Картотека "Сюжетно-ролевые игры. Математика"
картотека по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рипанова (Черданцева) Наталья Сергеевна

В картотеке представлены отдельные игры по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopilka_igr_matematika.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

«Сюжетно-ролевые игры. Математика»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила:

Рипанова Н.С., воспитатель


«Одежда для кукол»

 Цель. Закреплять представление о величине.

Оборудование. Большая и маленькая куклы и одежда для них.

Младший возраст

Содержание. Двух детей приглашают к столу педагога, предлагают взять по кукле и подобрать для них одежду.

 «Большой – маленький»

Цель. Закреплять умение дифференцировать предметы по величине.

Оборудование. Большие и маленькие предметы: коробки, шарик и мячик, кубики, легковая и грузовая машины, пакеты для одного литра сока и четверти литра сока, кукла и пупсик, детали конструктора и др.

Младший возраст

Содержание. Ребенка или нескольких детей приглашают к столу педагога и предлагают разложить большие и маленькие предметы по двум коробкам. Сначала не уточняют, как именно нужно выполнить задание, и предоставляют время, чтобы ребенок догадался, для каких предметов подходит большая коробка, а для каких -  маленькая. Если ребенок не понял смысл задания, ему объясняют, что маленькие предметы нужно положить в маленькую коробку, а большие – в большую коробку.

При ошибочном выполнении задания сравнивают предметы по величине и устанавливают их размер относительно схожего предмета, т. е.  мячик сравнивают с шариком, грузовик с легковой машиной и т.д. после этого ребенок еще раз выполняет задание.

 

«Въезжай в ворота»

Цель. Закреплять умение определять высоту и ширину предметов.

Оборудование. Построенные из конструктора высокие широкие ворота и низкие узкие ворота, игрушечные машины, имеющие разные габариты.

Младший возраст

Содержание. Дети определяют величину ворот и проговаривают: « Эти ворота высокие и широкие, а эти низкие и узкие». Затем им предлагают взять по машине и провести через ворота соответствующей величины.

 

«Строим дом»

Цель. Закреплять умение изменять протяженность предметов.

Оборудование. Строительный набор (кубики), игрушки – на каждого ребенка.

Младший возраст

Содержание. Каждому ребенку предлагают выбрать маленькую игрушку и построить для нее дом из кубиков или строительного набора так, чтобы он был таким же по высоте и ширине, как игрушка. Дети объясняют, что для маленькой куклы построили маленький дом. Аналогично проводят сравнение самой большой игрушки и дома для нее.

 «Игра с шариками».

Цель. Учить детей различать форму шара и его размеры – большой и маленький, развивать сенсорное восприятие, мускулатуру кистей рук.

Оборудование.  Ящик, в стенках которого имеются круглые вырезы большого и малого размера (с одной стороны ящик открыт), шары разного размера (большие и маленькие) с расчетом, что большие шары не могут провалиться в маленькие отверстия.

Возраст. 2–3 года.

Ход игры. Воспитатель приглашает детей поиграть. Объясняет, как пользоваться игрушкой. Вот большой шар (дает детям подержать его, он не умещается в ладошке), а это маленький шарик (его можно спрятать в ладошке – дает детям подержать его). Шарики можно катать (кладет маленький шарик на ящик, он катится). Но попадает в дырочку и проваливается. Достанем его из ящика. А теперь покатаем большой шарик, он не провалился в маленькую дырочку. А маленький упал. Дети достают шарики и опускают в отверстия то большой, то маленький шарик. Некоторые дети сами называют размеры шаров и отверстий.

«День рождения»

Цель. Учить классифицировать предметы по цвету, форме.

Оборудование. 3 куклы, одетые в платья разного цвета – красное, желтое, зеленое, вырезанные из картона фигурки цветка, яблока, флажка красного, желтого и зеленого цветов.

Возраст. 2–3 года.

Ход игры.  Воспитатель говорит, что у кукол Маши, Даши и Кати сегодня день рождения.

– Посмотрите, какие они сегодня нарядные. А давайте, ребята, их порадуем и подарим подарки. Вот посмотрите, какие у меня красивые флажки, цветы, яблочки. Но наши куклы очень любят каждый свой цвет, у них даже платья разных цветов: У Машеньки – красное, у Дашеньки – желтое, а у Катюши – зеленое. Поэтому Машеньке давайте подарим красные цветочки, флажки, яблоки, Дашеньке – желтые, а Катюше – зеленые. И не забудьте пожелать им что-нибудь хорошее. Воспитатель раздает детям по 3 рисунка разных цветов. Затем по его команде дети должны подойти к куклам и подарить подарок того цвета, какого у нее платье. Когда подарок вручается, ребенок должен сказать поздравительную фразу исходя из своего словарного запаса.

        

«В гости к бабушке»

Цель. Закреплять знания и умение детей в сравнении двух предметов по длине путем приложения, воспитывать интерес к игре.

Оборудование. Фланелеграф, силуэт домика, 2 узкие полоски разной длины и разного цвета, фигурка Красной Шапочки, силуэт Волка. Раздаточный материал для детей – конверты с вложенными силуэтами домиков и двумя полосками разной длины и разного цвета, матрешки.

Возраст. 3–4 года.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости зашла Красная Шапочка. Она шла в гости к своей бабушке и заблудилась. Ей надо помочь. К бабушкиному дому ведут 2 дороги. Одна длинная, другая короткая. Но на короткой дороге ее ждет Серый Волк. И Красная Шапочка не хотела бы с ним встретиться. Давайте поможем Красной Шапочке выбрать длинную дорожку. Воспитатель на фланелеграфе в центре размещает бабушкин дом, к нему ведут 2 дороги (длинная и короткая) разного цвета. Что надо сделать, чтобы узнать какая дорога длиннее, а какая – короче (наложить одну полоску на другую)?

Дидактическая игра "Подводный мир"

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Возраст. 3–4 года.

Ход игры:

Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

                        

«Лабиринт» 

 Цель. Развитие внимания, мышления, терпения, аккуратности.

Оборудование. Упругая веревка длиной около 3 м, разрезанная на 3 части, 3 приза (конфеты или наклейки, на усмотрение взрослого), стол, достаточно просторный для того, чтобы разложить веревку.

Возраст. 4–7 лет.

Ход игры. К одному из концов веревки взрослый прикрепляет приз, другой конец веревки остается свободным, с него начнется игра. Все 3 части веревки, образуя петли, переплетая между собой в некоторых местах, укладывают на столе. Вызванный участник игры пальчиком или указкой прокладывая себе путь, пытается как можно быстрее добраться до приза. В случае удачи он получает приз. И далее игру продолжает другой участник. Примечание: иногда желание получить приз так велико, что ребенок выбирает не правильную «дорогу», а самую короткую. В этом случае можно организовать строгое жюри, состоящее из самых внимательных детей.

«Назови предметы»  

Цель. Учить находить в окружающей обстановке предметы заданной формы.

Возраст. 4–5 лет.

Оборудование. Окружающая обстановка, игрушки, вид из окна.

Ход игры. Дети делятся на две команды. Одна из команд называется «Кубиками», вторая «Шариками». Задача детей – найти в помещении как можно больше предметов круглой и квадратной формы за определенный промежуток времени. Примерно через 2–3 минуты педагог просит детей подойти и назвать найденные предметы. Команды по очереди называют свои предметы («Шарики» – круглой формы, «Кубики» – квадратной) и указывают на них. Повторять одно и тоже название 2 раза нельзя, например если назван и показан стол, то нельзя называть и показывать на другой. Выигрывает команда, которая назвала больше предметов.

 «Куда пойдешь и что найдешь» 

Цель. Учить детей двигаться в заданном направлении, определять направление движения, обозначая его словами: вперед — назад, направо — налево.

Материал. Матрешка.

Содержание.

Дети усаживаются полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Один из вас встанет передо мной, а другой спрячет матрешку. Затем первый играющий должен найти матрешку. Например, играть будут Коля и Миша. Коля спрячет матрешку, а Миша будет ее искать. Вот моя подсказка: «Иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи».

Усложнение. Усложнить игру можно, увеличивая пространство поиска за счет спальни, раздевальной комнаты и др. Можно включить в движение счет: «Сделай три шага вперед, остановись, поверни налево, сделай три шага, ищи». Можно передать роль ведущего ребенку, и тогда одновременно смогут играть трое детей: один водит, другой прячет предмет, а третий его ищет.

 Игровая задача может быть упрощена путем «опредмечивания» направления движения: «Иди прямо, к окну, остановись, а теперь поверни налево, к шкафу» и т.д.

 Предъявление игровых заданий разной сложности позволит всем детям принимать активное участие в игре. В нее можно включить и «зрителей», которые помогут ведущему определять место нахождения игрушки, ограничивая поле поиска словами «холодно» — «горячо».

«Где спрятался мишка?»

Цель. Учить определять местонахождение предмета с помощью схемы.

Материал. Лист зеленого картона — полянка (40x30 см), на которой изображены дороги. На всех перекрестках и в конце дорог — по одной маленькой елочке; у начала дорог — цветы. 10 карточек (6x4 см), на которых стрелками указаны направления движения: от самого простого (снизу—вверх и направо; снизу — вверх и налево) до самого сложного (например, снизу — вверх, налево, вверх, направо, вверх, налево, вверх), продвигаясь по которым ребенок сможет найти игрушку. Маленькие фигурки зайца, медведя, лисы и волка.

Возраст. 5–7 лет.

Содержание

Вариант I. Дети усаживаются вокруг стола, на котором разложен материал для игры. Воспитатель объясняет правила: «Видите, это полянка, на которой растут елки и живут разные звери (показывает их). Звери любят прятаться под елками, а мы будем их искать. У нас есть карточки (показывает), которые помогут нам в поисках. Ведущий будет помогать зверушкам прятаться, а играющие — отыскивать их с помощью карточек. Вот так (показывает). За каждого найденного играющий получает фишку. Выиграет тот, кто наберет больше фишек».

 В начале игры ребенок отворачивается от игрового поля, а ведущий (сначала это педагог) прячет под елку любого зверька. После этого играющий поворачивается, ему дается карточка, указывающая местонахождение зверя, и он идет его искать. Сначала предлагаются карточки с простыми схемами движения, и лишь постепенно задания усложняются. Когда первый участник справляется с заданием, в игру включается следующий и т.д.

Вариант II. В игре участвует ведущий и двое играющих. Первый играющий выбирает карточку, указывающую место, где спрячется зверек. Задача второго участника — спрятать по этой карточке любого зверя, например зайца. Первый ребенок отворачивается от игрового поля, а второй прячет зайца. После этого первый играющий берет карточку в руки и ищет зайца. Ведущий наблюдает за тем, чтобы оба участника игры действовали по правилам.

Вариант III. Играющие не только ищут место нахождения зверька, но и дают словесное описание пути движения к нему.

Усложнить игру можно введением правила осуществлять поиск зрительно, без помощи рук.

«Бабочки и гусеницы» 

Цель. Научить детей сортировать предметы по величине, учить быстро и обдуманно выполнять свои действия.

Оборудование. Фигурки яблок и цветов, возрастающие по величине.

Возраст. 5–7 лет.

 Ход игры. Дети делятся на две команды: у одной название «Бабочки», у другой – «Гусеницы». Для игры используется три стола. На одном из них располагаются фигурки яблок и цветочков, на два других команды будут раскладывать свои фигурки. Дети выстраиваются в две колонны. По команде воспитателя игра начинается: дети, стоящие в колоннах первыми, подбегают к столу, выбирают самую большую из лежащий там фигурок: «Бабочки» – фигурку цветка, «Гусеницы» – фигурку яблока, подбегают к своему столу и кладут туда фигурку на левый край стола, затем возвращаются в колонну и встают в конец. Следующая пара детей выбирает из оставшихся фигурок самые крупные, бегут к своему столу и кладут свои фигурки после тех, что уже лежат. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки не будут сложены по убыванию. После этого проверяется порядок выложенных фигур, исправляются ошибки, если они есть. Побеждает та команда, которая первой без ошибок справилась с заданием или сделала меньше ошибок, чем соперники.

«Светофор»

Цель. Учить детей различать цвета, находить заданные цвета в окружающей обстановке.

Возраст. 3–7 лет.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть. Игровой зал делится пополам меловой линией или шнурком, один из детей при помощи считалки выбирается водящим. Он становится у линии и загадывает цвет. Например, красный. Остальные дети должны показать этот цвет на своей одежде или в окружающем интерьере. Одежду других детей указывать нельзя. Если у ребенка нет такого цвета на одежде, он должен пробежать мимо водящего так, чтобы не быть пойманным. После того как все дети пересекут линию, водящим может быть другой ребенок.

«Сказка о курочке Рябе» 

Цель. Закрепить знания о фигурах, развитие внимательности.
Оборудование: комплекты карточек с изображением квадрата, овала, круга, треугольника, прямоугольника для каждого ребенка.

Возраст. 3–7 лет.

Ход игры. Воспитатель рассаживает детей за столиками или на полу и раздает им комплекты карточек. Педагог рассказывает шутливую сказку: «Жили-были дед и баба в своем прямоугольном домике. И была у них курочка Ряба. Снесла однажды курочка яичко, да не простое, а овальное. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Бежала мимо мышка-норушка с круглыми глазками, зацепила нечаянно яичко, оно упало на пол и разбилось. Плачет дед, плачет баба, а курочка своим треугольным клювиком и говорит: „Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко, квадратное, такое точно никуда не укатится“. При упоминании в сказке геометрической фигуры дети должны взять картинку с изображением этой фигуры и положить перед собой (на столике или на полу) в ряд. В конце сказки все вместе проверяют, в каком порядке выложены фигуры, должны быть: прямоугольник, овал, круг, треугольник, квадрат.


Источники информации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей :"Как играть с детьми в развивающие игры"(математика,логика)

Это материал для самостоятельной работы родителей с детьми   4х лет,которые переходят в среднюю группу В младшей группе эти дети занимались по программе "Развивающие игры с математическим содержа...

Дидактические игры "Математика для малышей"

Представленные в статье игры помогут развить математические способности детей, а родителям в непринуждённой форме познакомить малышей с основами математики....

Дидактическая игра «Математика на пальцах»

Дидактическая игра «Математика на пальцах»Эта игра - для детей старшей и подготовительной группы. Помогает в освоении порядкового счета, закреплении понятия как "соседи числа", пространственной ориент...

Оргдеятельностная игра "Математика - царица всех наук"

В помощь педагогам при проведении педагогического совета...

Деловая игра "Математика - это интересно"

Деловая игра с педагогами была проведена в рамках подготовки к педсовету по ФЭМП у дошкольников.Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Обучению дошкол...

Интерактивная игра "Математика в загадках"

Материал может быть использован воспитателями по математческому развитию старших дошкольников....