Конспект занятия по математике.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Елена Владимировна Ерофеева

Конспект занятия по математике. Из цикла "Занимательная математика" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.odt27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по математике для детей старшего дошкольного возраста из серии: «Занимательная математика»

Занимательный материал по математике дает возможность отдохнуть, переключиться, и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Путешествие в страну Математических знаний».

Цель: закреплять знание прямого и обратного счета в пределах 20, умение устанавливать связи и отношения между цифрами натурального ряда, состав числа из двух меньших чисел, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, развивать тактильную чувствительность;

Материал: мяч, лист бумаги с изображением геометрических фигур, карточки с цифрами, геометрические фигуры, дощечки с цифрами, ленточки разной длины, карточки с пуговицами, счетные палочки.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, так чему же учат в школе? (Ответы детей.) Те, кто переступает порог школы, оказываются в волшебной стране — Стране Знаний. Правит этой страной мудрая и справедливая Королева. Но чтобы туда попасть, надо получить пропуск, который может выдать только сама Королева.

Ребята, я очень хочу, чтобы вас всех приняли в школу. И вот сегодня утром я получила пакет, а в нем вот это письмо.

Дима, пожалуйста, прочти это письмо. Откуда оно к нам пришло?

Ребенок читает: «Ребята, чтобы попасть в мою страну и получить пропуск, вам надо выполнить мои задания. Если вы справитесь, то сможете построить дорогу в Страну Знаний. Королева Страны Знаний.»

Воспитатель:Ребята, заданий очень много, так что давайте быстро и правильно постараемся отвечать.

Послушайте первое задание.

Игра «Продолжи счет».

Цель: закреплять количественный счет до 20.

Воспитатель:Тот, кому я брошу мяч, начинает считать, после слова «стоп» бросает мяч обратно, а следующий, у кого окажется мяч, продолжает счет с той цифры, на которой остановился предыдущий. Досчитав до 20, считаем обратно.

С этим заданием вы справились, и мы начинаем строить дорожку. А сейчас следующее задание.

Игра «Запрещенное  число».

Цель: развивать внимание, фантазию, счет.

Запрещенное число у нас будет «7». Считаем только до 10, будьте внимательны. Кто выбывает из игры, идет к доске и что-нибудь рисует, под ним напишите свое имя.

Замечательно! Вы хорошо справились. Но самым внимательным был Егор. Он получает право найти и положить следующую дощечку дорожки.

Игра «Соседи числа и пропущенное число».

Цель: закрепить знания о последовательности цифр в числовом ряду.

Воспитатель:Я показываю вам цифру, а вы называете ее соседей и пропущенное между ними число.

С заданием справились. Иди, Алина, продолжи строить дорожку. А вы, дети, проверьте, правильно ли она положила дощечку с номером.

Игра «Только одно свойство» (под музыку).

Цель: классифицировать геометрические фигуры по одному признаку.

Воспитатель:  Нам надо разделиться на две команды, чтобы было поровну.

Задание для первой команды (вторая проверяет):

  • найти и положить все фигуры такой же величины;
  • первая команда положит все фигуры такой же формы;
  • вторая команда положит все фигуры, которые имеют углы.

Вот еще одно задание выполнили. Иди, Катя, положи дощечку с соответствующей цифрой.

Игра «Загадка».

Цель: развивать внимание, сообразительность, логическое мышление.

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку об одном из предметов, изображенных на картинке, а вы должны отгадать, задавая мне вопросы.

А теперь скажите словами, где же на листе бумаги расположена отгадка? (В правом верхнем углу.)

Игра «На горе стояли зайцы».

Цель: закреплять знание цифр, умение соотносить цифры с количеством пальцев.

Воспитатель: Когда будет звучать музыка, вы танцуете. Как только музыка замолкает, вы смотрите, какую цифру я вам покажу, и показываете столько же пальцев, но так, чтобы участвовали пальцы обеих рук.

Сколько пальцев ты, Диана, показала на правой и левой руке? Из каких чисел состоит число 6? И т. д.

Молодцы! Иди, Юсуф, положи дощечку с соответствующим номером.

Игра «Ответь быстро».

Цель: развивать внимание, сообразительность, мышление.

Воспитатель: А сейчас вы должны быстро отвечать на вопросы:

  • Какие поры года вы знаете?
  • Как называется второй месяц весны?
  • Сколько месяцев в году?
  • Что бывает зимой?
  • Что бывает круглым?
  • Алена у бабушки целое лето, а Коля — весь год. Кто больше был у бабушки?
  • Какая  пора года бывает после весны?

Вы правильно отвечали на вопросы, поэтому получаете возможность продолжить строить дорожку.

А сейчас давайте немножко отдохнем.

Физминутка «В группу к нам жук влетел».

 Мы немножко с вами отдохнули. А теперь я расскажу вам интересную историю, которая произошла в Стране Знаний.

В этой стране есть Математический город. В нем жила точечка со своими подружками. Однажды в городе появилась коварная резинка. Как только наступала ночь, она появлялась и начинала все стирать. Она стирала названия улиц, номера домов, квартир. Все звали на помощь точечку и ее подружек, которые приводили все в порядок. В Математическом городе была улица геометрических фигур, но коварная резинка стерла их. Жители города не могли найти нужный им дом. Давайте, ребята, им поможем. Точечка со своими подружками уже заселилась на ваших листочках. Я буду вам рассказывать, как рисовать дом, а вы внимательно слушайте и выполняйте.

Сейчас мы с вами нарисуем первый домик.

От точечки вниз проведите прямую линию на 5 клеточек. Потом вправо на 5 клеточек. Первую и последнюю точки соедините. Какой формы получился домик?

А сейчас нарисуем второй домик.

От точечки вниз проведите линию на 6 клеточек, вправо на 6 клеточек, вверх на 6 клеточек, первую и последнюю соедините прямой линией. Какой формы получился дом?

Третий дом имел такую форму.

От точечки вниз проведите прямую линию на 3 клеточки, потом вправо на 7 клеточек, вверх на 3 клеточки. Первую и последнюю соедините. Какой формы дом получился?

Ребята, если наступит ночь, коварная резинка сотрет и наши домики. Что же нам делать? (Ответы детей.)

Дети, я предлагаю выложить домики из ленточек.

«Игра с отрезками» (под музыку).

Цель: устанавливать зависимость числа от величины.

Дети выкладывают домики треугольной формы, ленточки у всех разной длины.

Воспитатель:Почему домики получились разной величины? (Ленточки разной длины.)

Что нужно сделать, чтобы убедиться в этом? (Измерить длину с помощью условной мерки.) У кого сколько раз уложилась мерка в длину ленточки?

Теперь давайте выстроим улицу из домиков разной формы, чтобы жители Математического города остались довольны.

И с этим заданием мы справились, потому имеем право продолжить строительство нашей дорожки в Страну Знаний.

«Посчитай правильно» (счет на ощупь).

Цель: закрепить знание счета, развивать у детей тактильную чувствительность.

Воспитатель: Под музыку вы передаете карточки с пуговицами за спиной, когда я скажу «стоп», останавливаетесь и показываете карточку с тем количеством пуговиц, какую цифру я назову. Пуговицы считать только на ощупь.

Игра «Веселые задачки».

Цель: развивать операционную сторону мышления, сообразительность.

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал —

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (Пять.)

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами. (Пять.)

  • Сколько хвостов у пяти мышей? (Пять.)
  • Сколько ушей у двух слонов? (Четыре.)
  • Сколько лап у двух зайчат? (Восемь.)
  • Друзья Даша и Саша решили купить мороженое, которое стоит 10 рублей. По сколько им нужно еще добавить, если у Жени 7  рублей, а  у Миши 5  рублей? (Жене — 3  рубля, Мише — 5  рублей.)
  • Росло четыре березы. На каждой березе по четыре большие ветки, на каждой большой ветке по четыре маленькие, на каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего? (Яблоки на березе не растут.)
  • Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Она должна взять яблоко с корзиной.)

Продолжаем выкладывать дощечки после каждого задания.

Работа с палочками.

Цель: развивать внимание, сообразительность.

В. Предлагаю вам, ребята, следующие задания:

  • из пяти палочек составить квадрат и два равных треугольника;
  • из девяти палочек составить квадрат и четыре треугольника;
  • из десяти палочек составить два квадрата — большой и маленький;
  • из девяти палочек составить пять треугольников;
  • из девяти палочек составить два квадрата и четыре равных треугольника.

Вот мы и справились со всеми  заданиями. Теперь давайте достроим дорожку, чтобы пройти по ней в Страну Знаний. Сколько же дощечек получилось в дорожке?

Дети проходят по дорожке. Появляется Королева.

Королева. Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, меня узнали. Да, я — Королева Страны Знаний. Я уже знаю, что вы выполнили все мои задания. Мое волшебное зеркальце мне рассказало. Я очень рада за вас всех и хочу вас похвалить, но слово, которое я вам хотела сказать, зашифровано в этом ребусе. Разгадав его, вы прочтете слово, это и будет мое последнее испытание.

Ребята, я думаю, что вы будете прилежными учениками в школе, и потому с радостью вручаю каждому из вас пропуск в Страну Знаний.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....