Формирование элементарных математических представлений у детей раннего и младшего возраста посредством сказки
статья по математике (младшая группа)

В статье рассмотрены основные методы и приемы включения сюжетов сказок в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми раннего и младшего возраста .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лесных А.О.

воспитатель МАДОУ ДС №47 «Лесовичок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Гуженко Э.Э.

воспитатель МАДОУ ДС №47 «Лесовичок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Погодина Н.И.

воспитатель МАДОУ ДС №47 «Лесовичок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего и младшего возраста посредством сказки

Аннотация: в статье рассмотрены основные методы и приемы включения сюжетов сказок в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми раннего и младшего возраста .

Ключевые слова: ранний возраст, формирование элементарных математических представлений, организованная образовательная деятельность, пространственные отношения, количественные свойства, величина, порядковый счет, навыки, игра.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Уже с самого раннего возраста дети, незаметно для себя и родителей, входят в мир математики. В течение всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Дети очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми. Во многих сказках математическое начало видно на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко.

Основными целями развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста являются:

- развитие любознательности и положительной мотивации у детей;

- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количество, величина, форма).

Включение сюжетов сказок в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми раннего возраста способствует тому, что ребенок из пассивного бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, что в свою очередь помогает формировать у ребенка устойчивую положительную мотивацию к изучению математики. Обеспечить математическое развитие детей раннего возраста, отвечающее современным требованиям, возможно средствами сказки, ведь сказка совершенствует ум ребенка, помогает развить его речь, познать окружающий мир.

Пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в сказке «Репка». Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается по мере того, как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизинера и т.п. На материале этой сказки у детей формируются количественные представления: один, много, а также представления о величине (большой, маленький). В организованной образовательной деятельности можно использовать магнитный театр «Репка», который легко изготовить своими руками. Этот же театр можно использовать и в индивидуальной работе с детьми, а также предложить детям самостоятельно выстроить героев в ряд, обыграть сказку, вспомнить, в каком порядке появлялись сказочные герои, ответить на вопросы «Кто самый большой?», «Кто самый маленький?» и т.д.

Сказки «Теремок» и «Рукавичка» помогает запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке, как образуются последующие числа. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Помогут ребенку пересчитать персонажей сказок красочные иллюстрации. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. Мы предлагаем изготовить пальчиковый театр из фетра «Рукавичка», который можно использовать как и в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной и групповой работе.

Героев сказки «Колобок» можно «зашифровать» с помощью геометрических фигур, изготовив дидактическую игру. Данная игра подходит для индивидуальной и групповой работы. Так в игровой форме дети легко учатся различать предметы по форме и называть их.

Материал сказки «Три медведя» можно использовать для формирования у детей представлений о величине предметов (большой, маленький). Читая сказку “Три медведя”, можно и медведей посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками и кроватями. Для этого можно использовать настольные игры-лото, которые подходят для групповой и индивидуальной работы с детьми. Магнитный театр по сказке «Три медведя» легко изготовить своими руками, использовать его можно для фронтальной, групповой, индивидуальной и самостоятельной работы детей.

Перед проведением занятий обязательно проводится предварительная работа с детьми: чтение сказки, инсценировка сказки или части ее в каком-либо из видов театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, ее наполняют математическим содержанием. Игры и игровые упражнения должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному», необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Математические игры по сюжетам сказок могут быть использованы как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

При использовании сказок в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста основной акцент делается на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Опыт работы по включению сюжетов сказок в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми раннего возраста позволяет сделать следующие выводы:

1. Занятия с использованием сказки, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.

2. Развивается эмоциональная отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.

3. У детей формируется устойчивая положительная мотивация к изучению математики

4. Формируются приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

5. Развивается самостоятельность познания.

6. Использование дидактических игр по сюжетам сказок способствует развитию мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий проводятся в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку).

Сказка является эффективным средством формирования математических представлений у детей раннего возраста, так как дети очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми. Во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.

Список использованных источников

1. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464 с. – (Для пап и мам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....

"Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр" 9.02.2021 г.

Слайд №1 В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр 11.02.2021 г.

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, где детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественн...

Методические рекомендации «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Цель методической разработки – представление практического материала для организации работы по развитию элементарных математических представлений у ребенка раннего возраста.Задачи:1. Позна...

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактического материала «Дары Фрёбеля», модуля номер 1 «Текстильные мячики»

Формирование у детей элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является одним из важных условий развития ребенка, которое служит основой дальнейшего обогащения знаний об окру...