ТРИЗ, как средство для познавательно-речевого развития дошкольников
методическая разработка по математике

Зайцева Алена Владимировна

Детский возраст - период расцвета воображения и важный период для развития этого ценного качества. Именно воображение является одним из  основ  творческого человека.  А проявить себя в творчестве  - огромное желание каждого ребенка. Этим объясняется активное стремление ребенка создавать что-то в рисунке, музыке, игре, труде.

         Обучение в ТРИЗ проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов. Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра. ТРИЗ учит придумывать свои сказки и не одну. Каждый ребенок в группе должен проявить себя и не один раз. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metrazr_triz.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"

(Г.С. Альтшуллер). 

ТРИЗ

(ТРИЗ — теория решения изобретальских задач)

        Детский возраст - период расцвета воображения и важный период для развития этого ценного качества. Именно воображение является одним из  основ  творческого человека.  А проявить себя в творчестве  - огромное желание каждого ребенка. Этим объясняется активное стремление ребенка создавать что-то в рисунке, музыке, игре, труде. 

        Обучение в ТРИЗ проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов. Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра. ТРИЗ учит придумывать свои сказки и не одну. Каждый ребенок в группе должен проявить себя и не один раз. В ТРИЗ НЕТ НЕПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ!!!!!! ВСЕ, ЧТО РЕБЕНОК МОЖЕТ ОБОСНОВАТЬ — ПРАВИЛЬНО!!!!! Выслушивать нужно каждого желающего. Дети должны научиться не бояться возражать воспитателю и друг другу, но возражать АРГУМЕНТИРОВАННО, обязательно предлагая что-то взамен, доказывая свою правоту.  Занятия по изобразительной деятельности по ТРИЗ проводятся с использованием различных нестандартных материалов. 

Преимущества ТРИЗ:

  1. Развивает гибкость мышления — умения быстро перестраиваться и выстраивать цепочку связей.
  2. Развивает нестандартность мышления — умение взглянуть на предмет с другой стороны.
  3. Развивает воображение
  4. Занимателен

Структура ТРИЗ:

Определения ТРИЗ:

СИСТЕМА — предмет (живой, неживой — рукотворный)

ПОДСИСТЕМЫ – части предмета

НАДСИСТЕМА – окружение предмета, в котором он работает

ФУНКЦИЯ — назначение предмета

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

* СИСТЕМНЫЙ ЛИФТ*

Берется предмет и «разбирается» на надсистемы и подсистемы. Идем от предмета вверх и вниз

Например: чашка

*НАЗОВИ ЦЕЛОЕ, ЧАСТЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ...*

(игра с мячом)

Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель называет часть, и ВСЕ дети должны назвать предмет, частью которго она является.

Например: карман

  • юбка
  • платье
  • сумка
  • кошелёк

*НАЗОВИ ЧАСТЬ ЦЕЛОГО...*

(игра с мячом)

Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель нызывает предмет, и ВСЕ дети должны назвать его части.

Например: автомобиль

  • фара
  • стекло
  • капот
  • сиденье

*ЧТО ОБЩЕГО???*

Перед детьми выкладываются предметы или предметные картинки, объединенные одинаковым свойством или функцией. Дети должны угадать это свойство или функцию.

Например: шар, яблоко, мяч

                   трава, ель, огурец

*НАЗОВИ ЛИШНЕЕ*

Перед детьми выкладываются предметы или предметные картинки. Воспитатель называет окружение, дети называют лишний предмет.

Например: свекла, собака, капуста, яблоко, ножницы, кошелек, картофель

  • борщ : кошелек, яблоко, собака
  • подоконник: ничего лишнего

*ЧТО ВХОДИТ???*

(игра обратная «назови лишнее»)

Перед детьми выкладываются предметные картинки. Воспитатель называет окружение, дети называют, что в него входит.

*Я - ...(образ)*

Ведущий представляет себя образом и описывает себя признаками. Игроки должны угадать задуманный образ.

*МОИ ДРУЗЬЯ*

(подвижная)

Детям раздаются предметы или предметные картинки. Ведущий: «У кого есть....(железо) ко мне беги!», «У кого есть ...(желтый цвет) ко мне беги!», «Кто умеет... (оставлять след) ко мне беги!»

*ДРАЗНИЛКА*

Детям раздаются предметы или предметные картинки. Каждый игрок должен «подразнить» свой предмет. Дразнилки должны образовываться от функции предмета с помощью суфикса -ка.

Например: Сумка

  • ударялка
  • закрывалка
  • кидалка
  • крутилка
  • щелкалка

Можно вспомнить мультфильм «Палочка-выручалочка»

*ПОДАРОК*

(функции предмета)

Перед детьми выкладываются предметы или предметные картинки. Воспитатель называет предмет. Детиопределяют его функцию. Воспитатель предлагает подарить его функцию другому из лежащих перед детьми предметов. Нужно придумать, когда этот предмет может выполнять «подаренную» функцию.

Например:

  • Что делает шаль?
  •  Греет
  •  Кому подарим функцию?
  •  Часам
  •  Когда часы могут греть?
  • Когда подарены дорогим человеком.

*ТЕРЕМОК*

Детям раздаются предметы или предметные картинки. Ведущий: Стоит в поле теремок. Живет в нем....(предмет). Бежит мимо....(предмет).

  • Тук-тук
  • Кто там?
  • ….(предмет)
  • Чего хочешь?
  • В теремке поселиться
  • Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
  • ...

*АУКЦИОН*

(продается предмет за идею)

Взрослый выбирает предмет. Дети называют, как его можно использовать. Попеждает последний назвавший.

*Я ЕДУ НА СЕВЕР*

(игра «да» - «нет»)

Ведущий: Я еду на ….(Север) и беру с собой предмет.»

Игроки называют свойства предмета, ведущий отвечает только «да» или «нет». Игроки должны угадать задуманный предмет.

*СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИИ ПО МОДЕЛИ*

В основе игры карты Проппа. На стол выкладываются картинки с изображением возможных героев и предметов героев (изображением вниз). Дети берут себе картинки (4-6 шт) и придумывают историю.

Схема истории.

  1. Положительный герой. Называем его, описываем его и его добрые дела.
  2. Предмет положительного героя (необязательно)
  3. Друзья положительного героя. Описываем их. Как они помогают положительному герою?
  4. Отрицательный герой
  5. Предмет орицательного героя (необязательно)
  6. Друзья отрицательного героя
  7. Конфликт
  8. Победа добра и наказание зла

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

*ХОРОШО — ПЛОХО*

(командная игра)

Детей делим на команды. Ведущий называет явление. Одна команда говорит, почему это хорошо, вторая — почему это плохо.

*ПИНГ ПОНГ*

(игра с мячом)

1 вариант — кидаем мяч и называет противоположные свойства одного предмета (холодный — горячий)

2 вариант — называть протовоположность вместе с предметом (суп  горячий — лед холодный)

3 вариант — называть предмет к противоположной функции (карандаш пишет — резинка стирает)

*ЦЕПОЧКА*

Например.

  • Шоколад вкусный — это хорошо. Почему?
  • Много можно съесть.
  • Много можно съесть шоколада — это плохо. Почему?
  • Заболит живот.
  • Заболит живот — это хорошо. Почему?
  • Заберет домой мама.
  • Заберет домой мама — это плохо. Почему?

*МНОГО-МАЛО*

Например

Много конфет.

Что в этом хорошего? Что плохого?

Мало конфет

Что хорошего? Что плохого?

МЕТОДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

ЗАДАЧИ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ

Противоречия — система должна быть... (какой? Свойства), чтобы...(что делать? Выполнять требование первой надсистемы) и должна быть...(какой? Антисвойства), чтобы...(что делать? Выполнять требования второй надсистемы)

Например.

Мел должен быть мягким, чтобы оставлять след и тведым, чтобы не пачкать руки.

ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ

  1. Разделение противоречащих свойств в пространстве, т.е одна часть предмета выполняет одно требование, вторая — противоположное.

Например: зубная щетка. Ручка твержая — ворс мягкий.

Задача «Город Согласия»

Существует город Согласия, в котором живут разные звери: тигры, волки, зайцы...Решил в этом городе поселиться жираф. Пришел он к мэру и попросил участок земли. Мэр дал ему небольшой участок земли около аэродрома. Жирафу нужен высокий дом, но если его построить, он будет мешать самолетам взлетать и садиться. Значит дом должен быть низким, тогда жираф не сможет в нем жить.

Противоречие: дом дожен быть высоким, чтобы жираф мог в нем жить,и дом должен быть маленьким, чтоб не мешать взлетать самолетам.

Решение: разделение противоречивых свойств в пространстве. Наземная часть дома низкая, а подземная — высокая.

  1. Разделение противоречащих свойств во времени

Например: молодое дерево гибкое, старое жесткое

Задача «Принцесса на горошине».

В сказке Андерсена «Принцесса на горошине» королева-мать очень остроумно сумела определить, настоящая принцесса появилапсь во дворце или нет. Онга положила в постель принцессы горошину. Неженка-принцесса сразу почувствовала неудобство. Но нам не нравится одна вещь — принцесса очень измучилась этой ночью, ведь из-за горошины она совершенно не могла спать. Нельзя ли как-нибудь избавить её от мучений?

Противоречие: горошина должна быть в постели, чтобы «обнаружить» принцессу и не должна быть в постели, чтобы дать ей поспать.

Решение: Разделение свойств по времени. Сначала льдина жесткая, потом не жесткая. Это кусочек льда, положенный в полиэтиленовый пакет. Под воздействием тепла лед растает, и рпинцесса будет спать спокойно.

  1. Разделение противоречащих свойст между системой и подсистемой. Части предмета  выполняют одно требование, а все вместе противоположное.

Например: цепь, звенья жеские, вся цепь гибкая.

Задача «Театр Буратино»

Труппа Буратино открыла театральный сезон новым спектаклем. После всех бухгалтерских подсчетов оказалось, что на вырученную прибыль можно купить только одну щетку, да и то, только одну на всех. Все собрались для принятия важного решение.

  • Надо купить одну большую щетку, - заявил директор театра Буратино.
  • О!, - только и вымолвила Мальвина. - Что вы такое говорити?! Нам нужна маленькая щеточка, которая легко могла помещаться в карманчик, когда мы едем на гастроли.

Как быть? Надо помочь решить спор Буратны и Мальвины

Противоречие: щетка должна быть большой, чтобы понравиться Буратино, щетка должна быть маленькой, чтобы понравиться Мальвине.

Решение: разделение противоречащих свойств между системой и подсистемами. Щетка складная. Вся большая, а части маленькие и складываются друг в друга.

  1. Переход в надсистему. Система выполняет одно требование, а с надсистемой противоположное.

Например: нитка гибкая, на катушке твердая.

Задача «Принцесса и серьги»

Фея подарила принцессе серьги, которые начинали сверкать и переливаться только тогда, когда принцесса периодически на них смотрела. Серьги обладали ее одним свойством. Когда принцесса их одевала, она становилась счастливой. И вот принцесса ждет гостей — принца и короля из соседнего королевства. Она решила надеть серьги, чтобы быть красивой и счастливой. Перед принцессой возникла проблема — на серьги надо периодически взглядывать. Как к этому отнесуться гости?

Противоречие: Принцессса должна смотреть на серьги, чтоб они переливались, и не должна смотреть на серьги, чтобы нормально общаться с гостями.

Решение: переход в надсистему. Принцесса видела отражение серег в зеркалах на стенах или одежде гостей.

  1. Переход к антисистеме. Система в одном состоянии выполняет одно требование, в противоположном противоположное.

Например: Нагретый пластиковый стержень гибкий, охлажденный твердый.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УПРАВЛЯЕМОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Все методы и игры на развитие управляемого воображения основаны на волшебниках.

Рекомендованная литература «Как быть волшебником» Мурашковская И.Н.

1 ВОЛШЕБНИК «ДЕЛИ-ДАВАЙ» (игры на объединение и разделение)

*ОБЪЕДИНИСЬ-РАЗДЕЛИСЬ*

(подвижная игра)

1 вариант - «Разделись» дети свободно перемещаются, «объединись» должны собраться все вместе в указанном ведущим или договариваются между собой.

2 вариант (старший возраст) — ведущий называет два предмета, если

один часть другого, то это команда «объединись»,если нет, то «разделись».

*ЧТО ДОБАВИТЬ?*

Ведущий называет или показывает 3 предмета. И спрашивает: «Что добавить, чтобы получился......?»

Например: волк, заяц, лиса

Что добавить, чтобы получился

лес — деревья, еж, медведь, трава и т.д.

Зоопарк — клетки, сторож, касса и т.д.

Сказка — колобок, медведь, бабушка и т.д.

*КТО ВМЕСТО НЕГО?*

Перед детьми выкладываются предметы или предметные картинки. Ведущий показывает предмет, игроки нпзывают его функцию. Ведущий спрашивает, какие из разложенных предметов могут выполнять эту функцию.

*ЗАГАДОЧНОЕ ЖИВОТНОЕ*

(для празников и вечеров развлечений)

Нужно нарисовать животное по описанию и угадать его.

Например. Голова большая и прямоугольная, как подушка. Глаза большие с длинными ресницами. На голове шлем. На шлеме два маленьких треугольника и 2 кривые пики. 4 стройные ножки обутые в туфли на высоком каблучке, спина прямая, но с неё живот, как мешок висит. Под животом спрятан мешочек поменьше, как рукавичка с 4-мя пальцами. Сзади кнут висит. Кнутом красавица себя хлещет, вперед подгоняет.

2 ВОЛШЕБНИК «ВЕЛИКАН-КРОХА» (игры на «больше-меньше», «высокий-низкий», «тянется-сжимается»)

*ИГРА-ФИЗМИНУТКА*

На слово «великан» тянемся вверх, на слово «кроха» - приседаем.

*ВЫБЕРИ КТО ТЫ?*

Ведущий: «Выбери кто ты великан или кроха....

  • чтобы быстро ходить
  • Чтобы хорошо спрятаться
  • быстро доесть невкусную кашу
  • угоститься вкусным пирогом
  • и т.д.

*МАМА, МАЛЬЧИК И ВОЗДУШНЫЙ ШАР*

Воспитатель рассказывает историю, а дети подсказывают, что должен сделать шарик раздуться или сжаться.

Например. «Мама решила купить мальчику игрушку. Пришла в магазин. Чтобы она поскорее увидела шарик и купила его, что он должен сделать? (надуться) Мама купила шарик, но как донести его домой. В сумку он не помещается. Что нужно сделать шарику? (сжаться) Мама пришла домой, хотела обрадовать мальчика, а шарик-то маленький в сумке. Его невидно. Что нужно сделать шарику, чтобы мальчик увидел его и обрадовался? (надуться) и т.д.

*ЖИЛ-БЫЛ … (КРОКОДИЛ)*

Жил-был крокодил. Хвост у него был волшебный. Он мог становиться то большим, то маленьким. Каким должен быть хвост крокодила, чтобы...

  • ударить врага?
  • Прокатить детей?
  • Спрятаться под бревно?
  • И т.д.

3 ВОЛШЕБНИК «ТЯНУЛЬЩИК-СТРЕМГЛАВ» (игры на «быстрее»- «медленней»)

*КТО БЫСТРЕЕ? КТО МЕДЛЕННЕЕ?*

(подвижная игра)

*ЗАМЕДЛИТЬ ИЛИ УСКОРИТЬ?*

Дети выбирают, что нужно сделать, замедлить или ускорить...

  • когда ругают
  • когда хвалят
  • когда болит
  • ходить в дс
  • выходной день
  • и т.д.

*ДВА ДРУГА*

(фантазийная история)

Жили были два друга. Не разлей вода. Пришел волшебник Тянульщик-Стремглав. Одного замедлил, другого ускорил. Как им теперь ощаться?

Например:

  • Носить друг друга на руках
  • одеть ролики тому, когд замедлил
  • бегать вокруг убыстренному

4 ВОЛШЕБНИК «ЗАМРИ-ОТОМРИ»

*МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ...*

*С МЯЧОМ*

Дети стоят по кругу и кидают друг другу мяч. Если мяч упал на пол, то все дожны замереть в тех позах, в которых были. Тот кто первый пошевелится, выбывает из игры.

Волшебник в сказках:

Федорино горе  (Обязательно обсудить, что хорошего в движущейся посуде? Что хорошего?), «Снегурочка», «Морозко», «Колобок»

5 ВОЛШЕБНИК «НАОБОРОТ» ИЛИ ФЕЯ «ИНВЕРСИЯ»

*ГИМНАСТИКА НАОБРОТ*

Ведущий показывает движения, а игроки должны сделать наоборот.

*ЛЕС НАОБОРОТ*

Детям предлагается придумать лес наоборот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....

«Детская журналистика как средство повышения познавательно-речевого развития дошкольников»

В данной статье рассказывается о работе детского сада по программе "Любознайка"...

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников

Доклад на тему: «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников»...

Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и со...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...