Средства формирования элементарных математических представлений у детей в ДОУ
презентация

Основные математические понятия не всегда даются детям легко. Особенно это касается дошкольников. И если выучить цифры и названия геометрических фигур малыши еще могут, то освоить такие понятия, как «больше/меньше», «каждый» или «через один» им гораздо сложнее и т.д.. Тогда на помощь приходят специальные развивающие средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Воспитатель:

Алонова Любовь Дмитриевна

г.о. Электрогорск, 2018г.

Презентация.

Слайд 1. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОУ

Слайд 2.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Основные математические понятия не всегда даются детям легко. Особенно это касается дошкольников. И если выучить цифры и названия геометрических фигур малыши еще могут, то освоить такие понятия, как «больше/меньше», «каждый» или «через один» им гораздо сложнее и т.д.. Тогда на помощь приходят специальные развивающие средства.

Слайд 3.

СРЕДСТВА – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя с ними, он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи.

В нашем МДОУ №35 «Ёлочка» для освоения и закрепления детьми математических представлений воспитателями применяются известные дидактические средства: развивающие игры Никитина, логические блоки Дьенеша, счётные палочки Кюизенера, программа Мате:плюс, игры – головоломки.

Слайд 4.  

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ Б.П.НИКИТИНА.

Играя с кубиками у ребёнка:

  • Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.
  • Малыш научится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.
  • Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.
  • Расширится познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.
  • Ребенок подготавливается заранее к школе с помощью игр, где нужно читать, считать.
  • Кубики Никитина хорошо действуют на развитие мелкой моторики у детей.
  • Разноцветные кубики Никитина дают возможность ребенку фантазировать и составлять узоры. К игре добавляется тетрадь для записей, чтобы он мог фиксировать свои открытия.

Слайд 5.  

ЗАДАЧИ:

Игра развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.

Слайд 6.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

В методику Б.П. Никитина входит альбом заданий для игр   предназначенный как для  мальчиков так и девочек от 2 до 5 лет. Альбом «Чудо-кубики» предназначен для первоначального знакомства ребенка с этой игрой. Кубики могут превращаться в цветок и елочку, змейку и флажок. Из них можно построить башню, забор, ворота... По забору будут гулять веселые киски, на воротах примостится рыжая кошка...

В альбоме  «Чудо-кубики-2» предлагается 62 новых рисунка 4-х уровней сложности. Задания пронумерованы в порядке возрастания сложности. Кубики «Сложи узор» - популярная развивающая игра.

Слайд 7.    ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Логические блоки Дьенеша представляют набор деревянных фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма, здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Кроме того, они отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Блоки Дьенеша для самых маленьких уже представляют большой интерес, их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга. 

Слайд 8. ЗАДАЧИ: 

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные представления.

Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Слайд 9.     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Слайд 10.  ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

Слайд 11.  ЗАДАЧИ: 

  • Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
  • с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
  • с последовательностью чисел натурального ряда; Освоение прямого и обратного счета;
  •  составом числа (из единиц и двух меньших);
  • Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..) Познакомить со свойствами геометрических фигур;
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
  • Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

Слайд 12.     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

Альбомы  для игр с палочками Кюизенера:  «На золотом крыльце..», «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки».

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными  палочками, конструктором. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Работа со старшими детьми уже базируется на математических принципах. Познакомьте ребенка с принципом окраски палочек, соотношением цвет-длина-число, далее постепенно переходите к цифрам. Самостоятельно сравнивая палочки Кюизенера (на глаз или путем наложения), выкладывая лесенки, ребенок понимает основные математически закономерности, учится прямому и обратному счету, начинает сравнивать числа, свободно оперировать понятиями «больше», «насколько больше». При этом он тренируется не только в сложении, но и в вычитании, осваивает состав чисел, а также выкладывает многоцветные композиции и орнаменты.

Слайд 13.   ПРОГРАММА МАТЕ:ПЛЮС

«Мате:плюс» охватывает пять основных разделов математического содержания, каждому из которых соответствует свой цветовой код:

  • Пространство и форма
  • Структуры, закономерности, узоры
  • Величины и измерения
  • Данные, частота, вероятность
  • Множества, числа, операции

Слайд 14. ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПЛЕКТА:

  • Игровая форма заданий и отличные игровые материалы, которые гарантируют позитивные эмоции всем участникам занятий.
  • Большой выбор игр и их вариантов, что открывает педагогу возможности для дифференцированного подхода, и кроме того, побуждает и ребенка и педагога к придумыванию собственных игр.
  • Построение материала по принципу «от простого – к сложному», что предполагает развивающий и мотивирующий эффект.

Слайд 15. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Тщательно проработанная система игровых, рабочих и диагностических материалов, обеспечивающая наиболее полный охват математических явлений и понятий.

Продуманная система диагностики и наблюдений за развитием, позволяющая реализовать индивидуальный подход к каждому ребенка.

Слайд 16. ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ

Само слово «геометрия» подразумевает использование в игре какой-либо фигуры. Например, в танграме за основу взят квадрат. Игра, где главной фигурой является сердечко, листик. В игре «Колумбово яйцо» основная фигура – овал. Главные фигуры в геометрических головоломках поделены на определённое количество частей. Всего насчитывают более  7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека.

Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, глазомер, воображение, зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, умение работать по правилам. Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта.  

В книге «Колумбово яйцо, Листик, Монгольская игра ...» собраны игры, которые имеют тысячелетнюю историю. Здесь показаны силуэты фигур, которые надо собрать из отдельных деталей. Каждая из приведенных игр имеет свой комплект деталей, из которых можно сложить только определенные силуэты. 

Все задания в книге собраны по принципу от простого к сложному. 

Слайд 17. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование игровой технологии в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Слайд 18. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"

Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающе...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет»

Игра- это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.Концепция дошкольного образования, требования к обновлению содержания дошкольного образования с учётом фед...

Статья"Игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста".

Для благополучного существования человека, ему необходимо воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из окружающего его мира, уметь анализировать и выделять существенное. Для этого, у полно...