«Путешествие в страну «Математику»»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Грязнова Ирина Сергеевна

Формирование у воспитанников элементарных математических представлений через использование цветных счетных палочек Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mtematika.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в страну «Математику»»

Образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)

Форма: игра – путешествие

Цель: Формирование у воспитанников элементарных математических представлений через использование цветных счетных палочек Кюизенера

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10;
  2. Закреплять умение называть последующее или предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
  3. Закрепить состав числа в пределах 10, умение раскладывать число на два меньших;
  4. Совершенствовать умение на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение, при решении пользоваться математическими знаками;
  5. Закрепить у детей первоначальные измерительные умения;
  6. Упражнять в конструктивных умениях;
  7. Воспитывать доброе отношение друг к другу, умение прийти на помощь.

Материалы: набор цветных счетных палочек Кюизенера на пару детей, набор цифр и математических знаков на каждого ребенка, сундук (с цветными счетными палочками и с леденцами изготовленными родителями совместно с  детьми из сахара,  самостоятельно дома,  в форме цифр), телевизор, видеофильм для детей, ширма, физкультминутка на электронном носителе, песочные часы на 2 минуты.

Предварительная работа: системная работа детей с наборами цветных счетных палочек, разучивание с детьми физкультминутки. Образовательно-разъяснительная работа с родителями (законными представителями) воспитанников по использованию в домашних условиях (семье) обучающего пособия «Цветные счетные палочки Кюизенера (консультации, встречи-беседы).

Методы и приёмы:

  • Наглядные: использование набора цифр, дидактического набора цветных счетных палочек Кюизенера, видеофильм.
  • Словесные: беседа вводная и обобщающая, вопросы, указания, объяснение, педагогическая оценка и самооценка детей.
  • Практические: выполнение заданий.
  • Игровые: дидактические игры, решение проблемной ситуации.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, конструктивная, двигательная.

Формы деятельности: совместная образовательная деятельность педагога с детьми, совместная деятельность со сверстниками, самостоятельная деятельность.

Планируемые результаты:  Дети активно используют  наборы цветных счетных палочек в совместных играх. Дети обладают развитым воображением, способны к волевым усилиям, могут следовать установленным правилам в разных видах деятельности. У детей развито представление о числе на основе счета и измерения.  Дети открыты новому, т.е.  проявляют стремление к получению знаний.

Ход деятельности

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Введение в ООД

Воспитатель, используя колокольчика, привлекает внимание детей к сундучку, который появился в группе. В сундучке находятся цветные счетные палочки Кюизенера.

Вос-ль: Ребята, посмотрите, вместе с палочками в сундучке находится, послание от короля страны «Математики», предлагает детям прочесть его.  

Дети заняты в самостоятельной игровой деятельности.

Дети убирают игрушки, садятся вокруг воспитателя

Мотивационно - побудительный

(Содержание письма: Уважаемые ребята здравствуйте.  В моем королевстве произошла беда, все его жители забыли, как можно играть с цветными палочками, которые находятся перед вами в сундучке. Помогите жителям моего королевства вспомнить эти игры. Заранее, спасибо Вам, Король страны Математики!)  

Дети отвечают на вопрос взрослого, предлагают варианты ответов

Организационно - поисковый

Вос-ль: Ну, что ребята поможем жителям страны Математики, вспомнить игры? Какие игры с цветными счетными палочками вы помните? (Воспитатель выбирает игры опираясь  на основной принцип дидактики, от простого к сложному. Незаметно для детей осуществляя выстраивание хода занятия).

Дидактическая игра «По порядку стройся», дети получают задания поделиться на две группы поровну по любому выбранному самими детьми признаку (половому, отношению друг к другу, с помощью счета). Затем одна подгруппа детей получает комплект цифр от 1 до 10, другая набор палочек Кюизенера, и на время (используются песочные часы) строятся по порядку на противоположных сторонах ковра.

Вос-ль: Ребята, какую игру мы с вами вспомнили, как она называется? Молодцы давай те вспоминать следующие игры.

Дидактическая игра «Числовая лесенка»,

дети получают задание построить числовую лесенку от любого числа (число выбирают сами). Например: нашли палочку, обозначающую число «5», положили перед собой. А затем строят числовую лесенку вверх или вниз (по выбору детей) называя числа. Затем задание усложняется (по ходу занятия на усмотрение педагога) название смежных чисел.

Вос-ль: Между какими двумя ступеньками находится четвертая ступенька?». В случае затруднения предложить задание на сравнение двух чисел, пример: 3 и 4, определить, какое из чисел меньше, какое больше, проверить ответ с помощью палочки «1» (белого цвета).

Дидактическая игра «Состав числа», найдите палочку «3», какого она цвета (голубого), и положите ее на стол. Сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех «единиц» (белых палочек-кубиков). Затем предложить детям определить состав числа три с помощью других палочек (палочек другого цвета)?

Дидактическая игра «Скажите какую?», первый раз дает задание воспитатель, затем по аналогии задания придумывают несколько (2-3) ребенка.

Вос-ль: я спрятала палочку длиннее красной. Найдите ее? Назовите цифру соответствующую желтой палочке, фиолетовой, и т.д.

Дидактическая игра «Веселые задачки». Вос-ль: Слушайте условие задачи:

Два щенка-озорника

Бегают, резвятся.

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

сколько собралось друзей?

Предложить детям решить задачу, поставить перед воспитанниками проблему можно ли решить её двумя способами? (с помощью цветных палочек и с помощью математических знаков и цифр)

Палочками: розовая палочка и к ней приставляется синяя палочка, а под ними палочка желтого цвета.

Физкультминутка (организуется детьми и педагогом).

Дети перечисляют знакомые игры с палочками Кюизенера.

Дети проходят за ширму, где заранее на столе приготовлены два разноса с цифрами и палочками Кюизнера, берут их и играют, строясь в определенном порядке.

Проводится самоконтроль детьми, после выполнения задания.

Дети садятся за столы,

выбираю число самостоятельно, договариваясь друг с другом, и строят числовую лесенку, затем несколько детей комментируют выполненные действия, остальные проверяют у себя выполнение задания.

Работа детей за столами, дети выдвигают версии и

выкладывают цветные палочки,

осуществляя проверку друг у друга, затем коллективную проверку с проговариванием

и самостоятельно находят состав этого же числа с помощью других палочек (одной розовой «2» и одной белой «1»).

По окончании работы-игры проводится самоконтроль.

Дети, самостоятельно помогая друг другу, находят правильное решение, затем по желанию два ребенка по очереди задают аналогичные задания другим детям. Ответы комментируются коллективно, с уточняющими вопросами, и ответами на вопросы детей друг другу.

Дети прослушав условие задачи, предлагают варианты решения ( с помощью цветных счетных палочек или цифр и математических знаков).

Дети, используя палочки, объясняют, что получилось «5», потому что длина двух палочек «розовой» и «голубой» равна длине одной палочки «желтой».

Затем они выкладывают (записывают) эту задачу с помощью цифр и математических знаков =, +.

Дети, переходят на ковер и выполняют самостоятельно физкультминутку с использованием видеофильма.

Переход к самостоятельной деятельности

Дидактическая игра «Составление ковриков».

Вос-ль: напомните ребята, как нужно играть в эту игру. Построить «ковер» используя цветные счетные палочки Кюизенера так, чтобы все полосы в нем были разного цвета или составить цветные узоры по выбору детей побудить их обсуждению и систематизации своих работ.

Дети подходят к столам, на которых находятся наборы цветных палочек (на пару детей) и работают самостоятельно, объясняя свой выбор педагогу на ухо, (вспоминая цвет  палочек и соответствие их числовому обозначении).

Затем самостоятельное обсуждение детьми выполненного задания.

Рефлексивно - корригирующий

Вос-ль:

  • Ребята как вы думаете, помогли ли мы королю страны Математики?  О чем он просил нас?
  • Вспомнят ли теперь жители этой страны игры, в которые можно играть с цветными палочками?
  • Назовите, пожалуйста, эти игры? И объясните их назначение (какие действия выполнялись вами).

Затем к детям со словами благодарности обращается король страны Математики, и просит ребят еще раз заглянуть в сундучок (в нем находятся леденцы изготовленные детьми и их родителями  в форме цифр). Подключить помощника воспитателя, который незаметно для детей положит в сундук леденцы-цифры.

Ответы детей на вопросы воспитателя, просмотр видео обращения от короля страны Математики, получение сладких сюрпризов.

Дети делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Итоговое занятие по математике Тема: «Путешествие в страну математика»

Программное содержание:Выявить знания у детей:знания о составе числа 6 из двух наименьших;знаки >,  <,  = и правильно их записывать;составлять и решать арифметические задачи на основе ...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать  простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...

Конспект НОД по математике в средней группе "Путешествие в страну математика"

Занятие -путешествие с использованием дидактических игр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Интеграция физкультуры с математикой» «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание. Цель: закрепление и систематизация накопленного опыта, уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; соблюдение норм длительности учебных за...

Занятие по математике на тему: "Путешествие в страну Математики. В гостях у Буратино"

Занятие было проведено как мастер - класс в рамках районного месячника педагогического мастерства. Это одно из - занятий. которые я провожу на кружке по математике. Цель кружка: увлечь детей математик...