Конспект образовательной деятельности по формированию математических представлений (старшая группа) "Цифры и числа от 1 до 5"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кравченко Елена Михайловна

Тема: цифры  и числа от 1 до 5.

Цель: повторение пройденного материала.

Программные задачи:

Развивающие

- закреплять  навыки сравнения множеств, умение соотносить цифру с количеством (1-5);

- закреплять знание геометрических фигур и их свойств.

- развивать внимание, речь.

Воспитательные

-воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес к предмету, уважительное отношение к сверстникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 51.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по  формированию математических представлений  (старшая группа) № 1.

Тема: цифры  и числа от 1 до 5.

Цель: повторение пройденного материала.

Программные задачи:

Развивающие

- закреплять  навыки сравнения множеств, умение соотносить цифру с количеством (1-5);

- закреплять знание геометрических фигур и их свойств.

- развивать внимание, речь.

Воспитательные

-воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес к предмету, уважительное отношение к сверстникам.

Материалы и оборудование.  

Демонстрационное : пирамидка, 2 куклы, 3 мяча, 4 машины, 5 кубиков; карточка с двумя свободными полосками и фишки (синие и красные) – по 5 шт.; 4 конверта с геометрическими фигурами (прямоугольники, круги, квадраты, треугольники) двух размеров и трех цветов; шаблон «Геометрического поезда».

Раздаточное: подносы; цифры от 1 до 5; карточки с двумя свободными полосками; фишки (синие и красные) по 5 шт.

. Использование современных образовательных технологий:

- Здоровьесберегающие  технологии (физкультминутка)

Предварительная работа: беседы, наблюдения, рисование, чтение рассказов и стихов.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Ход образовательной деятельности.

Разминка.

Дети и воспитатель берутся, образуя круг, и настраиваются на предстоящую работу.

Дети встают за спинки стульев и, ответив на вопросы, садятся на место. Закрепление признаков лета как времени года.

Воспитатель: ребята, что вы делали летом?

Дети отвечают.

Основная часть

Воспитатель: ребята, Какое сейчас время года?

Дети: осень.

Воспитатель: осенью старшие дети пошли в школу, а вы – в детский сад. Все готовились к вашему приходу. Обратите внимание, какие красивые детский сад и наша группа. Посмотрите вокруг и скажите каких предметов много в группе?

Дети: стульев, столов, книг, игрушек.

Воспитатель: каких игрушек много?

Дети: в группе много кукол.

Воспитатель: у меня на столе игрушки. Посчитайте, сколько машин, мячей, кукол, кубиков, пирамидок?

Дети называют количество предметов, например: «На столе 3 мяча».

У вас на подносах карточки с цифрами, положите их перед собой. Покажите цифру, которая обозначает количество кукол, машин и т.д.

Дети выполняют.

Педагог убирает все игрушки кроме 4 машин и 5 кубиков и предлагает детям сравнить количество предметов.

Как узнать, каких предметов больше – кубиков или  машин?

(Посчитать и /или выложить пары.)

Давайте составим пары.

Ребенок выходит к столу и рядом с каждой машиной ставит кубик.

Вместе с педагогом дети делают вывод: 1 кубик без пары, значит, кубиков больше, чем машин, или машин меньше, чем кубиков.

Игровое упражнение «Больше-меньше»

У каждого ребенка на столе карточка с двумя свободными полосками и фишки (синие и красные) по 5 шт.

Воспитатель: фишки нужно выложить строго друг под другом, чтобы получились пары.

  1. выложить на верхнюю полоску 5 фишек красного цвета, а на нижнюю полоску – меньшее количество фишек синего цвета.

Одновременно с детьми воспитатель выполняет задание на доске.

После выполнения задания воспитатель дает алгоритм рассуждения по своему варианту, например» «Я положила 3 синие фишки. Синих фишек меньше, потому что их не хватает. Красные фишки без синих пар».

Далее выслушиваются ответы детей по их вариантам.

  1. На верхнюю полоску выложить 2 красные фишки, а на нижнюю полоску – большее количество  синих фишек.

Задание выполняется аналогично, но вместо педагога у доски работает один из детей.

Воспитатель: молодцы, ребята! А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка 

Дети стоят по кругу.

Я люблю свой детский сад

В нем полным-полно ребят.

Раз, два, три, четыре, пять…

Жаль, что всех не сосчитать.

Может сто их, может двести.

Хорошо, когда мы вместе!

С.Питиримов

Дети ходят на месте.

Разводят и сводят руки перед собой.

Прыгают на месте.

Ставят одну руку на пояс, другой двигают вверх-вниз.

Поворачивают корпусом.

Берутся за руки.

Воспитатель: ребята, сегодня с утра почтальон принес в детский сад письма для нашей группы. Что в них, мы сейчас узнаем. (С обратной стороны конверта – изображение геометрической фигуры, внутри  - одноименные фигуры двух размеров и трех цветов.)

1-й конверт

Дала мне мама шоколад,

Я дольку отломил - квадрат.

КВАДРАТ - четыре стороны,

Все стороны его равны.

О какой геометрической фигуре стихотворение?

Дети: о квадрате.

Педагог показывает обратную сторону конверта с фигурой и предлагает одному из детей высыпать содержимое конверта на стол. Аналогичная работа проводится с другими конвертами.

 2-й конверт

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

Возьмем в руки мы угольник

Что же это? (Треугольник)

3-й конверт

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку

На кольцо, на колесо,

Кто же я такой, друзья? (Круг.)

4-й конверт

Две длинных палочки возьми,

И две коротких положи.

Прямоугольник квадрата длиннее.

Фигура простая, рисуем смелее.

                             (Прямоугольник.)

Воспитатель: посмотрите, сколько на столе разных фигур! Чем они отличаются друг от руга?

Вместе воспитателем делается вывод -  фигуры отличаются формой, цветом и размером.

Рядом с зеленым квадратом выкладывается зеленый треугольник.

Игра «Геометрический поезд»

На доске образец и шаблон «Геометрического поезда» (рис.1).

Воспитатель: ребята, а сейчас по очереди выходите к столу, выберете геометрическую фигуру, соответствующую одной из частей «поезда», опишите ее и прикрепите к шаблону.

Алгоритм описания дает воспитатель: «Я взяла большой синий круг – это колесо».

Сколько треугольников (квадратов, кругов, прямоугольников) понадобилось для «поезда»?

Дети отвечают.

Итог. Все дети и педагог берутся за руки, образуя круг.

Воспитатель: что вы вспоминали на занятии? Какое задание понравилось больше всего?.

Дети отвечают.

Литература.

1.Г.В. Степанова «Занятия по математике в детском саду для детей 5-6 лет с трудностями в обучении» М. Творческий Центр Сфера, 2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию математических представлений ( старшая группа)

Конспект занятия по  формированию математических представлений .Возраст: Старшая группаТема: Повторение , счет до пяти, счет на слух , геометрические фигуры. Программное содержание:...

Конспект занятия по формированию математических представлений ( старшая группа) Тема:" Счет предметов в разных направлениях"

Конспект  занятия - Формирование математических представлений. Тема : «Счет предметов разных направлениях»Возраст: Старшая группаЦель:  Дать детям представление о том, что ...

Непосредственная образовательная деятельность по математике в средней группе по теме «Число пять. Пятиугольники» Цели: познакомить детей с числом пять, дать представление о геомет-рических пятиконечных звёздах и пятиугольниках. Дать детям элементар-ные

Непосредственная образовательная деятельностьпо математике в средней группепо теме «Число пять. Пятиугольники» Цели: познакомить детей с числом пять, дать представление о геометрическ...

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию старших дошкольников "Знакомство с цифрой шесть и числом шесть"

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию старших дошкольников "Знакомство с цифрой шесть и числом шесть"...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе Тема: «Образование числа 9»

Цель: формирование математических представлений детей об образовании числа 9; геометрических фигурах; ориентировании в пространстве.Задачи:Обучающие:-учить считать в пределах 9, показать образов...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе Тема: «Число и цифра 10»

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе Тема: «Число и цифра 10» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», &laq...