Доклад "Система работы по ФЭМП"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Копытцева Елена Германовна

доклад на педагогический совет по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_doklad_k_ped.sovetu.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28»

Доклад к педагогическому совету

«Система работы по формированию элементарных математических представлений»

Подготовила:

воспитатель Копытцева Е.Г

2019г

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Математика — один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика — трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.

Для успешной работы по ФЭМП педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

-поощрять все усилия ребёнка и стремление узнать новое

-избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка

-сравнивать результаты ребёнка только с его же собственными.

Знания, которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако игра формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: «Мол, слабая группа – с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.
Не всегда учитываем особенности мышления ребенка дошкольного возраста. Характерное для ребенка 3-5 лет наглядно-действенное мышление (т.е. мышление, активизирующееся в процессе деятельности) имеет в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. В результате у ребенка формируются определенные представления и понятия.
Для детей шестого года жизни характерно наглядно-образное мышление. Наглядно- образный стиль мышления характеризуется тем, что для его активизации необходимы наглядный образ, модель, отражающая существенные черты объекта или всех объектов, объединенных данным понятием. И только к семи годам у ребенка формируется абстрактное мышление.

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями

СЛАЙД 1 Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Подготовка к успешному обучению в школе.

Задача по ОП ДО

- формирование элементарных математических представлений ,первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме,цвете,размере,количестве,числе,части и целом,постранстве и времени

        Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)-одна из образовательных областей «Познавательного развития» программы. 
На первом и втором году жизни предусматривается создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления. 
Программа предполагает занятия по ФЭМП у детей, начиная с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). 

СЛАЙД №3
Принципы обучения математике

Принцип научности.

        Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность.

Принцип наглядности.

       Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. В дошкольных образовательных учреждениях в процессе образовательной деятельности используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.

Принцип доступности.

      То, что говорит воспитатель детям, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

      Существенный признак принципа доступности — связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

Принцип активности и сознательности.

     Значение этого принципа  состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Важнейшим показателем эффективности  является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности.

Принципы систематичности, последовательности и постепенности.

Дидактические правила: идти от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение  материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей.

Принцип развивающего обучения.

             Чтобы обучение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание узнать новое. Секрет возникновения интереса к познавательной  деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям

             Принцип индивидуализации означает осуществление образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25—30 ребятишек быстро схватывает познавательный материал, а кто — медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Основной целью индивидуализации образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Возрастная адекватность математического образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Методы и приемы формирования математических представлений у   дошкольников.

            «Метод - это сердцевина образовательной деятельности, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей».

         Метод - способ действия, деятельности; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы обучения (дидактические методы) - совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.  

Методы обучения можно классифицировать по разным показателям. На сегодняшний день существует более сотни классификаций. В основе традиционной классификации лежит источник получения знаний.

         В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

        В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.). Практические методы связаны с освоением и применением знаний, умений и навыков в практической деятельности посредством упражнений, в различных играх, инсценировках, проектах, поручениях, тренингах и т.д.

   Слайд № 4     Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

- выполнение разнообразных практических действий;

-  широкое использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

        При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения.   Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: и младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.

Наиболее широко используются дидактические игры. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений..

      Все дидактические игры  по формированию элементарных математических представлений можно разделить на несколько групп:- с ними подробнее познакомит воспитатель подготовительной группы

  • Игры с цифрами и числами.
  • Игры путешествие во времени.
  • Игры на ориентировки в пространстве.
  • Игры с геометрическими фигурами.
  • Игры на логическое мышление.

             Наглядные методы включают организацию наблюдений, показ предметов, картин, иллюстраций, дидактических пособий и др. Наглядные методы бывают непосредственными (наблюдение, экскурсия, осмотр, рассматривание и т.д.) и опосредованными. Последние основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание картин, игрушек, фотографий, иллюстраций, просмотр мультфильмов, телепрограмм и пр.). Опосредованные методы рекомендуется использовать тогда, когда с объектами и предметами невозможно познакомиться непосредственно.

           Словесные методы связаны с использованием слова как средства коммуникации, передачи информации. С развитием наглядно - образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением, чаще используются рассказ, беседа, чтение без опоры на наглядность, словесные дидактические игры и пр.

В практике работы педагога методы не существуют в чистом виде: наглядные методы сопровождаются словом, в словесных применяются средства наглядности, практические связаны и с теми, и с другими методами.

Слайд 6

И.Я. Лернером и Н.М. Скаткиным предложена классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный (информационно - рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый (эвристический), исследовательский.

Слайд 7

      Метод проблемного изложения позволяет педагогу формировать у детей умение анализировать проблемы, образовательные задачи, показывать образцы осуществления познавательно-исследовательской деятельности. При использовании данного метода получают развитие все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь.

        Частично поисковый (эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом организуется не сообщение, а добывание знаний. Важнейший итог его использования - освоение детьми способов познания. Частично поисковым данный метод назван в связи с тем, что предполагает помощь педагога в ситуациях, когда обучаемые не могут решить задачу или разрешить проблему самостоятельно.

Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания, выбором методов познания. Использование данного метода определяет высокую познавательную активность детей, интерес к деятельности, системность и осознанность получаемых знаний.

Экспериментирование - это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

В работе дошкольных образовательных организаций традиционно преобладают словесные и наглядные, объяснительные и иллюстративные методы часто в ущерб практическим, проблемным и поисковым. Это закрывает дошкольнику возможность проявлять активную позицию в познании окружающей действительности, применять полученные знания, умения, опыт в различных видах деятельности.

Решение современных задач математического образования требует использования активных методов организации детских видов деятельности - метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов. Выбор активных методов организации детских видов деятельности позволяет обеспечить субъектную позицию ребенка в образовательной деятельности, поддержать естественный ход развития психических процессов, коммуникативных способностей, личностного становления.

 Педагогу необходимо уметь не только правильно выбирать методы обучения, но и обеспечивать соответствующий зоне ближайшего развития ребенка уровень сложности заданий, ситуаций, в которые погружаются дети.

Методы организации и осуществления образовательной деятельности.

     Построение образовательной         деятельности по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно - ориентированном.

       Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

СЛАЙД 7

   Приемы формирования элементарных математических представлений

В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно - практически-действенный характер.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

4. Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Широко используются модели при формировании: 

  • временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь;
  • количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных:  (модели геометрических фигур) и т. д.  
  • при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

5.Решение проблемных ситуаций.

      Проблемная ситуация и постановка проблемы оживляют воспитательно-образовательный процесс, вовлекают дошкольников в продуктивную деятельность. Удивление ребят может вызвать оригинальное решение задачи или упражнения, невероятный результат, очень быстрое решение «сложной» задачи и т.п. Дошкольник должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход.

Основным условием возникновения проблемной ситуации является потребность ребенка в раскрывающемся отношении, свойстве или способе действия. Знание способов действия обеспечивает как успех в деятельности, так и успешный результат. Успешный же результат стимулирует активность и поддерживает устойчивую мотивацию. 

Этапы решения проблемной ситуации:

  • Обнаружение проблемы и ее фиксация.
  • Нахождение детьми различных способов решения проблемы. Экспериментальные действия, их обсуждение.
  • Выполнение задания.
  • Решение познавательных задач – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить.

6.Игры-экспериментирования.

             

Задачи экспериментирования в формировании элементарных математических представлений:

  1. Обучать  детей сравнению, измерению предметов и различных веществ, учить  самостоятельно находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.
  2. Обучать  анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности.

Например такие игры:

«Измерение ленты», «Измерение объемов сыпучих веществ»(Горох, гречка, рис и т д), «Взвешивание и сравнение предметов по весу и занимаемому объему» и др.

7. Один из основных приемов формирования элементарных математических представлений во всех возрастных группах — вопросы к детям. В педагогике принята следующая классификация вопросов: слайд 8

- репродуктивно - мнемонические  (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?);

- репродуктивно -  познавательные   (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один?  Какое число больше (меньше): девять или семь?);

-продуктивно - познавательные  (Что надо сделать, чтобы кружков стало по 9?  Как разделить полоску на равные части?   Как можно определить, который флажок в ряду красный?).

       Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.

Основные требования к вопросам как методическому приему:

- точность, конкретность, лаконизм:

- логическая последовательность;

- разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-разному.

- оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

- вопросы должны развивать мышление ребенка, заставлять задуматься, выделить требуемое, провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;

-количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

- следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

        Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный ребенок

Слайд 9.  

Требования к вопросам воспитателя:

  • точность, конкретность, лаконизм;
  • логическая последовательность;
  • разнообразие формулировок;
  • небольшое, но достаточное количество;
  • избегать подсказывающих вопросов;
  • умело пользоваться дополнительными вопросами;
  • давать детям время на обдумывание.

Требования к ответам детей:

  • краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
  • на поставленный вопрос;
  • самостоятельные и осознанные;
  • точные, ясные;
  • достаточно громкие;
  • грамматически правильные.

Слайд 10

Формы работы по развитию элементарных математических представлений.

  • Непосредственно образовательная деятельность.
  • Демонстрационные опыты.
  • Сенсорные праздники, математические досуги, развлечения.
  • Театрализация с математическим содержанием.
  • Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Беседы.
  • Самостоятельная деятельность в развивающей предметно-пространственной среде.

Дидактические   средства   являются   своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

Слайд Средства формирования элементарных математических представлений:

- наглядный дидактический материал для непосредственно образовательной деятельности;

- оборудование  для   самостоятельных   игр   и   занятий   детей;

- дидактические  игры  и  упражнения для  формирования  количественных,   пространственных  и  временных  представлений у дошкольников;

- демонстрационный и раздаточный материал и др.

К демонстрационным и раздаточным материалам относятся:

- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т.д.;

- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —,= , >, <;

- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

- карточки и таблицы;

- модели («числовая лесенка», календарь и др.);

- логические блоки;

- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

- оборудование для проведения дидактических игр;

-приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты и др.).

           Слайд

В   процессе специально организованных упражнений в образовательной деятельности используют:

- пособия для обучения детей счету;

- пособия для упражнений в распознавании величины  предметов;

- пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;

-пособия для  упражнения  детей  в  пространственной  ориентировке;

-пособия для упражнения детей в ориентировке во времени.

        

      Все   эти   средства   лучше   всего   поместить   непосредственно   в развивающей предметно-пространственной среде, периодически   их  следует  обновлять,  учитывая  детские  интересы   и наклонности.   К ним необходимо обеспечить свободный доступ воспитанников  и их широкое использование.

       Действуя с разнообразными дидактическими средствами самостоятельно, ребенок закрепляет знания, полученные на занятиях. Самостоятельная деятельность под руководством педагога дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная структура ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по ФЭМП

Планирование по Л,Г. Петерсону ,Н,П.Холиной,(Средняя группа),используя ФГТ....

Реализация ФГТ. Планирование образовательной работы по ФЭМП, с детьми старшего дошкольного возраста

Направление "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область "Познание"Лит-ра:* ФГТ в ДОУ:Планирование образовательной деятельностистаршая группа* Л.Г. петерсон, Н,П. ХолинаРаз-ступенька,Два ст...

перспективный план работы по ФЭМП в средней группе

Перспективный план работы разработан в помощь воспитателям и медотдистам дошкольных учреждений, для разработки и проведения занятий по ФЭМП в средней группе...

Системы работы по ФЭМП

В данной консультации собран материал по организации работы по ФЭМП в детском саду....

Перспективный план работы по ФЭМП

ДАННЫЙ ПЛАН РАБОТЫ РАЗРАБОТАН ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ по формированию элементарных математических представлений...

Перспективный план работы по ФЭМП подготовительная группа

Перспективный план составлен на основе программы "Развитие" Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко....

Опыт работы по ФЭМП

МБДОУ детский сад № 57 города БеловоТема: «Развитие математических представлений и логического мышления у детей».( Из опыта работы).Подготовительная группа Составила:   Шапран Яна...