Формирование сенсорных эталонов
консультация по математике (младшая группа)

Шведова Айгуль Сергеевна

Консультация для родителей и педагогов как развить сенсорное восприятие у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сенсорное развитие20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование сенсорных эталонов

(младший дошкольный возраст)

Сенсорика — это развитие представлений об окружающем мире на основе органов чувств.

Развитие происходит, когда мы узнаем величины, форму, запах, цвет предмета.

Сенсорное воспитание имеет огромное значение, оно является основой умственного развития, развивает внимание, наблюдательность, влияет на все виды памяти, подготавливает к учебной деятельности.

Сенсорное восприятие начинается уже с рождения. Через органы чувств, ребёнок получает информацию, а взрослый помогает эту информацию систематизировать, превращая полученный опыт в упорядоченную систему знаний.

Наилучший способ развивать сенсорные способности у детей раннего возраста через игру.

Помните, что любые, даже развивающие игры надо предлагать, а не навязывать. Ваша задача состоит в том, чтобы создать условия, которые способствуют сенсорному развитию. Будьте рядом: рассказывайте, помогайте, учите.

Так же можно использовать дидактические игры, но при этом необходимо дать ребенку возможность:
— несколько раз изучать предметы вокруг него и их свойства, а также практиковаться для узнавания и различия этих предметов;
— Заострить свое внимание на названиях и характерных свойствах предметов (размер, цвет, форма). Развивать умение определять по словесному описанию, а не только по внешнему виду;
— для группировки предметов по общим признакам и свойствам осуществлять первичные обобщения.

Можно специально организовывать дидактические игры для ознакомления и закрепления материала с установленными сенсорными эталонами (геометрические фигуры и цвета).

 При этом необходимо сохранять детскую заинтересованность в игре и их самостоятельность. Игра помогает удовлетворить любознательность ребенка, понять связи между предметами и явлениями и познать окружающий мир.

 Настоящей игровой формой обучения дидактическая игра становится лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачи ставятся через игру, тесно связываются с игровым, интересным началом – с игровыми задачами и игровым действием.

Если нарушить этот принцип, исчезнет игровой характер взаимоотношений между взрослым и ребёнком в итоге игра переходит в дидактическое упражнение.

Проблема также заключается в том, что недостаточно используется потенциал дидактической игры, как одного из средств формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста и родители недостаточно владеют методикой проведения данных игр.

 Сенсорные упражнения учат малыша различать и классифицировать предметы на основе самых разнообразных признаков. Ребенок выделяет группы сходных предметов (большие и маленькие, холодные и теплые, тяжелые и легкие), учится давать им названия. Таким образом, сенсорное развитие тесно связано с развитием речи, расширением словарного запаса. Как знакомить ребенка с признаками предметов? Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока», выработанного Марией Монтессори. Допустим, мы хотим познакомить ребенка с цветом. Сначала происходит презентация нового свойства: малышу демонстрируется листочек зеленого цвета, вы называете цвет. Затем взрослый предлагает различные задания на закрепление изучаемого понятия: «Найди предметы зеленого цвета», «Положи зеленый шар в ящик», «Поставь зеленую кастрюлю на стол». Наконец, третья ступень предполагает самостоятельное называние ребенком освоенного понятия: «Как называется этот цвет/форма?» Для постоянного сенсорного развития необходимо регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, т. е. подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученный материал можно и в игровой форме.

Самая обычная кухня самой обычной семьи — кладезь дидактических материалов для полезных и очень увлекательных сенсорных игр.

Вам пригодятся: крупы, бобовые, макароны.

Как можно играть:

  1. На пластилиновую основу прикреплять в качестве мозаики, составляя узоры.
  2. Пересыпать крупу из одной баночки в другую руками или маленькой ложечкой, можно пересыпать с помощью воронки.
  3. Сделать собственный арсенал звучащих инструментов: в несколько закручивающихся ёмкостей неплотно насыпать разные материалы. У каждой такой ёмкости будет своё звучание.
  4. Насыпать на поднос манку и позволить ребёнку от души порисовать в этой ёмкости ручками.
  5. Смешать несколько разных материалов (два вида макаронных изделий или фасоль двух цветов и т.п.) и попросить малыша разложить их по разным баночкам.
  6. Важно понимать, что существуют различные пластические материалы и очень желательно не ограничивать сенсорный опыт ребёнка работой с одним лишь традиционным пластилином. Можно попробовать другие пластичные материалы (тесто, глину, кинетический песок).

Детям очень полезно лепить можно и нужно, но использовать для этого следует мягкие, податливые материалы.

Различные музыкальные игры отлично развивают: слух, чувство ритма, координацию движений, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

Это могут быть как подвижные музыкальные игры, так и игры спокойные, требующие концентрации на слуховом восприятии информации.

Огромное разнообразие сенсорных игр можно увидеть в магазинах, но если есть свободное время, если хочется дать волю своим талантам можно сделать своими руками, из подручных материалов можно смастерить замечательные домашние сенсорные игрушки: шнуровки, тактильные дощечки или мешочки, сенсорные коробки, развивающие коврики, бизиборды.

Помните, ребенок познает мир на ощупь. Пусть он щупает всё, что не представляет прямой угрозы его здоровью и жизни. Навести чистоту проще, чем восполнять недостаток сенсорных навыков в старшем возрасте.

Обязательно объясняйте ощущения, которые испытывает малыш. Во время семейной трапезы привлекайте внимание крохи к ароматам и вкусам блюд. Чаще вслушивайтесь в окружающие вас звуки. Оперируйте в беседе с малышом различными тактильными понятиями (мягкий — твёрдый; холодный — горячий; гладкий — пушистый и т.д.) Наполните детское пространство красивыми вещами. Эстетический вкус и личные предпочтения формируются уже в раннем детстве на основе того опыта, который малыш получает стараниями родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ По Формированию Сенсорных Эталонов (величина) Средняя группа.

ЦЕЛЬ:1.    Продолжать развивать зрительное восприятия величины.·       Умение локализовать заданную величину из множества.·...

Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов (геометричесие фигуры) старшая группа.

Программное  содержание:·       Упражнять в различении и назывании форм геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических тел (шар, к...

Формирование сенсорных эталонов "Помощники Алекса"

Конспект коррекционного занятия с использованием электронных образовательных ресурсов (CD-диск «Алик. Скоро в школу».)...

Совместная деятельность с родителями "Формирование сенсорных эталонов у детей при проведении подвижных игр"

Мастер-класс с подвижными играми и различными видами гимнастик.Образовательная область: "Сенсорное воспитание”  Интеграция областей: "Здоровье", "Познание", "Социализация", "Коммуникац...

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....

Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...

Формирование сенсорных эталонов формы и величины как основа формирования элементарных математических представлений детей 3-го года жизни

Данные материалы пригодились мне для выступления на методическом объединении педагогов раннего  дошкольного возраста...