование

1

Игра «Куклы пришли в гости»

Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением).

Дети подходят к стульям, которые стоят в ряд (7 шт.) Рядом  на ковре сидят 7 кукол.

- Сколько стульев? (Много)

-Посадите на каждый стул куклу. (Дети выполняют задание совместно.)

-Сколько кукол на каждом стульчике? (По одной.)

-Всем куклам хватило места? (Да.)

- Чего больше – кукол или стульев? (Кукол столько же, сколько стульев.)

Стулья (7 штук), куклы (7 штук).

2

Игра «Бусы для куклы»

Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар.

Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает нанизать для любимой куклы красивые бусы.

      Вызывает по одному ребенку, чтобы тот продолжил ряд. Ребенок объясняет, почему он сделал такой выбор: бусинки чередуются – большая, маленькая, большая, маленькая.

Бусины большие и маленькие.

3

Игра «Что изменилось»

Закрепление понятий: форма, цвет, размер.

На фланелеграфе – изображения яблока, груши, апельсина, помидора, огурца, моркови. Это витрина магазина.

- Наступила ночь. Дети заснули. (Дети закрывают глаза.) А утром посмотрели на витрину… Что изменилось? (Яблоко было зеленым, а стало красным – изменился цвет.)

Игра повторяется несколько раз, каждый раз меняется один компонент. (Апельсин был маленьким, а стал большим – изменился размер; помидор был круглым, а стал овальным – изменилась форма и т.д.)

Фланелеграф (магнитная доска), изображения яблока, груши, апельсина, помидора, огурца, моркови.

4

Игра «Солдатики»

Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше).

Дети встают в два ряда друг напротив друга. Один ребенок остается без пары – он водящий. Воспитатель задает вопросы:

- В каком ряду детей больше? Почему?

Для проверки ответа каждый ребенок 1-го ряда берет за руку ребенка 2-го ряда.

Затем дети 2-го ряда образуют круг.

- А теперь, где детей больше? Почему?

Проверяя ответ, дети снова встают в ряд и протягивают друг другу руки.

После этого дети 1-го ряда встают на расстоянии вытянутой руки. Вопрос и проверка аналогичны.

НОЯБРЬ

Занятие

Тема

Задачи

Совместная деятельность.

Ход игры.

Оборудование

1

Игра «Идем в гости»

Формировать представление о сохранении количества.

Дети пришли в гости, им предлагается сесть на заранее подготовленные стулья (в ряд). Дети убеждаются, что стульев столько же, сколько гостей, обосновывают это.

Затем проходят к столам.

- А теперь, сколько стульев? (для проверки гости садятся на стулья).

Гости пошли танцевать. В это время один стул «сломался» - воспитатель отставляет стул в сторону, обращая на это внимание детей.

- Поровну ли теперь гостей и стульев? Почему?

- Как проверить?

- Чего больше? Чего меньше? Почему?

Стулья по кол-ву детей.

2

Игра «Кубики»

Формировать представление о сохранении количества.

Дети садятся на ковер. Воспитатель кладет 3 зеленых кубика в ряд и предлагает положить столько же красных. Затем воспитатель меняет расстояние между зелеными кубиками (сначала кладет их далеко друг от друга, потом очень близко, затем кладет их в коробку). после каждого изменения воспитатель спрашивает детей о том, каких кубиков больше (меньше), просит обосновать ответы. Все ответы проверяются с помощью приема приложения. постепенно воспитатель увеличивает число кубиков обоих цветов, при этом можно рассмотреть случаи, когда зеленых или красных кубиков больше (меньше).

Зеленые и красные кубики.

3

Игра «Летчики»

Закреплять представления о понятиях «много» и «один».

На стульях маленькие самолеты 2-3 цветов.

- Все вы летчики. (Воспитатель называет детей по именам и спрашивает у ребенка кто он?) Сколько летчиков? (Много.)

- Это аэродром. На нем самолеты. Сколько их? (Много.)

- Каждый из вас возьмет по самолету. Сколько самолетов взял (имя ребенка)? (Один). (Спрашивает у нескольких детей.)

- Полетели красные самолеты, желтые, зеленые. Сколько самолетов в небе? (Много.)

Пошли на посадку желтые самолеты (дети с желтыми самолетами садятся) и т.д.

На стульях маленькие самолеты 2-3 цветов.

4

Игра «День-ночь»

Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Дети садятся за столы. На фланелеграфе размещены несколько групп предметов. Дети их пересчитывают и подбирают подходящие цифры.

Затем воспитатель просит детей закрыть глаза – «ночь», а сам нарушает соответствие между количеством и цифрой (например, меняет цифры местами, или убирает из какой-либо группы предмет, оставляя цифру без изменения и т.д.).

Дети открывают глаза - «день». Заметив ошибку, они должны исправить ее двумя способами: или изменить количество предметов, чтобы оно соответствовало цифре, или изменить цифру.

Игра повторяется несколько раз.

На фланелеграфе размещены несколько групп предметов.

ДЕКАБРЬ

Занятие

Тема

Задачи

Совместная деятельность.

Ход игры.

Оборудование

1

Игра «Столько же»

Закреплять умение считать, соотносить выполнение количества движений.

Воспитатель несколько раз хлопает в ладоши. Дети должны столько же раз выполнить какое-нибудь движение: присесть, наклониться, поднять руки и т.д.

2

Игра «Геометрическое лото»

Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.

У каждого ребенка 2 геометрические фигуры, отличающиеся по двум признакам, например: большой синий треугольник и маленький синий круг (форма, размер), маленький желтый круг и маленький красный треугольник (цвет и форма) и т.д.

Воспитатель просит детей сказать, что общего в их фигурах и чем они отличаются друг от друга.

 По 2 геометрические фигуры на каждого ребёнка, отличающиеся по двум признакам, например: большой синий треугольник и маленький синий круг (форма, размер), маленький желтый круг и маленький красный треугольник (цвет и форма) и т.д.

3

Игра «Что лишнее?»

Закреплять понятия «один-много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар.

1) На столе у воспитателя один большой красный кубик и несколько маленьких красных кубиков.

- Что у меня на столе? (Кубики).

- Какого они цвета? (Красные).

Сколько их? (Много).

- Как вы думаете, какой кубик лишний? Почему? (Большой, так как он один, а остальные кубики маленькие).

2) Дети садятся на ковёр вокруг кубиков. Все кубики красного цвета, а один – зелёный.

Воспитатель просит детей найти лишний кубик и объяснить, почему он лишний.

1) Один большой красный кубик и несколько маленьких красных кубиков.

2) Кубики красного цвета, а один – зелёный.

4

Игра «Шарики в стаканчиках»

Закреплять понятия «один-много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар.

Воспитатель ставит на стол пластмассовые стаканчики и шарики в коробке.

- Сколько стаканчиков? (Много).

- А шариков? (Тоже много).

- Как узнать, чего больше шариков или стаканчиков? (Положить в каждый стаканчик по одному шарику).

Дети кладут шарики в стаканчики.

Воспитатель собирает шарики и кладёт перед стаканчиками и спрашивает у детей:

- Шариков столько же, сколько стаканчиков? Или больше, или меньше?

Воспитатель добавляет один лишний шарик и дети должны догадаться, что шариков стало больше.

Пластмассовые стаканчики и шарики в коробке.

ЯНВАРЬ

Занятие

Тема

Задачи

Совместная деятельность.

Ход игры.

Оборудование

1

Игра «Разноцветные фонарики»

Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях «один-много».

Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.

Воспитатель раздаёт детям разноцветные фонарики, при этом спрашивает сколько фонариков у него в руках, сколько у соседа, какого цвета фонарики.

Фонарики зажглись и пустились в пляс под музыку.

- Сколько фонариков танцует? (Много).

- Сколько разноцветных фонариков в руках у Светы, Тани? (Один, ещё один).

- Наступило утро, в комнате стало светло. Погасли синие фонарики (дети присели), погасли жёлтые фонарики и т. д.

- Снова наступил вечер – зажглись красные фонарики и пустились в пляс.

Игра повторяется. В конце игры дети кладут фонарики в коробку.

- Сколько ты положил? (Один)

- А ты? (Ещё один).

- Сколько фонариков в коробке? (Много).

Фонарики из бумаги 2-3 цветов.

2

Игра «Кто быстрее свернёт ленту?»

Формировать пространственные представления: длиннее, короче.

Начать работу по формированию пространственных представлений: справа, слева.

Дети сидят полукругом, перед ними стол, на котором лежат 2 разноцветные ленты одинаковой ширины, но разной длины. Воспитатель показывает, как сворачивать ленту. Дети делятся на 2 команды. Из каждой команды вызывается по одному человеку. Им даются ленты, которые они должны свернуть. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче.

После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна детям, и предлагает детям самим выбрать ленту. Как правило, выбираются короткую. Воспитатель выясняет, почему они хотят взять именно эту ленту. Наложением устанавливается, что одна лента длиннее, а другая короче. Воспитатель объясняет, что короткая лента свертывается быстрее, а длинная дольше.

2 ленты одинаковой ширины, разного цвета и длины.

3

Игра «Построй дорожку»

Формировать пространственные представления: длиннее, короче.

Начать работу по формированию пространственных представлений: справа, слева.

Дети садятся за столы. У каждого на столе маленькая игрушка, лист бумаги А-4 с 4 домиками – красным, синим, жёлтым и зелёным и 2 коричневые полоски бумаги разной длины, одна темнее, а другая светлее. Длина светло-коричневой полоски равна расстоянию между красным и синим домиками, а длина тёмно-коричневой полоски- расстоянию между жёлтым и зелёным.

- Какого цвета полоски? (Коричневые).

- Чем они отличаются? (Одна тёмная, другая светлая). А ещё чем? (Одна длиннее, другая-короче).

- Какая из них длиннее – светлая или тёмная? (Дети накладывают полоски друг на друга и находят более длинную).

- Положите длинную дорожку между красным и синим домиками, а короткую между жёлтым и зелёным. Где дорожка длиннее, вверху или внизу? (Вверху).

- Поставьте игрушку на верхнюю дорожку. Какого цвета домик справа от неё? (Синий). А слева? (Красный).

 То же задание повторяется и для нижней дорожки.

Маленькая игрушка, лист бумаги А-4 с 4 домиками – красным, синим, жёлтым и зелёным,2 коричневые полоски бумаги разной длины, одна темнее, а другая светлее (длина светло-коричневой полоски равна расстоянию между красным и синим домиками, а длина тёмно-коричневой полоски- расстоянию между жёлтым и зелёным).

ФЕВРАЛЬ

Занятие

Тема

Задачи

Совместная деятельность.

Ход игры.

Оборудование

1

Лото «Круг»

Формировать на предметной основе представления о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки.

Воспитатель раздаёт детям карточки с нарисованными на них кругом и 8 пустыми клетками. Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображениями различных предметов. Они должны выбрать предметы, в изображении которых есть круг (колесо, солнце и т. д.) и выложить их на карточку.

Карточки с нарисованными на них кругом и 8 пустыми клетками. Картинки с изображениями различных предметов, в изображении которых есть круг (колесо, солнце и т. д.).

2

Игра «Бусы»

Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

Воспитатель предлагает сделать красивые бусы на ёлку и выкладывает первые бусины, например: красная-жёлтая, красная-жёлтая.

Дети выкладывают несколько первых бусин вместе с воспитателем, а затем продолжают ряд самостоятельно.

Круги 2-х цветов (бусины).

3

Игра «Знакомство с шаром»

Формировать на предметной основе представления о шаре.

Формировать пространственные отношения: слева-справа.

Дети садятся на ковёр. Перед каждым из них шары двух размеров и разных цветов (например, красный и зелёный).

- Возьмите большой красный шар в правую руку. Сколько каждый взял шаров? (Один)

- Сколько ещё надо взять, чтобы было два? (Ещё один)

- Возьмите маленький зелёный шар в левую руку. Сколько у каждого шаров? (Два.)

- В какой руке большой шар? Зелёный шар? Маленький шар? Красный шар?

- Какой шар в правой руке? В левой?

Шары двух размеров и разных цветов (например, красный и зелёный).

4

Игра «Прогулка по лесу»

Формировать пространственные отношения: шире - уже.

1) На полу обозначены речка и ручеек (верёвочками). Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку. Подошли к ручейку.

- Давайте попробуем воду. Холодная! Не будем в неё входить, перепрыгнем через ручеек.

- Идём дальше! Пришли на полянку. Посмотрите, всё ли здесь правильно?

На столе разложены картинки грибов, ягод и овощей. Дети должны перечислить, что не растёт в лесу.

- Идём дальше. На пути река. Можем мы её перепрыгнуть? (Нет) Почему? (Река широкая)

- А почему мы смогли перепрыгнуть ручеек? (Ручеек узкий)

2) Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.

- Это два полотенца для медвежонка и зайчонка. Чем отличаются полотенца? (Одно широкое, другое узкое, и они разного цвета)

- Какое полотенце дадим медвежонку? (Широкое)

- Почему широкое? (Мишка большой и толстый)

Дети пытаются самостоятельно наложить полоски.

Верёвочки – 4 шт.

Полоски из цветной бумаги – 2 широкие, 2 узкие (на каждого ребёнка).

МАРТ

Занятие

Тема

Задачи

Совместная деятельность.

Ход игры.

Оборудование

1 Игра

«Знакомство с треугольником»

Формировать на предметной основе представления о треугольнике.

Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар.

1) Дети садятся за столы.

- На какую геометрическую фигуру похожа голова клоуна? (Круг)

- Посмотрите на колпачок – это треугольник. (Воспитатель считает и показывает углы.)

На фланелеграф выставляется несколько различных треугольников.

- Сколько углов у всех фигур? (Три) Сколько сторон? (Три) Проверим. (Дети по одному выходят к доске, показывают и считают углы и стороны треугольников)

2) У каждого ребёнка карточка с двумя полосками. Воспитатель предлагает положить на верхнюю полоску 3 круга, а на нижнюю столько же треугольников.

- Сколько ты положил треугольников? (Три)

- Чего больше – кругов или треугольников? Почему?

Вывод: 3 и 3 – поровну.

Демонстрационный:

Картинка с изображением клоуна.

Изображения нескольких различных треугольников.

Раздаточный:

Карточка с двумя полосками.

По три треугольника и круга.

2 Игра

Лото «Треугольник»

Продолжать формировать на предметной основе представления о треугольнике.

Формировать умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру.

Воспитатель раздаёт детям карточки с нарисованными на них треугольником и 8 пустыми клетками. Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображениями различных предметов. Они должны выбрать предметы, в изображении которых есть треугольник (палатка, колпачок и т. д.) и выложить их на карточку.

Лото «Треугольник»

3 Игра «Поезд»

Формировать пространственные отношения: на, над, под.

Дети садятся на ковер, перед ними кубики. Воспитатель предлагает детям построить поезд и поехать в путешествие. Поезд должен состоять из 3 вагонов (3 цветов). При проверке задания дети считают кубики, и называют цвета.

- Какого цвета твой поезд? Посчитай вагоны, сколько всего?

- Поезда готовы, можно объявлять посадку.

На отдельном столе пассажиры (маленькие игрушки). - В поезд надо посадить пассажиров так, чтобы в вагоне ехал только один пассажир. Посадите игрушки на вагончики сверху.

- Проверьте, чтобы в каждом вагоне было по одному пассажиру. Сколько всего пассажиров? (Три) Как узнали?

- Где сидят пассажиры: на вагоне или под вагоном? Как узнали?

Поезд может ехать.

Физкультминутка:

Загудел паровоз

И вагончики повёз.

Чох - чох, чу – чу,

Я далёко укачу!

Дети цепляются друг за друга, гудят и едут по группе.

Кубики 3-х цветов.

Маленькие игрушки (по три штуки на каждый кубик).

4 Игра «Ворота»

Формировать пространственные отношения: выше-ниже.

1) Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель предлагает построить ворота для машин. Сначала он вносит небольшую легковую и сам строит для неё ворота соответствующей высоты.

Затем приезжает грузовик. Он не проезжает в ворота. Как поступить? Детям предоставляется самостоятельно подобрать подходящие бруски для ворот.

- Сколько приехало машин? Сколько ворот построили? (Поровну)

- Ворота все одинаковые? Чем отличаются? (Низкие, высокие)

У каждого ребёнка по две игрушки разной высоты.

- Сравни игрушки по высоте и сравни, какая у тебя высокая и какая низкая.

Игрушки, разные по высоте.

Бруски для постройки ворот.

АПРЕЛЬ

Занятие

Тема

Задачи

Совместная деятельность.

Ход игры.

Оборудование

1

Игра «Расставь по порядку»

Формировать временные представления: раньше, позже.

Закрепить умение пересчитывать предметы.

Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.

Дети садятся на ковёр. Воспитатель помещает на фленелеграфе в беспорядке картинки:

- два младенца, запеленатые в одеяла с голубыми и розовыми бантами;

- два малыша – мальчик и девочка;

- школьник и школьница;

- юноша и девушка;

- мама и папа;

- бабушка и дедушка.

Дети должны разложить картинки так, чтобы было понятно, что было раньше, а что потом. Выбор картинок объясняется.

2

Игра «Поездка на автобусе»

Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах.

Закреплять счёт в пределах 4.

У каждого ребёнка билет. На нём нарисован круг, квадрат или треугольник.

Автобусы – стулья. На них «номера автобусов» - такие же картинки, как у детей, но большего размера.

Дети свободно ходят по группе. По сигналу воспитателя они должны быстро сесть в «свой» автобус. Контролёр – воспитатель проверяет билеты.

3

Игра «Волшебный мешочек»

Формировать на предметной основе представления о кубе, умение распознать куб в предметах окружающей обстановке.

Формировать пространственные отношения: слева, справа, посередине.

Дети сидят на ковре. Воспитатель показывает им мешочек, предлагает достать из него, не глядя, любой предмет и на ощупь определить, что это за предмет. В мешочке разноцветные круги, квадраты, шары и кубы.

После того, как дети определили вид своей фигуры, они открывают глаза и отвечают на вопросы:

- Какого цвета твоя фигура? (Полный ответ)

- В какой руке ты её держишь?

- Какая фигура напоминает шар? (Круг) что у них общего? (нет углов, могут катиться)

- Какая у тебя фигура? (Квадрат)

- А вот я, ребята, достала фигуру, похожую на квадрат, только он не плоский, а объёмный, как будто его надули.

После объяснения игра повторяется, только из мешочка убираются все круги и шары, и докладываются кубы и квадраты.

4

Игра «Калейдоскоп»

Закреплять раннее приобретённые знания о геометрических фигурах.

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу. У каждого в руках карточка, с изображением геометрической фигуры, определённого цвета. Карточки не повторяются.

Одно место свободно. Воспитатель говорит:

- Место справа (слева) от меня свободно. Хочу, чтобы его занял зелёный треугольник (красный круг и т. д.)

- Место справа (слева) от Миши свободно. Хочу, чтобы его занял зелёный квадрат.

И так далее, пока все дети не примут участие в игре.

Карточки на каждого ребёнка, с изображением геометрической фигуры, определённого цвета. (Карточки не повторяются)

МАЙ

Занятие

Тема

Задачи

Совместная деятельность.

Ход игры.

Оборудование

1

Игра «Репка»

Формировать пространственные отношения: впереди, сзади, между.

Дети сидят на ковре. Воспитатель читает сказку «Репка». По ходу действия выходят дети, изображающие деда, бабу, внучку, Жучку, кошку и мышку, встают друг за другом.

- Кто впереди, кто сзади?

- кто стоит за бабкой, кто впереди кошки? Кто между бабкой и жучкой? И т. д.

Театрализацию можно заменить использованием игрушек или картинок, либо использовать лото «Репка».

Либо маски героев сказки «Репка», либо лото «Репка», либо сюжетные картинки.

2

Игра «Федорка»

Формировать представления о парных предметах.

Воспитатель выставляет на столе несколько парных предметов (2 ложки, два кубика, 2 куклы и т. д) и один предмет без пары – «Федорка». Предметы в парах отличаются друг от друга (например, ложки – деревянная и металлическая, кубики – красный и зелёный, куклы – большая и маленькая и т. д.).

Дети по очереди подходят к столу, формируют пару и обосновывают свой выбор.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один предмет «Федорка».

Игру можно проводить в карточками, на которых изображены времена года, животные, дома, транспорт и пр.

Несколько парных предметов (2 ложки, два кубика, 2 куклы и т. д) и один предмет без пары – «Федорка».

Карточками, на которых изображены времена года, животные, дома, транспорт и пр.

3

Игра «Познакомимся с овалом»

Формировать на предметной основе представления о геометрической фигуре – овале. Умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке.

Закреплять представления о треугольнике, квадрате, круге.

Воспитатель рассказывает сказку:

- Сидели как – то наши друзья: квадрат, круг и треугольник в своём домике и пили чай. А блюдечки у них напоминают какую геометрическую фигуру? А какую напоминают кусочки сахара? Печенье?

- Вдруг песенку слышат. Выглянули в окно. По дорожке бежит круг да не круг (показывает овал).

Вышли друзья ему навстречу, начали знакомиться:

- Я – треугольник, у меня три угла.

- Я – квадрат, у меня четыре угла.

- Я – круг, у меня нет ни одного угла. Я могу катиться. А ты кто?

- Меня зовут Овал. На кого из вас я похож? (На круг, потому, что нет углов) А чем отличаюсь? (Немного вытянутый) Давайте вместе жить!

- Пошли друзья на огород, а Овал оказался такой проказник – взял и спрятался! Поможем друзьям его найти! (Показ изображений моркови, огурца, помидора, репки).

Изображения геометрических фигур: Квадрата, круга, треугольника и овала.

Изображения моркови, огурца, помидора, репки.

4

Игра «Сказка о прямоугольнике»

Формировать на предметной основе представления о геометрической фигуре – прямоугольнике. Умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке.

В царстве – государстве геометрических фигур жили два друга Квадрат и прямоугольник. Квадрат был очень важным и гордился тем, что его стороны были равны.

Однажды один человек заблудился в лесу. Встретив двух друзей, он попросил у них помощи:

- Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?

- Сначала он забрался на Квадрат, так как вид его был уж очень важный, но ничего не было видно. Тогда человек попросил квадрат повернутся на другой бок, но и это не помогло – все стороны у квадрата одинаковые.

- Может быть я смогу помочь Вам? – спросил прямоугольник.

- Как вы думаете, удастся ли прямоугольнику помочь человеку? Что для этого нужно сделать человеку? (Повернуться на другой бок)

- Встал прямоугольник во весь рост, человек забрался на него, оказался выше деревьев и увидел свой дом.

Друзья пошли провожать человека, но по пути им попалась речка (ширина реки немногим больше, чем стороны квадрата).

- Ребята, помогите человеку перебраться через речку при помощи Квадрата и Прямоугольника. Как вы думаете, сможет ли Квадрат быть мостом, даже если его развернуть?

В завершении сказки дети показывают прямоугольник, его длинные и короткие стороны.

Геометрические фигуры: квадрат и прямоугольник. Изображения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений (младшая группа ) по теме: «Многофункциональная игрушка «Познавательная матрешка»»

   Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения    свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величи...

Перспективный план работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей. Может быть использован для подготовки к НОД по ФЭМП. План составлен с учетом программы "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А...

Перспективный план работы по формированию элементарных математических представлений

Перспективный план работы  по формированию элементарных математических представлений...

Перспективный план работы с родителями во 2-й младшей группе на 2019-2020 год.

Перспективный план работы с родителямиво 2-й младшей группе  на 2019-2020 год.Цель: Целенаправленное и планомерное распространение педагогических знаний среди родителей.Оказание практической...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1-й МЛАДШЕЙ ГРУППЫ на 2019-2020 учебный год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ1-й МЛАДШЕЙ ГРУППЫ   на 2019-2020 учебный год...

Перспективный план игры по формированию элементарных математических представлений в средней группе

этот методический материал поможет в организации занятий,индивидуальной деятельности детей...