Отчёт по самообразованию за 2019 - 2020 гг. 1.Тема: Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада.
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)

Доронина Татьяна Васильевна

Отчёт по самообразованию за 2019 - 2020 гг.

1.Тема:  Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада.

                             Выполнила  Доронина Т.В.

                                                  воспитатель подготовительной группы

                                                МБДОУ «Филимоновский детский сад»

 

Математическое мышление вообще невозможно вне речи, оно всегда связано с языком, речь является материальной оболочкой мышления.

 Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, складывается из отдельных слов,  представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами и  словосочетаниями.

 Математический словарь состоит из математических терминов и слов, обслуживающих математику, для освоения которого эффективно использование палочек Кюизенера.

Использование палочек Кюизенера в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с учетом возрастных возможностей ребенка.

Вариативность использования палочек Кюизенера в работе с дошкольниками.

 Так, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером палочки, широко применяются на занятиях по ФЭМП для развития речи дошкольников, как часть занятия.

 

2. Цель. Развивать, активизировать словарный запас детей,

           используя в работе игровую технологию палочки Кюизенера.

Задачи:

обогащать словарь;

формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений;

отрабатывание  грамматики и лексики (употребление порядковых и количественных числительных);

автоматизацию звуков речи;

развивать слуховое восприятие и внимание;

развивать зрительное восприятие и память;

развивать мыслительные операции;

развивать мелкую моторику;

закреплять знание основных цветов и их оттенков.

 

Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания:

Пример: Обучающая задача. Способы образования числа.

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

3. ИГРА «ГУСЕНИЧКА»

 Гусеничка  Шу-Шу была очень прожорливой.

 Она любила,  есть молодую зелень, и жевала её каждую свободную минутку. Вскоре Шу-Шу почувствовала, что не умещается на веточке.

Ведь её туловище выросло на целое деление и стало гораздо длиннее…

Какой длины было туловище у гусенички?

 Какое «цветное число» прячется в её туловище?

Какой длины и цвета оно стало, когда Гум-Гум выросла?

Какое новое «цветное число» получилось?

Как получилось число 8? 

4. ИГРА «ВОССТАНОВИ ЛЕСЕНКУ»

 Пончиков Жора – большой обжора. Он очень любит сладкое, и хочет достать конфеты на самой высокой ступеньке лестницы.

Жора выбрал самый короткий путь из 3-х ступенек.

Быстроногов Кирилл всех «перехитрил». Он решил, что быстрые ноги приведут именно его к победе. Как ты думаешь, кому же достанутся конфеты? Какие трудности ожидают мальчиков? Почему? Помоги мальчикам благополучно добраться до чёрной ступеньки и по-дружески разделить конфеты.

5. ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

На станцию прибывает пассажирский поезд. Нумерация вагонов с «хвоста» поезда. Постройте железнодорожный состав из цветных палочек Кюизенера и проверьте, все ли вагоны на своём месте. Где стоит первый вагон? Какого он цвета? Какой номер у розового вагона? Где он стоит? Почему? Сколько всего вагонов? Назови номер других цветных вагонов. Какой номер у последнего вагона? Почему?

У кого самый длинный состав?

 ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Постройте железнодорожный состав, у которого нумерация вагонов с «головы» поезда.

Назовите по порядку номер вагонов и их цвет.

Измените направление движения поезда. Как изменится нумерация вагонов?

Обучающая задача. Отношения между числами

(больше - меньше;  больше - меньше  на…).

6. ИГРА «О ЧЁМ ГОВОРЯТ ПАЛОЧКИ?»

Цветные палочки Кюизенера умеют разговаривать.

 Послушайте разговор «цветных чисел».

Что скажет розовая палочка голубой?

 Придумайте короткие и длинные  «разговоры» палочек.  

 «Я ниже тебя»  «Я меньше тебя»,

«Я меньше тебя на 1», «Я стою перед тобой»,

«Я стою между тобой и белой палочкой», «Я твоя соседка слева»,

«Чтобы стать такой, как ты, мне надо вырасти на одно белое число»,

«Я младше тебя»,  «Я твоя младшая сестра»,

«Я розового цвета, а ты – нет»,  «Я – число 2, а ты – нет»,

«Я состою из двух белых чисел, а ты – из 3-х», 

«Я стою на втором месте, а ты – на 3-ем» и т.д.

 ИГРА «НАЗОВИ МОИХ СОСЕДЕЙ»

Все «цветные числа» живут в домиках.      У каждого числа свой цветной домик, который стоит по улице Цветных Чисел. Числа могут ходить друг к другу в гости, так как живут по-соседству. «Назовите моих соседей», - просит Розовое Число. «И моих!» - кричит Красное. «А кто мои соседи?» - спрашивает Синее Число. По сколько соседей у этих «цветных чисел»? А у каких чисел только по одному соседу? Почему?

Обучающая задача. Число как результат измерения.

7. ИГРА «ЗООПАРК»

Дети выстраивают вольеры для животных, используя цветные палочки-числа.

Высота вольера должна соответствовать росту того или иного питомца.

       Какой высоты и цвета получилась клетка для льва? А для обезьянки? Почему клетки получились не только разной высоты, но и цвета?

 Какое «цветное число» прячется в клетке    у льва и у обезьянки?

 Построй вольеры для льва МАРСА    и обезьянки ЧИЧИ

8. ИГРА «ЦВЕТНЫЕ КОВРИКИ»

Пёс Пиф и котёнок Пуф живут вместе в одном доме и спят на полу.

Сплети для Пифа и Пуфа цветные коврики.

Какие цветные палочки ты возьмёшь?

Из каких цветных полосок получился коврик Пифа, а из каких – Пуфа?

Какие «цветные числа» прячутся в коврике собачки и котёнка?                          

 

Палочки Кюйзенера при знакомстве с цифрой и буквой.

Знакомя детей с цифрой, прежде чем научить ее записывать, я прошу детей выложить ее зрительный образ на столе из различного материала, очень удобно выкладывать цифры и буквы палочками Кюйзенера.

9. Для развития воображения проводится задание.

«На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.
Эту цифру знать изволь: как баранка – цифра 0.
Единица, будто спица. Вот какая единица.
Шея, хвост и голова, словно лебедь – цифра 2.
 

В дальнейшем, для развития зрительного внимания и закрепления образа цифры или буквы можно организовывать игры:

«Какого элемента не хватает»,

 «Отремонтируй букву» и т.д.

10. Слоговой анализ слова «Раздели словечко»

Таким образом, развитие речи в игровой форме с палочками Кюизенера в НОД по ФЭМП, даёт большой результат:

 - развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;

 - наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в процессе, который активизирует мыслительную деятельность,

- обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное,

 - конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и   явления, систематизировать накопленные знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию за 2019 - 2020 гг.

1.Тема:  Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада.

                             Выполнила  Доронина Т.В.

                                                  воспитатель подготовительной группы

                                                МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Математическое мышление вообще невозможно вне речи, оно всегда связано с языком, речь является материальной оболочкой мышления.

 Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, складывается из отдельных слов,  представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами и  словосочетаниями.

 Математический словарь состоит из математических терминов и слов, обслуживающих математику, для освоения которого эффективно использование палочек Кюизенера.

Использование палочек Кюизенера в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с учетом возрастных возможностей ребенка.

Вариативность использования палочек Кюизенера в работе с дошкольниками.

 Так, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером палочки, широко применяются на занятиях по ФЭМП для развития речи дошкольников, как часть занятия.

2. Цель. Развивать, активизировать словарный запас детей,

           используя в работе игровую технологию палочки Кюизенера.

Задачи:

обогащать словарь;

формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений;

отрабатывание  грамматики и лексики (употребление порядковых и количественных числительных);

автоматизацию звуков речи;

развивать слуховое восприятие и внимание;

развивать зрительное восприятие и память;

развивать мыслительные операции;

развивать мелкую моторику;

закреплять знание основных цветов и их оттенков.

Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания:

Пример: Обучающая задача. Способы образования числа.

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

3. ИГРА «ГУСЕНИЧКА»

 Гусеничка  Шу-Шу была очень прожорливой.

 Она любила,  есть молодую зелень, и жевала её каждую свободную минутку. Вскоре Шу-Шу почувствовала, что не умещается на веточке.

Ведь её туловище выросло на целое деление и стало гораздо длиннее…

Какой длины было туловище у гусенички?

 Какое «цветное число» прячется в её туловище?

Какой длины и цвета оно стало, когда Гум-Гум выросла?

Какое новое «цветное число» получилось?

Как получилось число 8?  

4. ИГРА «ВОССТАНОВИ ЛЕСЕНКУ»

 Пончиков Жора – большой обжора. Он очень любит сладкое, и хочет достать конфеты на самой высокой ступеньке лестницы.

Жора выбрал самый короткий путь из 3-х ступенек.

Быстроногов Кирилл всех «перехитрил». Он решил, что быстрые ноги приведут именно его к победе. Как ты думаешь, кому же достанутся конфеты? Какие трудности ожидают мальчиков? Почему? Помоги мальчикам благополучно добраться до чёрной ступеньки и по-дружески разделить конфеты.

5. ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

На станцию прибывает пассажирский поезд. Нумерация вагонов с «хвоста» поезда. Постройте железнодорожный состав из цветных палочек Кюизенера и проверьте, все ли вагоны на своём месте. Где стоит первый вагон? Какого он цвета? Какой номер у розового вагона? Где он стоит? Почему? Сколько всего вагонов? Назови номер других цветных вагонов. Какой номер у последнего вагона? Почему?

У кого самый длинный состав?

 ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Постройте железнодорожный состав, у которого нумерация вагонов с «головы» поезда.

Назовите по порядку номер вагонов и их цвет.

Измените направление движения поезда. Как изменится нумерация вагонов?

Обучающая задача. Отношения между числами

(больше - меньше;  больше - меньше  на…).

6. ИГРА «О ЧЁМ ГОВОРЯТ ПАЛОЧКИ?»

Цветные палочки Кюизенера умеют разговаривать.

 Послушайте разговор «цветных чисел».

Что скажет розовая палочка голубой?

 Придумайте короткие и длинные  «разговоры» палочек.  

 «Я ниже тебя»  «Я меньше тебя»,

«Я меньше тебя на 1», «Я стою перед тобой»,

«Я стою между тобой и белой палочкой», «Я твоя соседка слева»,

«Чтобы стать такой, как ты, мне надо вырасти на одно белое число»,

«Я младше тебя»,  «Я твоя младшая сестра»,

«Я розового цвета, а ты – нет»,  «Я – число 2, а ты – нет»,

«Я состою из двух белых чисел, а ты – из 3-х»,  

«Я стою на втором месте, а ты – на 3-ем» и т.д.

 ИГРА «НАЗОВИ МОИХ СОСЕДЕЙ»

Все «цветные числа» живут в домиках.      У каждого числа свой цветной домик, который стоит по улице Цветных Чисел. Числа могут ходить друг к другу в гости, так как живут по-соседству. «Назовите моих соседей», - просит Розовое Число. «И моих!» - кричит Красное. «А кто мои соседи?» - спрашивает Синее Число. По сколько соседей у этих «цветных чисел»? А у каких чисел только по одному соседу? Почему?

Обучающая задача. Число как результат измерения.

7. ИГРА «ЗООПАРК»

Дети выстраивают вольеры для животных, используя цветные палочки-числа.

Высота вольера должна соответствовать росту того или иного питомца.

       Какой высоты и цвета получилась клетка для льва? А для обезьянки? Почему клетки получились не только разной высоты, но и цвета?

 Какое «цветное число» прячется в клетке    у льва и у обезьянки?

 Построй вольеры для льва МАРСА    и обезьянки ЧИЧИ

8. ИГРА «ЦВЕТНЫЕ КОВРИКИ»

Пёс Пиф и котёнок Пуф живут вместе в одном доме и спят на полу.

Сплети для Пифа и Пуфа цветные коврики.

Какие цветные палочки ты возьмёшь?

Из каких цветных полосок получился коврик Пифа, а из каких – Пуфа?

Какие «цветные числа» прячутся в коврике собачки и котёнка?                          

Палочки Кюйзенера при знакомстве с цифрой и буквой.

Знакомя детей с цифрой, прежде чем научить ее записывать, я прошу детей выложить ее зрительный образ на столе из различного материала, очень удобно выкладывать цифры и буквы палочками Кюйзенера.

9. Для развития воображения проводится задание.

«На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.
Эту цифру знать изволь: как баранка – цифра 0.
Единица, будто спица. Вот какая единица.
Шея, хвост и голова, словно лебедь – цифра 2.

В дальнейшем, для развития зрительного внимания и закрепления образа цифры или буквы можно организовывать игры:

«Какого элемента не хватает»,

 «Отремонтируй букву» и т.д.

10. Слоговой анализ слова «Раздели словечко»

Таким образом, развитие речи в игровой форме с палочками Кюизенера в НОД по ФЭМП, даёт большой результат:

 - развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;

 - наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в процессе, который активизирует мыслительную деятельность,

- обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное,

 - конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и   явления, систематизировать накопленные знания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада. Выполнила Доронина Т.В. воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Филимоновский детский сад» 2020 г.

Слайд 2

Цель: Развивать, активизировать словарный запас детей, используя в работе игровую технологию палочки Кюизенера. Задачи: обогащать словарь; формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений; отрабатывание грамматики и лексики (употребление порядковых и количественных числительных); автоматизацию звуков речи; развивать слуховое восприятие и внимание; развивать зрительное восприятие и память; развивать мыслительные операции; развивать мелкую моторику; закреплять знание основных цветов и их оттенков.

Слайд 3

ИГРА «ГУСЕНИЧКА» + 7 8

Слайд 4

ИГРА «ВОССТАНОВИ ЛЕСЕНКУ»

Слайд 5

ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН» -Постройте железнодорожный состав, у которого нумерация вагонов с «головы» поезда. -Назовите по порядку номер вагонов и их цвет. -Измените направление движения поезда. -Как изменится нумерация вагонов?

Слайд 6

ИГРА «О ЧЁМ ГОВОРЯТ ПАЛОЧКИ?» Цветные палочки Кюизенера умеют разговаривать. Послушайте разговор «цветных чисел». Что скажет розовая палочка голубой? Придумайте короткие и длинные «разговоры» палочек.

Слайд 7

ИГРА «ЗООПАРК» 5 4

Слайд 8

ИГРА «ЦВЕТНЫЕ КОВРИКИ»

Слайд 9

«На что похожа цифра?» Эту цифру знать изволь: как баранка – цифра 0. Единица, будто спица. Вот какая единица. Шея, хвост и голова, словно лебедь – цифра 2.

Слайд 10

слоговой анализ слова «Раздели словечко»