Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Мир сенсорики»
методическая разработка по математике (средняя группа)

Казакова Маргарита Александровна

Направленность программы «Мир сенсорики» (математика) – социально-педагогическая.  Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.       В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

  Актуальность

Современные дети живут в быстроменяющейся эпохе информационной цивилизации. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность имеет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть способами эффективной переработки информации. Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 4-5 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.

       Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов   в образовательной деятельности по формированию математических представлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_matematika_sr.gr_.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Алёнка»

Рекомендовано к утверждению

педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад «Алёнка»

от                .2020г. №

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Алёнка»___________Т. В. Дякина

Приказ от               2020г. №

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

 «Мир сенсорики»

(ознакомительный уровень)

Возраст обучающихся – 4 - 5 лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Маргарита Александровна Казакова

воспитатель

Кирсанов

 2020 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  1. Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»

  1. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

 «Мир сенсорики» (математика)

3. ФИО, должность составителя

Казакова Маргарита Александровна (1-я квалификационная категория)

  1. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008.

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

социально-педагогическая

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст обучающихся по программе

4-5 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

4.8 Рецензенты

Радянская Светлана Вячеславовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Алёнка» (1-я квалификационная категория)

4.9 Заключение

педагогического совета

Протокол заседания от            .2020г. №

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.

Программа «Мир сенсорики» направлена на развитие у детей познавательной активности, интереса к математике, развитие логического мышления через систему увлекательных игр и упражнений с цифрами, геометрическими фигурами, позволяя качественно подготовить к школе.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Направленность программы «Мир сенсорики» (математика) – социально-педагогическая.  Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.       В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

  Актуальность

Современные дети живут в быстроменяющейся эпохе информационной цивилизации. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность имеет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть способами эффективной переработки информации. Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 4-5 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.

       Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов   в образовательной деятельности по формированию математических представлений.

Педагогическая целесообразность Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Отличительные особенности

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир сенсорики» (математика) предоставляет систему занимательных, мыслительных игр и упражнений, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками логического мышления, подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе, обеспечить его общее интеллектуальное развитие, развивать познавательный интерес, стремление к интеллектуальному труду и познавательной активности, а также способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.  В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением.

Программа «Мир сенсорики» представляет собой модифицированный вариант синтеза нескольких программ. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа является комплексной и включает в себя 5 блоков:

  • «Количество и счет»
  • «Геометрические фигуры»
  •  «Определение величины»
  • «Ориентировка во времени, в пространстве»
  • «Решение логических задач»

Каждый из блоков не выделяется в самостоятельную дисциплину, а интегрировано входит во все содержание программы. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

В содержании программы указана примерная последовательность изучения тем. Реальная последовательность и сроки изучения тем на занятиях указываются в календарно-тематических планах во всех блоках.

Учебный план позволяет составить расписание занятий, которое обеспечивает смену деятельности обучаемых и не превышает допустимой для данной возрастной группы нагрузки.

Все условия реализации дополнительной образовательной программы соответствуют СанПиНу.

 Адресат программы: программа адресована детям от 4 до 5 лет.

Особенности возрастной группы

  Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста для 4-5 лет. Формы и методы организации деятельности обучающихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Наполняемость групп с учетом рекомендаций СанПин:

Группа: 15 человек.

Объем и сроки реализации программы.

Программа «Мир сенсорики» рассчитана на 1 год обучения, 35 часов.

Формы обучения– очная.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность: для детей 4 - 5 лет 20 минут.

1.2. Цель: формирование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Дополнительная образовательная программа обучения предполагает решение четырёх групп взаимосвязанных задач:

 - образовательные;

 -  развивающие;

 - воспитательные.

1.3. Содержание программы.

Задачи:

Образовательные

  • ввести в активную речь дошкольников элементарные математические термины;
  • дать представление о множестве, числе, величине, пространстве и времени;
  • познакомить обучающихся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, цилиндр);
  • учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Развивающие  

  • пробуждать интерес к познанию, любознательность;
  • воспитывать инициативность, самостоятельность;
  • формировать бережное отношение к вещам, аккуратность;
  • воспитывать трудолюбие, исполнительность, доброжелательность в отношениях со сверстниками.

Воспитательные

  • содействовать развитию наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка);
  • развивать внимание, память, связную речь;
  • способствовать формированию умения самостоятельно решать простейшие задачи в процессе обучения (выбор способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач);
  • создать условия для развития математических способностей, развивать потребность активно мыслить.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела программы

Общее количество часов

Формы аттестации

Всего

Теоретических

Практических

1.

Введение в образовательную программу

1

0,75

0,25

Начальная диагностика

2.

Количество и счет

9

1,75

7,25

Дидактическая игра « Кто быстрее сосчитает»  

3.

Геометрические фигуры

6

1,5

4,5

Интеллектуальная игра «На что это похоже?»

4.

Определение величины

7

1,75

5,25

Логическая игра «Меры длины»,

«Чем похожи»

5.

Ориентировка во времени, пространстве

6

1,5

4,5

Праздник «Путешествие по стране Математики»

6.

Решение логических задач

6

1,5

4,5

Открытое интегрированное мероприятие для родителей «Поможем Незнайке»

ИТОГО:

35

8,75

26,25

Содержание программы.

Раздел 1. Введение в образовательную программу (1ч.)

Теория. Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Практика. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами. Раздел 2.  Количество и счет (9ч.)

Теория. Развитие самостоятельности, активности, знакомство со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закрепление понимания отношений между числами натурального ряда, развитие психических процессов: внимание, память, логические формы мышления.

Практика: Поставленные цели реализуются через следующие игры:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх-вниз по числовой лестнице».

Раздел 3. Геометрические фигуры (6ч.)

Теория. В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Практика: Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»,

«Что общего и чем различаются фигуры»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор».

Раздел 4. Определение величины (7ч.)

Теория. развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Практика: В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

 «Короче-длиннее»

«Подбери мебель для трех медведей»

Раздел 5. Ориентировка во времени, пространстве (6ч.)

Теория.  В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

Практика: в работе использую следующие дидактические игры:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

Раздел 6. Решение логических задач (6ч.)

Теория.  Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Практика: используемые пособия («Мазайка», «Волшебный круг», головоломки, Кубик-рубик», «Лабиринт», задачи в стихах), логические задачи, весёлые задачки для маленьких умников, графическое упражнение «Штриховки» 

Планируемые результаты: у детей развито логическое мышление, произвольное

 1.4. Предполагаемые результаты

К концу года дети должны знать:

К концу года дети должны уметь:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • счет по образцу и названному числу в пределах 10;
  • геометрические фигуры;
  • составлять числа от 1 до 10 из.
  • рисовать геометрические фигуры;
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач;
  • правильно держать ручку, карандаш, ориентироваться на листе бумаги;

Предметные результаты:

  • уверенное владение дошкольниками элементарными математическими терминами;
  • сформированное представление у обучающихся о множестве, числе, величине, пространстве и времени;
  • знание основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и др.);
  • умение решать логические задачи на сравнение, классификацию.

Личностные результаты:

  • повышение уровня развития наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления (анализ, синтез, сравнение, группировка);
  • умение самостоятельно решать простейшие задачи в процессе обучения (выбирать способ решения, планировать предстоящее действия, самоконтроль, применять полученные знания при решении новых задач);
  • повышение уровня развития памяти, внимания, речи дошкольников;
  • потребность активно мыслить, совершенствование математических способностей.

Метапредметные результаты:

  • проявление интереса к познанию, любознательность дошкольников;
  • умение работать в группе, строить взаимоотношения со сверстниками;
  • инициативность, самостоятельность, исполнительность в решении учебных и внеучебных задач.

Итоговое мероприятие: интегрированная образовательная деятельность «В гости к Дюймовочке», презентация результатов работы на родительском собрании с открытым показом.

1.5. Методическое обеспечение программы

Раздел

Формы и методы занятий.

Дидактическое оснащение. Техническое оснащение

Подведение итогов

Введение в образовательную программу.

Групповое занятие с применением проблемно-практических игровых методов

Наглядный материал (таблицы, пособия, образцы), раздаточный материал; учебно-методические пособия;

сценарии, разработки, конспекты; доска; аудио и видеоаппаратура, ПК.

Педагогическое наблюдение

Количество и счет

Организация образовательной деятельности (объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, упражнения, наблюдение, контроль)

Наглядный материал (таблицы, пособия, образцы), раздаточный материал; учебно-методические пособия;

сценарии, разработки, конспекты; доска; аудио и видеоаппаратура, ПК.

Интеллектуальная игра, олимпиада, соревнование

Геометрические фигуры

Организация образовательной деятельности (объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, упражнения, наблюдение, контроль)

Наглядный материал (таблицы, пособия, образцы), раздаточный материал; учебно-методические пособия;

сценарии, разработки, конспекты; доска; аудио и видеоаппаратура, ПК.

Соревнование, олимпиада, интеллектуальная игра

Определение величины

Организация образовательной деятельности (объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, упражнения, наблюдение, контроль)

Наглядный материал (таблицы, пособия, образцы), раздаточный материал; учебно-методические пособия; доска; аудио и видеоаппаратура, ПК

Конкурс, олимпиада, открытое занятие

Ориентировка во времени, пространстве

Организация образовательной деятельности (объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, упражнения, наблюдение, контроль)

Наглядный материал (таблицы, пособия, образцы), раздаточный материал; учебно-методические пособия, доска; аудио и видеоаппаратура, ПК

Конкурс, праздник

Решение логических задач

Организация образовательной деятельности (объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, упражнения, наблюдение, контроль)

Наглядный материал (таблицы, пособия, образцы), раздаточный материал; учебно-методические пособия, доска; аудио и видеоаппаратура, ПК;

Олимпиада, соревнование, конкурс, открытое занятие, праздник Анализ работы детей

Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир сенсорики».

2.1. Календарно-учебный график:

         Продолжительность занятий, обучающихся с 18 сентября по 28 мая.

2.2. Условия реализации программы:

Для эффективной реализации Программы, занятия проводятся в групповом помещении, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН и ФГОС ДО. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования для развития детей среднего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

Развивающая предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.  На занятиях используются дидактические и компьютерные игры, презентации, демонстрационный и раздаточный материал, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, художественное слово, музыкальная фонотека.

Для практической деятельности детей имеется в достаточном количестве разнообразный раздаточный и демонстрационный материал по всем разделам программы.

2.3. Формы подведения итогов реализации программы:

     В течение всего периода обучения поэтапно проводится педагогическая диагностика для определения индивидуального развития детей связанной с оценкой эффективности педагогических действий. В ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, используются как психологические тесты, так и методики, основанные на игровой диагностике по ФЭМП.

2.4. Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

2.5. Кадровое обеспечение

Педагоги, работающие по данной программе, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
  2. «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
  3. Н.К.Винокурова «Развиваем способности детей» Москва «РОСМЭН» 365 логических игр и задач. Москва «АСТ – ПРЕСС книга» Умникам и умницам

 4. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.

        5. Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. – М.: Рольф, 2000.

6. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

http://festival.1september. ru

http://doskolnik.info

www.detsat.ru

hhttp://doshvozrast.ru

http://viki.rdf.ru

http://luntikcity.ru/igry/43-skachat-igru-luntik-podgotovka-k-shkole.html

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 Список детей младшей группы №2, посещающих

дополнительную образовательную услугу кружка

«Мир сенсорики» (для детей 4 - 5 лет)

Фамилия, имя

отчество ребенка

Год рождения

1.

Бунина Варвара Алексеевна

2.

Вильская Полина Евгеньевна

21.12.2016

3

Дегтярева Полина Андреевна

18.07.2016

4.

Дронова Диана Витальевна

03.09.2016

5.

Дубровин Максим Сергеевич

11.10.2016

6.

Ковач Ульяна Дмитриевна

20.11.2016

7.

Кустов Антон Андреевич

09.06.2016

8.

Лычагин Павел Михайлович

9.

Маскальчук Анастасия Николаевна

24.01.2017

10.

Неретин Иван Дмитриевич

03.03.2016

11.

Писклова Дарья Александровна

17.09.2016

12.

Петров Давид Викторович

24.10.2016

13.

Пёркин Максим Васильевич

14.07.2016

14.

Сульков Максим Иванович

22.01.2016

15.

Царев Андрей Николаевич

13.03.2016

16.

Царев Артем Николаевич

13.03.2016

17.

Шишкина Юлия Павловна

11.12.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мир сенсорики»

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «В мир сенсорики»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...