Путешествие в страну Фигурляндию
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Клепикова Любовь Александровна

Данное занятие направлиненно на формирование представлений об объемных геометрических телах (пирамиде, цилиндре, кубе, шаре).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._puteshnstvie_v_geometriyu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Сказка»

            Конспект НОД для детей 5-6 лет

       «Путешествие в страну Фигурляндию»

                                                                            Воспитатель: Клепикова Л. А.

 

     г. Рассказово

Цель: формирование представлений об объемных геометрических телах (пирамиде, цилиндре, кубе, шаре).

Задачи: 

Образовательные:

-совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные фигуры;

-упражнять в умении соотносить форму предметов с геометрическими фигурами;

- активизировать словарь математических терминов.

Развивающие:

-развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать группы фигур, выделять и обобщать признаки, свойственные фигурам, сопоставлять их, обосновывать найденное решение;

-развивать тактильные ощущения, восприятие, память, внимание, воображение, логическое мышление, творческие способности, умение ориентироваться на плоскости, коммуникативные навыки;

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, активность, любознательность, старательность. Расширять представление об окружающем мире.

Оборудование:

для воспитателя: компьютер, экран, проектор, слайды;

для детей: картонные модели пирамид, цилиндров; пластмассовые шары; игрушки: черепаха, колобок, львенок из картонного цилиндра, к основанию которого приклеена голова животного; мешочки с набором предметов разной формы; мешочки с крупами, фольга; круги, клей, кисточки, солфетки; одноразовые тарелки с сыпучим и мокрым песком; квадраты, круги, полукруги из цветной бумаги; зашумленный рисунок; мольберт, гирлянда «волшебный шар»; подставка для шаров; цветные круги для создания макетов города; цилиндры – стволы деревьев; шариковый пластилин.

Ход НОД.

Оргмомент. (Входят дети.)

Воспитатель: - Проходите, ребятишки –

                          Девчонки и мальчишки!

                          Прошу в круг всех встать.

                          За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите,

Всем улыбки подарите!

Я пришла к вам не одна –

Гостей сегодня привела.

Поздоровайтесь, друзья!

(Дети здороваются с гостями)

Создание проблемной ситуации.

Раздаётся звонок.

Воспитатель: - Что это? Извините, ребята, кажется, мне пришло сообщение. (Читает):

Приглашаем всех детей

В путь отправиться скорей!

Ждут вас испытания,

Сложные задания!

Путь не в Антарктиду, не в Арктику, не в Финляндию.

В страну Фигурляндию.

Воспитатель: - Вы слышали о такой стране?

- Интересно, что это за страна и почему она так называется? Ну что, ребята, примем приглашение? Отправимся в путешествие?

- А на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей).

- Я предлагаю отправиться на воздушном шаре. Хотите?

(Убирает маскировку, появляется воздушный шар, сделанный из герлянды. Загораются огни. Звучит волшебная музыка. Музыкотерапия.)

- Ну что, полетели? Держитесь крепко, взлетаем. (Имитация полёта, музыка.)

- Смотрите сколько облаков вокруг! И каждое облако на что-то похоже. Какие удивительные облака! Ой, что-то я вижу сквозь облака, приземляемся. (Выходят из круга.)

Введение в тему.

- Мы очутились перед воротами, которые ведут в страну Геометрию. Называется она – Фигурляндия. Дети, слово «геометрия» пришло к нам из Греции. В переводе на русский язык означает «мерю землю».

-  Страна Геометрия познакомит нас с геометрическими фигурами и телами, научит сравнивать их, измерять, чертить.

- Я думаю, в стране Геометрии будет очень интересно и нас ждёт множество сюрпризов. Смотрите, ворота заперты и нас никто не встречает. К воротам прикреплен листок. На нем что-то написано (читаю текст на появившемся слайде). «Здравствуйте, дорогие гости! Чтобы ворота открылись, вы должны назвать все геометрические фигуры, которые «спрятались» на картинке».

Распознавание геометрических фигур на зашумленном рисунке

 (Дети называют фигуры, изображенные на зашумленном рисунке).

- Молодцы! Вы назвали все геометрические фигуры. Смотрите, ворота открываются, и нас встречает король, который правит этой страной. (На экране появляется слайд с изображением короля.)   (Сказкотерапия)

Король (аудиозапись). – Здравствуйте, ребята! В моей стране Геометрии случилась беда! Город пирамид, Шаргород и Цилиндроград куда-то исчезли. Я знаю, вы добрые и трудолюбивые дети. Если вы мне поможете – изготовите макеты исчезнувших городов, тогда Город пирамид, Шаргород и Цилиндроград вновь появится в моем королевстве.

- Ребята, поможем королю?

Знакомство с пирамидой

- Но где, же они эти города? Смотрите, в стране Фигурляндии тоже зима. Все замело снегом.  Интересно, что находится под этим снежным покрывалом. Дыхательная гимнастика.

- Давайте сильно подуем на сугроб.

Воздух плавно набираем,

Дружно, сильно выдуваем.

(Дети дуют на покрывало.)

- Смотрите, здесь какая-то загадка:

Египтяне их сложили

И так ловко смастерили,

Что стоят они веками.

Догадайтесь, дети, сами

Что же это за тела,

Где вершина всем видна?

Догадались? Из-за вида

Всем известна…

Дети: Пирамида.

Воспитатель: Раз, два, три –

Ну – ка, посмотри! (Открывают и берут в руки по пирамиде).

- Дети, расскажите, что вы знаете о пирамиде?

Дети: Она объемная, у нее есть вершина и основание. (Показывают на модели.)

Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: - Возьмите в левую руку свой волшебный мешочек, а правой рукой попытайтесь на ощупь найти пирамиду и показать ее. (Дети выполняют задание) Хочу открыть один маленький секрет: в основании каждой пирамиды «спряталась» геометрическая фигура. Хотите узнать, какие это могут быть фигуры? (Да)

Развитие тактильных ощущений

Воспитатель: - У каждого на столе стоят две тарелки. Что в них? (Песок) Пощупайте песок. Какой он? (В одной тарелке сухой песок, в другой мокрый.) Поставьте свою пирамиду сначала на тарелку с сухим песком, а затем с мокрым. Вот так. (Показываю, дети повторяют действия.) Моя пирамида оставила отпечаток, след на песке, а ваша? Этот отпечаток – след геометрической фигуры. Саша, назови фигуру, которая спряталась в основании твоей пирамиды. (Квадрат.)

- Почему ты так считаешь? (У квадрата все стороны равны) - А у тебя?..

- А в основании моей пирамиды спрятался…(Треугольник) Верно, как узнали, что это треугольник? (Ответы детей)

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: - Ребятки, как вы считаете, на каком песке дольше сохранится след от пирамидки - на сухом или на мокром? (Ответы детей) - Давайте проверим. Сделайте глубокий вдох носом и осторожно подуйте сначала на тарелку с сухим песком, затем с мокрым. (Дети выполняют задание)

– Что произошло? (На тарелке с сухим песком отпечаток почти исчез, а с мокрым он не изменился.) - Как вы думаете, почему? (Сухой песок сыпучий, песчинки перемещаются от легкого прикосновения, а у мокрого они слеплены друг с другом и их не просто оторвать.)

Строительство города Пирамид

Воспитатель: - Давайте построим город Пирамид. (Дети расставляют модели пирамид на круге желтого цвета.)

- Молодцы! Правителем города пирамид станет мудрая черепаха. (Выставляю.) А почему? Не догадываетесь?

- Давайте сначала посмотрим, появился ли город пирамид в стране Геометрии? (На экране слайд «Пирамиды Египта». Звучит аудиозапись египетской народной музыки.) (Музыкотерапия)

Воспитатель: - Да, город пирамид появился, ведь мы правильно построили его макет.

Первые пирамиды с квадратными основаниями были построены в Египте, государстве в Африке, много тысяч лет назад. Их соорудили из огромных каменных плит, поэтому пирамиды хорошо сохранились. В наши дни люди со всего мира приезжают в Египет и стоят в восхищении перед этим чудом строительного искусства. Посмотрите, где находятся пирамиды: в лесу, в пустыне, в горах? (В пустыне.)  Почему тогда правителем Города я предложила сделать черепаху? (Черепахи обитают в пустыне.)

Знакомство с шаром

Воспитатель: - Идем дальше. А вот ещё один сугроб. Кто же здесь живёт?

Вновь беремся мы за дело,

Изучаем снова тело:

Может мячиком он стать

И немного полетать.

Очень круглый, не овал.

Догадались? Это … (шар).

- Достаньте, не глядя, шар из своего мешочка.

Сравнение круга и шара

- Есть ли углы у шара? На какую геометрическую фигуру похож шар? (На круг) Найдите круг среди других фигур. Положите его на прямую ладонь, а другой прямой ладонью накройте. Никто даже не догадается, что между ладонями что-то спрятано. Ведь круг – это плоская геометрическая фигура. Теперь возьмите в руки шар. Что сейчас делают ваши руки? Руки обнимают шар. Ведь шар - это объемная геометрическая фигура.

Создание макета Шаргорода

Воспитатель: - Давайте создадим макет Шаргорода. Может и этот город удастся вернуть. Из каких геометрических форм мы будем строить макет? (Из шаров.) Чтобы дома были красивыми, превратим обычные шары в зеркальные. Для этого обернем их вот этим материалом. Кто знает, как он называется? (Фольга.)

Развитие мелкой моторики

- Приступайте к волшебству! (Дети заворачивают шары в фольгу.) Молодцы! Теперь создадим макет Шаргорода. (Дети располагают подставки с шарами на круге зеленого цвета.) Править Шаргородом будет Колобок. Как вы думаете, почему именно он? (Он имеет форму шара.)

Физкультминутка «Колобок с мешочками»

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (Наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с мешочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

то с мешочком подружился. (Приседание)

Покатил их по дорожке, (катят по группе)

Покидался им немножко (подбрасывают)

И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю и отдают мешочки)

Воспитатель: - Давайте посмотрим, появился ли Шаргород в стране Геометрии? (На экране слайд с изображением группы шарообразных строений.)

- Ура! И это нам удалось!

Знакомство с кубом

Воспитатель: - Ну что, вы не устали? Путешествуем дальше? Еще один сугроб…. А кто здесь живет, вы узнаете, если отгадаете следующую загадку:

Как его нам не вертеть

Равных граней ровно шесть.

С ним в лото сыграть мы сможем,

Только будем осторожны:

Он не ласков и не груб

Потому что это… (куб).

- Под этим сугробом живет господин Куб. (Достают из мешочка)

- Возьмите в правую руку шар, в левую - куб. Прокатите по очереди каждый предмет. Какой предмет катится легко? Почему?

Вывод: Шар - неустойчивый, куб - устойчивый, т. к. у него есть углы, грани.

Строительство Кубограда

- Построим Кубоград.

- Посмотрим на этот город. (Показ слайда.)

Знакомство с цилиндром

Идем дальше на спасение следующего города страны Фигурляндии.

Про эту фигуру спросил я у папы,

А он рассмеялся:

"Похожа на шляпу,

Все трубы на эту фигуру похожи".

-Консервная банка, - заметил я, - тоже. (Цилиндр.) (Раскапывают сугроб.)

- Возьмите в руки цилиндр, рассмотрите его. (Достают из мешочка)

- На что он похож? (На стакан, на трубу, на шляпу, на консервную банку.) – У цилиндра два основания. Как вы думаете, какая геометрическая фигура спряталась в каждом основании цилиндра? (Круг.)

- Что может делать цилиндр? (Показывают: стоять, катиться)

- Знаете ли вы, почему цилиндр так называется? Давным-давно, когда никаких машин ещё не было, люди передвигали тяжёлые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?

Экспериментальная деятельность

Воспитатель: - Представьте, что морской камень - это очень тяжёлый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры. Как это сделать? (Дети выполняют)

- Вы убедились, что цилиндр, оказывается, может катиться.

- Слово «цилиндр» в переводе с греческого – «каток», «валик». 

Игра «Сравни фигуры»

- Предлагаю найти цилиндры, одинаковые по какому-либо признаку, и у отобранных фигур признаки отличия. (Например: цилиндры, равные по высоте, но разные по толщине, цвету, материалу, из которых они сделаны (из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические, деревянные).

Вопросы воспитателя:

- Посчитайте, сколько всего фигур? Какой цифрой обозначим количество цилиндров? (Показывают цифру).

- Какой по счёту, начиная слева, красный цилиндр? Синий? (Показывают цифры).

- Какого цвета второй цилиндр? Пятый? (Жёлтый, коричневый).

Гимнастика для глаз «Чудеса»

Закрываем мы глаза, (Заменяю цилиндр на пирамиду.)

Вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза.)

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву «О»,

Получается легко. (Глазами рисуют букву «О».)

Вверх поднимем,

Глянем вниз. (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо- влево.)

Заниматься вновь начнем.

Практическая деятельность

- Хлопните в ладоши столько раз, сколько цилиндров? (Хлопают в ладоши).

- Почему хлопнули 4 раза? (Вторая фигура не цилиндр, а пирамида).

- У вас на столах стоят тарелки с геометрическими фигурами - это окна и двери. Выберите окна и двери для своего дома и приклейте их на цилиндр.

- Какие красивые дома получились! Украсим будущий город – посадим деревья. ( Дети приклеивают листочки к 2-3 цилиндрам.)

Создание макета Цилиндрограда

- Теперь можно создать макет Цилиндрограда. (Дети располагают цилиндры на круге оранжевого цвета.)

- А править этим городом будет львенок. (Выставляю) Как вы думаете, почему? (Тело львенка – цилиндр.)

- Давайте посмотрим, появился ли Цилиндроград а стране Геометрии? (На экране слайд с изображением группы строений, имеющих форму цилиндра.)

- Как вы думаете, справились мы с заданием? Помогли королю вернуть все города в его страну? Что же это за страна? Как она называется? (Страна Геометрия.) ( На экране слайд с изображением короля и всех его городов.)

Голос короля: - Спасибо вам, ребята! Вы умело построили макеты городов и они вновь радуют жителей моей страны. До свидания. До новых встреч.

Итог занятия.

Воспитатель: - Наше путешествие в страну Геометрию подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. (Все встают в воздушный шар, сделанный из гирлянды. Загораются огни. Звучит волшебная музыка.) - Ну что, полетели? Держитесь крепко, взлетаем. (Имитация полёта, музыка.)

- Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что особенно понравилось? На память о нем у нас останутся эти макеты. А еще король просил передать вам угощения. Какую форму они напоминают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в волшебную страну «Фигурляндию»»

Конспект занятияПо формированию элементарных математических представленийВо второй младшей группе  Тема: «Путешествие в волшебную страну «Фигурляндию»»Геометрические фигуры...

"Путешествие в страну Фигурляндию"

Интегрированное занятие в средней группе по ФЭМП+ аппликация с применением информационно-коммуникативных технологий....

Конспект НОД "Путешествие в страну Фигурляндия"

Конспект занятия с применением дидактического материала Блоки Дьениша....

«Путешествие в страну Фигурляндию» для детей старшего дошкольного возраста

Учить различать и называть знакомые формы предметов;Закреплять геометрические фигуры;Сравнивать два множества;Расширять пространственные представления: впереди, сзади, за, между, рядом;Упражнять в сче...

«Путешествие в страну Фигурляндию» для детей старшего дошкольного возраста

Учить различать и называть знакомые формы предметов;Закреплять геометрические фигуры;Сравнивать два множества;Расширять пространственные представления: впереди, сзади, за, между, рядом;Упражнять в сче...