Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)

Ерусланова Светлана Владимировна

Рабочая программа кружка

« Развивай-ка »

 

Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

МБДОУ «Анцирский детский сад»

 Канского района,  Красноярского края.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ

«Анцирский детский сад»

Долингер О.В. _____________

Рабочая программа кружка

« Развивай-ка »

Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Воспитатель

МБДОУ « Анцирский детский сад»

Ерусланова С.В.,

воспитатель высшей категории.

АНЦИРЬ 2020

Пояснительная записка

Предлагаемый курс кружка определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.

Главные цели курса кружка математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

Основная идея курса кружка заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребенка.

Развитие познавательных процессов - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовке к школе.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:

- арифметическая (числа от 0 до 9, число 10, счет десятками, основные свойства чисел натурального ряда и др.),

- геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их прообразы геометрических фигур в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги и др.);

- содержательно-логическая (эта линия построена на основе математического материала двух первых линий и создает условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей).

Основными методами, используемых в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения на действиях с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.

На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания, окружающего мира - методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).

Кроме того, более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержание позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой - способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести общее развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель:

Развитие у детей глубокого устойчивого интереса к математике на основе развития познавательной активности и любознательности, с использованием средств наглядного моделирования.

Задачи:

Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

Совершенствовать умение воссоздавать силуэты из геометрических фигур.

Развивать умение преобразовывать геометрические фигуры по условиям с использованием линейки, циркуля, шаблонов, трафаретов.

Формировать у детей способность принимать предложенные им задачи и решать их самостоятельно через развивающие игры и упражнения, проблемные ситуации.

Развивать внимание, сообразительность, побуждать делать самостоятельные выводы.

Развивать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.

Содержание кружка «Развивай-ка»

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма):

- Сравнение трех и более предметов (фигур):

по размеру ( больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше - ниже, шире - уже и др.);

по форме ( круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.);

по цвету ( одного и того же цвета или разных цветов).

- Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

- Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

- Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже и др., его использование при выполнение заданий.

- Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

- Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь)

Пространственные отношения:

- Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)

- Временные представления: раньше – позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.

- Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).

- Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10:

- Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

- Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

- Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного.

- Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).

- Десяток. Счет десятками.

- Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

- Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»).

- Целое и часть.

- Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

- Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

-Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).

Простейшие геометрические фигуры:

- Отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

- Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.

- Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие:

- Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.);

- Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);

- Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);

- Мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

Планируемые результаты:

- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);

- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);

- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

- называть числа от1 до 10 (20) в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;

- различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;

- проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические умозаключения и др.).

Материально-техническое обеспечение:

Счётные палочки, и пр.

Геометрический материал (наглядный и раздаточный).

Игрушки из разных материалов и размеров.

Числовые карточки.

Цветные шнуры.

Цветные и простые карандаши.

Тетрадь в клетку.

Различные задачи, головоломки, лабиринты на развитие логического мышления.

Календарно-тематическое планирование.

Количество часов 30 в год . В неделю 1 занятие.

Календарно – тематическое планирование

кружковой работы по ФЭМП в подготовительной группе


ОКТЯБРЬ

1ч «Веселые цифры»

2ч «Задание на сложение»

«Лабиринт»

«Дорисуй узор»

3ч «Найди два одинаковых предмета»

Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность

Развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, проходить лабиринт

1ч «Молчанка»

2ч дидактическая игра «Кто, где находится? »

3ч «Кто к какому дереву идет?

Развивать навыки счета, умение устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве,

1ч «Счет с хлопками»

2ч «Напиши нужную цифру»

«Найди похожие листья»

«Закончи рисунок»

3ч «Найди лишний предмет»

Развивать: умение обобщать и классифицировать, внимание, быстроту мышления, самоконтроль

Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.

1ч «Назови соседей»

2ч «Найди одинаковые домики»

«Дорисуй домики»

3ч. Игры со счетными палочками

Развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительно

НОЯБРЬ

1ч «Счет с хлопками»

2ч «Танграм»

3ч «Продолжи узор»

Развивать умение играть в игры – головоломки, логическое мышление, умение видеть закономерность, внимание, самоконтроль

1ч «Устный счет прямой и обратный»

2ч «Танграм»

3ч «Дорисуй узор»

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание, мышцы рук, координации

1ч «Хлопки»

2ч «Рассели жильцов»

«Кто получился? »

3ч «Помоги самолету пролететь через облака»

Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших

Развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, умение видеть закономерность, глазомер

1ч «День и ночь» (какая цифра исчезла)

2ч Дидактическое пособие «Забавная арифметика»

3ч Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10

Развивать быстроту мышления, концентрацию внимания

ДЕКАБРЬ

1ч «Веселый счет»

2ч «Определи время по часам»

3ч «Найди одинаковые снежинки»

«Нарисуй снежинку»

Закрепить счет в пределах 10, решать задачки – шутки, определять время по циферблату

Развивать наблюдательность, точность движений, умение концентрировать внимание

1ч «Счет по цепочке»

2ч «Нарисуй стрелки на часах»

«Сосчитай треугольники и квадраты»

3ч «Повтори узор»

Закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате

Развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность движений

1ч «Живые цифры»

2ч «Пифагор»

3ч Дидактическое пособие «Что лишнее? »

Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение играть в игру – головоломку

Развивать сообразительность, логическое мышление, речь

1ч «Веселый счет»

2ч «Пифагор»

«Нарисуй так же»

3ч Лабиринт «Проводи Крошку крота к клумбе»

Закрепить счет в пределах 20

Развивать умение видеть, сопоставлять, ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить закономерность, точность движений, зрительную память

ЯНВАРЬ

1ч «Считай не ошибись»

2ч «Веселый счет»

«Что сначала, что потом? »

3ч «Сложи вместе»

Закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки

Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности, логическое мышление

Математический КВН

ФЕВРАЛЬ

1ч «День и ночь»

2ч «Рассели жильцов»

Дидактическое пособие «Незнайка и геометрические фигуры»

3ч «Нарисуй: что получится? »

Закрепить цифры и счет в пределах 20, геометрические фигуры

Развивать образное восприятие, внимание, глазомер, мышцы рук

1ч «Молчанка»

2ч «Коломбово яйцо»

3ч «Напиши так же»

Упражнять в умении играть в игры – головоломки.

Развивать сообразительность, зрительную память, сопоставлять, концентрировать внимание, точность движений

1ч «Я задумала число»

2ч «Покажи одинаковые цифры»

«Сложи вместе»

«Дорисуй картинку»

3ч «Помоги жирафу сорвать кокос»

Закрепить цифры и счет в пределах 20.

Развивать сообразительность, мышцы рук, точность движений, умение концентрировать внимание.

1ч «Я задумала число»

2ч «Числовые домики»

«Чего не хватает? »

3ч «Покажи одинаковые чашки»

Закрепить состав чисел 8. 9, 10 из двух меньших

Развивать умение обобщать, сопоставлять, внимание, наблюдательность

1ч «Веселый счет»

2ч Эксперименты «В каком сосуде больше воды? », «Что легче, что тяжелее? », «Что тонет, что плавает? »

Выводы

Развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

МАРТ

1ч «Веселые цифры»

2ч «Разложи по клеточкам»

«Что останется? »

«Повтори рисунок»

3ч «Найди похожие предметы»

Развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер

1ч «Измени число»

2ч Дидактическое пособие «Реши примеры»

«Найди похожие кораблики»

3ч «Помоги щенку пройти к домику»

Развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление

1ч «Не ошибись»

2ч «Неделька», «Времена года»

3ч «Соедини точки по порядку»

Закрепить временные представления: неделя, год, счет двойками, тройками в пределах 20

Развивать сообразительность, глазомер, концентрацию внимания, логическое мышление

1ч «Назови пропущенное слово»

2ч Проблемная ситуация «Что будет, если мерить разными мерками? » Выводы

Развивать умение сравнивать объём, количество сыпучих тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

АПРЕЛЬ

1ч Логическая задача

2ч Трафареты – «Обведи фигуры», «Составь изображение»

3ч Лабиринт «Найди самую короткую дорогу»

Развивать умение пользоваться линейкой, трафаретами, лекалом, воображение,

1ч Логическая задача

2ч «Найди две одинаковые фигуры»

«Найди нестандартную фигуру»

3ч Игры со счетными палочками

Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения, логическое мышление

1ч Задачи в стихах

2ч «Найди лишнее»

«Найди два зонтика»

«Нарисуй так же»

3ч Лабиринт «Помоги червяку съесть грушу»

Развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений

МАЙ

1ч «Волшебная палочка»

2ч Решение задач

2 «Исправь ошибку художника»

3ч– «Дни недели»

закрепить сет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели.

Развивать смекалку, сообразительность, быстроту реакции

1ч «Подбери пару»

2ч Решение задач

Решение примеров

Задачи на смекалку

3ч Графический диктант

Закрепление пройденного материала

1ч «Молчанка»

2ч «Назови соседей»

Электронное дидактическое пособие «Учимся определять время по часам»

3ч «Геометрическая мозаика»

Закрепление пройденного материала

Математическая олимпиада

Выявление уровня развития за год

Список литературы

  1. Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.
  2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Вторая младшая группа Срок реализации программы: 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа по развитию детей группы от 3 до 4лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ « Старошайговский детский сад №2 комбинирова...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...