Непосредственная образовательная деятельность по математике в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Новокрещенова Ирина Григорьевна

Закрепление математических знаний, уиений и навыков посредством игры-путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_matematika.docx28.91 КБ
Microsoft Office document icon matematika_podg._gr.doc62.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_matematika.ppt2.63 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

1.2

Вид деятельности детей

Игровой: дидактические игры, путешествие в математический лес, помощь лесным жителям.

Наглядный: использование цифр, картинок, геометрических фигур, презентации.

Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей. 

Практический: выполнение действий с геометрическими фигурами, аппликация.

Двигательная деятельность: физкультминутка.

Поощрение, анализ занятия.

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в математический лес»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

 Беседа, вопрос-ответ, решение проблемных ситуаций, физкультминутка, дидактическая игра,  индивидуальная работа, поощрение.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4.

Возрастная группа:

 6  лет

5.

Цель:

Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.

6.

Задачи:

6.1

Тренировать умение считать в пределах 10, составлять числовой ряд.

Закреплять умение правильно применять знаки >, <, =. 

Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, составлять решение из цифр.

Закреплять знания о геометрических фигурах, навык деления целого на части.

6.2

Развивать у детей умение делать выводы. Способствовать развитию любознательности.

6.3

Воспитывать умение понимать поставленную  задачу и самостоятельно выполнять её; воспитывать умение работать в коллективе.  Воспитывать интерес к математике.

7.

Планируемые результаты:

7.1

Дети умеют считать в пределах 10, составлять числовой ряд; правильно применять знаки >, <, =. 

Умеют составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, составлять решение из цифр.

Имеют представление о геометрических фигурах, развит навык деления целого на части.

7.2

 У детей развиты любознательность, творческие способности, познавательная активности, коммуникативные навыки.

7.3

Дети понимают поставленную  задачу и самостоятельно выполняют её,  умеют работать в коллективе.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие в математический лес»

Раздаточный:  карточки с цифрами, карточки с заданиями, карандаши, геометрические фигуры, ножницы, корзинки, грибы.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Закрепление  счёта до 10 и обратно; разучивание дней недели. 

Дидактические игры «Третий лишний», «Разложи по группам», «Продолжи узор», «Собери цифры», чтение сказки «Два жадных медвежонка», индивидуальные задания.

 

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Введение в игровую ситуацию – мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

1 мин.

1.2

Мотивация деятельности детей

Предложить поиграть в игру «Назови лишнее слово» и узнать, кто будет героями  на нашем занятии.

Задать положительный эмоциональный настрой

2 мин.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Предложить отправиться в математический лес и выполнить задания, которые приготовили лесные жители. Вовлечь детей в совместную деятельность. 

1 мин.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Разминка математическая:

 -какой сейчас месяц… 

 -день недели…

- какой день недели тогда был вчера?

-сколько всего дней в неделе?

1 мин.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В первом задании нужно расставить числовой ряд до 10, посчитать да 10 и обратно, назвать соседей чисел, назвать предыдущее и последующее числа.

Во втором задании предложить ответить для чего нужны знаки равенства и предложить работу в карточках, сравнить числа. После чего поменяться карточками и проверить друг друга. Поощрять детей за внимательность и правильные ответы.

Физкультминутка
Дети выполняют движения согласно тексту.

В третьем задании проводим графический диктант и узнаем какое любимое лакомство у белки.

Игра «Сложи грибы в корзину»

Предложить взять по корзинке, на которой стоит свой номер и собрать в неё грибы. В корзину можно положить только те грибы на шляпке которых, ответ примера соответствует номеру корзины.

В следующем задании научить ежика решать задачи.

Предложить ответить на вопросы:

- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение , ответ)

- Что известно в задаче? (условие)

- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)

- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)

Затем составить и решить арифметическую задачу на наглядной основе. Обозначить решение цифрами и знаками. 

 

20 мин.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В следующем задании предложить  помочь лисе и медвежатам разделить сыр на две части, на четыре. Назвать каждую часть и сделать вывод: ½ больше чем ¼  и части меньше чем целое.

3 мин.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Привлечь детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) Беседа по вопросам.

Ребята, где мы с Вами были?

- С какими лесными жителями вы повстречались?

- Что из заданий вам понравилось?

У какого зверя было самое трудное задание?

- У какого зверя было самое интересное задание?

Итог занятия – восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.

1 мин.

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Решение задач на сложение и вычитание.

В детском саду

4.2

Игра «Геометрическая мозаика» 

В детском саду

4.3

В детском саду

Используемая литература:

1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.- 336 с.

2. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. Под редакцией И. А. Помораева, В. А. Позина.

3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 1990.

4. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду. / А. Сорокина. / - М. : Просвещение, 2000.

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике «Путешествие в математический лес»

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у нас сегодня необычный день, к нам сегодня пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы.

Ребята, скажите пожалуйста, какой сейчас месяц… 

А день недели…

А какой день недели тогда был вчера?

А какой будет после четверга?

А какие еще дни недели бывают?

Сколько всего дней в неделе?

Хорошо, молодцы.

- Ребята, мы с вами продолжаем путешествовать по стране Знаний.

Кто сегодня будет героями этой страны, вы узнаете, поиграв в игру «Назови лишнее слово».

- Будьте внимательны! Кто быстрее из вас даст правильный ответ?

Игра «Назови лишнее слово»

Бабочка, комар, заяц, пчела

собака, корова, лиса, баран

воробей, белка, ворона, синица

окунь, еж, щука, карась

волк, подосиновик, мухомор, лисички

- Вы догадались, кто наши герои? (дикие животные)

Где они живут?

В лесу.

Только наши герои живут в необычном лесу, в математическом.

Жители леса приготовили нам очень трудные задания, и думают, что мы с ними не справимся. А Вы, как думаете?

Я уверенна, что ваших знаний хватит,  чтобы справится с ними. А Вы знаете правила поведения в стране Знаний: не перебивать друг друга и отвечать полным ответом.

Закройте глаза и посчитайте до трёх.

Воспитатель:  Мы с вами очутились в лесу на лесной опушке, где  играют зайчата.

Посчитайте, сколько зайчат играют на поляне.(8)

К зайчатам прилетела сова. Какой по счету будет сова? (девятой)

К зайчатам и сове играть пришел медвежонок.

- Каким по счету будет медвежонок, если мы посчитаем его вместе с зайчатами и совой (десятым)

Воспитатель: Ребята, зайчата приготовили для вас задание. Перед  Вами карточки с цифрами, расставьте их, по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд  от 1 до 10).

…., посчитай числа по порядку, начиная с наименьшего числа так, как ты их расставил.

….., посчитай в обратном порядке, начиная с наибольшего числа.

….., какие числа стоят после 5; до 8; после 7; до 4

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 8.

какое число вы поставили между числами 3 и 5

какое число вы поставили между числами 5 и 7

какое число вы поставили между числами 8 и 10

 Какое число следует за числом 6 (3, 2, 7,1?

- Какое число стоит перед числом 5 (2,6,8?

Молодцы, вы отлично справились с  заданием.

Воспитатель: Ну, что идем дальше?  А здесь, кто это поджидает нас на лесной тропинке?

Дети: Волк.

Он приготовил для нас какие-то знаки, назовите их. Зачем они нужны? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.

А теперь поменяйтесь местами и проверьте друг друга.

Молодцы, и с этим заданием Вы справились.

А теперь отправляемся дальше, к следующему заданию здесь нас встречает белка.

Воспитатель: Ребята белочка заготавливает на зиму припасы и просит нас ей помочь. А чтобы узнать какое самое любимое лакомство у белочки нам с Вами нужно поработать.

Графический диктант:

5 клеточек вверх, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо,1 вверх, 1 вправо,

1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо,1 вниз, 1 вправо,1 вниз, 1 вправо, 1вниз, 1 вправо,

1 вниз, 3 влево,5 вниз.

А теперь давайте расскажем жителям математического леса как мы проводим неделю.


Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)

 Игра  «Сложи грибы в свою корзину»

Воспитатель. Мы с вами оказались на грибной поляне. 

Задание. Возьмите по корзинке, на каждой стоит свой номер и соберите в неё грибы. В корзину можно положить только на шляпке которых, ответ примера соответствует номеру корзины.

2+3       3+3       4+3

1+4       2+4       5+2

6-1       7-1         8-1

Воспитатель. Молодцы! Набрали полные корзины грибов. Давайте проверим.

 Дети объясняют, почему они положили именно эти грибы.

Воспитатель: Отправляемся дальше. Здесь нас ждет еж.

Еж очень хочет научиться решать задачи. Давайте мы ему расскажем всё, что знаем о задаче? 

- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

- Что известно в задаче? (условие)

- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)

- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)

Составление и решение арифметической задачи на наглядной основе 

Воспитатель:

- Посмотрите, сколько зайцев сидят под деревом? (4).

- Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель ставит еще 3).

- Давайте составим про них задачу.

Воспитатель:

- О ком задача? Что говорится о зайцах? (Они сидели под елкой).

- Сколько их было сначала? (4).

- Сколько прибежало потом? (3).

- Зайцев меньше или больше стало? (Больше).

- Если больше, то что нужно сделать сложить или вычесть? (Сложить)

- А какой вопрос в задаче? (Сколько всего зайцев под елкой?). Составим задачу.

Ребенок: Под деревом сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 3. Сколько зайцев стало под деревом?

Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. 

4+3=7

Что означает число 4?

Что означает число 3?

Что означает  число7? (Сколько всего.)

Воспитатель. Хорошо, а теперь отправляемся дальше. Ой, кто это здесь на полянке? Лиса и медвежата. А что они делают?

Они делят головку сыра. А вы помните эту сказку. Как она называется?

-Это сказка «Два жадных медвежонка»

Восп: А, что делает лиса?  Она помогает медвежатам.

Восп. А как, Вы думаете лисе можно доверять?

 Ребята, а вы помните сказки, где лиса обманывала других зверей?

 -«Лиса и заяц», «Волк и лиса»,  «Лиса и медведь», «Колобок», «Петушок, золотой гребешок».

Восп: Скажите, пожалуйста, поровну ли разделён сыр на этой картинке?

- Нет, на этой картинке один кусочек больше чем другой.

Восп: Давайте поможем медвежатам  разделить сыр поровну. Работа у нас не простая, поэтому я предлагаю вам размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Белки – непоседы».

 1, 2, 3, 4, 5                                               (показывают 5 пальцев)

Пришли к нам белки поиграть              (прячут руку за спину)

Одна куда–то ускакала,                          (показывают 4 пальца)

Четыре белочки осталось.                      (прячут руку за спину)

А теперь скорей смотри-                        (показывают 3 пальца)

Их уже осталось три.                              (прячут руку за спину)

Ну и ну, какая жалость,                          (показывают 2 пальца)

Только две у нас осталось.                     (прячут руку за спину)

Эта новость так грустна-                        (показывают 1 палец)

Осталась белочка одна.

А пока мы их считали-

Белочки от нас сбежали.

Восп: Дети, посмотрите, что лежит у вас на столах?

- У нас на столах лежат геометрические фигуры.

Восп:  Назовите их.

Восп: А какая фигура похожа на сыр, который делят лиса и мишка.

Как вы думаете, почему?

- На сыр похож круг, потому что сыр тоже круглый.

Восп: Правильно, давайте разделим круг  на две разные половины.

Для этого вам нужно сложить круг так, чтоб его края совпали. Если края не совпадут, то части будут не одинаковые и не смогут называться половинками. Половина -  это одна из одинаковых частей.

Дети (выполняют задание).

Восп: Ребята, скажите, на сколько частей вы разделили круг?

- Мы разделили круг на 2 части.

Восп: Как называется каждая часть

- Каждая часть называется половиной.

Восп: Что больше половина или целое?

- Целое больше чем половина.

Восп: Дети, мы разделили сыр пополам, медвежата решили угостить своих друзей – зайчика и ёжика. Как же нам теперь поделить сыр? Нужно чтобы всем достался одинаковый кусочек?

- Нужно поделить сыр на 4 части.

Восп: Нужно каждую половинку поделить пополам. Сделайте это.

Дети (выполняют здание, сравнивают части и целое, затем делают вывод, что ½ больше чем ¼  и части меньше чем целое)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. И меня  вы порадовали меня своими знаниями. Но нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, считаем до трех. И вот мы опять в детском саду.

Ребята, где мы с Вами были?

- С какими лесными жителями вы повстречались?

- Что из заданий вам понравилось?

У какого зверя было самое трудное задание?

- У какого зверя было самое интересное задание?

Вы все  были очень внимательными, активными и старательными. Поэтому за свои знания, умные дети награждаются медалями.

Воспитатель: Я вам предлагаю, отправить угощение лесным жителям, яблоки.

 Посмотрите у меня на столе лежат яблоки (красные, желтые, зеленые). Сейчас, каждый из Вас выберет яблоко. Но выбираем яблоки так: если вы справились со всеми заданиями выбираем красные, если что - то не смогли желтые, если совсем не смогли, то зеленое яблоко.

На этом наше занятие подошло к концу, скажем до свидания нашим гостям.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

< > =

Слайд 10

М о л о д ц ы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе " Путешествие в страну Математика".

«Путешествие в страну математика»Цель:  Формировать у детей элементарные математические представления .Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математики в подготовительной группе «Веселое путешествие по стране Математике ».

Цель: Обобщить математические представление детей подготовительной группы.Задачи: 1.                Воспитывать личностные ка...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС.

: воспитывать личностные качества у каждого ребенка – устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремленность, сосредоточенность, любознательность....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по математике в подготовительной группе "Буратино в стране математики".

Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание  в пределах 10 на наглядной основе. Учить записывать задачи используя знаки «+»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС.Разработал: воспитате...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС.

Цель: обобщить математические представления детей подготовительной группы.Задачи: Воспитательные: воспитывать личностные качества у каждого ребенка – устойчивость интереса к математическим знани...