Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМС Тема: ЗНАКОМСТВО С ТАБЛИЦЕЙ (старший возраст)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Манзюк Светлана Борисовна

Цель: развивать интерес к математическим играм

Программные задачи:

  1. Познакомить детей  с таблицей; ввести понятия «столбцы», «строчки»;
  2. Учить ориентироваться в пространстве (таблице);
  3. Продолжить формирование навыка счета;
  4. Развить логическое, экономическое, конструктивное  мышление
  5. Закрепить знания о геометрических фигурах;
  6. Воспитывать умение работать в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_konspekt.docx30.49 КБ
Файл tablitsa_mat.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по РЭМС

Подготовила: С.Б.  Манзюк, воспитатель

Тема: ЗНАКОМСТВО С ТАБЛИЦЕЙ

Цель: развивать интерес к математическим играм

Программные задачи:

  1. Познакомить детей  с таблицей; ввести понятия «столбцы», «строчки»;
  2. Учить ориентироваться в пространстве (таблице);
  3. Продолжить формирование навыка счета;
  4. Развить логическое, экономическое, конструктивное  мышление
  5. Закрепить знания о геометрических фигурах;
  6. Воспитывать умение работать в парах.

Материал: слад – шоу «Знакомство с таблицей»

Материал раздаточный:  схемы – таблицы, геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) четырёхцветов (красный, синий, желтый и зелёный), схемы – состав числа 5 (5 рублей) и монеты достоинством 1рубль и 2 рубля; схемы для конструирования из танграма; предметные карточки.

Ход НОД

1 часть

Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофон,

Остеклённые балконы (дом)

Вопросы к детям:

- А какие бывают дома (деревянные, высотные..)

Воспитатель предлагает поиграть:

«Давайте поиграем: я показываю вам карточку  с цифрами, а вы называете  какой дом по количеству этажей?»

1 – одноэтажный

2 – двухэтажный

3 – трёхэтажный

4 – четырёхэтажный

5 – пятиэтажный

6 – шестиэтажный

7 – семиэтажный

8 – восьмиэтажный

9 – девятиэтажный

10 – десятиэтажный

А если есть 1 подъезд – одно подъездный

4 – четырёх подъездный …

Цель игры: закрепить знания цифр от 1 до 10; умение составлять слова и словосочетания  согласно числительного.

2 часть

Воспитатель:

- Ребята, пока мы с вами беседовали, я получила СМС с тревожной новостью. Дело в том,  что строители построили  дома для жильцов. А у них проблема: не могут заселиться. Пойдемте,  посмотрим и поможем.

- Ребята это необычные жильцы. Они живут в стране геометрических фигур.

Воспитатель предлагает поехать на  такси,  и раздаёт карточки.

Детям предлагается найти  такую же фигуру, но у другого человека.

Игра «Найди пару»

Цель игры: учить детей находить пару; развивать глазомер и внимание.

Дети находят себе пару и таким образом приезжают в страну геометрических фигур.

Затем воспитатель предлагает сесть детям  за столы.

На столе карточки – « дома».

Воспитатель объясняет детям, что наши фигурки живут вот в таких домах.

Воспитатель рассказывает, что это «дом». В доме 4 подъезда и три  этажа (слайд)

И предлагает детям провести пальчиком по каждому этажу (начиная с верхнего этажа)

На подносе фишки (геометрические фигуры)

Вопрос к детям:

- Чем они отличаются? (форма и цвет)

Дети заселяют фигуры  по квартирам (на своё усмотрение).

Но, в конечном счёте,  выясняют, что одна «квартира» пуста (слайд)

Вопрос к детям:

- А  как вы считаете, какая фигура потерялась? (ответы детей)

Воспитатель предлагает обратиться за подсказкой  к компьютеру (слайд)

Игра: «Найди по описанию»

Цель: развивать логическое мышление, используя блоки  Дьенеша.

Дети делают вывод, что потерялась фигура – красный квадрат

Дети заселяют красный квадрат в дом.

Затем воспитатель  предлагает всем фигуркам выйти  из  «дома» на прогулку. («дом» пуст)

Физминутка.

Воспитатель.

- А сейчас наши фигурки  возвращаются домой.

Дети  опять расставляют свои фигурки по квартирам

Воспитатель работа  на доске, а дети за столами (слайд)

Но воспитатель обращает внимание,  что «некоторые фигуры поменяли свои комнаты. И очень недовольны. У нас опять проблема. Почему так получилось?»

Воспитатель обращает внимание «на чердак в доме».

-  «Он заколочен, давайте его откроем».

Дети открывают «чердак», а там появляются фигуры. Воспитатель комментирует, что это «подсказка», которая  поможет нам  поставить   каждую фигуру  на  своё место. т.е. в каждом подъезде дома живут одинаковые фигуры (по размеру).

Затем воспитатель предлагает открыть первый подъезд у дома.

Дети обнаружили там  «цветные пятна» -  «цветовые ориентиры».

 Из совместного диалога  и размышления  взрослый и дети приходят к выводу: на каждом этаже должны жить фигуры только одного цвета.

Дети расселяют свои фигуры относительно ориентиров – «подсказок».

Воспитатель:

- Ребята этот дом для фигур называется таблица, подъезды – это столбцы, а этажи – строки.

Далее воспитатель проводит игру: «Помоги  милиционеру и доктору»

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям:

- Представьте себе, что к вашему дому подошёл полицейский и спрашивает:

« Я ищу преступника.  Он живут на верхней строке во 2 столбце.  Скажите, пожалуйста,  кто  у вас живёт там?» (красный круг).  

Взрослый продолжает, а если к вам приехала скорая помощь, и врач обращается к вам за помощью и спрашивает: «Где проживает синий треугольник?» (ответы детей).

А здесь приехала бабушка и разыскивает своего внука:

« Внучок у меня – это желтый квадрат» (3 строка и 3 столбец)

Воспитатель рассказывает детям, что после того как люди получили квартиру у них обязательно должно быть новоселье (новоселье – это веселье)(слайд).

И обращает внимание,  что всех детей  пригласили на новоселье.

Взрослый уточняет, что с пустыми руками не ходят в гости.

- Нужен подарок, а его можно купить только за деньги.

У вас на подносе лежат монеты: разного достоинства (1 рубль, 2 рубля).

Подарок можно купить за 5 рублей.

Вам надо будет решить такую задачу. Ваш подарок стоит 5 рублей. Какими монетами вы можете расплатиться при покупке ?

Игра «Составь число 5 из наименьших» (1 и 2).

Материал: на каждого ребёнка схема «Состав числа 5», монеты (муляжи) достоинством 1 и рубля.

Дети работают самостоятельно.

Затем воспитатель проверяет на доске (дети делают проверку у себя).

Дети берут свои деньги и выбирают товар, который стоит 5 рублей.

Воспитатель напоминает, что наши человечки из страны геометрических фигур.

Физминутка

«Новоселье»

Воспитатель продолжает свой рассказ о новоселах и говорит, что очень часто после того как люди обживаются в новом доме, им  почему то не нравятся обои, у кого то разбилась ваза при переезде, у кого то сломалась сантехника или отвалилась в ванной комнате плитка и разбилась.   Воспитатель предлагает помочь  хозяевам.

Детям  предлагается оказаться в  роли ремонтной бригады.

Задача, которой,  починить неполадки в доме у жильцов.

Дети делятся на бригады (по 2 человека)

На столах схемы «разбитых вещей»  и конструктор танграм.

Воспитатель обращает внимание

-  Как мы поможем  нашим друзьям? (нам поможет танграм)

С помощью танграма дети делают трубы, вазы, кружки, плитку и т.д.

Итог НОД

После этого воспитатель подводит  итог.

- Так для чего нужны таблицы. (Чтобы не заблудиться)

- Как называются этажи? (строки),

-  А подъезды? (столбцы).

- Чем мы сегодня помогли нашим человечкам? (Дети перечисляют)

- А почему нам все удалось? (ответы детей)

Приложение

Физминутка «Солнышко»

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках     (показываем ручками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка        (ручки наверх, обводим руками себя – «большое солнце»)

Маленькое солнышко я беру руками    (показываем маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками  (поднимаем руки над головой и смотрим наверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит      (показываем руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете!    (поднимаем руки над головой и разводим в стороны)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страна «Фигурная» чердак 4 3 2 1 3 4

Слайд 3

28.2.17 ?

Слайд 8

1 2 3 4 3 2 1

Слайд 10

Ваш подарок стоит 5 рублей. Какими монетами вы можете расплатиться при покупке ?

Слайд 11

Танграм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность. «Северное сияние» Художественное творчество — рисование. Старший возраст

Непосредственная образовательная деятельность. «Северное сияние» Художественное творчество — рисование. Старший возраст...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по английскому языку с детьми старшего возраста "Праздник Урожая"

Занятие было подготовлено и проведено в рамках межрегионального семинара для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с детьми старшего возраста «Здоровье берегу за осанкой я слежу».

формирование у детей старшего возраста потребность в здоровом образе жизни и в самостоятельной двигательной деятельности, развитие ловкости, координации движений, познавательного интереса....

Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие  направлено  на расширение з...

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [у]»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».Цель: Зн...