Рабочие программы: «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику»; «Социально – коммуникативное развитие». Подготовительная группа
календарно-тематическое планирование по математике (подготовительная группа)

Лебедева Наталья Геннадьевна

Рабочие программы определяют содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей пятого года обучения в культурной практике  «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику» и «Социально-коммуникативное развитие» и направлены на реализацию образовательных областей «Познавательное и Социально коммуникативное развитие»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ» - детский сад № 10 «Чайка»

238340, Калининградская обл., г. Светлый, пер. Сосновый, д 12, тел. 8-40152-3-55-45,

факс 8-40152-3-23-15,  E-mail: mdouchaika@yandex.ru

Рабочая программа

основной общеобразовательной программы дошкольного образования

культурной практики «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику»

образовательной области «Познавательное развитие»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

        

Разработчик:

 Воспитатель:

Лебедева Наталья Геннадьевна


г. Светлый 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1

Пояснительная записка

3

Цель и задачи

3

Планируемые результаты освоения культурной практики

3

2

Содержание рабочей программы

4

Тематический план

4

Система педагогической диагностики

10

3

Материально-техническое обеспечение

11

4

Методическое обеспечение

11

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ,  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного  образования и представляет собой локальный акт МАДОУ МО «СГО» – д/с №10 «Чайка» написанной на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ МО «СГО» – д/с №10 «Чайка», с учётом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей пятого года обучения в культурной практике  «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику» и направлена на реализацию образовательной области «Познавательное развитие»

Цель и задачи

Цель: развитие у детей познавательных интересов, математическое развитие детей 6–7 лет.

Задачи:

  • Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как…; столько же, сколько…), порядка (тяжелый, легче, еще легче…), включения (часть и целое). Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.
  • Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения  количества и результата сравнения в пределах первого десятка.
  • Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и  уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших.
  • Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости.

Планируемые результаты освоения культурной практики

- Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по одному–двум свойствам,

- Обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение.

- Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

2. Содержание рабочей программы

Наименование и

№ раздела

Наименование и № темы

Объем программы (количество учебных часов)

Раздел 1. "Развитие сенсорной культуры"

Тема 1. Геометрические фигуры

6

Тема 2. Величина

5

Тема 3. Ориентировка в пространстве

7

Раздел 2. "Первые шаги в математику"

Тема 4. Количество и счет

10

Тема 5. Ориентировка по времени

4

Тема 6. Логические задачи.

4

Итого

36

Тематический план

Тема

Задачи

Планируемые результаты

 Тема 1. Простые арифметические задачи на сложение. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 167

Учить решать и составлять простые арифметические задачи на сложение; правильно формулировать вопросы к задаче; понимать отличие задачи от рассказа. Совершенствовать умение находить соседние числа на числовой прямой в пределах 10.

Решают простые арифметические задачи на сложение; определяют соседние числа на числовой прямой.

Тема 2. Геометрические фигуры. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 169

Познакомить детей с понятием плоские и пространственные фигуры. Совершенствовать умение решать простые арифметические задачи на сложение.

Называют геометрические фигуры расположенные на плоскости и в пространстве. Определяют отличие задачи от рассказа.

Тема 3. Простые арифметические задачи на вычитание. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 170

Учить решать и составлять простые арифметические задачи на вычитание; правильно формулировать вопросы к задаче; Упражнять в ориентации на плане. Продолжать развивать логическое мышление.  

Используют приемы сравнения и упорядочивания чисел в пределах 10 (больше/меньше). Решают простые арифметические задачи на вычитание.

 Тема 4. Ориентирование на плоскости Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 172

Развивать логическое мышление. Продолжать учить моделировать геометрические фигуры.  Закреплять умение решать и составлять простые арифметические задачи на вычитание.

Составляют геометрические фигуры на плоскости. Правильно называют геометрические фигуры. Составляют и решают задачи на вычитание.

Тема 5. Условная мерка, измерение длин предметов. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 173

Продолжать учить детей решать простые арифметические задачи, основываясь на наглядной основе. Упражнять в измерении длин предметов с помощью  условной мерки. Развивать логическое мышление.

Решают простые арифметические задачи. Знакомятся с понятием условная мерка.

Тема 6. Симметричные фигуры. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 175

Закреплять умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Упражнять детей в порядковом счете предметов. Закреплять знания детей о симметрии.

Применяют порядковый счет при счете предметов. Решают простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Выполняют задание на определение симметрии.

Тема 7. Знакомство с тремя протяженностями предметов. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 131

Познакомить с тремя протяженностями предметов. Учить видеть независимость числа предметов от их расположения. Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры.

Сгруппировывают предметы по назначению. Выкладывают из палочек геометрические фигуры.

Тема 8. Числа второго десятка от 11 до 15. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 176

Познакомить детей с образованием чисел второго десятка; учить считать до 15, обозначать количество предметов от 11 до 15 цифрами. Закреплять умение решать простые арифметические задачи..

Решают простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Сравнивают числа в пределах 10 (больше/меньше)

Тема 9. Сравнивание предметов по величине. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 134

Совершенствовать навыки счета предметов. Упражнять в умении сравнивать предметы по величине. Совершенствовать навыки конструирования.

Сравнивают предметы по величине. Знают навыки счета предметов. Составляют из геометрических фигур рисунки зверей.

Тема 10. Числа второго десятка от 16 до 20. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 178

Упражнять в решение примеров на сложение и вычитание. Познакомить с числами 16-20, закреплять навыки счета в пределах 20. Познакомить с многоугольниками.

Решают примеры на сложение и вычитание. Считают в пределах от 1 до 15. Имеют представление о многоугольнике.

Тема 11.     Монгольская игра Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 180

Упражнять в решении арифметических задач и примеров. Познакомить с «Монгольской игрой». Развивать логическое мышление.

Решают примеры и простые арифметические задачи. Составляют многоугольники из геометрических фигур.

Тема 12. Счет в пределах 20. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 181

Закреплять навыки счета в пределах 20. Упражнять в решении арифметических примеров. Упражнять детей в  воссоздании фигур-силуэтов. Совершенствовать умение ориентироваться на плане.

Владеют навыком счета в пределах 20. Умеют воссоздать фигуру-силуэт.

Тема 13. Знакомство с линейкой. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 183

Познакомить детей с линейкой; учить измерять с помощью линейки. Развивать логическое мышление.

Дети имеют представление о линейном способе измерения.

Тема 14. Времена года. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 185

Закреплять умение детей измерять длины предметов с помощью линейки; учить чертить по линейке. Закреплять знания о временах и месяцах года.

Измеряют длину предметов с помощью линейки. Имеют представление о линейности времен года.

Тема 15. Измеряем и считаем. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 187

Упражнять детей в измерении длин предметов с помощью линейки. Совершенствовать навыки счета и вычислений. Развивать память, логическое мышление.

Измеряют длину предметов с помощью линейки. Решают примеры и простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Тема 16. Считаем, сравниваем, составляем. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 189

Закреплять навыки вычислений и сравнения чисел в пределах 20. Совершенствовать умение составлять простые арифметические задачи. Продолжать знакомить с играми на воссоздание образа по его деталям.

Считают и сравнивают числа в пределах 20. Составляют простые арифметические задачи.

Тема 17. Моделирование геометрических фигур. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 145-146

Продолжать учить моделировать геометрические фигуры. Учить детей формировать образы на основе схематических изображений.

Умеют моделировать геометрические фигуры. Формируют  образы на основе схематических изображений.

Тема 18. Смекалка и внимание. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 192

Закреплять навыки количественного и порядкового счета. Совершенствовать умение сравнивать числа. Развивать внимание и смекалку. Учить анализировать тактильные ощущения.

Владеют порядковым счетом вы пределах 20, соотносят количество и цифру.

Тема 19. Две равные части. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 194

Совершенствовать умение решать задачи на сообразительность. Учить делить предметы на две равные части. Совершенствовать умение воссоздания образов по их составляющим.

Решают задачи на сообразительность. Могут делить предметы на две части.

Тема 20.  Старинные меры длины. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 196

Закреплять навыки деления предмета на две равные части. Закреплять умение измерять предметы с помощью линейки. Познакомить со старинными  мерами длины.

Измеряют длины сторон предметов при помощи линейки. Делят предметы на две равные части.

Тема 21.  Часы. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 197

Учить детей делить предметы на четыре равны и неравные части. Познакомить с песочными и обычными часами. Упражнять в воссоздании образа по его частям.

Делят предметы на четыре части. Воссоздают  образ предмета по его частям.

Тема 22. Учимся думать. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 160

Развитие творческого воображения, умение ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения.

Умеют ориентироваться в пространстве, распознают условные обозначения.

Тема 23. Линейный алгоритм. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 200

Закреплять навыки счета и вычислительной деятельности. Совершенствовать умение составлять целое из частей. Познакомить детей с линейными алгоритмами.

Владеют навыками счета и вычислительной деятельности. Составляют целое из частей.

Тема 24. 10-ти минутный интервал. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 203

Познакомить детей с 10-минутным интервалом, сравнивая с 5-минутным. Познакомить с блоком условного перехода. Закреплять умение делить предметы на две равные части. Развивать логическое мышление.

Решают простые примеры, составляют задачи по равенствам. Умеют разделить целое на две равные части.

Тема 25.   Учимся думать. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 164

Развитие творческого воображения, умение ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения.

Умеют ориентироваться в пространстве, распознают условные обозначения.

Тема 26. Школьный урок Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 206

Проверить умения детей:

-производить вычисления;

-работать с блок схемами;

-измерять с помощью линейки;

-ориентироваться на плане и листе клетчатой бумаги;

-решать логические задачи, задачи на смекалку.

Умеют производить вычисления, работать с блок схемами, измерять при помощи линейки, ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Тема 27. Объемные фигуры (призма). Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 146

Совершенствовать умение моделировать объемные фигуры. Закрепить представление детей о призме.

Показывают и называют плоскостную и объемную фигуры. Умеют собрать из конструктора ТИКО призму.

Тема 28. Измеряем и считаем. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 187

Упражнять детей в измерении длин предметов с помощью линейки. Совершенствовать навыки счета и вычислений. Развивать память, логическое мышление.

Измеряют длину предметов с помощью линейки. Решают примеры и простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Тема 29. Счет в пределах 20. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 181

Закреплять навыки вычислений и сравнения чисел в пределах 20. Совершенствовать умение составлять простые арифметические задачи. Продолжать знакомить с играми на воссоздание образа по его деталям.

Владеют навыком счета в пределах 20. Умеют воссоздать фигуру-силуэт.

Тема 30. Смекалка и внимание. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 192

Закреплять навыки количественного и порядкового счета. Совершенствовать умение сравнивать числа. Развивать внимание и смекалку. Учить анализировать тактильные ощущения

Владеют порядковым счетом вы пределах 20, соотносят количество и цифру.

Тема 31. Две равные части. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 194

Совершенствовать умение решать задачи на сообразительность. Учить делить предметы на две равные части. Совершенствовать умение воссоздания образов по их составляющим.

Решают задачи на сообразительность. Могут делить предметы на две части.

Тема 32. Старинные меры длины. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 196

Закреплять навыки деления предмета на две равные части. Закреплять умение измерять предметы с помощью линейки. Познакомить со старинными  мерами длины.

Измеряют длины сторон предметов при помощи линейки. Делят предметы на две равные части.

Тема 33. Песочные и обычные часы. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 197

Учить детей делить предметы на четыре равны и неравные части. Познакомить с песочными и обычными часами. Упражнять в воссоздании образа по его частям.

Делят предметы на четыре части. Воссоздают  образ предмета по его частям.

Тема 34. Линейный алгоритм. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 200

Закреплять навыки счета и вычислительной деятельности. Совершенствовать умение составлять целое из частей. Познакомить детей с линейными алгоритмами.

Владеют навыками счета и вычислительной деятельности. Составляют целое из частей.

Тема 35. Минутные интервалы. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 203

Познакомить детей с 10-минутным интервалом, сравнивая с 5-минутным. Познакомить с блоком условного перехода. Закреплять умение делить предметы на две равные части. Развивать логическое мышление.

Решают простые примеры, составляют задачи по равенствам. Умеют разделить целое на две равные части. Оперируют 10-ти минутными интервалами.

Тема 36. Закрепление пройденного материала. Источник: Л. Н. Коротовских "Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", стр. 206

Закреплять навыки детей в количественном и порядковом счете. Закреплять знание о геометрических фигурах. Совершенствовать умение детей составлять число 10 из двух меньших чисел.

Дети знают количественный и порядковый счет. Знают и называют геометрические фигуры .Составляют число 10 из двух меньших чисел.

Система педагогической диагностики

Диагностика качества освоения образовательной областью проводиться в электронной форме модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, разработанным Министерством образования.

Цель:изучить математические  знания детей 6 –7 лет.

Методы диагностических исследований: проблемно – игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, дидактические игры.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному–двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения  предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи  изменения  и  неизменности  не  устанавливает,  не  объясняет  сущностьдействий. Самостоятельности и творчества не проявляет. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.

Средний. Ребенок осуществляет классификацию по одному–двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые  измененияв группахпредметов, величин. Не проявляет инициативы и творчества.

Высокий. Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по одному–двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

3. Материально-техническое обеспечение

Оборудование

«Волшебные часы» - 2шт., конструктор с блоками большого и среднего размеров-1шт, деревянный конструктор  «Город»-1шт.,  магнитный  конструктор- 1шт., деревянный конструктор из геометрических фигур-1шт., мелкий конструктор- 5шт., счетные палочки-18шт.,  домино-2шт.,  лото-2шт.,  счётный материал; «Цветные фигуры»-6шт.,  стол для проведения экспериментов; резиновый коврик; контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов; шнуровки,  

Материалы

Плакаты «Решаем примеры»-1шт.; «Посчитаем»-1шт., «Состав числа»-1шт., «Плоские фигуры»-1шт,

Игры

Палочки Кюизенера-1шт., «Цвет и форма»-1шт.; «Логика»-1 шт., «Часть и целое»-1шт.,«Арифметика»-1шт,  «Считалочка»-1шт.,  «Веселые цифры»-1шт., кубики«Хамелеон»-1шт., математическое  лото-1шт., блоки Дьенеша-1шт., танграм-4шт.; «Лабиринты»-10шт., «Четвёртыйлишний»- 2шт.

ТСО

Телевизор, DVDплейер, магнитофон, мультимедиа,

экран, ноутбук.

4. Методическое обеспечение

Автор

Название

Выходные данные

Бабаева Т. И.

Гогоберидзе А. Г.

Михайлова З. А. и др

Детство.

Комплексная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс»

2019 г. 328 с

Михайлова З. А.

Бабаева Т. И.

Кларина Л. М.

Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников

СПб: «Детство-Пресс; 2012 г.

160 с.

Коротковских Л. Н.

Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста

СПб: «Детство-Пресс; 2011 г.224 с.

Бондаренко Т. М.

Организация НОД в подготовительной группе детского сада.

Воронеж: ИП Лакоцекина Н. А.

2012 г.

Горбатенко О. Ф.

Комплексные занятия с детьми 4-7 лет

Волгоград:

Учитель, 2013 г.

Вербенец А. М.

Солнцева О. В.

Сомкова О. Н.

Планирование и организация образовательного процесса ДУ по примерной образовательной программе «Детство»

СПб: Детство-Пресс

2013 г.

Коноваленко С. В.

Кременецкая М. И.

Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий

СПб: «Детство-Пресс; 2011 г.

Харько Т. Г.

Сказки фиолетового леса.

Методика познавательно-творческого развития дошкольников

СПб: «Детство-Пресс; 2012 г

Куваева Л. Н.

Микляева Ю. В.

Конспекты занятий по математике

М.: Айрис-Пресс

2008 г.

Гогоберидзе А. Г.

Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Подготовительная группа

М.: Центр педагогического образования

Гладышева П. П.

Рабочая программа воспитателя. Подготовительная группа

Волгоград: Учитель. 2014 г.

Ефанова З. А.

Елоева А. В.

Планирование комплексных занятий по программе «Детство»

Волгоград: Учитель. 2014 г.

Михайлова З. А.

Каменная А. С.

Образовательные ситуации в детском саду

СПб: «Детство-Пресс; 2015 г

Михайлова З. А.

Игровые задания для дошкольников

СПб: «Детство-Пресс; 2015 г



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ»-Детский сад №10 «Чайка»

238340, Калининградская обл., г. Светлый, пер. Сосновый, д.12, тел. 8-40152-3-55-45,

Факс.8-40152-3-23-15,E-mail: mdouchaika@yndex.ru

Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования

культурной практики «Социально – коммуникативное развитие»

образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

возраст обучающихся: 6-7 лет

Разработчик:

Воспитатель: Лебедева Наталья Геннадьевна

г.Светлый

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1

  Пояснительная записка

3

Цель и задачи

3

Планируемые результаты освоения культурной практики

4

2

Содержание рабочей программы

5

Тематический план

6

Система педагогической диагностики

14

3

 Материально – техническое обеспечение

16

4

Методическое обеспечение

16

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МАДОУ МО «СГО» – д/с № 10«Чайка»написанной на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ МО «СГО» – д/с № 10 «Чайка», с учётом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей пятого года обучения в культурной практике «Социально-коммуникативное развитие» и направлена на реализацию образовательной области «Социально коммуникативное развитие».

Цель и задачи

Цель: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, развитие игровой деятельности детей, обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.Формирование положительного отношения к труду.Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания у детей 6–7 лет.

Задачи:

  • Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
  • Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
  • Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
  • Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
  • Формирование представлений о родном городе и стране, развитие патриотических и гражданских чувств.
  • Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально–одобряемым нормам осознание поведения, роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
  • Создание условий для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.
  • Пробуждение игрового творчества детей, желания вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки.
  • Помочь ребенку обрести целостный образ взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности взрослых;
  • Ненавязчиво подвести к выводу, что правильным выбором профессии определяется жизненный успех;
  • Помочь ребенку свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице;
  • Понимать свою роль в повседневном труде, самостоятельно выполнять необходимые трудовые процессы, осуществлять самоконтроль;
  • Формировать основы экономического образа мышления, разумное ограничение детских желаний на основе адекватного отношения к рекламе, реального осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продуктов питания, воды, электричества и т. п.) в современном мире;
  • Способствовать развитию детских творческих способностей, формированию основ культуры организации свободного времени, досуга, удовлетворяющего половозрастные интересы девочек и мальчиков;
  • Обеспечить более широкое включение в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений на основе развития позиции субъекта и усложнения круга продуктивных, коммуникативных и творческих задач, связанных с трудовой деятельностью в условиях детского сада и семьи;
  • Воспитывать ответственность (за живое существо, начатое дело, данное слово), добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание как важнейшие личностные качества будущего школьника.
  • Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов поведения в них;
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Планируемые результаты освоения культурной практики

- У ребенка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Придумывает игры с «продолжением», активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах. Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх, как на ведущих, так и на других ролях. Знает много подвижных, настольно–печатных, словесных игр, считалок, прибауток. В играх с готовым содержанием следует правилам, контролирует действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет, показывает игровые действия. Придумывает новые варианты игр, действуя по аналогии с известными.

- Ребенок полностью самостоятелен в самообслуживании; инициативен, хороший организатор повседневной трудовой деятельности.  Труд результативен. Ребенок способен использовать имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов. Хорошо развиты комбинаторные умения, обеспечивающие проявление творчества и индивидуальности. Посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой. Ребенок охотно занимается досуговой деятельностью, где реализуются его склонности к разным видам ручного труда или рукоделия в соответствии с полом и характером.

- Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Его представления о безопасном поведении достаточно осмысленны. Он может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Ребенок умеет соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале; пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки  и т.п.); пользоваться под присмотром или с помощью взрослого некоторыми бытовыми электроприборами (чайник, магнитофон, телевизор, пылесос); различать отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно вести себя в лесу; быть осторожным при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте; правильно вести себя на воде,  на солнце.  Избегает контактов с незнакомымилюдьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей.

2. Содержание рабочей программы

Наименование и

№ раздела

Наименование и № темы

Объём программы

(количество учебных часов)

Раздел 1 Дошкольник входит в мир социальных отношений

Тема 1 «Люди (взрослые и дети)»

1

Тема 2 «Эмоции»

2

Тема 3«Семья»

1

Тема 4«Детский сад»

1

Тема 5«Культура поведения»

2

Тема 6«Взаимоотношения и сотрудничество»

2

Тема 7«Школа»

2

Раздел 2 Развиваем ценностное отношение  к  труду

Тема 8«Труд – социальное явление»

3

Тема 9«Предметный мир и орудия труда»

1

Тема 10«Труд взрослых»

2

Тема 11«Экспериментирование с различными материалами»

2

Тема 12«ОБЖ при обращении с бытовой техникой»

2

Тема 13«Живая природа»  (обитатели природного уголка)  

1

Тема 14«Элементарное приготовление пищи»

1

Раздел 3 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Тема 15«Внешность человека может быть обманчивой »

1

Тема 16«Опасные участки на пешеходной части улице»

2

Тема 17«Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города»

1

Тема 18«Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

1

Тема 19«Витамины и полезные продукты»

1

Тема 20«Конфликты между детьми»

1

Тема 21«Детские страхи»  

1

Тема 22«Безопасное поведение»

2

Тема 23«Режим дня»

1

Тема 24«В городском транспорте»

1

Тема 25 «На воде, на солнце»

1

Итого:

36

Тематический план

тема

задачи

планируемые результаты

Тема   1. Я и взрослые люди Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 105

Углубить знания детей о различении взрослых по возрасту , профессиям, эмоциональному состоянию; воспитывать желание и необходимость помогать взрослым в трудной ситуации; дать детям представление о том, что внешность незнакомого человека означает его намерения

Ребенок доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, вступает в общение, в совместную деятельность, стремится к взаимопониманию, в случае затруднений апеллирует к правилам.

Тема 2. Эмоциональное состояние людей Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 123

Углубить представления о различных эмоциональных состояниях взрослых, детей, о зависимости настроения человека от обстоятельств, в которые он попадает; развивать выразительность речи; воспитывать желание помочь близким людям, сверстникам

Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, проявляет участие и заботу о близких и сверстниках.

Тема 3. «Моя семья»

Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 50

Формировать представления о семье.

Воспитывать желание и потребность проявлять заботу и  

внимание к близким.

Учить интересоваться семейными традициями и ценить их.

знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию.Может рассказать о своей семье, увлечениях ее членов, истории, семейных традициях, недавних событиях и т.п.

Тема 4. «Мой любимый детский сад!» Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 25

обогащать представления детей о назначении детского сада, функциях разных помещений;

вызывать желание рассказать о жизни в своем детском саду;

способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

Имеет элементарные знания о специфике детского сада, знает, кто работает Выражает положительное отношение к детскому саду, получает удовольствие от общения и игр с детьми, участия в праздниках, досугах, мероприятиях и т.п.

Тема 5 « Вежливый человек. Что это значит?»

Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 56

Вспомнить и закрепить правила приветствия, историю этих правил.

Вызвать интерес, эмоциональный отклик и желание   соблюдать правила приветствия.

Поведение ребенка положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, охотно выполняет их.

Тема 6 «Правила поведения в общественных местах»

Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 61

Закрепить и уточнить правила поведения в общественных местах.

Учит в спектакле выразительно передавать содержание сказки,

используя жесты и мимику.

Воспитывать уважение к людям, умеющим вести себя правильно

в общественных местах, вызвать желание подражать им.

Имеет представления о нравственных качествах людей, оценивает поступки с позиции известных правил и норм.

Тема 7 «На кого бы ты хотел быть

похожим,  почему? »

Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 58

Воспитывать желание перенимать лучшие качества близких людей.     Закрепить понятие о доброте, порядочности, милосердии и т.д.

С уважением и любовью относится к близким людям, знает понятия «доброта и порядочность»

Тема 8 «Я выбираю сам(а)» Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 152

Учить ощущать свою принадлежность к маленькой группе и ответственность за результат общей работы.

Вырабатывать навык обсуждения и анализа собственного поведения и чувств. - - Учить понимать, принимать и четко следовать инструкции. Учить умению сорадоваться.

Развивать координацию, фантазию и внимание

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе

чувство веры в себя, старается разрешить конфликты. Умеет выражать и отстаивать

свою позицию по разным вопросом.

Тема 9  « Разговор о школе. Экскурсия в школу» Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 60

Воспитывать у детей желание учиться в школе, вызвать интерес к жизни   школьника.

Снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию.

Расширить и уточнить знания о школе, школьной жизни.

Имеет представления о школе, стремится к своему будущему положению школьника, проявляет уверенность в себе, положительную самооценку, чувство собственного достоинства.

Тема 10  «Кто нас учит в школе?» Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 143

Углубить представления детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях; воспитывать эмоционально – положительное отношение к школе и желание учиться

Имеет представления о школе, библиотеке.проявляет уверенность в себе, положительную самооценку,

Тема 11 «Человек трудился всегда» Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 120

Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с техническим прогрессом; поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи; развивать способность к умозаключениям, суждениям

Самостоятелен и ответственен в самообслуживании, охотно участвует в совместном труде со сверстниками, заинтересован в получении хорошего результата.

Тема 12  «Разговор о профессиях. Кем бы ты    хотел стать, когда вырастешь.» Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 59

Формировать у детей представление о том, что такое профессия; Поддерживать интерес к разным профессиям.

Воспитывать уважение к людям труда.

Способствовать самостоятельности мышления и выбора.

Ребенок проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком

Тема 13 «Человек трудился всегда» Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 120

Формировать представление детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с техническим прогрессом. Поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи. Развивать способность к умозаключениям, суждениям

Имеет представление о важности трудовой деятельности человека. Отличает профессиональный труд человека от семейного и бытового.

Добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду и в семье.

Тема 14 «Предметный мир и орудия труда» Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 101

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.

Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.

Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.

Закрепить знания о делении деревьев на лиственные и хвойные.

Развитие словарного запаса, путем введения новых слов: свойства, опыт.

Использовать опыт для нахождения истины.

Воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Воспитывать бережное отношение к деревьям (лесу, зеленым насаждениям)

Ребенок проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком

Тема 15 «Труд взрослых – производство продуктов питания» Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 126

Углубить представления детей о продуктах питания и их производстве, о взаимосвязи людей разных профессий (фермеры и работники пищевой промышленности), о роли сельскохозяйственных машин и других механизмов в труде человека; воспитывать уважительное отношение к профессиям взрослых, участвующих в производстве продуктов питания; формировать представления о полезности продуктов питания для здоровья человека

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным

видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства

Тема 16 Труд мам Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 156

Расширить представления детей о профессиях мам, их важности для людей; воспитывать уважение к труду мамы и желание делать ей подарки

сформированы представления детей о труде человека и его социальной значимости; поддерживает интерес к отображению представлений о различных профессиях в сюжетно-ролевых играх

Тема 17 «Природные ископаемые земли» Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 166

Формировать представления детей о природных ископаемых земли(уголь, песок, глина, золото и т.д.); развивать познавательный интерес

Сформированы представления о природных богатствах Земли

Тема 18 «Предметный мир - обувь» Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 151

Расширить представления детей об обуви, её разновидностях в связи с временем года (зимняя, летняя, демисезонная) и разнообразных материалах для её изготовления (кожа, резина). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и предметом

Имеют элементарные знания о происхождении, применении и сезонных особенностях обуви.

Тема 19 «Когда тебе грозит опасность?» Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 162

Расширить представления детей об опасности, которая может возникнуть дома, на улице, в транспорте и т.д., воспитывать у детей правила обращения с электроприборами и другими предметами

Знает источники опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой.

Тема 20 «Планета Земля - наш дом» Источник: О.Ф. Горбатенко "Комплексные занятия с детьми 4-7 лет", стр. 139

продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающем мире; продолжать учить детей исследовательской практике, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

Уточнить и расширить знания детей о том, что загрязняет окружающую среду.

Воспитывать желание посильно восстанавливать окружающую среду.

Бережно относится к животным и растениям

Тема 21 «Приготовление витаминного салата» «Посещение кафе «Дары осени» А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию", стр. 327

закреплять знания детей об овощах;

уточнять представление о витаминах и продуктах, которые их содержат;

учить использовать культурно-гигиенические навыки в самостоятельной деятельности;

формировать практические навыки по приготовлению салата;

воспитывать трудолюбие, организованность.

Закреплены знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека

Тема 22 «Опасные ситуации на улице»

(контакты с людьми) Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 47

Учить правильно вести себя на улице, проявлять осторожность, внимательность, осмотрительность в разных ситуациях.

Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе, умение находить выход из создавшейся ситуации.

Знакомить детей с поведением, взаимоотношением взрослых и детей.

сформировано осознанное отношение к собственной безопасности, стремление неукоснительно выполнять правила поведения при контакте с незнакомыми людьми;

Тема 23 «Правила поведения на дороге» Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 45

Закрепить правила поведения на дороге, во дворе на улице.

Учить различать и знать наиболее часто встречающиеся предупреждаю-щие дорожные знаки для пешехода и водителя.

Воспитывать чувство ответственности, осторожность и дисциплинированность.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Тема 24 «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города»

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/04/26/beseda-na-temu-ulitsa-ne-mesto-dlya-igr

Научить детей правилам поведения в опасных ситуациях, которые могут возникнуть при катании на велосипеде/самокате/роликах в городских условиях.

Сформировать умение анализировать опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании на велосипеде/самокате/роликах в городских условиях.

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Тема 25 «Один дома»

(правила безопасного поведения в быту) Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 43

Продолжать учить правильно вести себя оставаясь один дома

Рассмотреть проблемные ситуации (звонок в дверь, телефонный звонок, запах дыма и т.д.)

Воспитание выдержки, спокойствия, преодоления чувства страха.

сформировано умение самостоятельно выявлять факторы потенциальной опасности в помещении, соблюдать правила безопасного поведения, выбирать оптимальные модели поведения в проблемных ситуациях;

Тема 26 «Роль лекарств и витаминов»   Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 40

Закрепить и уточнить знания детей о лекарствах и витаминах.

Дать понятие об осторожности и запрете на пользование всеми видами лекарств и витаминов.

Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Умеет заботиться о своем здоровью, избегать ситуаций приносящих вред

здоровью.

Тема27«Я и сверстники»

Источник: О. Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», стр. 142

Развивать чувство ответственности при общении со сверстниками; воспитывать общую культуру поведения; воспитывать уважение к окружающим, умение быть внимательным.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам

поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со

взрослыми и сверстниками

Тема 28 «Детские страхи и пути их преодоления»

Источник: О. Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», стр. 81

знакомство с чувством страха;

изучение выражения эмоциональных состояний в мимике;

поиск путей преодоления страха;

учить детей выражать чувство страха в рисунке;

развивать умения справляться с чувством страха.

Умеют справляться с чувством страха

Тема 29 «Что такое дружба. Мои друзья»

Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 55

Воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи; учить понимать эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в общении; учить ценить дружеские отношения, строить их на желании помочь, доставить радость.

Обобщены и дополнены знания об особенностях дружеских взаимоотношений; ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со

сверстниками

Тема 30

«На край света» Источник: Л.Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» стр. 142

Формирование простейших навыков чтения карты, навыка ведения дискуссии

Используют умение читать схемы

Тема 31 «Правила поведения в общественном транспорте»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/02/28/pravila-povedeniya-v-obshchestvennom-transporte

Расширять у детей представления о правилах поведения в общественном транспорте.

Формировать осознанное отношение к правилам поведения в  общественном транспорте.

Воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам.

Побуждать детей к использованию в речи вежливых форм обращения.

Соблюдает правила этичного и безопасного поведения в городском транспорте

Тема 32 «Травма: как ее избежать» Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 42

Закрепить у детей понятие безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил безопасности.

Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях; обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; способствовать развитию познавательных интересов.

Обучать детей умению самостоятельно пользоваться полученными знаниями в жизни. Обучать умению соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Воспитывать умение следовать правилам основ безопасности собственной жизнедеятельности и желание соблюдать их.

Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких;Воспитывать находчивость, ответственность, сопереживание.

Сформировано умение правильно действовать в различных ситуациях, самостоятельно пользуются полученными знаниями в жизни

Тема 33 «Здоровье - главная ценность человеческой жизни» Источник: Л. Л. Мосалова "Я и мир", стр. 36

Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни, умении отличать поведение способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья.

Убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья.

Закреплять умения соотносить разные части суток с собственной деятельностью.

Сформированы представления о здоровом образе жизни. Стремление сохранять и укреплять своё здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т. п.

Тема 34 «Высоко – высоко, далеко – далеко» Источник: Л.Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» стр. 188

Формирование умений : читать и создавать символьные рисунки, выполнять действия по устной инструкции

Самостоятельно создают и читают символьные рисунки

Тема 35 «На воде, на солнце…»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/09/09/meropriyatie-solntse-vozduh-i-voda-nashi-luchshie-druzya

Познакомить с понятием того, что солнце, воздух, вода- средства оздоровления организма, рассказать о мерах безопасности при принятии солнечных ванн, сформулировать правила поведения на воде

продолжать развивать у детей связную речь, мышление, внимание, память.

Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.

Знают правила приема воздушных, солнечных и водных ванн, сформировано представление о закаливании детей к холоду и теплу, знакомы с правилами и способами закаливания

Тема 36 «Век живи – век учись!» Источник: Л.Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» стр. 19

Закрепление умений составлять рассказ по рисункам, планировать совместную деятельность, выполнять символьные рисунки

Умеют находить ответы на поставленные вопросы, самостоятельно выполняют символьные рисунки

Система педагогической диагностики

Диагностика качества освоения образовательной областью проводиться в электронной форме модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, разработанным Министерством образования.

Цель – изучить особенности социальных отношения детей подготовительной к школе группы.

Методы диагностических исследований: наблюдения, дидактические игры, игровые ситуации, игры–экспериментирования, художественное слово.

Уровни знаний детей

Низкий. Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи. Отношение к будущему (к поступлению в школу) неопределенное.

У ребенка снижен интерес к самообслуживанию, он самостоятельно не следит за своим внешним видом, не видит необходимости повседневного труда. Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий. Досуговая деятельность ребенка не ориентирована на труд.

Ребенок не проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Он не может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, не устанавливает  связи между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Ребенок не соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале; не различает отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, не умеет правильно вести себя в лесу; не всегда осторожен при общении с незнакомыми животными; не соблюдает правила дорожного движения, не умеет правильно вести себя в транспорте, на воде, на солнце. Доверяет незнакомым людям на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми.

Средний. Поведение и общение ребенка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях  может  испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему – к обучению в школе.

Ребенок самостоятелен в самообслуживании; охотно участвует в разных видах повседневного труда. Труд ребенка результативен при небольшой помощи взрослых или сверстников. Сформированы основы культуры труда. Ярко выражено стремление к самостоятельности, оказанию помощи старшим и малышам. Детский труд эпизодически включается в досуговую деятельность ребенка.

Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Он может при помощи взрослого привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, устанавливает связи между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Ребенок соблюдает  правила  безопасного  поведения  в  подвижных  играх,  в  спортивном зале; не всегда различает отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, умеет правильно вести себя в лесу; всегда осторожен при общении с незнакомыми животными. Не всегда соблюдает правила дорожного движения, умеет, при напоминании взрослого правильно вести себя в транспорте, на воде, на солнце. Не доверяет незнакомым людям на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей.

Высокий.  У ребенка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Придумывает игры с «продолжением», активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах. Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх, как на ведущих, так и на других ролях. Знает много подвижных, настольно–печатных, словесных игр, считалок, прибауток. В играх с готовым  содержанием  следует  правилам,  контролирует  действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет, показывает игровые действия. Придумывает новые варианты игр, действуя по аналогии с известными.

Ребенок полностью самостоятелен в самообслуживании; инициативен, хороший организатор повседневной трудовой деятельности.  Труд результативен. Ребенок способен использовать имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов. Хорошо развиты комбинаторные умения, обеспечивающие проявление творчества и индивидуальности. Посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой. Ребенок охотно занимается досуговой деятельностью, где реализуются его склонности к разным видам ручного труда или рукоделия в соответствии с полом и характером.

Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Его представления о безопасном поведении достаточно осмысленны. Он может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Ребенок умеет соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале; пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки  и т.п.); пользоваться под присмотром или с помощью взрослого некоторыми бытовыми электроприборами (чайник, магнитофон, телевизор, пылесос); различать отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно вести себя в лесу; быть осторожным при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте; правильно вести себя на воде,  на солнце.  Избегает контактов с незнакомыми людьми  на  улице,   вступает  в  разговор  с  незнакомыми  людьми  только  в присутствии родителей.

3. Материально-техническое обеспечение

Оборудование,

материалы

Карандаши, фломастеры, бумага.

Игры

«Мой друг», «Мое настроение», «Настроение моего друга», «Я гуляю во дворе», «Правила поведения в общественном транспорте», «Приглашаем гостей», «В гостях у бабушки», «Мы гуляем в парке, зоопарке» (правила поведения), «Навестим больного Буратино» (правила в больнице и уход за больным),«Мамины помощники», «Чужой взрослый»,«Правила поведения на улице» (включая правила дорожного поведения), «Один дома», «Все работы хороши», «Когда тебе грозит опасность», «Страна вежливости», «Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн», «Как устроено тело человека», «Праздники на Руси».

Игрушки

Игрушки разных профессий (художник, повар,доктор и т.д)

Демонстрационый

материал

Иллюстрации, настольный театр.

ТСО

магнитофон, мультимедийный экран, ноутбук

4. Методическое обеспечение

Автор

Название

Выходные данные

Бабаева Т. И.

Гогоберидзе А. Г.

Михайлова З. А. и др

Детство.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс»

2015 г. 528 с

Бондаренко Т. М.

Организация НОД в подготовительной группе детского сада.

Воронеж: ИП Лакоцекина Н. А.

2012 г.

Горбатенко О. Ф.

Комплексные занятия с детьми 4-7 лет

Волгоград:

Учитель

2013 г.

Мосалова Л.Л.

Я и мир

Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

СПб: Детство-Пресс, 2013

Кобзева Т. Г.

Организация деятельности детей на прогулке.

Подготовительная группа

Волгоград:

Учитель

2013 г.

Вербенец А. М.

Солнцева О. В.

Сомкова О. Н.

Планирование и организация образовательного процесса ДОУ по примерной образовательной программе «Детство»

СПб: Детство-Пресс

2013 г.

Коноваленко С. В.

Кремецкая М. И.

Развитие коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста

СПб: «Детство-Пресс; 2011 г

Шаламова Е. И.

Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями

СПб: «Детство-Пресс; 2012 г

Тимофеева Л. Л.

Ребёнок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной группе

СПб: «Детство-Пресс; 2012 г

Алябьева Е. А.

Тематические дни и недели в детском саду

М.: Сфера 2013 г.

Кравченко И. В.

Долгова Т. Л.

Прогулки в детском саду.

Старшая и подготовительная группы

М.: Сфера, 2013 г.

Гогоберидзе А. Г.

Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Подготовительная группа

М.: Центр педагогического образования

Гладышева П. П.

Рабочая программа воспитателя. Подготовительная группа

Волгоград: Учитель. 2014 г.

Ефанова З. А.

Елоева А. В.

Планирование комплексных занятий по программе «Детство»

Волгоград: Учитель. 2014 г.

Нищева Н. В.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

Опыты, эксперименты, игры

СПб: «Детство-Пресс; 2015 г

Михайлова З. А.

Каменная А. С.

Образовательные ситуации в детском саду

СПб: «Детство-Пресс; 2015 г

Михайлова З. А.

Игровые задания для дошкольников

СПб: «Детство-Пресс; 2015 г

Шорыгина Т. А.

Безопасные сказки

М.: Сфера, 2016 г.

Т.И. Бабаева,

Т.А. Березина и др.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».  Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие.

СПб.: ООО 58«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016

Интернет - ресурсы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/09/11/perspektivnoe-planirovanie-v-podgotovitelnoy-gruppe

https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/115658-konspekt-nod-predmetnyy-mir.html

https://infourok.ru/konspekt-nod-mir-vokrug-nas-v-podgotovitelnoy-gruppe-oo-poznavatelnoe-razvitie-3322649.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програмы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет

Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...

Конспект ОД по развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику.

Для развития у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование основ безопасности у дошкольников» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Подготовительная группа № 26 К. Ю. Белая Воспитатель: И. Н. Кобзарева 2023-2024 уче

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование основ безопасности у дошкольников» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Подготовительная группа № 26 К. Ю. Белая ...